Мотивация использования в педагогической профессиональной деятельности электронных средств обучения и дидактические принципы их конструирования

174

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы мотивации преподавателей к использованию в образовательном процессе высшей школы электронных средств обучения. Результаты опытно-экспериментальной работы с преподавательским составом показали, что основными мотивами работы преподавателей с электронными средствами обучения являются: наличие функции отслеживания студентами своих результатов работы в течение семестра, непрерывный мониторинг учебной деятельности обучающегося со стороны преподавателя, наличие средств обучения студентов с ограниченными возможностями, привлекательность для студентов работы с электронным учебником. Основываясь на опыте использования системы дистанционного обучения CLASS.NET в преподавании физико-математических дисциплин в МАИ и изучении мнения преподавателей путем анкетирования, выявлены наиболее востребованные преподавателями функции электронного учебника. Для обеспечения этими функциями разрабатываемых средств электронного обучения необходимо руководствоваться определенными дидактическими принципами их конструирования, которые формулируются в статье.

Общая информация

Ключевые слова: электронный учебник, дистанционное обучение, мотивация преподавателей, опрос общественного мнения, анкетирование, дидактические принципы конструирования электронного учебника

Рубрика издания: Психология цифровой реальности

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130304

Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) № 18-07-00617А.

Для цитаты: Мартюшова Я.Г., Наумов А.В. Мотивация использования в педагогической профессиональной деятельности электронных средств обучения и дидактические принципы их конструирования // Экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 3. С. 46–54. DOI: 10.17759/exppsy.2020130304

Фрагмент статьи

Процесс обучения всегда имел и имеет две стороны; рассматривая его всесторонне, мы так или иначе должны исследовать его с двух позиций — ученика и учителя. Роль того и другого меняется, меняется их деятельность, но некоторая двуполярность все равно остается.

Литература

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: Модэк, 1995. 349 с.
  2. Воробьёва М.А. Формирование системы мотивации педагогических работников // Педагогическое образование в России. 2016. № 2. С. 57—61.
  3. Кибзун А.И., Наумов А.В. Электронный учебно-методический комплекс по курсу «Теория вероятностей и математическая статистика» для дистанционного обучения // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2008. № 8. С. 36—43.
  4. Краевский B.B., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. № 2. С. 3—10.
  5. Мартюшова Я.Г. Дидактические принципы конструирования электронного учебника для студентов университетов: автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 2019. 37 с.
  6. Мартюшова Я.Г. Теоретические основания конструирования электронных учебников для студентов технических университетов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 5 (54). С. 151—165. doi: 10.24411/2224-0772-2018-00010
  7. Мартюшова Я.Г. Применение графоориентированного подхода к конструированию электронного учебника // Материалы XII международной конференции по прикладной математике и механике в аэрокосмической отрасли. 24—31 мая 2018 г., Крым, Алушта. —М.: Изд-во МАИ, 2018. С. 734—736.
  8. Мартюшова Я.Г. Согласование требований к печатному изданию и электронному учебнику на его основе как составным частям современного УМК // Инновации в образовании. 2017. № 7. С. 10—20.
  9. Мартюшова Я.Г. Сценарный подход к разработке и использованию электронного учебника в вузе // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 6. С. 45—55. doi:10.17759/pse.2017220604
  10. Маслоу Абрахам Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2019. 400 с.
  11. Наумов А.В., Джимурат А.С., Иноземцев А.О. Система дистанционного обучения математическим дисциплинам CLASS.NET // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2014. № 10. С. 36—44.
  12. СДО МАИ CLASS.NET [Электронный ресурс]. URL http://www.distance.mai.ru/ (дата обращения: 10.01.2020).
  13. Скударёва Г.Н. Профессиональная мотивация педагога: научная теория и инновационная и социально-педагогическая практика // Вестник КГУ имени Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. № 1. С. 28—32.

Информация об авторах

Мартюшова Янина Германовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории вероятностей и компьютерного моделирования, Московский авиационный институт (ФГБОУ ВО МАИ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7803-5914, e-mail: ma1554@mail.ru

Наумов Андрей Викторович, доктор физико-математических наук, доцент, профессор кафедры теории вероятностей и компьютерного моделирования, Московский авиационный институт (ФГБОУ ВО МАИ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3631-6168, e-mail: naumovav@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 441
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 174
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4