Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 141Рубрики 53Авторы 10504Новости 2001Ключевые слова 6178 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Ребенок в эпоху цифровых игрушек. Обзор зарубежных исследований 114

|

Клопотова Е.Е.
кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета «Психология образования», старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1975-318X
e-mail: klopotova@yandex.ru

Смирнова С.Ю.
научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8579-4908
e-mail: smirnovasy@mgppu.ru

Аннотация

В статье представлен обзор современных зарубежных исследований по проблеме игрушек, созданных на основе цифровых технологий, и их включению в жизнь детей. Выделены основные направления исследований: влияние цифровых игрушек на игру, коммуникацию, изучение возможностей использования их в образовании, риски взаимодействия с ними. Рассматриваются современные концепции детской игры (Кафаи, Марш, Мидзуко Ито, Гиддингс), в фокусе которых находится пересечение онлайн и офлайн пространства в игре. Это требует новых методов исследования для оценки возможностей и рисков в ситуации взаимодействия «ребенок-цифровая игрушка». Результаты показывают, что обучение детей с использованием современных технологий несет в себе большие возможности, но, когда речь идет о детях ранних возрастов, количество рисков существенно увеличивается. Это же относится и к развитию коммуникации. Отдельного внимания требует вопрос о роли взрослого в организации взаимодействия детей c цифровыми игрушками с целью максимального использования возможностей и минимизации рисков для развития ребенка. В качестве одного из перспективных направлений исследования обозначена разработка классификации цифровых игрушек, учитывающей их специфику.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Клопотова Е.Е., Кузнецова Т.Ю. Использование «серьезных» компьютерных игр в образовательной работе с детьми // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 4. С. 41—45. DOI:10.17759/jmfp.2017060404

  2. Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая) // Культурно- историческая психология. 2019. Том 15. № 3. С. 117—124. DOI:10.17759/chp.2019150312

  3. Смирнова Е.О., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Виртуальная реальность в дошкольном детстве [Электронный ресурс] // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: Сборник научных статей и материалов международной конференции: Коломна, 14—17 февраля 2018 г. / Под ред. Р.В. Ершовой. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. С. 364—369. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35444263 (дата обращения: 28.06.2022).

  4. Хаккарайнен П., Бредиките М. Игровые миры и нарративы как средства развивающего образования в дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 4. C. 40—50. DOI:10.17759/ pse.2020250404

  5. Arnott L., Palaiologou I., Gray C. Internet of toys across home and early childhood education: Understanding the ecology of the child’s social world // Technology, Pedagogy and Education. 2019. Vol. 28. № 4. P. 401—412. DOI:10.1080/14759 39X.2019.1656667

  6. Berriman L., Mascheroni G. Exploring the affordances of smart toys and connected play in practice // New Media & Society. 2019. Vol. 21. № 4. P. 797—814. DOI:10.1177/1461444818807119

  7. Byrne C. Hot toys are dead: long live hot products [Электронный ресурс] // Young Consum. 2006. Vol. 7. № 1. P. 8—13. URL: https://ur.booksc.me/book/52816077/ec5593 (дата обращения: 28.06.2022).

  8. Cagiltay K., Kara N., Cigdem C. Smart Toy Based Learning // Handbook of Research on Educational Communications and Technology / J.M. Spector, M.D. Merrill, J. Elen, M.J. Bishop. Berlin: Springer, 2014. P.703—711. DOI:10.1007/978- 1-4614-3185-5_56

  9. Children’s utilization of toys is moderated by age-appropriateness, toy category, and child age / M.N. Richards, D.L. Putnick, L.P. Bradley, K.M. Lang, T.D. Little, J.T.D. Suwalsky, M.H. Bornstein // Applied Developmental Science. 2022. Vol. 26. № 1. P. 192—205. DOI:10.1080/10888691.2020.1760868

  10. Davis J., Chouinard J. Theorizing Affordances: From Request to Refuse // Bulletin of Science, Technology & Society. 2016. Vol. 36. № 4. P. 241—248. DOI:10.1177/0270467617714944

  11. Digital play: a new classification / J. Marsh, L. Plowman, D. Yamada-Rice, J. Bishop, F. Scott // Early Years. 2016. Vol. 36. № 3. P. 242—253. DOI:10.1080/09575146.2016.1167675

  12. Early development & well-being [Электронный ресурс] // ZERO TO THREE. 2018. URL: https://www.zerotothree.org/early-development (дата обращения: 28.06.2022).

  13. Edwards S. Lessons from ‘a Really Useful Engine’: Using Thomas the Tank Engine to Examine the Relationship between Play as a Leading Activity, Imagination and Reality in Children’s Contemporary Play Worlds // Cambridge Journal of Education. 2011. Vol. 41. № 2. P. 195—210. DOI:10.1080/0305764X.2011.572867

  14. Edwards S. Post-industrial Play: Understanding the Relationship between Traditional and Converged Forms of Play in the Early Years // Children’s Virtual Play Worlds: Culture, Learning and Participation / Eds. A. Burke, J. Marsh. New York: Peter Lang Publishing, 2013. P. 10—25.

  15. Exploring the benefits of doll play through neuroscience / S. Hashmi, R.E. Vanderwert, H.A. Price, S.A. Gerson // Frontiers in Human Neuroscience. 2020. Vol. 14. Article ID 560176. 9 p. DOI:10.3389/fnhum.2020.560176

  16. Giddings S. Pokémon GO as distributed imagination // Mobile Media & Communication. 2017. Vol. 5. № 1. P. 59—62. DOI:10.1177/2050157916677866

  17. Hains R., Jennings N. The Marketing of Children’s Toys: Critical Perspectives on Children’s Consumer Culture. Cham: Palgrave Macmillan, 2021. 312 p. DOI:10.1007/978-3-030-62881-9_1

  18. Healey A., Mendelsohn A. Selecting appropriate toys for young children in the digital era // Pediatrics. 2019. Vol. 143. № 1. Article ID e20183348. 10 p. DOI:10.1542/peds.2018-3348

  19. Ihamäki P., Heljakka K. Internet of Toys and Forms of Play in Early Education: A Longitudinal Study of Preschoolers’ Toy-Based Learning Experiences // Young Children’s Rights in a Digital World / Eds. D. Holloway, M. Willson, K. Murcia, C. Archer, F. Stocco. Cham: Springer Nature, 2021. P. 193—204. DOI:10.1007/978-3-030-65916-5_15

  20. Ito M. Technologies of the Childhood Imagination: Yugioh, media mixes, and everyday cultural production // Structures of Participation in Digital Culture / Ed. J. Karaganis, N. Jeremijenko. Durham, NC: Duke University Press, 2005. 16 p.

  21. Kafai Y., Fields D. Connected play: Tweens in a virtual world [Электронный ресурс]. Boston MA.: MIT Press, 2013. 195 p. URL: https://books.google.ru/books?id=LdKbAQAAQBAJ&lpg=PP1&hl=ru&pg=PP1#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 28.06.2022).

  22. Kaleidoscope on the Internet of Toys—Safety, security, privacy and societal insights / S. Chaudron, R. Di Gioia, M. Gemo, D. Holloway, J. Marsh, G. Mascheroni, D. Yamada-Rice, J. Peter. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017. 34 p. DOI:10.2788/05383

  23. Kids and the Connected Home: Privacy in the Age of Connected Dolls, Talking Dinosaurs, and Battling Robots [Электронный ресурс]. FOSI & Future of Privacy Forum (eds.). Yumpu, 2016. 40 p. URL: https://www.yumpu.com/en/document/view/56454563/kids-the-connected-home-privacy-in-the-age-of-connected-dolls-talking-dinosaurs-and- battling-robots (дата обращения: 28.06.2022).

  24. Marsh J. The Internet of Toys: A Posthuman and Multimodal Analysis of Connected Play // Teachers College Record. 2017. Vol. 119. № 12. 32 p. DOI:10.1177/016146811711901206

  25. Marsh J. The relationship between online and offline play: friendship and exelusion [Электронный ресурс] // Children’s Games in the New Media Age: Childlore, Media and the Playground / Eds. C. Richards, A. Burn. Farnham: Ashgate Publishing, 2014. P. 109—312. URL: https://books.google.ru/books?id=JsGKBAAAQBAJ&lpg=PP1&hl=ru&pg=PP1#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 28.06.2022).

  26. Marsh J. The uncanny valley revisited: Play with the internet of toys [Электронный ресурс] // The Internet of Toys: Practices, affordances and political economy of children’s smart toys / Eds. Afua Twum-Danso Imoh, Nigel Thomas, Spyros Spyrou, Penny Curtis. Cham: Springer, 2019. P. 47—66. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-030-10898-4_3 (дата обращения: 28.06.2022).

  27. Mascheroni G., Holloway D. Introducing the Internet of Toys // The Internet of Toys: Practices, affordances and political economy of children’s smart toys / Eds. Afua Twum-Danso Imoh, Nigel Thomas, Spyros Spyrou, Penny Curtis. Cham: Springer, 2019. P. 1—22. DOI:10.1007/978-3-030-10898-4_1

  28. Montgomery K. Children’s media culture in a big data world // Journal of Children and Media. 2015. Vol. 9. № 2. P. 266—271. DOI:10.1080/17482798.2015.1021197

  29. O’Connor J., Fotakopoulou O. A threat to childhood innocence or the future of learning? Parents’ perspectives on the use of touch-screen technology by 0—3-year-olds in the UK // Contemporary Issues in Early Childhood. 2016. Vol. 17. № 2. P. 235—247. DOI:10.1177/1463949116647290

  30. Promotion of positive parenting and prevention of socioemotional disparities / A. Weisleder, C.B. Cates, B.P. Dreyer, S.B. Johnson, H.S. Huberman, A.M. Seery, C.F. Canfield, A.L. Mendelsohn // Pediatrics. 2016. Vol. 137. № 2. Article ID e20153239. DOI:10.1542/peds.2015-3239

  31. Research Ethics and Digitising Early Childhood / M. Dobson, K. Murcia, K. Gifkins, D. Holloway // Young Children’s Rights in a Digital World / D. Holloway, M. Willson, K. Murcia, C. Archer, F. Stocco. Berlin: Springer, 2021. P. 327—341. DOI:10.1007/978-3-030-65916-5_24

  32. Shahid S., Krahmer E., Swerts M. Child-robot interaction: Playing alone or together? // Proceedings of the 29th CHI conference on human factors in computing systems (CHI 2011) / D. Tan, B. Begole, W. Kelogg. New York: Association for Computing Machinery, 2011. P. 1399—1404. DOI:10.1145/1979742.1979781

  33. Smart toys, smart tangibles, robots and other smart things for children / A. Catala, C. Sylla, A.G. Ozgur, P. Ihamäki, K. Heljakka // IDC ‘20: Proceedings of the 2020 ACM interaction design and children conference (London, June 21—24, 2020) / Ed. E. Rubegni, A. Vasalou. New York: Association for Computing Machinery, 2020. P. 38—45. DOI:10.1145/3397617.3398061

  34. Smith P.K. Children and play. England: Wiley Blackwell, 2010. 268 p.

  35. Sosa A. Association of the type of toy used during play with the quantity and quality of parent-infant communication // JAMA Pediatr. 2016. Vol. 170. № 2. P. 132—137. DOI:10.1001/jamapediatrics.2015.3753

  36. Stephen C., Edwards S. Young children playing and learning in a digital age: A cultural and critical perspective [Электронный ресурс]. London: Routledge, 2017. 174 p. URL: https://books.google.ru/books?id=NZRADwAAQBAJ&lpg=PP1&hl=ru&pg=PP1#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 28.06.2022).

  37. Still looking for new ways to play and learn… Expert perspectives and expectations for interactive toys / L. Hall, S. Paracha, G. Hagan-Green, T. Flint, K. Macfarlane, F. Stewart, D. Watson. International Journal of Child-Computer Interaction. 2021. Vol. 31. Article ID 100361. 10 p. DOI:10.1016/j.ijcci.2021.100361

  38. Three questions about the internet of things and children [Электронный ресурс] / A. Manches, P. Duncan, L. Plowman, S. Sabeti // TechTrends. 2015. Vol. 59. № 1. P. 76—83. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s11528-014-0824-8 (дата обращения: 28.06.2022).

  39. Weisberg D.S., Hirsh-Pasek K., Golinkoff R.M. Guided play: where curricular goals meet a playful pedagogy // Mind, Brain, and Education. 2013. Vol. 7. № 2. P. 104—112. DOI:10.1111/mbe.12015

  40. Yelland N. A pedagogy of multiliteracies: Young children and multimodal learning tablets // British Journal of Educational Technology. 2018. Vol. 49. № 5. P. 847—858. DOI:10.1111/bjet.12635

Статьи по теме

Психология развития  |  Бурлакова И.А., Денисенкова Н.С.

Введение

 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика