Дон Г.В. методист Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0804-7228 e-mail: galina.don@gmail.com
Ерофеева Ю.И. учитель-дефектолог Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4319-029X e-mail: erofeevayui@mgppu.ru
Салимова К.Р. младший научный сотрудник научной лаборатории Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6328-001X e-mail: ksalimova@yandex.ru
Давыдова Е.Ю. кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5192-5535 e-mail: el-davydova@mail.ru
Хаустов А.В. кандидат педагогических наук, директор, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9634-9295 e-mail: arch2@mail.ru
Представлена технология индивидуализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей старшего дошкольного возраста в группе кратковременного пребывания с учетом индивидуальных особенностей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) «Скорошкольник», разработанная сотрудниками Федерального ресурсного центра по организации комплексного со- провождения детей с РАС (ФРЦ). Показаны ключевые принципы технологии индивидуализации программы подготовки к школе в соответствии с ведущими особенностями каждого ребенка. Проведено пилотное исследование эффективности программы с применением комплексной оценки динамики развития базовых навыков, необходимых для обучения в группе. Применены стандартизованные методы («Психолого-образовательный профиль (PEP-3)», Шкала адаптивного поведения Вайнленд (Vineland Adaptive Behavior Scales (VABS) и специально разработанные инструменты оценки достижения целей программы. Показана эффективность программы в отношении формирования базовых навыков коммуникации, речевого, познавательного и моторного развития, а также снижения выраженности нежелательного поведения и улучшения регуляции поведения.
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00041-21-05 от 14.07.2021 «Комплексное сопровождение детей с РАС на основе доказательного подхода»
Получена: 11.11.2021
Принята в печать: 19.11.2021
Ссылка для цитирования
Литература
Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети
с расстройством аутистического спектра в детском саду и школе: практики с
доказанной эффективностью. Санкт-Петербург: Сеанс, 2018. 202 с. ISBN
978-5-905669-37-8.
Дон Г.В. Условия образования детей дошкольного
возраста, имеющих РАС, в группе кратковременного пребывания // Аутизм и
нарушения развития. 2017. Т. 15. № 4. С. 16—25.
DOI:10.17759/autdd.2017150403
Заломаева Н.Б. Опыт обучения аутичных детей
начальным школьным навыкам // О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг.
Аутичный ребёнок: Пути помощи. Москва: Теревинф, 1997. С. 273—294. ISBN
5-88707-005-6.
Лаврентьева Н.Б. Формирование учебного поведения у
аутичных детей-дошкольников // Дефектология. 2008. № 4. С. 52—63.
Морозов С.А. О ходе апробации примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования
детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития.
2018. Т. 16. № 4. С. 3—11. DOI:10.17759/autdd.2018160401
Морозов С.А., Морозова Т.И. Воспитание и обучение
детей с аутизмом (дошкольный возраст): учебно-методическое пособие. Самара:
Книжное издательство, 2017. 324 с.
Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М.
Аутичный ребенок: Пути помощи. Москва: Теревинф, 1997. 342 с. ISBN
5-88707-005-6.
Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей //
Дефектология. 1995. № 2. С. 8—17.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
15.05.2020 № 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным
программам дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL:
https://rg.ru/2020/06/19/minpros-prikaz236-site-dok.html (дата
обращения: 08.12.2021).
Примерная адаптированная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с
расстройствами аутистического спектра: Проект [Электронный ресурс]. 2020. С.
116. URL:
https://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/3288/programma_-_2020.pdf
(дата обращения: 08.12.2021).
Хаустов А.В., Шумских М.А. Динамика в развитии
системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России:
результаты Всероссийского мониторинга 2020 года // Аутизм и нарушения развития.
2021. Том 19. № 1. С. 4—11. doi:10.17759/autdd.2021190101
Brignell A., Chenausky K.V., Song H. et al.
Communication interventions for autism spectrum disorder in minimally verbal
children. Cochrane Database of Systematic Reviews, 2018, vol. 5, no. 11, pp.
1—11. DOI:10.1002/14651858. CD012324.pub2
Farmer C., Adedipe D., Bal V.H. et al.Concordance
of the Vineland Adaptive Behavior Scales, second and third editions. Journal
of Intellectual Disability Research, 2020, vol. 64, no. 1, pp. 18—26.
DOI:10.1111/jir.12691
Flannery K.A., Wisner-Carlson R. Autism and
Education. Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America,
2020, vol. 29, no. 2, pp. 319—343. DOI:10.1016/j.chc.2019.12.005
Fleur V., Thompson J., Wong C. Learning how to be a
student: an overview of instructional practices targeting school readiness
skills for preschoolers with autism spectrum disorder. Behavior
Modification, 2015, vol. 39, no. 1, pp. 69—97.
DOI:10.1177/0145445514551384
Hilton C.L., Ratcliff K., Collins D.M. et al.
Flourishing in children with autism spectrum disorders. Autism Research,
2019, vol. 12, no. 6, pp. 952—966. DOI:10.1002/aur.2097
Huang J., Du C., Liu J., Tan G. Meta-Analysis on
Intervention Effects of Physical Activities on Children and Adolescents with
Autism. International Journal of Environmental Research and Public
Health, 2020, vol. 17, no. 6, pp. 1950—1961.
DOI:10.3390/ijerph17061950
Jackson D.B., Testa A., Vaughn M.G. Adverse
Childhood Experiences and School Readiness Among Preschool-Aged Children.
The journal of pediatrics, 2021, vol. 230, pp. 191—197.
DOI:10.1016/j.jpeds.2020.11.023
Kamps D., Thiemann-Bourque K., Heitzman-Powell L. et
al. A comprehensive peer network intervention to improve social
communication of children with autism spectrum disorders: a randomized trial in
kindergarten and first grade. Journal of Autism and Developmental
Disorders, 2015, vol. 45, pp. 1809—1824.
DOI:10.1007/s10803-014-2340-2
Mesibov G., Shea V. Full inclusion and students
with autism. Journal of Autism and Developmental Disorders, 1996, vol.
26, no. 3, pp. 337—346. DOI:10.1007/BF02172478
Ouellet B., Carreau E., Dion V. et al. Efficacy of
Sensory Interventions on School Participation of Children
With Sensory Disorders: A Systematic Review. American Journal of Lifestyle
Medicine, 2018, vol. 15, no. 11, pp. 75—83.
DOI:10.1177/1559827618784274
Rodda A., Estes A. Beyond Social
Skills: Supporting Peer Relationships and
Friendships for School-Aged Children with Autism Spectrum Disorder.
Seminars in Speech and Language, 2018, vol. 39, no. 2, pp. 178—194.
DOI:10.1055/s-0038-1628369
Scharf R.J. School Readiness. Pediatrics in
Review, 2016, vol. 37, no. 11, pp. 501—503. DOI:10.1542/pir.2016-0107
Steinbrenner J.R.D. Fostering Communication in
Elementary School Children on the Autism Spectrum Who Are Minimally Verbal.
Seminars in Speech and Language, 2018, vol. 39, no. 2, pp. 103—113.
DOI:10.1055/s-0038-1627482
Young K.R., Radley K.C., Jenson W.R. et al.
Peer-facilitated discrete trial training for children with autism spectrum
disorder. School Psychology Quarterly, 2016, vol. 31, no. 4, pp.
507—521. DOI:10.1037/spq0000161