Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9795Новости 1911Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

30 место — направление «Психология»

0,404 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,000 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Направленность внимания у детей с РАС 243

|

Каримулина Е.Г.
кандидат психологических наук, доцент нейро- и патопсихологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет,, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1563-2364
e-mail: karimulina@list.ru

Хлюстова Н.Г.
магистр, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8056-0280
e-mail: nhlustova@gmail.com

Аннотация

Особый способ познания мира и мозговые механизмы когнитивных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) становятся ведущими в изучении аутизма. В статье представлено исследование общих особенностей внимания у детей младшего школьного возраста с РАС с помощью методик, направленных на выявление нарушений параметров внимания: Таблицы Шульте, Реакция выбора, Счет по Крепелину, Тест Струпа. Было принято решение изучить внимание детей с РАС с использованием методики Струпа для понимания направленности внимания в условиях интерференции вербальных и предметных стимулов. Было показано, что результаты исследования внимания детей с РАС неоднозначны. Дети с РАС успешны при выполнении таблиц Шульте, наоборот, методика «Реакция выбора» показывает трудности включения в задания и оттормаживания доминантного ответа. Выявлены разные степени неустойчивой направленности внимания в заданиях на зрительное восприятие. Требуют дальнейшего исследования особенности направленности внимания в условиях интерференции. Предварительно получены результаты, свидетельствующие, что направленность внимания у младших школьников с РАС связана с предпочтением вербальных, а не образно-предметных характеристик зрительных стимулов

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Воронин Н.А. Современные представления о системах внимания // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 4. С. 67—76. DOI:10.17759/jmfp.2016050407
  2. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. Москва: Медицина, 1991. 256 с.
  3. Манелис Н.Г. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими расстройствами: дис. канд. психол. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва, 2000. 124 с.
  4. Строганова Т.А., Орехова Е.В., Галюта И.А. Нейронные механизмы нарушений ориентировки внимания у детей с расстройством аутистического спектра // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 3. С. 7—23. DOI:10.17759/exppsy.2015080302
  5. Adams N.C., Jarrold C. Inhibition and the validity of the Stroop task for children with autism. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2009, vol. 39, no. 8, pp.1112—1121. DOI:10.1007/s10803-009-0721-8
  6. Adamson L.B., Bakeman R., Suma K., Robins D.L. An expanded view of joint attention: skill, engagement, and language in typical development and autism. Child Developement, 2017, vol. 90, no. 1, pp. e1—e18. DOI:10.1111/cdev.12973
  7. Amso D., Haas S., Tenenbaum E., Markant J., Sheinkopf S.J. Bottom-up attention orienting in young children with autism. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2014, vol. 44, pp. 664—673. DOI:10.1007/s10803-013-1925-5
  8. Baron-Cohen S. et al. Talent in autism: Hyper-systemizing, hyper-attention to detail and sensory hypersensitivity Philosophical Transactions of The Royal Society B: Biological Sciences, 2009, vol. 364, no. 1522, pp. 1377—1383. DOI:10.1098/rstb.2008.0337
  9. Billeci L., Narzisi A., Campatelli G., Crifaci G., Calderoni S., Gagliano A. et al. Disentangling the initiation from the response in joint attention: an eye-tracking study in toddlers for autism spectrum disorders. Translational Psychiatry, 2016, vol. 6, p. e808. DOI:10.1038/tp.2016.75
  10. Chawarska K., Macari S., Shic F. Context modulates attention to social scenes in toddlers with autism. The Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2012, vol. 53, no. 8, pp. 903—913. DOI:10.1111/j.1469-7610.2012.02538.x
  11. Chawarska K., Macari S., Shic F. Decreased spontaneous attentionto social scenes in 6-month-old infants later diagnosed with autism spectrum disorders. Biological Psychiatry, 2013, vol. 74, no. 3, pp. 195—203. DOI:10.1016/j.biopsych.2012.11.0221
  12. Cheung C.H.M., Bedford R., Johnson M.H., Charman T., Gliga T. Visual search performance in infants associates with later ASD diagnosis. Developmental Cognitive Neuroscience, 2018, vol. 29, pp. 4—10. DOI:10.1016/j.dcn.2016.09.003
  13. Frith U., Happé F. Autism: beyond “theory of mind”. Cognition, 1994, vol. 50, no. 1—3, pp. 115—132. DOI:10.1016/0010- 0277(94)90024-8
  14. Gladfelter A., Barron K. How children with Autistic Spectrum Disorder, Developmental Language Disorder and Typical learn to produce global and local semantic features. // Brain Science, 2020, 10(4), p. 231—251
  15. Happé F., Frith U. The weak coherence account: detail-focused cognitive style in autism spectrum disorders. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2006, vol. 36, no. 1, pp. 5—25. DOI:10.1007/s10803-005-0039-0
  16. Jones W., Klin A. Attention to eyes is present but in decline in 2—6 — months-old infants later diagnosed with autism // Nature, 2013 Dec 19; 504(7480), pp. 427-31
  17. Mann T., Walker P. Autism and a deficit in broadening the spread of visual attention. The Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2003, vol. 44, no. 2, pp. 274—284. DOI:10.1111/1469-7610.00120
  18. Nyström P., Bölte S., Falck-Ytter T. et al. Responding to other people’s direct gaze: alterations in gaze behavior in infants at risk for autism occur on very short timescales. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2017, vol. 47, pp. 3498— 3509.  DOI:10.1007/s10803-017-3253-7
  19. Nyström P., Gliga T., Jobs E.N., Gredebäck G., Charman T., Johnson M.H. et al. (2018). Enhanced pupillary  light  reflex  in infancy is associated with autism diagnosis in toddlerhood. Nature Communications, 2018, vol. 9, article no. 1678. DOI:10.1038/s41467-018-03985-4
  20. Reed P., Altweck L., Broomfield L. et al. Effect of Observing-Response Procedures on Overselectivity in Individuals With Autism Spectrum Disorders. The Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2012, vol. 27, no. 4, pp. 237—246. DOI:10.1177/1088357612457986
  21. Ridderinkhof A., de Bruin E.I., van den Driesschen S. Attention  in  Children  With  Autism  Spectrum  Disorder  and    the Effects of a Mindfulness-Based Program. Journal of Attention Disorders, 2018, vol. 24, no. 5, pp. 681—692. DOI:10.1177/1087054718797428
  22. Shah A., Firth U. Why do autistic individuals show superior performance on the Block Design task? Journal of Child Psychology and Psychiatry, 1993, vol. 34, no. 8, pp. 1351—1364. DOI:10.1111/j.1469-7610.1993.tb02095.x
  23. Simon J.R. “The Simon effect”: A potent behavioral mechanism. Acta Psychologica, 2011, vol. 136, no. 2, p. 181. DOI:10.1016/j.actpsy.2010.04.007
  24. Wass S.V., Clackson K., Georgieva S.D., Brightman L., Nutbrown R., Leong V. Infants’ visual sustained attention is higher during joint play than solo play: is this due to increased endogenous attention control or exogenous stimulus capture? Developmental Science, 2018, vol. 21, no. 6, article no. e12667. DOI:10.1111/desc.12667
  25. Yu C., Suanda S.H., Smith L.B. Infant sustained attention but not joint attention to objects at 9 months predicts vocabulary at 12 and 15 months. Developmental Science, 2018, vol. 22, no. 1, article no. e12735. DOI:10.1111/desc.12735
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика