Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 141Рубрики 53Авторы 10511Новости 2002Ключевые слова 6178 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index

CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Комплексная оценка результативности технологии индивидуализации АООП дошкольного образования для детей с РАС «Скорошкольник» 103

|

Дон Г.В.
методист Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0804-7228
e-mail: galina.don@gmail.com

Ерофеева Ю.И.
учитель-дефектолог Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4319-029X
e-mail: erofeevayui@mgppu.ru

Салимова К.Р.
младший научный сотрудник научной лаборатории Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6328-001X
e-mail: ksalimova@yandex.ru

Давыдова Е.Ю.
кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5192-5535
e-mail: el-davydova@mail.ru

Хаустов А.В.
кандидат педагогических наук, директор, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9634-9295
e-mail: arch2@mail.ru

Аннотация

Представлена технология индивидуализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей старшего дошкольного возраста в группе кратковременного пребывания с учетом индивидуальных особенностей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) «Скорошкольник», разработанная сотрудниками Федерального ресурсного центра по организации комплексного со- провождения детей с РАС (ФРЦ). Показаны ключевые принципы технологии индивидуализации программы подготовки к школе в соответствии с ведущими особенностями каждого ребенка. Проведено пилотное исследование эффективности программы с применением комплексной оценки динамики развития базовых навыков, необходимых для обучения в группе. Применены стандартизованные методы («Психолого-образовательный профиль (PEP-3)», Шкала адаптивного поведения Вайнленд (Vineland Adaptive Behavior Scales (VABS) и специально разработанные инструменты оценки достижения целей программы. Показана эффективность программы в отношении формирования базовых навыков коммуникации, речевого, познавательного и моторного развития, а также снижения выраженности нежелательного поведения и улучшения регуляции поведения.

Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, подготовка к школьному обучению, эффективность вмешательства

Рубрика: Методы обучения и сопровождения

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2021190408

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00041-21-05 от 14.07.2021 «Комплексное сопровождение детей с РАС на основе доказательного подхода»

Получена: 11.11.2021

Принята в печать: 19.11.2021

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройством аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. Санкт-Петербург: Сеанс, 2018. 202 с. ISBN 978-5-905669-37-8.
  2. Дон Г.В. Условия образования детей дошкольного возраста, имеющих РАС, в группе кратковременного пребывания // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 4. С. 16—25. DOI:10.17759/autdd.2017150403
  3. Заломаева Н.Б. Опыт обучения аутичных детей начальным школьным навыкам // О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. Аутичный ребёнок: Пути помощи. Москва: Теревинф, 1997. С. 273—294. ISBN 5-88707-005-6.
  4. Лаврентьева Н.Б. Формирование учебного поведения у аутичных детей-дошкольников // Дефектология. 2008. № 4. С. 52—63.
  5. Морозов С.А. О ходе апробации примерной адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2018. Т. 16. № 4. С. 3—11. DOI:10.17759/autdd.2018160401
  6. Морозов С.А., Морозова Т.И. Воспитание и обучение детей с аутизмом (дошкольный возраст): учебно-методическое пособие. Самара: Книжное издательство, 2017. 324 с.
  7. Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. Москва: Теревинф, 1997. 342 с. ISBN 5-88707-005-6.
  8. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. 1995. № 2. С. 8—17.
  9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15.05.2020 № 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/06/19/minpros-prikaz236-site-dok.html  (дата  обращения: 08.12.2021).
  10. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра: Проект [Электронный ресурс]. 2020. С. 116. URL: https://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/3288/programma_-_2020.pdf (дата обращения: 08.12.2021).
  11. Хаустов А.В., Шумских М.А. Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2020 года // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 1. С. 4—11. doi:10.17759/autdd.2021190101
  12. Brignell A., Chenausky K.V., Song H. et al. Communication interventions for autism spectrum disorder in minimally verbal children. Cochrane Database of Systematic Reviews, 2018, vol. 5, no. 11, pp. 1—11. DOI:10.1002/14651858. CD012324.pub2
  13. Farmer C., Adedipe D., Bal V.H. et al.Concordance of the Vineland Adaptive Behavior Scales, second and third editions. Journal of Intellectual Disability Research, 2020, vol. 64, no. 1, pp. 18—26. DOI:10.1111/jir.12691
  14. Flannery K.A., Wisner-Carlson R. Autism and Education. Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America, 2020, vol. 29, no. 2, pp. 319—343. DOI:10.1016/j.chc.2019.12.005
  15. Fleur V., Thompson J., Wong C. Learning how to be a student: an overview of instructional practices targeting school readiness skills for preschoolers with autism spectrum disorder. Behavior Modification, 2015, vol. 39, no. 1, pp. 69—97. DOI:10.1177/0145445514551384
  16. Hilton C.L., Ratcliff K., Collins D.M. et al. Flourishing in children with autism spectrum disorders. Autism Research, 2019, vol. 12, no. 6, pp. 952—966. DOI:10.1002/aur.2097
  17. Huang J., Du C., Liu J., Tan G. Meta-Analysis on Intervention Effects of Physical Activities on Children and Adolescents with Autism. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2020, vol. 17, no. 6, pp. 1950—1961. DOI:10.3390/ijerph17061950
  18. Jackson D.B., Testa A., Vaughn M.G. Adverse Childhood Experiences and School Readiness Among Preschool-Aged Children. The journal of pediatrics, 2021, vol. 230, pp. 191—197. DOI:10.1016/j.jpeds.2020.11.023
  19. Kamps D., Thiemann-Bourque K., Heitzman-Powell L. et al. A comprehensive peer network intervention to improve social communication of children with autism spectrum disorders: a randomized trial in kindergarten and first grade. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2015, vol. 45, pp. 1809—1824. DOI:10.1007/s10803-014-2340-2
  20. Mesibov G., Shea V. Full inclusion and students with autism. Journal of Autism and Developmental Disorders, 1996, vol. 26, no. 3, pp. 337—346. DOI:10.1007/BF02172478
  21. Ouellet B., Carreau E., Dion V. et al. Efficacy of Sensory Interventions on School Participation  of  Children  With Sensory Disorders: A Systematic Review. American Journal of Lifestyle Medicine, 2018, vol. 15, no. 11, pp. 75—83. DOI:10.1177/1559827618784274
  22. Rodda A., Estes A.  Beyond  Social  Skills:  Supporting  Peer  Relationships  and  Friendships  for  School-Aged Children with Autism Spectrum Disorder. Seminars in Speech and Language, 2018, vol. 39, no. 2, pp. 178—194. DOI:10.1055/s-0038-1628369
  23. Scharf R.J. School Readiness. Pediatrics in Review, 2016, vol. 37, no. 11, pp. 501—503. DOI:10.1542/pir.2016-0107
  24. Steinbrenner J.R.D. Fostering Communication in Elementary School Children on the Autism Spectrum Who Are Minimally Verbal. Seminars in Speech and Language, 2018, vol. 39, no. 2, pp. 103—113. DOI:10.1055/s-0038-1627482
  25. Young K.R., Radley K.C., Jenson W.R. et al. Peer-facilitated discrete trial training for children with autism spectrum disorder. School Psychology Quarterly, 2016, vol. 31, no. 4, pp. 507—521. DOI:10.1037/spq0000161
Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика