Аутизм и нарушения развития
2009. Том 7. № 1. С. 1–12
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Организация окружающей среды для социализации и развития коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра*
Общая информация
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Разработка программы формирования коммуникативных навыков у детей аутистического спектра дошкольного и младшего школьного возраста». Проект № 09-0600517а, 2009 г.
Ключевые слова: социализация, расстройства аутистического спектра, дети с нарушениями в развитии, дети с аутизмом, развитие коммуникативных навыков
Рубрика издания: Педагогический опыт
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Хаустов А.В. Организация окружающей среды для социализации и развития коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2009. Том 7. № 1. С. 1–12.
Фрагмент статьи
При расстройствах аутистического спектра отмечаются нарушения социального взаимодействия, коммуникации и поведения, предопределяющие трудности социализации детей (МКБ-10,1994). У них оказывается нарушенным процесс усвоения социального опыта, системы социальных связей и отношений. Дети с аутистическими расстройствами не усваивают основные правила и паттерны социального поведения, с трудом приобретают необходимые для жизни социальные и коммуникативные навыки.
По данным современных исследований, нарушения, возникающие у детей с расстройствами аутистического спектра, связаны с трудностями переработки сенсорной информации, поступающей из окружающего мира (Frith, 1992; Jordan, Powell, 1995; Wing, 1996). В результате у них не формируются адекватные представления о физическом и социальном окружении, что является основой для успешной социализации. Правильная организация окружающей среды способствует преодолению данных трудностей, помогая ребенку понять значение явлений материального и социального мира.
Литература
-
Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие:Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. О.В. Деряевой; под науч. ред.Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. — М.: Владос, 2002.
-
Питерс Т. От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. М.М. Щербаковой; под науч.ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. — М.: Владос, 2002.
-
Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификацияпсихических и поведенческих расстройств. — СПб.: 1994. — С. 178—186, 248—254.
-
Обучение и социальная адаптация детей с тяжелыми формами аутизма.Методическое пособие для родителей / Под ред. Касаткина В.Н. — М.: 2006.
-
Bandura A. Social learning theory. — Morristown, N. J., General Learning Press, 1971.
-
Beyer J., Gammeltoft L. Autism and play. London: Jessica Kingsley, 2000.
-
Jordan R., Powell S. Understanding and teaching children with autism. Wiley: Chichester, 1995.
-
Frith U. Cognitive development and cognitive deficit // The psychologist. — 1992. — 5. —pp.13-19.
-
Quill K.A., Bracken K.N., Fair M.E., Fiore J.A DO-WATCH-LISTEN-SAY. Socialand communication intervention for children with autism. Baltimore: Paul H. BrookesPublishing Co., 2002. - p. 410.
-
Wing L.The autistic spectrum. London: Constable, 1996.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2118
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 1257
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 5