Создание оптимальных условий для интеграции и психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада Опыт работы педагогов творческой лаборатории «Особый ребенок» 2008-2009 г.г.

930

Общая информация

Ключевые слова: дошкольная образовательная среда, ОВЗ, интеграция (инклюзия), интеграция ребенка

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Романенкова Е.Э. Создание оптимальных условий для интеграции и психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада Опыт работы педагогов творческой лаборатории «Особый ребенок» 2008-2009 г.г. // Аутизм и нарушения развития. 2010. Том 8. № 1. С. 55–61.

Полный текст

 

 

 

Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 89 с 2004 года работает с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В результате работы творческой лаборатории «Особый ребенок» в ГОУ д\с № 89 с 2005 года были открыты:

— разновозрастная группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» для детей с ограниченными возможностями здоровья. В ней находятся дети с диагнозами:

— задержка психоречевого развития;

— задержка психомоторного развития;

— симптоматическая эпилепсия;

— ДЦП (детский церебральный паралич) различной степени сложности;

— ДА (детский аутизм).

—    также открыта логопедическая группа 12-часового пребывания для детей со сложными дефектами, такими как:

—    органическое поражение центральной нервной системы;

— ДЦП (различной степени сложности);

—    эпилепсия;

—    общее недоразвитие речи (моторная, моторно-сенсорная алалия, различные уровни ОНР);

—    стертая дизартрия и т.д.;

—    в саду работает служба ранней помощи;

—    лекотека.

Вся работа творческой лаборатории строится на основе Закона РФ об образовании, Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и Устава и в соответствии с программой г. Москвы «Столичное образование -5».


Целью работы творческой лаборатории стала разработка индивидуального подхода к каждому ребенку с учетом специфической структуры аномального развития, общего состояния здоровья, возраста и особенностей характера, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка.

Тесное сотрудничество педагогов: логопеда, дефектолога, психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования по изобразительной деятельности и по театрализованной деятельности, воспитателя по физкультуре помогает решать поставленные задачи.

В 2008-2009 учебном году детский сад посещали 52 воспитанника с ограниченными возможностями здоровья.

Основной целью работы коллектива стал поиск и использование эффективных путей педагогического воздействия и формирование методов развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции, внесение корректировки в предметно-развивающую среду с учетом интеграции в детском саду. Целью работников сада стало также формирование комплексного психолого-педагогического пространства, предусматривающего единство содержания, методов работы, обеспечивающего максимальные возможности для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для достижения поставленной цели были определены образовательные потребности и созданы специальные образовательные условия, соответствующие особенностям развития детей, а также новые требования к методическому обеспечению педагогического процесса, учитывая его интегрированный характер.

Особое внимание было уделено структуре взаимодействия всех участников интегративного процесса в детском саду.

В саду проводится диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья, изучаются стили общения родителей с ребенком, педагогов с ребенком, разрабатывается индивидуальный маршрут каждого воспитанника с учетом интеграции.

С участием педагогов проводятся заседания координационного совета, семинары, малые педсоветы, в которых все сотрудники творческой лаборатории принимают активное участие.

Для педагогов детского сада проводились необходимые консультации. 3 декабря 2008 года в ГОУ д\с № 89 был проведен круглый стол для педагогов и специалистов Юго-Западного округа по теме: «Я такой же, как ты». Все мероприятия прошли в форме деловой игры. Это позволило каждому педагогу проявлять творческую и деловую активность, выразить свои идеи и предложения. Активная работа способствовала психологической перестройке отношений для успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, возникновения новых организационных форм работы с «особой» категорией детей. Это подтверждается материалами работы творческой лаборатории детского сада.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является создание творческой адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и самореализацию в детском саду. Социализация и интеграция таких детей является одним из основных направлений работы творческой лаборатории. Задачи по их развитию в условиях интеграции решаются педагогами творческой лаборатории постоянно: по запросам родителей они являются приоритетными. Развитие «особой» категории дошкольников прямо зависит от тех условий обучения, которые обеспечивают детям работники сада, от двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, от условий семейного воспитания.

В 2008-2009 г. в детском саду проводились следующие мероприятия по социализации и интеграции детей в общество здоровых сверстников:

выработаны рекомендации о темпах обучения и его объёме на основе собранных данных;

составлена сетка занятий в соответствии с требованиями этих рекомендаций;

— на пути к интеграции был выстроен индивидуальный маршрут для каждого воспитанника;

— было обеспечено сопровождение ребенка с ДА, включенного в группу сверстников.

 

В интеграционных группах детского сада большое внимание уделяется предметно-развивающей среде. При формировании предметно-развивающей среды в группах, где есть дети с нарушениями развития, педагоги детского сада руководствовались, во-первых, деятельно­возрастным подходом, во-вторых, программно-методическими требованиями и рекомендациями, в-третьих, интересами и запросами воспитанников.

Интеграционный процесс осуществляется путем формирования творческой среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, их объединением со здоровыми сверстниками на основе совместной творческой деятельности, т.к. именно эта деятельность является компенсирующим фактором развития «особой» категории детей.

Создание творческой среды помогает детям с нарушениями развития с помощью сверстников и сопровождающего педагога через различные виды искусства, через русское народное творчество, использование разных техник и приёмов, выражать свои чувства, эмоции (как положительные, так и отрицательные). Через игровые ситуации, создаваемые взрослыми, закрепляются навыки общения, полученные ранее, и дети учатся новому.

В саду проведена большая работа по обогащению предметно-развивающей среды мебелью, пособиями, дидактическими материалами с учетом особых образовательных потребностей.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

— Обобщен опыт работы педагога дополнительного образования Мухеймер О.Е. на тему: «Использование нестандартных технологий по изо-деятельности в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья». Мухеймер О.Е. стала участником окружного тура Ярмарки инноваций на Юго-Западе в 2009 г. Творческие работы, выполненные детьми под её руководством, неоднократно выставлялись на городских выставках, в частности, на городском фестивале «Надежда» в мае этого года.

Вся деятельность педагогов творческой лаборатории и участников интеграционного процесса осуществлялась через воспитательно-образовательную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья для успешной их социализации.

Был осуществлен поиск наиболее действенных методов и приемов для достижения поставленной цели:

— включение детей с проблемным развитием в воспитательно-образовательный процесс массовых групп (по возрасту).

— Привлечение детей старшего дошкольного возраста к участию в совместной художественно-творческой деятельности (утренники, праздники, театрализованные спектакли).

— Участие детей с ограниченными возможностями здоровья в конкурсах, где они имеют возможность проявлять творческую активность. В этом году ансамбль «Веселые капельки» из детей с особенностями развития под руководством музыкального руководителя Вонсевич Л.Н. принял участие в детском фестивале творчества «Надежда».

— Игры-тренинги со здоровыми детьми, целью которых является: помочь детям понять другого ребенка с физическими и интеллектуальными проблемами.

В детском саду сложилась определенная система требований ко всем участникам интегративной деятельности, главные принципы которой — доброжелательность во взаимоотношениях с коллегами, открытость, принятие альтернативных взглядов и позиций. Это укрепляет благоприятный психологический климат в группах и коллективе. В свою очередь такая атмосфера сотрудничества и взаимопонимания создала условия для воспитания, развития и формирования личности дошкольников, обстановку доброжелательности, партнерских отношений «взрослый — ребенок», поддержание у детей интереса ко всем видам деятельности.

 

 

В 2009 году продолжилась деятельность педагогов и специалистов ГОУ по разработке индивидуальных программ развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Был проведен мониторинг эффективности и корректировки воспитания и обучения детей, участвующих в интеграции. По результатам мониторинга, 85% детей, участвовавших в процессе интеграции, готовы принять в свой коллектив «особых» детей. У них появилось чувство ответственности за своего товарища, желание помочь, они стали отзывчивее, добрее. На 25% уменьшилось количество детей с агрессией. Анализ состояния нравственного развития детей на конец года показал положительную динамику.

Для педагогов детского сада был проведен социально-педагогический тренинг «Сотрудничество ребёнка со взрослым».

Успешное решение задач воспитания и соблюдение прав ребенка возможны только при объединении усилий семьи и других социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и взаимодействие ребенка, родителей и социума. Благодаря психолого-педагогическому сопровождению работники сада смогли усилить влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка.

Стала очевидной необходимость решения задач четкого взаимодействия с семьей, соответствующего ее образовательным потребностям; выработки индивидуальной тактики взаимодействия с конкретными родителями в образовательном процессе, а также основательной подготовки педагогов к работе с семьей ребенка-инвалида.

Вопросы семейного воспитания и взаимодействия с семьей в ГОУ обсуждались на малом педагогическом совете творческой лаборатории, тема которого «Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей, имеющей «особого» ребенка». Был проведен семинар «Психолого-педагогическое сопровождение семьи». В целях понимания истоков и причин траектории развития личности дошкольника, имеющего проблемы в здоровье, специалистами были проведены групповые консультации для родителей, имеющих таких детей, индивидуальные консультации по запросам родителей, совместные мероприятия, в которых участвовали не только семьи с «особыми» детьми, но и семьи с детьми здоровыми.

Вывод: Из 52-х семей, участвовавших в анкетировании в сентябре 2008 г., только в 8-ми семьях считали, что их ребёнок такой же, как все, ничем не отличается от других детей, 32 семьи были согласны, что у ребёнка есть проблемы, в 12-ти семьях родители считали, что их ребёнок сильно отличается от других детей. Благодаря групповому и индивидуальному консультированию, проводимым педагогами ГОУ, совместным мероприятиям, тесному взаимодействию педагогов с родителями, доброму, чуткому отношению к детям, при анализе результатов работы педагогов с детьми, по данным на май 2009 г., снизилось количество семей, которые считали, что их ребенок сильно отличается от сверстников. Увеличилось количество семей, поверивших в то, что их дети такие же, как все, что помогает развитию и социализации детей.

Социализация и интеграция детей с особенностями развития в среду здоровых сверстников, формирование отношений «здоровый ребёнок — ребёнок с ограниченными возможностями» осуществляются также в процессе проведения совместных праздников и развлечений для детей специальных групп и других старших дошкольников ГОУ. Очень интересно в 2008 году были проведены праздники «Щедрая осень», «Новогодний карнавал». В конце мая прошел выпускной бал в подготовительной группе, где участниками праздника были дети с ограниченными возможностями здоровья. Детям из массовых групп очень нравится показывать своим сверстникам кукольные спектакли, концерты. Особенно интересно проходят совместные дни рождения.

Сотрудничество ГОУ с другими образовательными учреждениями — один из основных факторов работы по социализации и интеграции. Создание единого образовательного пространства, расширение социальных контактов детей с особыми образовательными потребностями укрепляют педагогическое взаимодействие детского сада с другими институтами социализации личности ребенка.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с другими воспитательно-образовательными и социальными институтами осуществляется в интересах детей, семей и заключается в привлечении специалистов названных учреждений к такому взаимодействию, которое полезно для обеих сторон.

Благодаря проведенной работе сотрудники сада достигли следующих результатов в социализации детей:

— Активизировалось внимание педагогического коллектива к проблемам «особых» детей.

— Здоровые дети учатся понимать детей с особенностями развития, не сторониться их, не проявлять к ним негативного отношения.

— Дети с ограниченными возможностями стали увереннее, активнее, самостоятельнее.

— В работе «Использование нестандартных технологий по изобразительной деятельности в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья» обобщён педагогический опыт, подобраны эффективные методы и приемы обучения детей рисованию, лепке, аппликации, различению цветов и т. д.

— Обобщен опыт работы педагогов творческой лаборатории по теме: «Создание оптимальных условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада» и представлен на Ярмарке инноваций на Юго-Западе в 2009 г. Работа выполнена воспитателем группы 12-часового пребывания с детьми со сложными дефектами Ивановой Т.М., удостоенной диплома 3 степени.

Вывод: На 01.05.2009 г. в процессе интеграции участвовали 52 воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, что соответствует 100%. В течение года стало возможным осуществление временной интеграции со всеми «особыми» детьми (объединяли со здоровыми сверстниками для проведения различных мероприятий). Была осуществлена частичная интеграция двоих детей (нахождение в массовой группе от одного до двух часов, участие при этом в разных режимных моментах). Частичная интеграция осуществлялась в сопровождении учителя-дефектолога и педагога-психолога, один ребёнок был интегрирован в массовую группу, получая при этом постоянную помощь учителя-дефектолога, три воспитанника интегрированы в массовые группы полностью. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья была осуществлена с учетом развития каждого ребёнка. Для каждого ребёнка была подобрана возможная для него модель интеграции на основании заключения специалистов медико-психолого-педагогического консилиума детского сада.



Учитывая наработанный опыт, можно сделать следующие выводы:

— необходимо продолжать поиск новых эффективных форм работы с детьми с ограниченными возможностями в условиях интеграции.

— Осуществлять поиск адекватных форм организации совместной игровой, познавательной, продуктивной деятельности детей с особенностями развития и здоровых сверстников.

— Совершенствовать систему планирования с учетом индивидуальных особенностей детей и медицинских показателей в условиях интеграции.

— Расширять спектр услуг в ГОУ д\с № 89 для детей с ограниченными возможностями здоровья.

— Обеспечивать содержательную преемственность между детским садом и общеобразовательной школой № 176 в дальнейшей интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.

— Создать адаптивно-интегрированную модель ГОУ д\с № 89.

— Повышать уровень методического и профессионального мастерства всех педагогов ГОУ; повышать эффективность деятельности педагогов — участников творческой лаборатории.  

 

 

 

 

Информация об авторах

Романенкова Елена Эдуардовна, Заведующая детским садом № 89 г. Москвы, Москва, Россия, e-mail: detsadik89@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1043
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 930
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0