Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 53Авторы 8838Новости 1762Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

17 место — направление «Психология»

0,663 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,878 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Становление экспериментальной этнопсихологии в Казахстане 2018

Джакупов С.М.
доктор психологических наук, зав. кафедрой этнической и педагогической психологии КазНУ им.Аль-Фараби, Казахстан

Мадалиева З.Б.
кандидат психологических наук, Декан факультета педагогики и психологии университета Кайнар

Аннотация

В настоящей работе авторы рассматривают основные этапы процесса становления экспериментальной этнопсихологии как особой системы научных знаний о феноменах, обусловленных групповым характером их возникновения, проявления и протекания в таких различных формах общностей, как народ и этнос. Получены данные об этнических особенностях познавательной деятельности; проведены исследования такого феномена, как «этническое предубеждение», изучены его психологические механизмы и динамика изменений. Отдельные работы касаются таких вопросов этнопсихологии, как: особенности этнического самосознания, этнической идентичности, самоактуализации представителей различных этносов; психологические проблемы этнокультурной маргинальности; психолингвистические особенности переработки информации билингвами (носителями двух языков). Обосновано положение о том, что необходимой предпосылкой развития экспериментальной этнопсихологии является разработка комплексного экспериментально-эмпирического метода исследования. Обсуждаются преимущества предложенной авторами новой технологии проведения этнопсихологического эксперимента, основанной на моделировании виртуальных экспериментальных моноэтнических групп (выступающих в качестве независимых переменных), а также перспективы ее применения в этнопсихологическом исследовании.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Экспериментально-эмпирические исследования этнопсихологических феноменов на кафедре общей психологии Карагандинского университета стали проводиться под нашим руководством одновременно по трем направлениям. Первое направление было достаточно традиционным и охватывало изучение проблемы взаимосвязи этнических стереотипов с изменяющимися в процессе интенсивной социализации человека ценностными ориентациями личности. Под интенсивной социализацией имелись в виду процессы обучения и воспитания, специально организуемые в системе образования. Второе направление имело целью выявление собственно психологических механизмов, лежащих в основе этнопсихологических феноменов, которые сопровождают процесс социализации человека в условиях обучения и воспитания в полиэтнической среде. Третье направление включало в себя исследование влияния двуязычия (билингвизма) на процесс социализации, происходящий в условиях формирования и развития познавательной деятельности в системе вузовского и школьного обучения. В качестве эмпирических индикаторов социализации выступили изменения этнических стереотипов, установок, ценностных ориентаций и убеждений человека в процессе обучения, имеющего, как правило, групповой характер.

Что касается первого направления исследований, то обнаружилось, что понятие «этнический стереотип» менее всего пригодно для экспериментально-эмпирического изучения этнопсихологических феноменов. Оказалось, что данное понятие является более адекватным для социологических, в лучшем случае социально-психологических исследований этнопсихологических явлений. Как выяснилось, это было обусловлено специфическими особенностями такого типа исследований, которые направлены на изучение макродинамических процессов в широком диапазоне пространственно-временных координат.

Исследования микродинамики этнопсихологических феноменов в изначально заданных и строго регламентированных временных и пространственных рамках социализации личности, определенных, в свою очередь, конкретными условиями учебно-воспитательного процесса, побудили нас к поиску новых понятий, адекватно отражающих содержание изучаемых явлений. Одним из таких понятий оказался «общий фонд смысловых образований», экспериментально верифицированный нами ранее как совокупность психологических факторов, детерминирующих процессы целеобразования и мотивообразования в условиях групповой совместной деятельности (Джакупов, 1985).

Сравнительный анализ результативности познавательной деятельности студентов в процессе обучения в моноэтнических и полиэтнических группах показал различие в процессах формирования и развития общего фонда смысловых образований и его последующего присвоения каждым участником деятельности. В свою очередь, эти различия были обусловлены как этническими особенностями обучающихся, так и структурой их межэтнического взаимодействия и общения. Они же определили вариативность результативности познавательной деятельности обучающихся, включенных в состав моноэтнических или полиэтнических групп (Джакупов, 2002).

Литература
  1. Алимбаева Р. Т. Исследование этнических предубеждений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Алматы, 2001.
  2. Аманова И. К. Особенности самоактуализации личности в зависимости от этнокультурной идентичности. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Алматы, 2004.
  3. Амирова Б. А. Изменение этнических предубеждений в процессе обучения. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Алматы, 1998.
  4. Балгимбаева З. М. Роль семьи в возникновении половых этнических предубеждений у детей: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Алматы, 2002.
  5. Джакупов С. М. Целеобразование в совместной деятельности. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1985.
  6. Джакупов С. М. Экспериментальные исследования этнопсихологических особенностей личности // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. 2002. № 2 (9). С. 5–11.
  7. Джакупов С. М. Развитие экспериментальной этнопсихологии в Казахстане // Вестник КазНУ.  Серия психологии и социологии. 2004. № 2 (13). С. 5–11.
  8. Джакупов С. М. Развитие смысловой теории мышления в концепции совместно-диалогической познавательной деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2008. № 2. С. 180–188.
  9. Жукешева Ж. Д. Психологический феномен этнокультурной маргинальности в контексте трансформации этнической идентичности. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Алматы, 2005.
  10. Комекбаева Л. К. Психологические особенности этнического самосознания учителей. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Алматы, 2002.
  11. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974. 172 с.
  12. Муканов М. М. Гипотеза лингвистической относительности Б. Уорфа и этнопсихология // Интеллект и речь. Алма-Ата, 1972. С. 90–100.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика