Аутизм и нарушения развития
2015. Том 13. № 1. С. 44–46
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Формирование навыков сотрудничества у ребенка с РАС
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: сотрудничество, расстройства аутистического спектра, протестное поведение
Рубрика издания: Педагогический опыт
Тип материала: краткое сообщение
Для цитаты: Мусаева М.О. Формирование навыков сотрудничества у ребенка с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2015. Том 13. № 1. С. 44–46.
Полный текст
Описание ребенка
Коля С.1 8-ми лет с диагнозом синдром Аспергера поступил в первый класс школы ЦПМССДиП.
Проблемное поведение
При обучении в классе возникли серьезные проблемы, которые проявлялись следующим образом. Мальчик был очень подвижный, в классе за партой сидеть долго не мог, удавалось усадить его на пять-десять минут. Поработав немного за партой, он выбегал, ложился на пол, снова с визгом вскакивал, смеялся, пытался выбежать из класса. Замечания, просьбы, уговоры учителя вызывали усиление провокативного поведения. Во время урока Коля ложился на пол или вскакивал с места со словами «хочу спать» или «хочу есть». Когда ему давали возможность перекусить (с собой у него всегда была еда из дома), он мог еще немного поработать: посчитать на картинке предметы, что-то обвести или раскрасить. Целенаправленная деятельность была очень непродолжительной, а вскрикивания, вскакивания с места, выбегание из-за парты и из класса занимали основную часть учебного времени. Такое поведение Коли очень мешало учителю организовать продуктивный учебный процесс, и ребенок был переведен на индивидуальное обучение.
Задачи и методы работы
Поскольку основным препятствием для обучения было отсутствие навыков сотрудничества, первой задачей педагога стало формирование способности мальчика взаимодействовать с учителем.
Прежде всего необходимо было создать у ребенка мотивацию к сотрудничеству, вызвать интерес к учителю, установить полноценный контакт. С этой целью учитель приготовила его любимые книги, игры с пазлами, конструктор, пищевые поощрения (конфеты, мандарины) и предложила ему посидеть на учительском стуле (стул крутится, и ему очень это нравится). В результате удалось достичь того, что мальчик стал спокойно входить в кабинет, перестал выбегать из него без разрешения, хныкать и кричать.
Теперь необходимо было научить Колю спокойно сидеть за партой. Для этого ему предлагалось заниматься приятными и интересными для него делами непосредственно на рабочем месте: съедать завтрак, который давали с собой родители, собирать пазлы, листать любимую книгу. В результате Коля стал спокойно садиться за парту.
Наступило время, когда мальчик смог начинать выполнять инструкцию педагога, сидя на рабочем месте. Коля получал поощрение, когда сидел за партой и что-то делал хотя бы пять-десять минут. То есть поощрялось положительное изменение поведения мальчика от периода «сидеть чуть- чуть» до более продолжительного «сидеть за партой и выполнять задание».
Следующей задачей было добиться выполнения учебных заданий в течение урока. Для этого было использовано сочетание нескольких методов:
— низкий уровень сложности заданий: обвел или стер буквы пальцем с доски, прочитал слоги и слова в букваре и т.д.;
— частая смена деятельности: немного посчитал, выполнил задание на листочке и прочее;
— поощрение за все более длительную работу за столом: возможность выбрать красочные наклейки, послушать сказку на кассете, самому полить цветы в кабинете, возможность дольше поиграть в любимую игру;
— создание условий для прекращения нежелательного поведения. Учитель не давала мальчику встать из-за парты, придвинув ее к стене и ограничив его возможность сразу вскакивать и выбегать из-за нее.
За небольшой период времени (две-три недели) удалось не только установить контакт с мальчиком, но и, используя различные виды поощрения, усадить его за парту, увеличив время продуктивной работы и включив мальчика в процесс обучения в доступной ему форме.
Результат
Педагогу удалось добиться того, что Коля смог уже выдерживать занятия в течение трех уроков подряд продолжительностью пятнадцать-двадцать минут каждый.
В настоящий момент с Колей продолжается работа, основная цель которой — приблизить режим обучения к принятому в школе при классно-урочной системе.
1 Имя ребенка изменено.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3044
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 27
Скачиваний
Всего: 1571
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 8