Круглый год. Методика развития и коррекции речи.

1305

Аннотация

Методическое пособие по развитию и коррекции речи у детей с РАС и другими нарушениями развития. Данное пособие предназначено для подготовки детей к школе или для первоклассников, имеющих трудности в развитии речи и в общении с окружающими. Эти трудности могут проявляться по-разному. Часть детей плохо понимают обращенную речь, имеют аграмматизмы и недостаточный пассивный и активный словарь. Другие дети страдают гиперлексией: они многоречивы, но речь формальна, они часто употребляют штампы, могут процитировать наизусть большой отрывок из произведения, но смысл услышанного или прочитанного им не всегда доступен. Часто проблемы развития речи связаны с недостаточным уровнем развития внимания, программирования и контроля собственной деятельности. Пособие построено на анализе многолетнего опыта работы с такими детьми. Оно составлено в логике развития событий учебного года. Заниматься с детьми по этому пособию смогут не только опытные педагоги и логопеды, но и родители. Пособие возможно использовать как на индивидуальных, так и на групповых занятиях по развитию речи. Задания построены таким образом, чтобы ребенок смог выполнить часть их самостоятельно или с незначительной помощью взрослых.

Общая информация

Ключевые слова: развитие речи, коррекция речевых нарушений, расстройства аутистического спектра, дети с нарушениями в развитии

Рубрика издания: Педагогический опыт

Для цитаты: Павлова Ю.Б., Хотылева Т.Ю. Круглый год. Методика развития и коррекции речи. // Аутизм и нарушения развития. 2015. Том 13. № 1. С. 25–32.

Полный текст

 
 

Введение

Данное пособие предназначено для подготовки детей к школе или для первоклассников, имеющих трудности в развитии речи и в общении с окружающими. Эти трудности могут проявляться по-разному. Часть детей плохо понимают обращенную речь, имеют аграмматизмы и недостаточный пассивный и активный словарь. Другие дети страдают гиперлексией: они многоречивы, но речь формальна, они часто употребляют штампы, могут процитировать наизусть большой отрывок из произведения, но смысл услышанного или прочитанного им не всегда доступен.

Часто проблемы развития речи связаны с недостаточным уровнем развития внимания, программирования и контроля собственной деятельности. Эти трудности значительно усложняют ребенку-школьнику не только прохождение программы, но и негативным образом влияют на качество жизни в целом. Такие дети с трудом находят контакт со своими сверстниками (а иногда не находят вовсе). Они раздражают учителей своим поведением: гиперактивностью или вялостью, непониманием того, что происходит во время урока, неумением выполнить данную инструкцию. Они отвлекают других учащихся и разрушают рабочую ситуацию в классе. Чувство собственной неуспешности приводит к снижению мотивации к обучению и как следствие — к стойкой школьной неуспеваемости.

Наше пособие построено на анализе многолетнего опыта работы с такими детьми. Оно составлено в логике развития событий учебного года. Неспроста первая часть пособия называется «Осень», ведь именно в сентябре, как правило, начинается учебная деятельность.

Заниматься с детьми по этому пособию смогут не только опытные педагоги и логопеды, но и родители. Пособие возможно использовать как на индивидуальных, так и на групповых занятиях по развитию речи. Задания построены таким образом, чтобы ребенок смог выполнить часть их самостоятельно или с незначительной помощью взрослых.

Условные обозначения

— Прочитай слова. Запиши их (сам или с помощью взрослых) в словарь. Постарайся запомнить их значение.

Внимание взрослым! Рекомендуем объяснять и записывать в словарь значение всех слов, непонятных для вашего ребенка, а не только тех, что выделены в тексте. Не забывайте о том, что слово, смысл которого очевиден для вас, может быть непонятно вашему ребенку.

— Найди рисунки на отрезном листе, вырежи и наклей.

 

Словарь


Какие времена года ты знаешь? Обведи их названия. Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?

ОСЕНЬ

Какие ты знаешь приметы осени:

1.     Осенью часто идут дожди.

2.      Осенью кругом много снега.

3.      Осенью расцветают подснежники.

4.      Осенью птицы улетают на юг.

5.      Осенью можно купаться и загорать.

Что не подходит? Заклей лишние картинки. Нарисуй сам или с помощью взрослого в пустом окошке подходящий рисунок.

1. Когда листья меняют цвет?
2. Какого цвета становятся листья?

Раскрась кленовый лист красным карандашом, дубовый лист коричневым, березовый лист желтым, осиновый лист красным и желтым.
Оставшуюся картинку раскрась сам. Каким цветом ты раскрасил ветку?
Почему?
Раскрась осенний лес. Какое дерево ты раскрасил зеленым? Почему?

Где?

Листья НА . . . . . . . . . . . . . . . . . . .           Шишки НА . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Листья ПОД . . . . . . . . . . . . . . . . . . .        Шишки ПОД . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Яблоки НА . . . . . . . . . . . . . . . . . . .          Грибы НА . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Яблоки ПОД . . . . . . . . . . . . . . . . . . .       Грибы ПОД . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Почему грибы на ветке?

Кто где живет?

Найди рисунки на отрезном листе, вырежи и наклей.

Животные готовятся к зиме. Кто и где будет спать?

 

Послушай (прочитай) рассказ. Рассмотри рисунок.

Мы пошли лес.  опушке леса заметили березняк.
березками нашли много грибов.

Каких слов не хватает? Впиши их.

Эти маленькие слова называются ПРЕДЛОГАМИ.

Постарайся запомнить это название.

Ответь на вопросы:

— Кто пошел в лес?

— Мы пошли или поехали в лес?

— Куда мы пошли?

— Что такое опушка?

— Что мы заметили на опушке леса?

— Что такое березняк?

— Где мы нашли грибы?

— Мы нашли много грибов или мало?

Глядя на рисунок, перескажи текст.

Продолжение читайте в следующем номере журнала.

Информация об авторах

Павлова Юлия Борисовна, учитель-логопед Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8102-7314, e-mail: pavlovayulia2011@ya.ru

Хотылева Татьяна Юрьевна, кандидат педагогических наук, Директор, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа №1540, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3283-5873, e-mail: th@ort.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2502
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1305
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0