Группа подготовки к школе для детей с отклоняющимся развитием. Профилактика школьной неуспешности. Методика и организация занятий с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ЦПМССДиП*

156

Аннотация

Методика и организация занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ЦПМССДиП по подготовке к школе

Общая информация

* Продолжение

Ключевые слова: группа подготовки к школе, старший дошкольный возраст, школьная неуспешность, коррекционная работа, логопедическая работа

Рубрика издания: Педагогический опыт

Для цитаты: Выгодская И.Г., Кукаркина Е.Б., Лущекина Е.А., Субботина Е.В. Группа подготовки к школе для детей с отклоняющимся развитием. Профилактика школьной неуспешности. Методика и организация занятий с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ЦПМССДиП // Аутизм и нарушения развития. 2006. Том 4. № 2. С. 35–48.

Полный текст

ЗАНЯТИЕ 10.

 

Задачи:

1) Тренировать произвольное внимание с помощью заданий на параллельные числовые ряды.

2) Отрабатывать навык написания цифр 5, 6. Закрепить навык написания цифр 1–4.

3) Научить детей действиям сложения и вычитания (составление и решение элементарных примеров, запись в принятой математической форме).

4) Закрепить навык изображения структур точек, соответствующих определенному количеству.

5) Дать детям представление о понятиях “больше”, “меньше”, “равно”; научить писать соответствующие математические знаки.

6) Развивать графические навыки и пространственные представления.

 

Материалы:

- фломастеры для доски и бумаги, простые карандаши;

- магнитные “точки” 2-х цветов (например, красного и синего, по 10 каждого);

- счетные палочки (по 2 каждому ребенку);

- по 2 бумажных круга для каждого ребенка (размером с тарелку);

- однородный счетный материал, имитирующий “зернышки”(например, сухой горох или небольшие конфеты драже).

- бланки с заданиями (рис. 1; 3–12).

 

Ход занятия.

Организационный момент.

 

Параллельные числовые ряды.

 

1) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 16): у обезьянки и зайчика таблички с цифрами. Сколько цифр в каждой таблице? (12). Найдите цифру 1 у обезьянки, обведите ее красным фломастером. А теперь найдите цифру 1 у зайчика — обведите ее зеленым. Продолжайте таким же образом: “2” у обезьяны красным, “2” у зайчика зеленым и т. д. до цифры 6.

 

Рис. 1. Задание к занятию 10.

 

(Чтобы облегчить детям выполнение задания, можно подсказать им, чтобы  положили красный фломастер слева от бланка, ближе к обезьяне, зеленый — справа, ближе к зайцу).

Когда задание выполнено, П. просит детей показать цифры так, как они их обводили: 1 — у обезьянки, 1 — у зайчика, 2 — у обезьянки, 2 — у зайчика и т. д. до цифры 6.

Дома предлагается доделать таблицу по той же схеме до конца и потренироваться показывать параллельные ряды от 1 до 12.

2) П. рисует на доске таблицу 4 х 5 клеток и вписывает в нее в случайном порядке 2 ряда цифр (1 - 10), используя два цвета (рис. 17); цвета должны соответствовать цветам магнитных “точек”).

 

5

2

9

3

10

6

1

8

4

7

3

10

2

9

4

7

1

6

5

8

                         

                           Рис. 2 к занятию 10.

 

П. по очереди вызывает детей к доске, дает 2 магнитные “точки” разных цветов. Ребенок должен поставить точки возле 2-х одноименных цифр соответствующих цветов: 1красная – 1синяя, 2 красная – 2 синяя и т. д. Когда вся таблица заполнена, дети таким же образом собирают магниты с доски, но уже используя обратный числовой ряд: 10 красная – 10 синяя, 9 красная – 9 синяя и т. д.

3) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 3): вот похожая таблица. Возьмите два фломастера, зеленый и голубой. Какая цифра в таблице самая большая? (10). Найдите черную 10, обведите ее по контуру зеленым фломастером. Теперь найдите белую 10 и раскрасьте ее голубым. Что нужно делать дальше? (9 – обвести зеленым, 9 – раскрасить голубым и т. д.). Когда раскрасите цифру 7, остановитесь. Остальное доделаете дома. Потренируйтесь показывать и называть цифры в том порядке, в котором вы их раскрашивали.

 

Рис. 3. Задание к занятию 10.

 

4) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 3): Вот еще одна цветочная поляна, но на ней уже одновременно и бабочка, и пчела. По каким цветам они летали? (пчела — по черным, бабочка — по белым). Раскрасьте желтым фломастером серединки цветов, по которым летала пчела, проведите “дорожки” от цветка к цветку (1 – 10).

 

Рис. 4. Задание к занятию 10.

 

Таким же образом дети раскрашивают цветы бабочки (любым другим цветом) и проводят “дорожки”.

П.: А теперь поставьте левый указательный палец на первый цветок бабочки, а правый — на первый цветок пчелы. Покажите двумя руками одновременно, как летели бабочка и пчела.

(Имеет смысл проверить выполнение данного задания каждым ребенком по очереди; можно провести соревнование, с акцентом на правильности выполнения).

3) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 5): Вот мишка летит на самолете. Вокруг него облачка и звездочки. Сперва ему встретилось облачко с номером 10, где оно? А потом звездочка с тем же номером. Обведите красным цветом цифру на облачке, потом на звездочке. Теперь ищите девятое облачко и девятую звезду — обведите цифру. продолжайте дальше (8 – 8, 7 – 7 и т. д.), не забывайте: сперва облачко, потом звездочка.

 

Рис. 5. Задание к занятию 10.

 

Дома предлагается по той же схеме обвести по контуру облака — синим цветом, звездочки — желтым  и потренироваться показывать цифры в том же порядке.

 

Разминка с хлопками.

 

Графема цифры 5.

1) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 6): Бим и Бом пришли в гости к цифре “пять”, или к “пятерке”. Прежде всего они решили научиться правильно ее писать.

 

Рис. 6. Задание к занятию 10.

 

Задание выполняется по той же схеме, что и предыдущие задания с цифрами (1 – 4, см. занятие № 9).

(Цифра 5 является сложной в графическом отношении, и стоит уделить больше времени отработке ее написания с тренировкой на доске; дети могут сперва обводить цифру, написанную П., пробовать “написать” цифру в воздухе и пр.).

Почтальон с письмом, помимо дополнительного соотнесения цифры с соответствующей структурой точек (печати на письме) служит смысловой связкой для перехода к следующему заданию.

 

Сложение и вычитание на наглядном материале. Запись примеров в математической форме.

 

1) П.: Письмо, которое принес почтальон, было от “тройки” — она приглашала Бима и Бома на пикник.

П. раздает детям бланки с заданием (рис. 7): Видите, на картинке поляна, расстелена скатерть, на ней — угощение. Но тройка хотела, чтобы всего вокруг было по 3: чашек, конфет, мороженого, грибов, цветов, ягод, яблок, елочек. Давайте дорисуем недостающее и зачеркнем лишнее.

 

Рис. 7. Задание к занятию 10.

 

А теперь посмотрите на таблички вверху: слева нарисовано то, чего не хватает. Сколько вы дорисовали елочек? (1). Напишите цифру 1 рядом с елочкой. А сколько порций мороженого, конфет, ромашек?

Дети вписывают соответствующие цифры.

П.: все это мы прибавляли. В математике это обозначается специальным знаком, “+”, он написан вверху таблицы. Раскрасьте знак красным цветом.

Аналогично выполняется левая таблица, знак “–” дети раскрашивают синим.

2) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 8): когда мальчики поняли, что значит прибавлять и убавлять, они захотели научиться записывать эти действия так, как принято в стране математике. Например, если к двум елочкам прибавили одну — стало три елочки. В стране математике вместо того, чтобы рисовать елочки, пишут цифры. Вместо слова “прибавили” пишут  знак “+”, вместо слова “стало” — знак “=“. Получается пример: 2+1=3. А как записать пример с мороженым?

 

Рис. 8. Задание к занятию 10.

 

Дети выполняют задание с мороженым и грибами. Остальное предлагается доделать дома.

3) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 9):после пикника мальчики отправились к цифре “шесть", или к “шестерке”. Цифра 6 оклеивала обоями стены в своем доме. Мальчики вызвались ей помочь, а заодно стали учиться правильно писать цифру 6.

 

Рис. 9. Задание к занятию 10.

 

Задание выполняется по той же схеме, что и предыдущие задания с цифрами.

 

Соотношение числа и количества, изображение структур точек.

 

1) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 10): когда обои были поклеены, цифра 6 пригласила Бима и Бома на чаепитие. Она любила угощать своих соседок-цифр чаем и для каждой у нее была своя чашка, тарелочка и ложка.

 

Рис. 10. Задание к занятию 10.

 

 П.: кто нашел чашку для цифры 1? (с одним кружочком). А где ее ложка? (в чашке, на ложке одна точка). А где тарелка? (с кружком посередине, с единичками на ободке). Раскрасьте красным фломастером кружочек на чашке и тарелке, обведите точку на ложке и цифры 1 на тарелке. Соедините линией чашку с ложкой и тарелку.

Подобным же образом дети раскрашивают остальные чашки, тарелки и ложки и соединяют линиями каждый “комплект”. Для каждой цифры берется свой цвет.

Часть задания остается на дом.

(Обратите внимание, что задание построено с последовательным усложнением: на тарелках с цифрами 1, 2, 3 цифры надо только обвести по пунктиру, а на других тарелках — не только обвести, но и дорисовать — на каждой тарелке должно быть по 8 цифр).

2) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 11): вот еще один набор чайной посуды, здесь чашек еще больше, а рисунок на них вам уже хорошо знаком. Над чашкой с одним кружочком стоит цифра 1, с двумя — 2, где нужно написать цифру 3? (над чашкой с тремя точками). Раскрасьте кружочки на чашках и проставьте  по порядку цифры над каждой чашкой. Сколько получилось чашек? (10). Напишите цифру 10 внизу слева, в прямоугольнике.

 

Рис. 11. Задание к занятию 10.

 

П.: ложечек на этом рисунке нет, зато нарисована еще какая-то посуда. Какая? (чайник и сахарница). Чем отличаются эти два предмета? (у чайника носик и ручка, у сахарницы две ручки). В прямоугольнике справа напишите, сколько всего предметов посуды на рисунке (12).

 

Разминка.

П. рисует на доске три квадрата, вызывает одного из детей и дает задание “превратить” эти квадраты в чайник, сахарницу и кружку.

(Можно вызвать к доске сразу нескольких детей, нарисовав для каждого по три одинаковые фигуры. Кроме квадратов, можно использовать прямоугольники или “бочонки”).

 

Понятия “больше”, “меньше”, “равно”. Изображения соответствующих знаков.

 

1) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 12): цифра 6 любила угощать не только соседок-цифр, но и птичек в своем саду. Для этого у нее были специальные тарелочки, в которые она насыпала зернышки. Посмотрите на верхнюю картинку, сколько зернышек в тарелочках? (В одной шесть, а в другой — одно). Прилетела птичка. В какую сторону она раскрыла свой клюв? (В ту, где больше зернышек). Птичка всегда раскрывает клюв в ту сторону, где больше еды. Попробуйте дорисовать клюв у птички на картинках с ягодами и орехами.

 

Рис. 12. Задание к занятию 10.

 

П.: теперь отложите ваши листки в сторону.

П. раздает детям по 2 “тарелки” (круги из белой бумаги) и по две счетные палочки: Из этих палочек можно сделать птичий клюв. Я насыплю в ваши “тарелочки” зерна, а вы “раскройте птичий клюв” в нужную сторону. П. кладет каждому ребенку на “тарелки” неравное количество “зерен” (от 1 до 6), дети расставляют соответствующим образом палочки. Задание повторяется несколько раз, с разными вариантами соотношения зерен, чтобы дети “поворачивали клюв” то в одну, то в другую сторону.

П. собирает “тарелки” и палочки.

П. рисует на доске знак “больше-меньше” в обе стороны: в математике, когда хотят показать, что чего-то больше или меньше, рисуют только “клюв” — этот знак так и называется: “больше-меньше”. Возьмите ваши листки и доделайте задания, сперва  с грибами, чашками и самое нижнее слева. Видите, можно не рисовать картинки, а просто написать цифры: 6 больше, чем 3, а 2 меньше, чем 5.

Теперь посмотрите на картинку справа: грибов нарисовано по два и слев,а и справа — птичка не знает, куда ей раскрыть клюв. В этом случае пишут знак “=“, он называется “равно”; помните, мы писали уже этот знак, когда решали примеры на пикнике у “тройки”. Подумайте, какие знаки надо поставить в последних трех примерах.

 

Завершающий организационный момент.

Домашнее задание: доделать бланки с заданиями (рис. 1, 3, 5, 8, 10).

 

ЗАНЯТИЕ 11.

 

Задачи.

1) Дать детям представление о составе числа.

2) Отрабатывать навык написания цифр 7, 8, 9, 0. Закрепить навык написания ранее пройденных цифр.

3) Закрепить понимание соотношение числа и количества. Продолжить развитие восприятия и навыка изображения количества, представленного в виде структур точек или других “единиц”.

4) Развивать произвольное внимание, графические навыки, зрительно-моторную координацию.

5) Продолжить обучение детей записи и решению элементарных примеров на сложение и вычитание. Ввести понятие деления на два на наглядном материале.

 

Материалы.

- фломастеры для бумаги и доски, простые карандаши;

- однокопеечные монетки (по нескольку штук на каждого ребенка);

- магнитные цифры;

- палочки из плотного материала (картон, пластмасса, дерево) двух размеров (короткие и более длинные) — по нескольку штук для каждого ребенка;

- счетный материал (одинаковые кружки из плотного материала – 2-3 см. в диаметре – окрашенные с разных сторон в контрастные цвета);

- бланки с заданиями (рис. 13–22).

 

Ход занятия.

 

Организационный момент.

 

Графемы цифр 7 и 0. Соотношение числа и количества.

 

1) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 28): после знакомства с “шестеркой” Бим и Бом отправились к цифре 7. Семерка очень любила сказки, и сразу принялась их рассказывать Биму и Бому. На сказочных картинках внизу вашего листа спрятались семерки. Увидели их? Но прежде всего давайте научимся писать цифру 7 правильно.

 

Рис. 13. Задание к занятию 11.

 

Задание выполняется по той же схеме, что и предыдущие задания с цифрами. Часть задания остается на дом.

2) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 14): самой любимой сказкой семерки была сказка о цветике-семицветике. Кто знает эту сказку?

 

Рис. 14. Задание к занятию 11.

 

П. с детьми вспоминают сказку, кратко рассказывают основное содержание.

П.: на ваших бланках нарисован как раз цветик-семицветик. Вначале у него были все лепестки — 7 штук. В серединке этого цветочка написана цифра 7. Потом девочка Женя оторвала один лепесток — сколько лепестков осталось? (6). Напишите в серединке этого цветка цифру 6 ( и т. д.). Дети вписывают цифры в соответствии с количеством лепестков, пока не доходят до цветка без лепестков.

П.: А если лепестков совсем не осталось? Какую цифру надо написать? Для этого случая существует цифра “ноль”, которая означает, что совсем ничего нет. А пишется эта цифра довольно просто. На что она похожа? (На овал, на букву “о”).

Дети обводят нижнюю строчку. П. обращает их внимание, что начинать надо от точки.

 

Состав числа 5.

П. раздает детям бланки с заданием (рис. 15): Бим и Бом после знакомства с цифрами 7 и 0 решили поиграть в камешки. Они собрали красные и синие камешки и стали выкладывать их разными фигурами, а потом записывать примеры так, как это принято в стране Математика. Посмотрите, на первой картинке один камешек красный, а два других — синие. Всего 3 камешка. Так Бим и Бом и записали: 1 + 2 = 3. Посмотрите на другие картинки, раскрасьте камешки так, как это записано в примере наверху, напишите ответ в пустой клетке.

 

Рис. 15. Задание к занятию 11.

 

П. помогает детям выполнить 1-2 примера. Остальное предлагается доделать дома.

 

Разминка

П. раздает детям копеечные монеты, по 5 каждому.

П.: Положите монетки на стол так, как мы рисуем 5 точек.

Далее П. подходит к каждому ребенку и забирает у него сколько-то копеек, оставляя на столе знакомую структуру “точек”, например, 2 копейки забирает, 3 оставляет. П.: ты потратил 2 копейки, сколько у тебя осталось?

Если дети справляются с заданием, можно дать другой вариант. П. забирает все 5 монет, произвольно разделяет их на 2 части и прячет в кулаках обеих рук. Потом раскрывает одну руку: в одной руке у меня 3 копейки, а сколько в другой? (Другая ладонь закрыта).

 

Графемы цифр 8 и 9.

1) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 16): наигравшись в камешки, Бим и Бом отправились в гости к следующей цифре — 8, или “восьмерке”. Цифра 8 мастерила забавные игрушки. Посмотрите, во всех них можно отыскать восьмерку. Давайте научимся писать цифру 8 правильно.

 

Рис. 16. Задание к занятию 11.

 

Задание выполняется по схеме предыдущих. Часть задания можно оставить на дом.

(Цифра 8 — одна из наиболее сложных в графическом отношении. Поэтому для усвоения ее написания обычно требуется дополнительное время с тренировкой у доски, многократной обводкой, усвоением направления написания с помощью макродвижений руки по воздуху и пр.).

2) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 17): после восьмерки Бим и Бом отправились к последней цифре — 9, или ”девятке”. Это была ученая цифра, она писала книгу о стране Математика и была очень занята. Мальчики решили ей не мешать и стали сами учиться правильно писать цифру 9. Посмотрите, как это нужно делать.

 

Рис. 17. Задание к занятию 11.

 

Задание выполняется по схеме предыдущих. Часть задания можно оставить на дом.

(Цифра 9 также является графически сложной, поэтому отработке ее написания уделяется дополнительное время).

 

Закрепление навыка написания цифр. Развитие графических навыков, зрительно-моторной координации, пространственных представлений. Соотношение числа и количества. Узнавание и изображение чисел в виде структур точек или других элементов.

 

1) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 18): так как девятка была очень занята, она предложила мальчикам самим поиграть в солдатики. У девятки была прекрасная коллекция солдатиков из разных стран. Бим и Бом с радостью согласились.

 

Рис. 18. Задание к занятию 11.

 

П.: Сначала они выстроили всех солдатиков в ряд — вот они вверху ваших бланков. Напишите на солдатиках цифры по порядку. Затем Бим и Бом развели солдат по постам (таблица в середине). Обведите номера у солдат красным цветом, начиная с первого. Чтобы запомнить расположение постов, Бим и Бом решили составить план — давайте им поможем (таблица внизу). Напишите в табличке номера солдат по порядку от 1 до 9.

2) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 19): Наигравшись в солдатики, мальчики попрощались с девяткой и пошли в лес за грибами. Грибов было много и все они росли под деревьями. Мальчики шли от дерева к дереву и под каждым следующим находили на один гриб больше, чем под предыдущим. Напишите на табличках, висящих на ветках деревьев, сколько грибов под каждым деревом. Нарисуйте путь, по которому шли Бим и Бом.

 

Рис. 19. Задание к занятию 11.

 

3) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 20): Выйдя из леса, Бим и Бом увидели на опушке маленького щенка. Они решили построить для него будку. Помогите им: соедините по порядку прямыми линиями точки рядом с цифрами, от 1 до 10. Давайте придумаем щенку имя и напишем на табличке.

 

Рис. 20. Задание к занятию 11.

 

4) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 21): Итак, Бим и Бом познакомились со всеми цифрами, жившими в стране Математика, и пора было возвращаться домой. Они решили уплыть на корабле. Но перед отплытием Бим и Бом захотели приготовить угощение для своих новых друзей-цифр. Они решили испечь печенье в форме цифр. Посмотрите на верхнюю часть вашего бланка.

 

Рис. 21. Задание к занятию 11.

 

П.: Оказывается, некоторые цифры можно сложить из палочек. Какие? (1, 7, 4). Обведите эти цифры желтым цветом. А некоторые цифры состоят из половинок круга и палочек (2, 3, 5). Эти цифры обведите красным. Есть цифры, которые состоят из кругов и крючочков (6, 8, 9).  Обведите эти цифры коричневым. А цифра 0 не похожа на другие, она, как овал; обведите ее зеленым.

Отложите на время ваши бланки, и давайте попробуем складывать цифры из кусочков.

 

Разминка

П. раздает детям палочки 2-х размеров, по 3-4 каждому: Попробуйте сложить те цифры, которые состоят из палочек.

(Можно смотреть на образец на бланке).

П. забирает у детей палочки.

П.: Возьмите опять бланки с заданием. Внизу Бим и Бом уже лепят печенье из теста. Помогите им: дорисуйте палочки, крючочки, половинки круга и кружочки. Посмотрите внимательно, может какой-нибудь цифре не хватило печенья? Дорисуйте его.

Выполните это задание дома. Когда нарисуете печенье, раскрасьте его теми цветами, которыми вы обводили цифры: получится лимонное, клюквенное и шоколадное печенье; печенье для цифры 0 будет яблочным.

5) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 22): из оставшегося теста мальчики выпекли квадратное печенье. Изюмом они выложили на каждом печенье узоры, подходящие для каждой цифры (верхняя часть бланка). Подпишите в клеточках под печеньем нужные цифры.

 

Рис. 22. Задание к занятию 11.

 

П.: Печенья было много, и Бим сложил из него целый торт. Для красоты он покрыл изюм разноцветной глазурью. Раскрасьте точки на печенье разными цветами, сначала на печенье с одной точкой, потом с двумя и т. д.

Бом решил сделать такой же торт, только вместо разноцветной глазури взял голубой крем и стал рисовать им снежинки  на тех же местах, где на торте Бима были разноцветные изюминки. Помогите ему доделать торт.

Задание остается на дом.

 

Завершающий организационный момент.

Домашнее задание:

доделать бланки с заданиями (рис 13, 14, 16, 17, 21, 22).

 

РИТМИКА

 

Задачи:

1)    Учить умению двигаться в разном темпе – быстро и медленно, менять темп и характер движений в соответствии с изменениями темпа мелодии.

2)     Закреплять умение расслаблять определенные группы мышц.

3)     Учить ритмично выполнять движения, сочетая их с ритмом стихов.

4)    Учить быстро реагировать на сигнал изменением движения, действием.

5)    Закреплять умение двигаться, подражая животным.

  ЗАНЯТИЕ 13.

 

         Материалы и атрибуты:

- колокольчик;

- пилотки для детей, сложенные из газет (чтобы пилотка держалась на голове, к ней желательно прикрепить резинку);

-  один султанчик;

- резиновая игрушка с пищалкой;

- мяч.

         Музыкальное сопровождение: “Полька” – С.Рахманинов,  “Песенка о ремонте” муз. В.Шаинского.

        

Ход занятия

         Звонок колокольчика, построение.

         Приветствие. Полька.

Упражнения на расслабление: повторение комплекса упражнений, пройденных на предыдущих занятиях (см. 1-12 занятия).

Ритмические упражнения:

1. П. предлагает детям ритмично хлопать в ладоши, напевая песенку:

По-хло-па-ем в ла-дош-ки,

По-хло-па-ем не-множ-ко,

По-хло-па-ем в ла-дош-ки –

О-чень хо-ро-шо!

П. следит, кто из детей сбивается с ритма, и помогает тем детям, кто не справляется. П. может помочь ребенку, похлопывая по его коленке или взяв руки ребенка в свои ладони и хлопая за него.

2. П. прохлопывает простые ритмы из 3-х – 4-х ударов, которые дети должны повторить.

 

Игра «Пантомима»

 П. предлагает детям загадывать друг для друга загадки-пантомимы, в которых они показали бы, чем помогают маме по дому (например, подметать пол, мыть посуду и т.п.).

П.: Молодцы, ребята! Вы растете настоящими помощниками своим родителям! 

        

Танец маляров

Прослушивание песни В.Шаинского «Песенка о ремонте».

П.: Давайте представим, что  мы решили помочь родителям отремонтировать квартиру. Что мы сделаем сначала?… Поднимем руки вверх, потянемся к потолку и покрасим его белой краской (разнонаправленные движения кистями рук вперед-назад над головой, имитирующие покраску потолка). Теперь покрасим стены: потянемся правой рукой к одной стене (ладонь раскрыта, кончики пальцев направлены вверх, ладошкой как бы касаемся стены), а теперь левой рукой к другой стене (при этом вес тела переносится на соответствующую ногу, и опорная нога переходит в положение полуприседа). Теперь нам нужно размотать обои  (руки согнуты в локтях, локти направлены в стороны, кисти рук перед собой, вращательные движения руками относительно друг друга, имитирующие раскручивание – «моталочка») и наклеить обои на стены  (потянуться вверх руками и, как будто проводя ладонями по стене сверху вниз, опустить руки до пола, переходя в положение приседа). Осталось натереть пол (шаркающее движение ногой по полу вперед-назад) и прибить крючки на стену для одежды (кисти рук сжаты в кулаки на уровне глаз, правым кулаком постучать по левому).

         П. рассказывает, что люди, занимающиеся ремонтом, обычно надевают на голову пилотки, сделанные из газет,  и предлагает детям надеть бумажные шапочки.

 

Описание движений[1]

         И.П. – стоя врассыпную, правая рука согнута в локте, кулак у плеча (держит малярную кисть), левая – на поясе.

         Вступление: высокий бег врассыпную. С концом вступления остановиться.

         1 фигура

1 куплет

         Запев:

         Мы побелим потолок… - руки вытянуты вверх, обеими руками имитировать движения “красим потолок”

В доме каждая стена… – тянуться вправо-влево за руками, перенося вес тела с правой  на левую ногу – в соответствии с ритмом музыки на каждый счет.

         На повторение слов быть – правая рука вперед,

                                      дол- – левая рука вперед,

                                      -жна – руки на пояс, 2 “пружинки”.

Припев:

1 фраза – 2 раза правую ногу на пятку на прыжке и в И.П. Руки одновременно раскрываются ладонями вперед и в И.П.; затем то же левой ногой;

2 фраза – повторение движений 1 фразы;

3-4 фразы – кружение на подскоках на месте, руки внизу энергично двигаются;

5 фраза – несколько мелких шагов к центру, руки плавно вверх, на акцент в конце фразы – притоп правой ногой и хлопок в ладоши;

6 фраза – несколько шагов спиной назад в круг, руки плавно вниз, на акцент в конце фразы так же притоп правой ногой и хлопок в ладоши;

8 фраза – то же влево.

Проигрыш: бег высоким шагом по кругу.

 

         2 фигура

2 куплет

И.П. – стоя лицом к центру, руки внизу.

         Запев:

1 фраза – правую ногу на пятку, наклон туловища к правой ноге, “моталочка” – вращательные движения согнутыми в локтях руками вправо-вниз;

2 фраза – то же движение повторяется в другую сторону;

3 фраза – руки вверх, встать на носки, затем присесть, опустив руки к полу;

4 фраза – повторить движение 3-й фразы.

На слово Ве- – правая рука вперед, -се- -  левая рука вперед, -лей – руки на пояс, две “пружинки”.

Припев и проигрыш – движения повторяются, как в 1-й фигуре.

         3 фигура

3 куплет

         Запев:

1 фраза – имитация движений “натирка пола” – энергичные скользящие движения правой ногой, кисти, сжатые   в кулаки, двигаются синхронно с ногой вдоль тела;

2 фраза – то же левой ногой.

3-4 фразы – имитация движений “забиваем гвозди”.

На слова Гвоздь, гвоздь, гвоздь – энергичные удары одним кулаком по другому.

Припев и проигрыш: движения повторяются.

         4 фигура

Повторение движений -й фигуры.

Игра

Дети стоят  или сидят в кругу. У одного из них в руке султанчик. Когда звучит музыка (любая мелодия в быстром темпе), дети начинают передавать султанчик по кругу.  Внезапно П. издает пищащий звук резиновой игрушкой, и дети должны изменить направление движения султанчика по кругу.

         Заключение: П. бросает по очереди каждому ребенку мяч, спрашивая, что было на уроке.

Поклон.

 

ЗАНЯТИЕ 14.

 

         Материалы и атрибуты: 

- колокольчик;

- пилотки из газет;

- султанчик;

- резиновая игрушка с пищалкой.

 

         Музыкальное сопровождение: “Полька” – С.Рахманинов, “Песенка о ремонте” муз. В.Шаинского.

 

         Ход занятия

         Звонок колокольчика, построение.

         Приветствие. Полька.

Упражнения на расслабление: повторение комплекса упражнений, пройденных на предыдущих занятиях (см.1-12 занятия).

Ритмические упражнения:

1.     Прохлопывание ритма стихотворения:

Пе-ту-шок, пе-ту-шок –

         Зо-ло-той гре-бе-шок!

         Что ты ра-но вста-ешь,

         Го-ло-сис-то по-ешь,

Дет-кам спать

         Не да-ешь?

Повторение и закрепление ритмических упражнений 1 и 2 из занятия13.

 

Танец  маляров: закрепление движений танца.

Игра «Пантомима».

Игра с султанчиком (см. занятие13).

Поклон.

 

ЗАНЯТИЕ 15.

 

         Материалы и атрибуты:

- колокольчик;

-  пилотки из газет;

-  султанчик;

- резиновая игрушка с пищалкой.

 

         Музыкальное сопровождение: “Песенка о ремонте” муз. В.Шаинского, болгарская плясовая мелодия “Кремена” муз. А.Арскос.

 

         Ход занятия

         Звонок колокольчика, построение.

         Приветствие. Танец  маляров.

Упражнения на расслабление: повторение.

Ритмические упражнения:

Прохлопывание ритма стихотворения:

Ан-дрей-во-ро-бей,

Не го-няй го-лу-бей,

         Го-няй га-ло-чек

         Из-под па-ло-чек…

Повторение и закрепление ритмических упражнений (см. занятия 13 и 14).

Танец «Кремена»

         Прослушивание музыки, беседа о характере мелодии, свободная импровизация детей. Далее П. предлагает разучить простую композицию под эту мелодию.

В музыке выделяются две части, которые 3 раза сменяют друг друга.

 

         1 фигура

И.П. – дети стоят в кругу, держась за руки.

1 часть – бег по кругу

2 часть – три хлопка в ладоши перед собой, на четырех шагах повернуться спиной в центр круга; три хлопка в ладоши перед собой, повернуться обратно лицом в круг (повторить 2 раза).

         2 фигура

1 часть – бег врассыпную, и в конце музыкальной фразы найти себе пару;

2 часть – 3 хлопка по ладоням партнера, на четырех шагах отвернуться друг от друга и встать спинами;  в полуприседе три хлопка двумя руками по коленям, повернуться лицом к партнеру (повторить 2 раза).

         3 фигура

1 часть – кружение в парах, держась за руки, на конец музыкальной фразы встать лицом в круг.

2 часть - три хлопка в ладоши перед собой, на четырех шагах повернуться спиной в центр круга; три хлопка в ладоши перед собой, повернуться обратно лицом в круг (повторить 2 раза).

         Игра:

дети встают в пары. Под  танцевальную мелодию пары начинают кружиться на подскоках. Когда П. издает пищащий звук резиновой игрушкой, дети должны поменяться парами, и танец продолжается.  П. предлагает детям повторить любую игру по их желанию.

 

Поклон.

 

ЗАНЯТИЕ 16.

 

         Материалы и атрибуты:

- колокольчик; 

- шапочки – маски зверей к сказке «Заюшкина избушка»;

- бумажные пилотки.

         Музыкальное сопровождение: “Песенка о ремонте” муз. В.Шаинского, болгарская плясовая мелодия “Кремена” муз. А.Арскос, фрагменты мелодий, соответствующие характерам персонажей сказки “Заюшкина избушка” ( заранее подбираются педагогом).

         Ход занятия

 

         Звонок колокольчика, построение.

         Приветствие. Танец  маляров.

Упражнения на расслабление: повторение.

Ритмические упражнения:

Тук, тук мо-лот-ком –                    

Мы пос-тро-им но-вый дом.

Тук, тук мо-лот-ком –

         По-се-ляй-тесь птич-ки  в нем.

 

Кулачком одной руки стучать сверху по кулачку второй руки по два раза и менять руки (сверху то правая, то левая).

Повторить упражнения занятий 13-15.

Инсценировка сказки «Заюшкина избушка» (предварительно П. подбирает соответствующие фрагменты мелодий, родителям заранее дается задание прочитать детям сказку). Звучат музыкальные фрагменты, дети пытаются угадать, какому персонажу сказки может принадлежать тот или иной фрагмент, ребята стараются изобразить как двигаются животные. П. распределяет роли и раздает детям шапочки-маски. Затем П.  говорит слова от имени автора, каждый персонаж сказки выходит под соответствующую мелодию и говорит слова от имени своего героя. Таким образом, разыгрывается сюжет сказки. П. проводит беседу о том, какое настроение у персонажей в той или иной сцене, побуждает детей отражать настроение в характере движений, в интонации.

 

        

Танец «Кремена»: закрепление.

Игра: повторение игр по желанию детей.

Поклон.

 

Занятие 17.

 

         Материалы и атрибуты:  колокольчик,  шапочки – маски зверей к сказке «Заюшкина избушка», бумажные пилотки.

 

         Музыкальное сопровождение: “Песенка о ремонте” муз. В.Шаинского, болгарская плясовая мелодия “Кремена” муз. А.Арскос, фрагменты мелодий соответсвующие характерам персонажей сказки “Заюшкина избушка”

 

         Ход занятия

         Звонок колокольчика, построение.

         Приветствие. Танец  маляров.

Упражнения на расслабление: повторение.

Ритмические упражнения:

1.     П. проводит беседу с детьми о приближающемся празднике 8 Марта.

Детям предлагается прохлопать стихотворение, а затем промаршировать, проговаривая слова:

            Мы и-дем с цве-та-ми,

         Мы не-сем их  ма-ме.

Повторить пройденные ритмические упражнения.

Танец «Кремена».

Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».

Игра «Пантомима»: как мы помогаем маме…

Игра с султанчиком.

Поклон.

Занятие 18.

 Подготовка к утреннику, посвященному 8 Марта.        

Повторение, закрепление.  

 



[1] «Разноцветная игра» - А.И.Буренина “Ритмическая мозаика” Программа по ритмической пластике для детей.

 

 

Информация об авторах

Выгодская Ингрид Григорьевна, учитель-логопед, Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: cpmsdip@yandex.ru

Кукаркина Елена Борисовна, педагог-психолог, ФРЦ МГППУ, Москва, Россия, e-mail: ekukar1954@mail.ru

Лущекина Елена Андреевна, Педагог-психолог, ФРЦ МГППУ, Москва, Россия, e-mail: cpmsdip@yandex.ru

Субботина Е.В., педагог-психолог, ФРЦ МГППУ, e-mail: subbota2004@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 487
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 156
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0