Подготовка и использование расписаний в обучении детей младшего школьного возраста,

1347

Аннотация

Подготовка к обучению детей младшего школьного возраста с аутистическими расстройствами значительно облегчается при использовании методов, позволяющих структурировать представления ребенка о необходимых изменениях. Применение расписаний значительно облегчает процесс обучения, воспитания и работу по адаптации детей. Описана поэтапная работа по включению и применению общих и индивидуальных расписаний в двух группах детей с нарушениями интеллекта и расстройствами аутистического спектра из нулевых классов. Работа проводилась в Центре психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского городского психолого-педагогического университета. Приведены примеры эффективности применения расписаний для повышения самостоятельности, ослабления тревожности у детей, имеющих расстройства аутистического спектра.

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, поведенческие нарушения, негативизм, стереотипное поведение, эффективная адаптация детей, направленное наблюдение, индивидуальное расписание

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2015130302

Для цитаты: Шарова Ю.А. Подготовка и использование расписаний в обучении детей младшего школьного возраста, // Аутизм и нарушения развития. 2015. Том 13. № 3. С. 11–20. DOI: 10.17759/autdd.2015130302

Литература

  1. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М.: Теревинф. 2006.
  2. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. Книга для педагогов-дефектологов. М.: ВЛАДОС. 2000.
  3. Морозова С.С. Аутизм. Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. М.: ВЛАДОС. 2007.
  4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская А.В. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. М.: Теревинф. 2005.
  5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф. 2005.
  6. Никольская О.С. Трудности школьной адаптации детей с аутизмом // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Вып. 1. М.: Центр лечебной педагогики; Теревинф. 1998.
  7. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. М.: Теревинф. 2007.
  8. 8. Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. М.: ВЛАДОС. 2002.
  9. Расписания для детей с аутизмом / Пер. с англ. О. Чикурова, С. Морозовой. М.: Изд-во «СигналЪ». 2003.
  10. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. М.: Теревинф. 2007.

Информация об авторах

Шарова Юлия Александровна, учитель начальных классов, Центр психолого-медико-социального сопровождения МГППУ, Москва, Россия, e-mail: cpmsdip@yandex.ru