Аутизм и нарушения развития
2014. Том 12. № 3. С. 22–25
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Формирование у ребенка с РАС навыка соотнесения числа с количеством предметов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, мотивация к учебной деятельности, адаптированная методика пошагового обучения, стимульные материалы
Рубрика издания: Педагогический опыт
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Хаустов А.В. Формирование у ребенка с РАС навыка соотнесения числа с количеством предметов // Аутизм и нарушения развития. 2014. Том 12. № 3. С. 22–25.
Полный текст
Отсутствие мотивации к обучению у ребенка с расстройствами аутистического спектра — частая проблема. Педагоги адаптируют методики обучения к возможностям и потребностям ребенка. Описывается адаптированная методика пошагового обучения и процедура формирования у ребенка с аутизмом навыка соотнесения числа с количеством предметов в пределах 3-х с использованием специальных стимульных материалов.
Описание ребенка
Мальчик с расстройством аутистического спектра (РАС). Возраст — 7 лет.
Экспрессивная речь отсутствует. Отмечаются только вокализации. Понимание речи сильно нарушено. С трудом реагирует на слуховые стимулы. Преобладают зрительная ориентировка и память. Для осуществления коммуникации ребенок использует систему альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS).
Цели работы учителя-дефектолога
На занятиях с мальчиком учитель-дефектолог проводил работу по подготовке к обучению в школе.
В качестве одной из целей коррекционной работы являлось формирование у ребенка навыка соотнесения числа (изображения цифры) с количеством предметов в пределах 3-х.
Описание и анализ проблемной ситуации
В результате систематических попыток обучения в течение нескольких месяцев с использованием традиционных методик и счетных материалов у ребенка не удалось сформировать запланированный навык. По всей видимости, это было связано с отсутствием мотивации к учебной деятельности, в т.ч. с отсутствием интереса к используемым стимульным материалам.
Решение проблемной ситуации
Было решено адаптировать методику обучения к потребностям ребенка. В качестве адаптированных стимульных материалов были выбраны:
1. Любимые лакомства ребенка: маленькие мармеладные мишки, конфеты «скиттлс», «M&M’s», семечки.
2. Карточки с изображениями цифр «1», «2», «3». Под цифрами нарисовано соответствующее количество точек (визуальная подсказка).
3. Карточки с изображениями цифр «1», «2», «3» (без визуальных подсказок).
Описание методики и процедуры обучения
Адаптированное задание
Ребенок обменивает карточки с цифрами на соответствующее количество кусочков лакомств.
Процедура обучения
Ребенок и педагог сидят друг напротив друга. Позади ребенка находится помощник. Педагог кладет перед ребенком карточку/карточки с цифрами, а перед собой тарелку с определенным количеством кусочков лакомств. Помощник по мере необходимости помогает ребенку взять нужную карточку и отдать педагогу. Педагог забирает карточку и моментально отдает ребенку кусочки сладостей. Ребенок съедает лакомства. Каждое задание повторяется многократно.
Методика обучения:
В ходе работы использовалась методика пошагового обучения. Алгоритм обучения включал следующие шаги:
Шаг 1. Ребенок обменивал карточку с изображением цифры «1» на один кусочек лакомства, лежащий на тарелке.
Шаг 2. Ребенок обменивал карточку с изображением цифры «2» на два кусочка лакомства, лежащих на тарелке.
Шаг 3. Ребенок выбирал карточку с цифрой «1» или «2» в соответствии с количеством кусочков лакомств, лежащих на тарелке, и обменивал ее на лакомства.
Шаг 4. Ребенок обменивал карточку с изображением цифры «3» на три кусочка лакомства, лежащих на тарелке.
Шаг 5. Ребенок выбирал карточку с цифрой «1», «2» или «3» в соответствии с количеством кусочков лакомств, лежащих на тарелке, и обменивал ее на лакомства.
Обучение на шаге 3 и 5 осуществлялось при помощи визуальных подсказок. В качестве подсказок использовались карточки с цифрами и нарисованными точками, количество которых соответствовало данной цифре (рис. 1).
Рис. 1. Карточки с цифрами и точками.
Обучение осуществлялось в четыре этапа, в зависимости от уровня подсказки:
I этап. Обмен карточек с цифрами, на которых нарисовано определенное количество точек, на соответствующее количество сладостей.
II этап. Обмен карточек с цифрами, на которых нарисовано определенное количество точек, на соответствующее количество сладостей. На этом этапе карточки с цифрами помещаются в «карман» так, чтобы точки не были видны. Ребенок вытаскивает карточку из «кармана» и только после этого видит количество изображенных на ней точек.
III этап. Обмен карточек с цифрами (без точек) на соответствующее количество сладостей. На этом этапе присутствует подсказка. Справа от ребенка в качестве подсказки размещены дополнительные карточки с цифрами и точками.
IV этап. Обмен карточек с цифрами (без точек) на соответствующее количество сладостей. Подсказки отсутствуют.
Переход на каждый последующий этап осуществлялся только после того как ребенок самостоятельно безошибочно осваивал предыдущий.
Результаты
В течение полугода ребенок научился соотносить карточку с изображением определенной цифры с соответствующим количеством кусочков сладостей в пределах 3-х.
Дальнейшей целью обучения являлся перенос навыка в учебную ситуацию и его использование в работе с учебным материалом.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2377
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 1329
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1