В помощь учителям и родителям: рекомендации по выполнению домашних заданий. Когда? Где? В каком настроении?*

941

Аннотация

В продолжении статьи перечислены условия для успешного выполнения домашних заданий детьми с расстройствами аутистического спектра: положительный настрой на работу, понятное и интересное домашнее здание, визуальные памятки.

Общая информация

* Продолжение. Начало см. в № 3 (44), 2014 г.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, учебный стереотип, домашнее задание, организация пространства, визуальные опоры

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Богорад П.Л., Загуменная О.В. В помощь учителям и родителям: рекомендации по выполнению домашних заданий. Когда? Где? В каком настроении? // Аутизм и нарушения развития. 2015. Том 13. № 1. С. 33–37.

Полный текст

 

В первой части статьи мы говорили о том, что такое домашнее задание, как родители могут помочь своему ребенку выполнить его, зачем такая форма работы нужна учащемуся, и почему так важно приложить все усилия для того, чтобы ребенок делал домашнее задание сам и с удовольствием.

Во второй части подробнее освещаются следующие темы:

•    Когда лучше всего делать домашнее задание?

•    Где удобнее его выполнять?

•    Как настроить себя и ребенка на успех?

Повторимся, выполнение ребенком с аутизмом домашнего задания часто превращается для всей семьи в тяжелое, изнурительное, неприятное занятие. Известно, что слово «занятие» в контексте организации детской деятельности этимологически происходит не от слова «занят», а от слова «занятно». Из этого мы можем сделать следующий вывод: домашняя работа должна быть ребенку понятна и интересна.

Откроем несколько секретов того, как это можно реализовать

Настрой

 
Интересно, что важнее — самостоятельность или положительный настрой? Или одно без другого невозможно?

Ни для кого не секрет, что зачастую нам приходится осознанно поднимать себе настроение. Для этого можно заняться своим любимым делом: послушать музыку, приготовить вкусный ужин, спеть любимую песню, немного почитать и др. А можно просто начать улыбаться, ведь улыбка делает нас счастливыми даже при плохом настроении, улыбка помогает снять стресс, избавиться от усталости, перегруженности. Улыбка способна уменьшить чувство тревоги, придать уверенности в себе. Улыбающийся человек приносит счастье! Пожалуйста, улыбнитесь прямо сейчас!

То же самое касается и ребенка. Для него быть в хорошем настроении так же важно, как и для нас с Вами.

Если Вы чувствуете, что перед выполнением домашнего задания ребенок уже находится в хорошем расположении духа, можно не проводить никакой подготовительной работы. Если же видите, что он угрюмый и неулыбчивый, обязательно развеселите его: пошутите, поиграйте вместе в веселую игру, спойте любимую песню. Постарайтесь найти тот способ, который подойдет именно Вашему ребенку, поднимет ему настроение и при этом его не перевозбудит.

 

Образец для подражания

Если у Вашего ребенка в школе уже сформировался учебный стереотип, скорее всего, одним из способов поддержки для него является ориентация на одноклассников. Видя, что все достают учебник по математике, ребенок как минимум начинает открывать свой портфель. Когда весь класс читает сказку по цепочке, ребенок следит по тексту и ждет своей очереди. Однако, даже если знаний и умений для выполнения домашнего задания достаточно, мы не всегда можем рассчитывать на то, что способность к самостоятельной организации деятельности будет автоматически реализована дома.

Эффективным способом помощи в данной ситуации может являться образец для подражания. Этим образцом можете быть Вы, братья или сестры, дедушки или бабушки и даже любимая игрушка. Необходимо создать игровую ситуацию, в которой в роли ученика, кроме Вашего ребенка, будет выступать кто-то еще. Для этого у всех «учеников» должны быть одинаковые учебные принадлежности, они должны сидеть рядом, а не напротив друг друга, выполнять одинаковые задания приблизительно в одинаковом темпе.

Со временем эту ситуацию можно усложнить, предоставив ребенку возможность быть учителем, объяснять задания, проверять их выполнение, следить за поведением, ставить оценку и т. д.

Учебное пространство

Учебное пространство должно быть не просто эргономичным (правильно подобранная мебель, достаточный уровень освещенности), но и четко структурированным. Ребенку нужен легкий и быстрый доступ к его учебным принадлежностям. Очень удобно, когда все учебники и рабочие тетради по одному предмету обернуты в обложки одинакового цвета, лежат в подписанной или обозначенной картинкой-символом папке; письменные принадлежности, ножницы, линейки, ластики, циркуль аккуратно лежат в пенале. Если это необходимо, место в пенале также можно подписать.

Ученик должен самостоятельно ориентироваться в дневнике, понимать, по каким предметам у него есть домашнее задание, и знать, как его выполнять. Для этого у него должны быть таблицы, схемы-опоры, помогающие определить, что и как он будет делать.

В качестве примера предлагаем таблицу для определения предметов, по которым нужно сделать домашнее задание, если Вы приучаете ребенка выполнять домашнее задание в день, когда его задали, а накануне урока только повторяете материал.

Выполняя каждый шаг, ребенок ставит галочку или плюсик (или любой другой знак) в правом столбце таблицы.

Аналогичные визуальные опоры необходимы для всех ситуаций, в которых ребенок еще недостаточно самостоятелен, и где ему нужна пошаговая инструкция, состоящая только из текста или дополненная картинками, символами.

Такие схемы могут понадобиться как при организации базовых учебных действий (сбор портфеля, запись числа, поиск нужной страницы и задания в учебнике, поиск чистой страницы в тетради и т.д.), так и при выполнении непосредственно учебных заданий (решение задачи, разбор слова по составу, выделение безударных гласных, запись примеров в столбик, чтение по ролям, подготовка пересказа и т.д.). Безусловно, первое время нужно будет посвятить тому, чтобы научить ребенка пользоваться такими опорами. В дальнейшем он сможет не только самостоятельно выполнять с их помощью задания, но и научится сам для себя их создавать.

 

Приведем еще один пример. Если ребенок испытывает трудности при самостоятельном сборе портфеля, можно вместе с ним составить таблицу, где будут перечислены все его уроки и учебные принадлежности, которые могут ему пригодиться в школе. Первый раз помогите ребенку отметить те учебные принадлежности, которые нужны для того или иного урока. С помощью этой таблицы-подсказки он будет собирать портфель без Вашего вмешательства, а в дальнейшем данная опора ему уже не потребуется.

При необходимости учитель должен помочь родителям сделать такие памятки с учетом особенностей восприятия информации и индивидуальных потребностей каждого учащегося.

В следующем номере выйдет заключительная часть нашей статьи, в которой мы более подробно остановимся на таких аспектах:

•     Рабочая атмосфера;

•     Планирование времени;

•     Ресурс самостоятельности;

•     Делегирование ответственности;

•     Значимость результата;

•     Обучение в игре;

•     Укрепление базовых привязаннос­тей. 

Окончание читайте в следующем номере

Информация об авторах

Богорад Полина Львовна, учитель-дефектолог Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0002-4563-0308, e-mail: polina.bogorad@gmail.com

Загуменная Ольга Викторовна, учитель начальных классов, методист Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2012-9613, e-mail: zagumennayaov@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2263
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 941
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0