Опыт обучения ребенка с диагнозом детский аутизм пользоваться унитазом

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, туалетный тренинг, приучение ребенка к туалету

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Субботина, Е.В. (2012). Опыт обучения ребенка с диагнозом детский аутизм пользоваться унитазом. Аутизм и нарушения развития, 10(2), 50–51. URL: https://psyjournals.ru/journals/autdd/archive/2012_n2/subbotina (дата обращения: 25.05.2025)

Полный текст

На момент начала наших занятий П. 3-х лет 9-ти месяцев приносил маме памперс, давая понять, что его необходимо надеть, и испражнялся в памперс в комнате, стоя на карачках. Следовательно, ребенок понимал, что он хочет в туалет, и мог некоторое время терпеть, пока мама надевала памперс. Родители пытались высаживать его на горшок или на унитаз, однако П. бурно протестовал.

Первой задачей было приучить ребенка садиться на унитаз и сидеть на нем некоторое время.

Второй задачей было приучить его испражняться в унитаз.

Для приучения сидеть на унитазе использовались жетоны (см. фото) — кружочки из картона, с обратной стороны которых была наклеена липучка для прикрепления на полоску. Поощрениембыло лакомство.

Процедура приучения проводилась на дому и заключалась в следующем. В течение часа ребенку предлагалось 3—4 раза сходить в туалет и посидеть на унитазе со спущенными штанишками. Малыша отводили в туалет, высаживали на унитаз, после чего на полоску последовательно прикреплялись 5 жетонов с пересчетом вслух (сначала в быстром темпе, но от раза к разу все медленнее). Затем ребенок вставал, одевался с помощью мамы и сразу получал лакомство. Однако вне занятий со специалистом, когда высаживать пыталась мама, ребенок еще продолжал отказываться садиться на унитаз. Тогда жетоныбылипереданы вруки мамы. Постепенно мама активнее включалась в процедуру приучения, а я несколько дистанцировалась, присутствуя, но стоя в стороне.

 

Я предложила маме каждый раз, после того как мальчик испражнялся в пам­перс, в его присутствии вытряхивать содержимое памперса в унитаз.

Потом к процедуре приучения к сидению на унитазе был добавлен следующий момент: когда ребенок вставал, надо было заглянуть в унитаз и проверить наличие экскрементов. Взрослый, а за ним и ребенок, заглядывали в унитаз, взрослый говорил: «Где «кака»?» — и разводил руками: «Нет».

Однажды во время занятия П. принял позу на полу, в которой он обычно испражняется. Мама обратила на это внимание, мы попытались высадить ребенка, но сходить в унитаз у него не получилось. В следующий раз во время занятия ребенок снова принял соответствующую позу и сказал «кака». Он охотно согласился пойти в туалетную комнату. Когда П. сидел на унитазе, он старался: прыгал, ерзал, и у него немножко получилось. После этого занятия ребенок стал самостоятельно проситься у мамы и без специалиста и начал испражняться в унитаз. После каждого раза ребенку выдавалось лакомство. Потом ребенка стали поощрять лакомством все реже, и вскоре необходимость в нем совсем отпала.

Всего таких занятий я провела 6 (два занятия в неделю). В течение 2-х недель родители постепенно убрали поощрение. Результат закрепился, мальчик успешно продолжает ходить в туалет. Регрессов не отмечалось. 

Информация об авторах

Субботина Е.В., педагог-психолог, ФРЦ МГППУ, e-mail: subbota2004@mail.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 1197
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5

 Скачиваний PDF

За все время: 742
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2

 Всего

За все время: 1939
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 7