Формирование социальной мотивации у детей с аутизмом на занятиях фольклорной группы

852

Общая информация

Ключевые слова: фольклорная группа, музыкальная терапия, коммуникативная терапия, аутизм, развитие коммуникативных навыков

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: доклад

Для цитаты: Подоплелова О.Н. Формирование социальной мотивации у детей с аутизмом на занятиях фольклорной группы // Аутизм и нарушения развития. 2009. Том 7. № 4. С. 26–32.

Полный текст

При качественном и количественном разнообразии клинической симптоматики при аутизме всегда отмечаются нарушения социального взаимодействия. Они выступают в форме неадекватной оценки социоэмоциональных сигналов, что заметно по отсутствию реакций на эмоции других людей и/или по отсутствию модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией. Детьми редко используются и учитываются социальные сигналы, для них особенно характерно отсутствие социоэмоциональной взаимности. Нарушения выражаются также в отсутствии социального использования имеющихся речевых навыков; в искажении ролевых и социально-имитационных игр; в низкой синхронности и отсутствии взаимности в общении; в недостаточной гибкости речевого выражения и относительном отсутствии творчества и фантазии в мышлении; в отсутствии эмоциональной реакции на вербальные и невербальные попытки других людей вступить в контакт; в искажении тональностей и выразительности голоса для модуляции общения; в отсутствии сопровождающей жестикуляции, имеющей усилительное или вспомогательное назначение при разговорной коммуникации.

Неудачи в социальном взаимодействии и трудности социализации ребёнка с аутизмом зачастую вызваны отсутствием у него социальной мотивации, понимания социальных смыслов, того, что дети с нормальным психическим развитием узнают сами в раннем возрасте. Ребенку с аутизмом важно само введение его в смыслы человеческой жизни, в социум, развитие умения взаимодействовать с другими людьми.

Для реализации этой задачи необходимо преодолеть реальное противоречие: с одной стороны, имеется ситуация «двойной искусственной изоляции» (аутичный ребёнок отвергает социум сам и одновременно отвергнут социумом), с другой стороны, — ситуация невозможности социализировать ребёнка-аутиста вне социальной среды. Все варианты преодоления этого противоречия могут быть сведены к двум типам помогающих мероприятий:

  1. Реальные, жизненные ситуации активной интеграции.

  2. Искусственные, смоделированные ситуации, в том числе игра с заданными параметрами.

Важно пояснить, что ситуация-модель не противопоставляется реальным возможностям нахождения в социуме, не является альтернативой социализации, которая осуществляется как непосредственное субъективное проживание и усвоение реального человеческого опыта. Напротив, моделирование и отработка социальных образцов в «щадящих» условиях позволяют аутичному ребёнку полноценно прожить, пережить, отреагировать, проработать и интроецировать опыт социального взаимодействия, для того чтобы потом перенести этот успешный опыт в реальную жизнь.

На сегодняшний день сотрудниками ЦПМССДиП в рамках когнитивно-поведенческого (необихевиорального) подхода используются различные игровые и учебные формы — модели, которые позволяют опосредовано, с помощью специально организованной среды, преимущественно с опорой на индивидуальные стереотипные интересы, вызывать у ребёнка с аутизмом собственную активность, наполненную смысловым содержанием. Одной из таких форм работы является музыкальное групповое занятие с использованием элементов фольклора.

По своей сути фольклорная группа является одновременно разновидностью «групповой терапии» и «подкреплённой музыкой коммуникативной терапии». Эти терапевтические подходы широко применяются в мировой и отечественной практике социальной реабилитации детей с аутистическими расстройствами.

В основе групповой терапии лежит феномен синхронизации путём интеграции детей с аутизмом в группу людей, чей психический статус определяется понятием «норма». Основной идеей погружения в группу является формирование у ребёнка так называемого «ритма жизни» методом слияния с групповыми процессами. Основная часть этого ритма ощущается физически, поэтому большое значение имеют совместные физические упражнения.

Метод «подкреплённой музыкой коммуникативной терапии» (не путать с музыкальной терапией) берёт начало в подходе, который предполагает, что на раннем доречевом этапе развития ребёнок чрезвычайно предприимчив в своих социальных взаимодействиях. Это выражается в том, что развитие паттернов нормального общения происходит через процесс осуществления ребёнком и его ближайшим взрослым окружением возрастающих по сложности взаимодействий. Речь идёт о возможности использовать невербальные способы общения, такие как контакт глаз, хватание, поворот головы и тела, улыбка, — всё это появляется задолго до того как произносятся первые слова или сопутствующие речи жесты. Опыт раннего неязыкового общения лежит в основе формирования социальной эмпатии и социальной адаптации, без которых в свою очередь невозможно использование языкового общения. Несомненно, социальная адаптация и социальная эмпатия — это те компоненты, которых недостает аутичному ребёнку, а речевые нарушения ещё больше затрудняют процессы понимания и проявления личностно детерминированной активности. А если ребёнок с аутизмом проявляет активность, то чаще всего это происходит в виде неструктурированных непроизвольных актов грубого разрушительного характера. В такой момент отношение ребёнка к окружению улучшается. Исходя из этого наблюдения, целью музыкальной коммуникативной терапии является предоставление аутичному ребёнку определённых рамок, в которых он мог бы почувствовать, пережить опыт реализации возможной активности. Создается что-то вроде диалога с ребёнком любым способом для формирования у него паттерна диалогического общения и дальнейшего речевого развития. Значительная часть такого диалога осуществляется преимущественно в понятиях языка телодвижений, включая бег, прыжки, приседания, кружения, вокал, дыхание, контакт глаз, мимику и т. д. Ведущая роль музыкального (вокального) сопровождения заключается в том, что музыка как коммуникативное средство более «гибкая», чем разговорный язык, особенно если используется в сочетании с движениями. Таким образом, ребёнок овладевает пониманием того, что и диалог, и взаимодействие — возможны. Опыт взаимодействия в фольклорной группе сам по себе коммуникативен и является неязыковым аналогом активной речи. Лингвистические навыки устной или жестовой речи накладываются на те рамки, которые создаются этой предварительной работой, и обучение речи идет с большей эффективностью.

Взятые за основу групповая и музыкальная коммуникативная терапии могут быть «усилены» при приведении их в формат фольклорной группы феноменами «круга» и собственно подборкой самих фольклорных элементов — заданий, упражнений, игр, игрищ, песен, потешек, забав, скороговорок, пословиц и т. д.

О феномене «круга». О том, что с помощью группы людей, кружащихся в круге, можно воздействовать, влиять на отдельно взятого члена группы, знали ещё первобытные люди. Круг использовался в ритуальных действиях, в магических и религиозных обрядах для усиления (фасилитации) или ослабления (ингибиции) человеческих качеств, способностей, состояний, ощущений, переживаний и т. п. Кружение, выполнение определенных движений в круге под ритмичное и/или музыкальное сопровождение дополнялись различными видами стимуляции модальностей — архетипические образы, ароматы, растительные отвары, в том числе, на основе галлюциногенных и наркотических веществ. Таким образом, воздействие на человека в круге происходит на самом базисном уровне с точки зрения глубинной психологии, на палео- регуляторном уровне с точки зрения теории уровневого построения движений Бернштейна, на уровне рефлекса с точки зрения сенсомоторных механизмов. «Месмеровский круг» положил начало современной групповой психотерапии.

С точки зрения процесса социализации круг — это идеальная модель социума, в которой могут быть заданы любые параметры, характеристики, смысловые содержания. «Наполняя» круг фольклорным содержанием, в основе которого лежат глубинные (архетипические) социальные образы, символы, смыслы, мы тем самым создаем ребёнку с аутизмом социальную среду, которая идеально подходит для формирования у него социальной мотивации, социальной эмпатии, социальных смыслов.

Ниже описано, на формирование каких личностных способностей, состояний, механизмов у ребёнка с аутистическим расстройством направлено воздействие фольклорной группы, и за счёт каких фольклорных элементов это осуществляется. Подробное описание игр, упражнений, заданий и музыкального (вокального) сопровождения, а также один из вариантов полного занятия приводятся в Приложении.

  1. Выравнивание психофизического тонуса (интерпсихического и интрапси- хического равновесия) достигается за счёт кружения, пения, непосредственного тактильного контакта со специалистами, чей психофизиологический тонус находится в уравновешенном состоянии. Делаются упражнения №№ 9,14. Круг состоит из равного количества специалистов и детей в порядке расположения «через одного». Все держатся за руки.

Важно! Специалистов может быть больше, чем детей, но не может быть меньше.

  1. Формирование базисного доверия. Достигается с помощью упражнений №№ 8, 16, 17.

  2. Формирование групповой идентичности; «Я» как часть социальной группы, коллектива. Упражнения № 1, 4, 6, 12, 18.

  3. Формирование «комфортной» социальной дистанции как физической, так и психологической (приближение, удаление, дотрагивание, хватание, поглаживание, разрыв\связывание). Упражнения №2, 3, 6, 10, 11, 12

  4. Формирование личностно детерминированного выбора, отказа. Упражнения №№ 8, 13, 18, 2о.

  5. Формирование «триадных» отношений (большинство детей с аутизмом из-за непреодоленной симбиотической зависимости «застревают» на стадии «диа- дных» отношений). Все социальные взаимодействия — это различные комбинации диадных и триадных отношений. Упражнения № 15, 20.

  6. Преодоление отчуждения (мотивация афиляции) и зависимости от Другого (нормальные сепарационные процессы). Упражнения №№ 2, 3, 8, 10, 11, 12, 16, 20.

  7. Отреагирование «вовне» аффективных импульсов (страхов, эмоций, напряжений, в том числе сублимация либидо в пубертатный период). Упражнения № 8, 10, 11, 13, 18, 19, 20.

Помимо формирования социальных поведенческих паттернов и мотивационных (глубинных) механизмов у детей на занятиях в фольклорной группе улучшается сенсомоторная координация (за счет выполнения физических упражнений), развивается речь (за счёт пения), уточняется представление о себе, о другом, о мире (за счет дидактической составляющей: широко\узко, много\мало, право\лево, верх\низ, высоко\низко, быстро\медленно, руки\ноги\голова и т. д.). Также формируется представление о культуре своего народа (за счёт фольклорного наполнения).

Большое значение имеет и то, что весь смысловой и дидактический материал «подается» в форме праздничного, хороводного, игрового действия. А игра — это ведущая деятельность любого ребёнка, независимо от его социального и психофизиологического статуса. Именно игра позволяет «обходить» сопротивление и защиты аутичного ребёнка в процессе обучения и структурирования его активности.

Музыкальная коммуникативная терапия пригодна для любого ребёнка с аутизмом, вне зависимости от тяжести нарушения. Дети, которые могут обучаться в массовых школах, после музыкальной коммуникативной терапии легче социализируются, у них возможно развить социальную эмпатию. Дети с более тяжелыми нарушениями в результате этой терапии достигают лучших результатов в коммуникации, обучении и в социализации.

И чрезвычайно важно, что положительный эффект от занятий в фольклорной группе в равной степени распространяется на всех участников: и на детей, и на специалистов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Описание фольклорных игр.

Вариант занятия фольклорной группы ЦПМССДиП

Все встают в круг и берутся за руки (желательно чередовать детей и специалистов).

  1. Во саду ли, в огороде девица гуляла, она правою\левою рукой цветы собирала.

(Кружение по кругу при слове пра- вою\левою рукою — приседаем и «рвём цветы»).

  1. Дуйся, дуйся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!

(Растягиваем круг)

А пузырь: Ш-Ш-Ш и лопнул (сжимаем круг).

  1. Широко-широко-широко (расходимся, держась за руки).

Узко-узко-узко (сходимся).

  1. Еле-еле, еле-еле

закружились карусели (медленно с постепенным ускорением),

а потом-потом-потом

всё бегом-бегом-бегом (максимально быстро).

Тише-тише, не спешите (понижая интонацию),

карусель остановите (постепенно замедляемся).

Раз-два, раз-два (останавливаемся и раскачиваем руки).

Закружилась голова (руками раскачиваем голову).

  1. Повторяем пункт № 3.

  2. Встаем в цепочку друг за другом, руки на поясе впереди стоящего.

Заплетися, плетень, заплетися,

Завернися, труба золотая (цепочка «движется по произвольной траектории, которую задаёт ведущий — первый в цепи).

Догадайся, кума молодая.

Заплетися, плетень, заплетися (начинаем проходить между последним и предпоследним звеном, заворачиваясь через руку).

Завернися, труба золотая, Вокруг столба дубового, Вокруг листа зеленого (повторяем столько раз, чтобы все участники завернулись через руку).

(Когда все завернулись) — Расплетися, плетень, расплетися.

Развернися, труба золотая. И т. д.

(Когда все развернулись) — Вот расплелся плетень, вот расплелся,

Развернулась труба золотая (взялись за руки, встали в круг и прыгнули вместе).

  1. Пункт № 3.

  2. Сижу, сижу на камушке,

Сижу на горючем (в центре круга сидит один участник, накрытый платком).

А кто ж меня верно любит, а кто приголубит,

А кто ж меня верно сменит, меня переменит,

Меня сменит, переменит, еще приголубит?

(Кто-то из круга подходит к сидящему, гладит по голове, снимает платок и сменяет сидящего) — повторяется столько раз, чтобы большинство детей смогли участвовать).

8-а. Пункты № 1, № 3.

  1. Идут кони по улице, чем они покутаны, чем они попутаны. (Кружимся по кругу).

Золотым путом под копытом. (Резко меняем ритм и интонацию, внезапно приседая).

Зайка идет, травку берёт: что вырвет, то в пучок.

Повторяем пункт 9.

  1. Мы посадим яблоньку на горе, на горе (в центре круга стоит участник и пританцовывает).

Наша яблонька расцветет по весне, по весне.

Расти, расти яблонька, в добрый час, в добрый час.

Потанцуй-ка, яблонька, попляши ты для нас.

А мы нашу яблоньку все трясти будем (круг тесно сжимается, и все руками раскачивают «яблоньку» в разные стороны, расходятся).

А мы сладки яблочки собирать будем (круг опять сжимается, начинает тянуть «яблоньку» в разные стороны и расходится).

А мы нашу яблоньку все поглаживаем (сжимается круг, и все гладят «яблоньку»).

А мы нашу яблоньку все пощипываем (круг сжимается, и все пощипывают «яблоньку»).

И от нашей яблоньки убежим (все разбегаются, а «яблонька» ловит: кого поймает, тот становится «яблонькой»).

  1. Тетёра шла, моховая шла, по каменьям, по раменьям сама прошла, всех детей провела, самого лучшего детёныша оставила! (Двое делают ворота-ловушку, которая опускается в момент окончания припевки, а остальные встают в цепочку и проходят через ворота многократно, пока ворота не захлопнутся, и кто-то не попадётся. Тот, кто попадается, встает к тем, кто делают ворота, и так до тех пор, пока все не попадутся, и останется один — победитель).

  2. Заплетися, плетень (только теперь последний должен перебежать и стать первым, а вся цепочка его отторгает — уворачивается).

  3. Садимся на пол в круг. Один начинает хлопать рукой по свободному месту справа и петь: «Справа, справа от меня есть одно местечко, я хочу чтоб Маша села (делает свой выбор), со мной рядом посидела». Маша переходит на это место, а тот, кто сидел слева от Маши, начинает «выбирать».

  4. Садимся тесно ногами в центр, как солнце. Делаем поочередно заданное ведущим движение, образуя волну, например: 1) поднимаем вверх руки, сначала обе вместе, потом по одной, 2) хлопаем ладонями по коленям, потом по очереди, потом одна рука на своем колене, другая на колене соседа и т. д.).

  5. Удерживаем мяч вдвоем\втроем головами (русская народная песня «Виноград в саду зелен»).

  6. Подкидываем на покрывале три раза все вместе одного ребенка со словами «Море качается — раз...».

  7. Снова ложимся солнышком, и каждый встает и по очереди перешагивает через всех (русская народная песня «О, мой сынок»).

  8. Ручеёк, стоя.

  9. Ручеёк (встаем на четвереньки в ряд, образуя туннель, а крайний проползает).

  10. Встаем по три человека, и одна «двойка» ходит, выбирает, цепляет и превращается в «тройку», а те, кто остались вдвоем, начинают выбирать (русская народная песня «Чёрный ворон»).

Поклон, конец.

 

Информация об авторах

Подоплелова Ольга Николаевна, психолог, ЦПМССДиП МГППУ, Москва, Россия, e-mail: cpmsdip@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1134
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 852
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0