Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 138Рубрики 53Авторы 10240Новости 1978Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index

CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Инструмент для комплексного обследования речевых навыков КОРАБЛИК и опыт его применения в группе младших школьников с РАС 132

|

Гомозова М.А.
сертифицированный специалист DIRFloortime уровня Proficient, центр «РечеЦветик», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4976-9868
e-mail: 79853555000@ya.ru

Арутюнян В.Г.
младший научный сотрудник Центра языка и мозга, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9417-0913
e-mail: varutiunian@hse.ru

Лопухина А.А.
кандидат филологических наук, научный сотрудник Центра языка и мозга, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ),, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2283-1644
e-mail: alopukhina@hse.ru

Драгой О.В.
доктор филологических наук, директор Центра языка и мозга, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6777-5164
e-mail: odragoy@hse.ru

Аннотация

Стандартизированные количественные методики оценки речевого развития ребенка, используемые во всем мире, являются надежным инструментом для определения уровня развития речи и уточнения речевых нарушений. Они оценивают понимание и порождение речи на всех уровнях языка: от звуков до текста, используют формальные протоколы для оценки ответов ребенка и опираются на количественные нормативные данные. Примером подобной методики для русского языка является КОРАБЛИК («Клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций»). Описаны результаты применения методики в группе детей 7—11 лет с расстройствами аутистического спектра (РАС). Показано, что разница в доменах понимания и порождения речи зависит от лингвистического уровня (например, слова или предложения), а также от невербального IQ. Анализ результатов обследования выявил значимые особенности в усвоении речи детьми с РАС, характерные для детей с системной речевой патологией, например, позднее овладение глагольным словарем или влияние частотности слов на правильность повторения предложений. Данные исследований свидетельствуют о чувствительности и диагностической значимости методики для оценки речи в популяции детей с РАС.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Акинина Ю.С., Грабовская М.А., Вечкаева А.М. и др. Библиотека психолингвистических стимулов: новые данные для русского и татарского языков // Седьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Светлогорск, 20—24 июня 2016 г. Москва: Институт психологии РАН, 2016. С. 93—95. ISBN 978-5- 9270-0325-5.
  2. Акинина Ю.С., Грабовская М.А., Исаев Д.Ю. и др. Визуальная сложность психолингвистических стимулов: данные баз «глагол и действие» и «существительное и объект» // Когнитивная наука в Москве: новые исследования (16 июня 2015 г.). Москва: Буки Веди, 2015. С. 16—21. ISBN 978-5-4465-0705-4.
  3. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Москва: Каисса, 2008. 95 с. ISBN 978-5-9901-088-9-9.
  4. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Программа формирования средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Русская Речь, 2019. 60 с. ISBN 978-5-91814-052-9.
  5. Безрукова О.А., Каленкова О.Н., Приходько О.Г. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Москва: Русская Речь, 2016. 112 с. ISBN 978-5-91814-033-8.
  6. Илюк М.А., Волкова Г.А. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: методическое пособие. Санкт-Петербург: КАРО, 2019. 46 с. ISBN 978-5-9925-0193-3.
  7. Лебедева Т.В. Новый подход к исследованию овладения русским языком детьми дошкольного возраста с нормальным и нарушенным развитием [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2014. Т. 6. № 3. С. 243—254. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/3/Lebedeva.phtml (дата обращения: 22.11.2021).
  8. Лебедева Т.В. Сравнительное психологическое исследование особенностей речи дошкольников с нарушенным и нормальным развитием: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.10 / Московский городской педагогический университет. Москва, 2019. 187 с.
  9. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). 3-е изд., испр. и доп. Санкт- Петербург: Детство-Пресс, 2019. 39 с. ISBN 978-5-89814-227-8.
  10. Прихода Н.А. Оценка развития русского языка (ОРРЯ) как стандартизованная методика диагностики коммуникативной функции у детей от 3 до 9 лет // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 3. С. 25— 33. DOI:10.17759/pse.2016210304
  11. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Москва: Аркти, 2000. 56 с. ISBN 5-89415-102-3.
  12. Худякова М.В., Иванова М.В., Драгой О.В. и др. Опыт создания стандартизированного теста для оценки речи при афазии // Нейронаука для медицины и психологии: 11-й Международный междисциплинарный конгресс. Москва: МАКС Пресс, 2015. С. 420—421. ISBN 978-5-317-04961-4.
  13. Arutiunian V., Lopukhina A., Minnigulova A. et al. Expressive and Receptive Language in Russian Primary-School-Aged Children with Autism Spectrum Disorder. Research in Developmental Disabilities, 2021, vol. 117, article no. 104042. DOI:10.1016/j.ridd.2021.104042
  14. Arutiunian V., Lopukhina A., Minnigulova A. et al. Language Abilities of Russian Primary-School-Aged Children with Autism Spectrum Disorder: Evidence from Comprehensive Assessment. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2021, vol. 117, article no. 104042. 16 p. DOI:10.1007/s10803-021-04967-0
  15. Babyonyshev M., Hart L., Reich J. et al. Оценка развития русского языка [Assessment of the Development of Russian]. Unpublished assessment. 2007.
  16. Chevrie-Muller C., Plaza М. N-EEL: Nouvelles épreuves pour l’examen du langage [New tests for language assessment]. Paris: Publ. Centre de Psychologie Appliquée, 2001. 170 p.
  17. D’Odorico L., Fasolo M. Nouns and verbs in the vocabulary acquisition of Italian children. Journal of Child Language, 2007, vol. 34, no. 4, pp. 891—907. DOI:10.1017/S0305000907008240
  18. Goldfeild B.A. Nouns before verbs in comprehension vs. production: the view from pragmatics. Journal of Child Language, 2000, vol. 27, no. 3, pp. 501—520. DOI:10.1017/S0305000900004244
  19. Grimm H., Aktas M., Frevert S. SETK 3-5: Sprachentwicklungstest für drei- bis fünfjährige Kinder: Diagnose von Sprachverarbeitungsfähigkeiten und auditiven Ge-dächtnisleistungen (Manual) [Language development test for 3—5 year old children: diagnosis of language processing skills and auditory memory]. Göttingen: Publ. Hogrefe, 2001. 150 p.
  20. Ivanova M., Dragoy O., Akinina J. et al. AutoRAT at your fingertips: Introducing the new Russian Aphasia Test on a tablet. Frontiers in Psychology, 2016, vol. 116. 1 p.
  21. Ivanova M., Akinina J., Soloukhina O. et al. The Russian Aphasia Test: The first comprehensive, quantitative, standardized, and computerized aphasia language battery in Russian. PsyArXiv Preprints, 2021, May 24. 47 p. DOI:10.31234/osf.io/wajdz
  22. Kjelgaard M.M., Tager-Flusberg H. An investigation of language impairment in autism: Implications for genetic subgroups. Language and Cognitive Processes, 2001, vol. 16, no. 2—3, pp. 287—308. DOI:10.1080/01690960042000058
  23. Kornilov S.A., Lebedeva T.V., Zhukova M.A. et al. Language development in rural and urban Russian-speaking children with and without developmental language disorder. Learning and Individual Differences, 2016, no. 46, pp. 45—53. DOI:10.1016/j.lindif.2015.07.001
  24. Kornilov S.A., Rakhlin N., Grigorenko E.L. Morphology and developmental language disorders: new tools for Russian. Psychology in Russia: State of the Art, 2012, vol. 5, pp. 371—387.
  25. Lopukhina A., Chrabaszcz A., Khudyakova M. et al. Test for assessment of language development in Russian “KORABLIK”. In Proceedings of the Satellite of AMLaP Conference “Typical and Atypical Language Development Symposium”. [s. l.], 2019. P. 30.
  26. Rakhlin N., Kornilov S.A., Reich J. et al. The Relationship between Syntactic Development and Theory of Mind: Evidence from a Small-Population Study of a Developmental Language Disorder. Journal of neurolinguistics, 2011, no. 24, vol. 4, pp. 476—496. DOI:10.1016/j.jneuroling.2011.03.001
  27. Semel E., Wiig E., Secord W. CELF-4: Clinical evaluation of language fundamentals. 4th edition. San Antonio: Publ. The Psychological Corporation, 2003. 394 p.
  28. Swensen L.D., Kelley E., Fein D., Naigles L.R. Processes of language acquisition in children with autism: evidence from preferential looking. Child Development, 2007, vol. 78, no. 2, pp. 542—557. DOI:10.1111/j.1467-8624.2007.01022.x
  29. Tyler A.A., Tolbert L.C. Speech-Language Assessment in the Clinical Setting. American Journal of Speech-Language Pathology, 2002, vol. 11, no. 3, pp. 215—220. DOI:10.1044/1058-0360(2002/022)
Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика