Формирование навыков сотрудничества у ребенка с РАС

1576

Аннотация

Необходимым условием обучения детей является установление взаимодействия и сотрудничества педагога и ребенка. Отказ выполнять задания, следовать правилам, установленным в классе, протестное поведение, часто встречающиеся при обучении детей с расстройствами аутистического спектра и свидетельствующие об отсутствии навыков сотрудничества, становятся серьезными преградами для обучения. Описывается опыт формирования навыков сотрудничества у ребенка с аутизмом на начальных этапах обучения в школе.

Общая информация

Ключевые слова: сотрудничество, расстройства аутистического спектра, протестное поведение

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Мусаева М.О. Формирование навыков сотрудничества у ребенка с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2015. Том 13. № 1. С. 44–46.

Полный текст

Описание ребенка

Коля С.1 8-ми лет с диагнозом синдром Аспергера поступил в первый класс школы ЦПМССДиП.

Проблемное поведение

При обучении в классе возникли серьезные проблемы, которые проявлялись следующим образом. Мальчик был очень подвижный, в классе за партой сидеть долго не мог, удавалось усадить его на пять-десять минут. Поработав немного за партой, он выбегал, ложился на пол, снова с визгом вскакивал, смеялся, пытался выбежать из класса. Замечания, просьбы, уговоры учителя вызывали усиление провокативного поведения. Во время урока Коля ложился на пол или вскакивал с места со словами «хочу спать» или «хочу есть». Когда ему давали возможность перекусить (с собой у него всегда была еда из дома), он мог еще немного поработать: посчитать на картинке предметы, что-то обвести или раскрасить. Целенаправленная деятельность была очень непродолжительной, а вскрикивания, вскакивания с места, выбегание из-за парты и из класса занимали основную часть учебного времени. Такое поведение Коли очень мешало учителю организовать продуктивный учебный процесс, и ребенок был переведен на индивидуальное обучение.

 
Во время индивидуальных занятий Коля демонстрировал те же формы поведения, что и при обучении в группе: он не мог сидеть за партой, ложился на пол, вскакивал, визжал, смеялся и выбегал из кабинета учителя.

Задачи и методы работы

Поскольку основным препятствием для обучения было отсутствие навыков сотрудничества, первой задачей педагога стало формирование способности мальчика взаимодействовать с учителем.

Прежде всего необходимо было создать у ребенка мотивацию к сотрудничеству, вызвать интерес к учителю, установить полноценный контакт. С этой целью учитель приготовила его любимые книги, игры с пазлами, конструктор, пищевые поощрения (конфеты, мандарины) и предложила ему посидеть на учительском стуле (стул крутится, и ему очень это нравится). В результате удалось достичь того, что мальчик стал спокойно входить в кабинет, перестал выбегать из него без разрешения, хныкать и кричать.

Теперь необходимо было научить Колю спокойно сидеть за партой. Для этого ему предлагалось заниматься приятными и интересными для него делами непосредственно на рабочем месте: съедать завтрак, который давали с собой родители, собирать пазлы, листать любимую книгу. В результате Коля стал спокойно садиться за парту.

Наступило время, когда мальчик смог начинать выполнять инструкцию педагога, сидя на рабочем месте. Коля получал поощрение, когда сидел за партой и что-то делал хотя бы пять-десять минут. То есть поощрялось положительное изменение поведения мальчика от периода «сидеть чуть- чуть» до более продолжительного «сидеть за партой и выполнять задание».

Следующей задачей было добиться выполнения учебных заданий в течение урока. Для этого было использовано сочетание нескольких методов:

—    низкий уровень сложности заданий: обвел или стер буквы пальцем с доски, прочитал слоги и слова в букваре и т.д.;

—    частая смена деятельности: немного посчитал, выполнил задание на листочке и прочее;

—   поощрение за все более длительную работу за столом: возможность выбрать красочные наклейки, послушать сказку на кассете, самому полить цветы в кабинете, возможность дольше поиграть в любимую игру;

— создание условий для прекращения нежелательного поведения. Учитель не давала мальчику встать из-за парты, придвинув ее к стене и ограничив его возможность сразу вскакивать и выбегать из-за нее.

За небольшой период времени (две-три недели) удалось не только установить контакт с мальчиком, но и, используя различные виды поощрения, усадить его за парту, увеличив время продуктивной работы и включив мальчика в процесс обучения в доступной ему форме.

Результат

Педагогу удалось добиться того, что Коля смог уже выдерживать занятия в течение трех уроков подряд продолжительностью пятнадцать-двадцать минут каждый.

В настоящий момент с Колей продолжается работа, основная цель которой — приблизить режим обучения к принятому в школе при классно-урочной системе.

 

1 Имя ребенка изменено.

Информация об авторах

Мусаева Мария Олеговна, учитель начальных классов ЦПМССДиП ГБОУ ВПО МГППУ. Логопед, олигофренопедагог, Москва, Россия, e-mail: musaevam@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3053
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1576
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3