Метод совместного рисования в практике обучения рисованию детей начальных классов, имеющих расстройства аутистического спектра

2231

Аннотация

Обучая детей с расстройствами аутистического спектра рисованию, нужно сфокусироваться на том, что у каждого ребенка есть потенциал для творчества, а занятия изобразительным искусством очень важны для развития мозга. Зачастую у детей с диагнозом расстройство аутистического спектра имеются серьезные проблемы с речью: они, например, разговаривают дома с родителями и близкими людьми, а в школе с учителями или одноклассниками не общаются. В таком случае через рисунки можно с ребенком общаться, узнавать его настроение и желания. Описан метод совместного рисования при обучении рисованию детей начальных классов с расстройствами аутистического спектра из школы Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков.

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, обучение рисованию, совместное рисование, стереотипное поведение

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: краткое сообщение

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2015130206

Для цитаты: Белялова О.А. Метод совместного рисования в практике обучения рисованию детей начальных классов, имеющих расстройства аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2015. Том 13. № 2. С. 48–52. DOI: 10.17759/autdd.2015130206

Полный текст

Поощрение способностей
к рисованию

Многие дети с расстройствами аутисти­ческого спектра гиперчувствительны к сенсорной информации, такой как звуки, зрительные образы, тактильные ощущения. Некоторые из них мутичны, у других неразвитая или специфическая речь. Это очень ограничивает общение ребенка, а умение рисовать дает такие возможности. Например, ребенку с элективным мутизмом — состоянием, при котором он понимает речь других людей, но сам говорит только с небольшим кругом хорошо знакомых лиц и в определенных обстоятельствах, очень важно уметь рисовать, передавая желания и ощущения.

При всей выраженности нарушений некоторых детей очень важно подкреплять их способности, иногда исключительные, к рисованию. Очень немногие дети проявляют хорошо развитые визуально-пространственные навыки и зрительную память во время выполнения рисунка по инструкции, но спонтанно свои любимые объекты — здания, схемы или животных — они могут воспроизвести со множеством деталей, с разных точек, с учетом перспективы. Часто дети демонстрируют стереотипное поведение, создавая множество идентичных рисунков. И это также стоит поддерживать, так для детей это занятие приятно и интересно и, соответственно, продвигает их в развитии, поскольку, используя специфические интересы детей, можно строить на них работу по обучению и коррекции.

Индивидуальные потребности

На уроках рисования, на уроках развития речи, учитель должен учитывать индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка с РАС. Прежде всего следует подкреплять творческую работу ребенка, в которой он сам является инициатором, предоставив возможности для любимого вида занятий. Детям с расстройствами аутистического спектра для побуждения к работе можно давать визуальные подсказки, например, фотографии или картинки из их любимых мультфильмов, сказок и журналов.

Многие дети любят рисовать на бумаге мягкими карандашами или ручкой, потому что так легче при их моторных проблемах. Впоследствии дети могут перейти на пластичные материалы, такие как пластилин, могут овладеть и рельефным письмом.

Дети с расстройствами аутистического спектра рисуют по-разному: иногда — безотрывно, но чаще — вдумчиво, не торопясь, для них это целый ритуал. Например, деревья на их рисунках обычно имеют толстый ствол, занимающий большую площадь на листе, от ствола отходят ветки, как правило, похожие на широкие прямоугольные доски от забора. Листьев на ветках совсем немного. При безотрывном способе дети рисуют очень быстро, не отрывая руки от листа.

Бывает, что ребенок настолько увлекается процессом рисования, что уже, казалось бы закончив свой рисунок, умудряется аккуратнейшим образом заштриховать все изображение.

Уроки рисования, не вызывающие интереса у ребенка, могут спровоцировать у него неподобающее поведение. Это может быть связано с тем, что обработка новой сенсорной информации подавляет его. Родители должны рассказать учителю о предпочтениях своих детей, чтобы можно было поощрять развитие таких тем в рисунках, которые особенно интересны ребенку и которые не будут вызвать у него сопротивления.

Лучшим вариантом работы будет индивидуальное занятие. Продолжительность такого урока должна быть около 30 минут, так как чаще всего концентрация внимания у детей с РАС слабая.

Ребенка с расстройством аутистическо­го спектра можно вводить в новый для него вид творчества, используя процедуру обучения «шаг за шагом», когда учитель с помощью моделирования или физических подсказок направляет ребенка на выполнение нужных действий, формируя необходимое поведение. Только тогда, когда нужные действия закрепились, достигнуто определенное мастерство в выполнении задания, учитель может перейти к новой или чуть более сложной задаче.

Ребенку с аутизмом учитель может дать подсказку: предложить ему цветные мелки или дать устную подсказку, сказав «нарисуй». Рекомендуется достаточно часто поощрять ребенка в течение длительного времени. Учитель может сказать: «Отличная работа» и предложить новый лист бумаги, когда ребенок закончит рисунок.

Использование метода совместного
рисования

Для обучения рисованию ребенка, страдающего расстройством аутистического спектра, хорошо подходит метод совместного рисования. Он заключается в том, что взрослый вместе с ребенком рисуют разные вещи и предметы, сюжеты из жизни ребенка и его семьи. Все такие рисунки сопровождаются эмоциональными комментариями взрослого.

Данный метод можно использовать после того как между взрослым и ребенком налажен эмоциональный контакт. Это не просто рисование, а особый способ обучения, который проходит в игровой форме и интересен ребенку.

Метод совместного рисования предоставляет новые возможности. Ребенку нравится смотреть за тем, что происходит на бумаге, особенно если там нарисованы сюжеты из его жизни или его любимые вещи. Взрослый специально «забывает» дорисовать какую-нибудь деталь, и ребенок дорисовывает ее сам, не догадываясь, что его к этому побуждает учитель. Ему интересно как можно быстрее получить результат, поэтому он может согласиться даже на то, что в других ситуациях было бы для него невозможно. Таким образом, с помощью листка бумаги и карандаша он будет отвечать на поставленные вопросы и дорисовывать разные детали. Так возникает ситуация эмоционального и делового общения.

Новые возможности при использовании метода совместного рисования

1.   Возникает ситуация, побуждающая ребенка к активным действиям. В этой ситуации взрослый должен следовать определенной тактике: даже если он понял, чего хочет ребенок, не надо воплощать это желание немедленно. Поскольку ребенку не терпится поскорее получить желаемый результат, можно предположить, что проявление активности с его стороны не заставит себя долго ждать.

2.  Ситуация совместного рисования дает новые возможности для знакомства аутич­ного ребенка с окружающим миром. При совместном рисовании удается уточнить представления, которые уже есть у ребенка. Еще одна возможность — обогащение этих представлений при введении в рисунок новых деталей, вариантов развития знакомого сюжета. Следующий этап — обобщение представлений об окружающем. Это достигается, если ребенка побуждать пользоваться уже имеющимися знаниями в различных ситуациях. Главным успехом такой работы станет перенос знаний в реальную жизнь. Это показатель того, что ребенок усвоил новые знания о мире и применяет их.

3.    Использование метода совместного рисования дает возможность развивать средства коммуникации. При этом в значимой для ребенка ситуации в ходе эмоционального комментария обогащается его пассивный словарь. Актуальна и возможность развития активной речи, которая в этой ситуации оказывается одним из способов проявления активности ребенка.

4.   Совместное рисование также дает возможность проведения с ребенком терапевтической работы. Для этого рисуются сюжеты из жизни ребенка, в которых он испытывает разного рода затруднения: бытовые проблемы, то, чего ребенок боится, и т.д. При этом сюжеты проговариваются, и обязательно находится выход из создавшейся трудной ситуации, предлагается благополучный вариант развития событий.

Этапы развития совместного рисования Процесс совместного рисования взрослого с ребенком, имеющим РАС, предполагает поэтапное освоение.

1 этап. Налаживание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности. Начинать следует с изображения предметов, особенно значимых для ребенка, сопровождая изображения эмоциональными комментариями.

2 этап. Рисование «по заказу» ребенка. Рисуется то, что нравится ребенку, закрепляя его интерес к совместному рисованию.

3 этап. Постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, новых деталей изображения. По-прежнему выполняя заказ ребенка, следует использовать различные изобразительные средства, варьировать рисунок.

Способы разнообразить рисунок

—   применение различных материалов: помимо карандашей и фломастеров можно использовать мелки, краски, не только белую бумагу, но и цветную, картон и т.п.;

—   сам рисунок можно варьировать по размеру, форме, цвету и по положению в пространстве;

—  дополнение изображения новыми деталями: рисуя одно и то же, следует пытаться всякий раз вносить небольшие изменения.

4 этап. Вовлечение ребенка в процесс рисования, побуждение к активным действиям. Ребенку доставляет удовольствие наблюдать за действиями взрослого, однако он часто все же предпочитает оставаться пассивным. Сам ребенок не проявляет активности, если ее не стимулировать специально.

Эффективные приемы работы

— Задавая вопросы, следует побуждать ребенка делать «заказ» на разных этапах рисунка и каждый раз выполнять его просьбу. Предложить выбрать карандаши для рисования, принести бумагу.

— Предложите ребенку несколько вариантов развития рисунка, и пусть он выберет тот, что ему больше нравится.

5 этап. Введение сюжета. На этом этапе ставшие ребенку близкими изображения его любимых предметов помещаются внутрь сюжета. Такой сюжет должен быть, с одной стороны, близок опыту ребенка, а с другой стороны, — должен давать возможность уточнить уже сформированные у ребенка представления и в случае необходимости скорректировать их.

6  этап. Дальнейшее развитие сюжета. После того как сюжет будет ребенком усвоен, следует переходить к его усложнению, введению новых сюжетных линий.

7 этап. Перенос полученных знаний в другие ситуации. На этом этапе возможно переходить к проигрыванию сюжета с использованием игрушек и предметов, закреплять новые навыки и знания в повседневной жизни ребенка, применять их в других видах деятельности (лепке, конструировании).

Заключение

Совместное рисование с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, помогает им развивать средства коммуникации. Комментарии взрослого к рисункам ребенка обогащают его пассивный словарь. Ребенок уточняет для себя значение некоторых слов и знакомится с новыми словами. Активность ребенка во время совместного рисования может проявляться жестами и активной речью. Следует обязательно поддерживать любую попытку ребенка поговорить, создавать положения, которые подтолкнут его на разговор.

Метод совместного рисования очень эффективен в классно-урочной работе, поскольку, сделав рисунок на беспокоящую ребенка тему и прокомментировав его, учитель помогает ему найти выход из положения. Это благоприятно сказывается на ребенке, в жизни которого много сложных бытовых ситуаций. 

Информация об авторах

Белялова Ольга Александровна, педагог-дефектолог, ФРЦ МГППУ, Москва, Россия, e-mail: minaeva.olga@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2632
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 2231
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2