Аутизм и нарушения развития
2016. Том 14. № 1. С. 65–69
doi:10.17759/autdd.2016140108
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Построение образовательного маршрута в Москве для ребенка с РАС или с ментальными нарушениями
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, ментальные нарушения, особые образовательные потребности, образовательное учреждение, образовательный маршрут, психолого-медико-педагогическая комиссия
Рубрика издания: Мнение эксперта
Тип материала: краткое сообщение
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2016140108
Для цитаты: Багарадникова Е.В. Построение образовательного маршрута в Москве для ребенка с РАС или с ментальными нарушениями // Аутизм и нарушения развития. 2016. Том 14. № 1. С. 65–69. DOI: 10.17759/autdd.2016140108
Полный текст
Е.В. Багарадникова*, РОО «Контакт», Московская городская ассоциация родителей детей-инвалидов, Москва, Россия roo.kontakt@yadnex.ru
В настоящее время в России специалисты и родители активно решают вопросы организации комплексной помощи, в том числе обучения, детей с ментальными нарушениями и c аутистическими расстройствами. По данным, приведенным в Федеральной целевой программе развития образования на 2011—2015 годы, за последние 3 года количество детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся инклюзивно, увеличилось на 15,5%. Родителям ребенка с особыми образовательными потребностями, который пойдет в первый класс, следует знать о порядке зачисления в образовательное учреждение, чтобы сэкономить время и сохранить силы при выборе школы. Даны рекомендации о поэтапных действиях родителей.
В рамках системы комплексной помощи детям с аутистическими расстройствами, которая постепенно отлаживается в России, выходят один за другим нормативные документы, регламентирующие образование, лечение и коррекционную работу с детьми с РАС и с ментальными нарушениями. Осенью 2016 года вступает в силу Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ; Концепция развития ранней помощи в РФ до 2020 года поддержана на заседании Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере 25 февраля 2016 года. Вице-премьером Правительства О.Ю. Голодец принято решение, что она будет утверждена Правительственным распоряжением в ближайшее время. Действует программа «Ты не один» государственного «Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».
При достижении ребенком с ОВЗ школьного возраста перед родителями встает сложная задача — выбор образовательного учреждения. Система инклюзивного образования предоставляет новые возможности, и родителям следует знать, какие на этом пути возможны трудности, и как быстрее и эффективнее действовать.
Первое, что родители должны всегда помнить: необучаемых детей нет! И право учиться в школе есть абсолютно у всех. На будущих первоклассников с 1 сентября 2016 года распространяется принятый в 2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), который существенно поддерживает права наших детей на обучение.
Важно: Тем родителям, кто ориентирован на индивидуальное обучение ребенка, следует знать: согласно ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ количество часов надомного обучения теперь не меньше количества часов обучения детей в классе. «Видов» школ больше не существует, а приняты различные адаптированные основные общеобразовательные программы, например, основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (https://minobr. gov-murman.ru/files/OVZ/programmy/08_ PrAOOP_RAS_03_04_2015.pdf). И для любого ребенка с особыми потребностями образовательное учреждение обязано программу адаптировать. По ней же ребенка и аттестовать.
Важно: программу можно пересмотреть — это право родителей.
Рекомендации родителям детей с РАС или с ментальными нарушениями при выборе образовательной организации
1. Следует уделить особое внимание подготовительному этапу: родителям необходимо тщательно собирать все медицинские и другие документы, которые уточняют картину заболевания ребенка, ход его лечения и оказанную психолого-педагогическую помощь, вне зависимости от того места, где он наблюдался. При необходимости документы могут подтвердить диагноз и лечебные и коррекционные мероприятия и облегчат процедуру оформления инвалидности (или прохождение Врачебной комиссии для ПМПК).
2. Обычно не позднее апреля будущих первоклассников начинают зачислять в выбранные образовательные учреждения, и к этому месяцу родители должны определиться со школой и через портал госуслуг зарегистрировать ребенка.
3. К этому времени следует:
3.1 пройти с ребенком Врачебную комиссию (ВК) и получить справку по форме 297 (список уполномоченных на это поликлиник по округам есть в Приказе Департамента здравоохранения г. Москвы от 01.04.2013 г. № 297).
Детям Москвы можно пройти ВК также и на базе Научно-практического центра детской психоневрологии (НПЦ ДП) и Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков (НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ). Если есть сомнения в том, что ВК в ваших поликлинике и психоневрологическом диспансере вас удовлетворит, обратитесь в поликлиническое отделение НПЦ ДП и заведите там на ребенка карту, это также сильно облегчит ваш путь и в будущем:
Узнать расписание и записаться на прием к врачам консультативной поликлиники НПЦ ДП можно по тел: (495) 430-02-29 с 9 до 15 часов.
Важно: Справка, которую вы получите на руки, обязательно должна содержать диагноз (кодом или же словами), иметь номер и личные печати и подписи четырех врачей, среди которых обязательно должен быть психиатр.
3.2 После получения справки из ВК родителям сразу нужно записать ребенка для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), в Москве — обращаться в центральную ПМПК.
Телефон контактного центра ЦПМПК г. Москвы 8 (499) 322-34-30. Новый адрес: г. Москва, ул. Долгоруковская, 5 (вход со стороны ул. Фадеева, 2), метро Маяковская или Новослободская. Информация и запись в электронном виде: https://mcko.ru/ pages/vzaim_mskobr
Важно: Если ребенок уже учится в образовательной организации (где детей с ОВЗ хотя бы 15), то туда может быть организован выезд ПМПК, что, конечно, куда более комфортно для детей и родителей. Для этого директор должен обратиться в ЦПМПК с запросом.
Важно: заключение ПМПК действительно на один уровень образования (т.е. начальное, или среднее, или общее). Но если вы (или родители вместе со школой) сочтете необходимым что-то в нем существенно изменить, можно вновь пройти ПМПК и внести в заключение необходимые изменения.
Важно: пройти ПМПК — ваше право. А вот исполнить то, что написано в заключении комиссии, — обязанность образовательного учреждения, в которое пойдет учиться ваш ребенок.
3.3 . Если с заключением ПМПК вы категорически не согласны, можно обратиться в конфликтную комиссию, куда обычно приглашают наблюдавших ребенка врачей и обучавших его специалистов.
Критерии выбора образовательной организации
4. Далее очень важный шаг: нужно прийти и познакомиться с выбранным вами для ребенка комплексом и познакомить сотрудников со своим ребенком, т.к. в школе должны понимать, какие образовательные условия следует для него создать, — а это задача не простая и не быстрая.
Выбор школы может осуществляться, например:
— в зависимости от состава учеников: инклюзивная, коррекционная, интеграционный (коррекционный) класс в обычной школе;
— по форме обучения: индивидуальное, в классе, в смешанной форме или дистанционное.
Наличие инвалидности у ребенка
5. Если у ребенка уже оформлена инвалидность — замечательно. Если нет — необходимо пойти и оформить, т.к. это существенно облегчит задачу получения для него необходимых образовательных услуг и помощи.
Если у вас грамотное заключение ПМПК, то можно на его основании внести изменения в Индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА). Правда, для этого придется пройти тот же путь, что и для оформления или продления инвалидности. Раздел образования в ИПРА должен быть заполнен на основании рекомендаций в заключении ПМПК.
Важно: Родители должны представить в образовательную организацию заключение ПМПК в 1-м экз. и 1 экз. предоставить в бюро медико-социальной экспертизы.
Методическая поддержка специалистов образовательных организаций
Если выбранная вами школа ссылается на отсутствие необходимых специалистов или на незнание методов работы с детьми, имеющими РАС или ментальные нарушения, можно сослаться на курсы переподготовки и методическую и другие виды поддержки следующих организаций:
— Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского городского психолого-педагогического университа www.autismhelp.ru
— Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы: http://gppc.mskobr.ru/
— Методические рекомендации, составляемые Институтом инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета: http:// www.inclusive-edu.ru/stat/
Это самый простой алгоритм действий родителей при выборе для ребенка с РАС или с ментальными нарушениями образовательного учреждения.
Если у вас остаются вопросы, или необходима консультация, можно писать или приходить в офис РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт». Членам РОО «Контакт» (roo. kontakt@yandex.ru) благодаря, в частности, Рабочей группе по детям с ОВЗ в Департаменте образования Москвы, которая в своей родительской части состоит из членов МГАРДИ — Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов (mgardi@ yandex.ru), удалось разобраться в вопросах создания особых образовательных условий для детей с аутизмом или с ментальными нарушениями в Москве, и эта работа продолжается. В рамках рабочей группы в Департаменте образования Москвы можно решать как проблемы конкретных детей (когда права ребенка нарушаются, что-то идет не так, или требуются специальные разъяснения), так и в более глобальном смысле. У членов МГАРДИ, в частности, есть опыт участия в родительских слушаниях в образовательных учреждениях, что позволило решить вопросы в конкретных случаях. Также серьезную поддержку могут оказать материалы, подготовленные юристами Центра лечебной педагогики, и его «Правовой навигатор» (сайт http:// www.osoboedetstvo.ru/).
Уверена, что общий опыт или участие родительских ассоциаций будут полезны всем родителям — для популяризации темы совместного обучения любых детей, для совершенно конкретного результата: организации ресурсного класса в ближайшей к дому школе или для собственного понимания — а что же такое инклюзия для детей с ментальными нарушениями, или как можно эффективно и в соответствии с законодательством организовать учебный процесс при дошкольной подготовке детей с РАС и ментальными нарушениями где бы то ни было — в коррекционном, интеграционном или инклюзивном классе таким образом, чтобы права ребенка не нарушались.
Хочу отметить: во всем мире все то, что изменялось к лучшему для наших детей, — изменялось только в результате усилий родителей. Именно мы — практически единственная движущая сила. Наш опыт это подтверждает. И если вы можете и готовы к конструктивной работе, если готовы подключиться к созданию и отладке системы помощи — все получится с высочайшей вероятностью.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 6257
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 1913
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0