Адаптация учебных заданий для детей с расстройствами аутистического спектра

7484

Аннотация

В статье описаны способы адаптации учебных материалов для детей с расстройствами аутистического спектра, получающих образование в начальной школе по адаптированным основным программам. Предлагаются различные варианты адаптации заданий: от упрощения инструкции и представления ее в наглядном виде до изменения уровня сложности и содержания. Даются примеры разноуровневых адаптированных учебных заданий для детей, обучающихся в первом классе, по четырем предметам: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир. Выделены ключевые принципы использования адаптированных учебных заданий. Материалы разработаны и апробированы на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского городского психолого-педагогического университета. Представленные адаптированные учебные материалы позволяют осуществлять реализацию адаптированных образовательных программ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Адаптация учебного задания для ребенка с РАС проиллюстрирована конкретным примером.

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, адаптированные учебные материалы, адаптиро­ванные учебные задания, адаптированная основная общеобразовательная программа

Рубрика издания: Учебные и методические пособия

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2016140104

Для цитаты: Хаустов А.В., Загуменная О.В. Адаптация учебных заданий для детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2016. Том 14. № 1. С. 27–37. DOI: 10.17759/autdd.2016140104

Полный текст


А.В. Хаустов*, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия arch2@mail.ru
О.В. Загуменная**, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия alexmk9@yandex.ru

В статье описаны способы адаптации учебных материалов для детей с расстройствами аутистическо­го спектра, получающих образование в начальной школе по адаптированным основным программам. Предлагаются различные варианты адаптации заданий: от упрощения инструкции и представления ее в наглядном виде до изменения уровня сложности и содержания. Даются примеры разноуровневых адаптированных учебных заданий для детей, обучающихся в первом классе, по четырем предметам: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир. Выделены ключевые принципы использования адаптированных учебных заданий. Материалы разработаны и апробированы на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского городского психолого-педагогического университета. Представленные адаптированные учебные материалы позволяют осуществлять реализацию адаптированных образовательных программ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Адаптация учебного задания для ребенка с РАС проиллюстрирована конкретным примером.

Обучение детей с РАС в начальной школе в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в условиях инклюзивного образования и в условиях инклюзивных классов для детей с другими ограничениями возможностей здоровья и в классах для обучающихся с РАС. Образование осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее — АООП) в условиях получения образования в классе с другими обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с РАС.

 

Необходимость обучения по АООП обусловлена наличием у детей с РАС различных специфических особенностей, осложняющих усвоение общеобразовательной программы начального общего образования без создания специальных условий.

В настоящий момент школьники с РАС обучаются с использованием общеобразовательных учебников и рабочих тетрадей из различных учебно-методических комплектов (например, УМК «Школа России») или учебников и рабочих тетрадей для детей с умственной отсталостью.

20-летний опыт обучения детей с РАС в начальной школе Центра показывает, что для успешного освоения обучающимися образовательных программ недостаточно существующих учебников. Поэтому одним из условий, необходимых для обучения данной категории детей, является наличие дополнительных специальных учебных материалов к уже существующим учебно-методическим комплектам: адаптированных рабочих тетрадей и адаптированных учебных пособий. Таким образом, на уроке у учителя появляется возможность помимо основного учебника предложить учащемуся с РАС адаптированные задания на бланках, наглядные схемы и алгоритмы к той или иной теме, облегчающие ее усвоение, а также специальный демонстрационный материал и т. д.

Способы адаптации учебных материалов для детей с РАС в начальной школе

Часть адаптированных материалов может разрабатываться индивидуально для конкретного учащегося, а часть использоваться для работы с группой детей, имеющих схожие особенности. Рассмотрим наиболее распространенные способы адаптации учебных материалов, и в частности, самих учебных заданий.

1.   Упрощение инструкции к заданию, включающее:

  разбивку многоступенчатой инструкции на короткие шаги в виде алгоритма;

  замену сложных для понимания слов или фраз пиктограммами, на которых схематически показано, что нужно делать;

  дублирование устных инструкций письменными.

2.   Индивидуализация стимульных материалов

У многих обучающихся с РАС есть специфические интересы, которые необходимо использовать при подготовке адаптированных заданий. Например, ученик может решать задачу не на счетных палочках, а на игрушечных машинках из мультфильма «Тачки»; читать предложение не про маму, которая «мыла раму», а про одного из героев его любимого мультфильма.

3.    Дополнительная визуализация, позволяющая лучше понять содержание задания

При возникновении у детей с РАС трудностей понимания условий математических задач необходимо использовать не только краткую запись и схему, но и наглядную реалистичную иллюстрацию или инсценировать условие задачи с помощью реальных предметов. При знакомстве с «твердыми» и «мягкими» звуками на уроках чтения можно представить их в виде «твердого камешка» (или синего кубика) и «мягкой травки» (или зеленого помпона»).

4.           Минимизация двойных требований

В процессе обучения детям часто предъявляются двойные требования: решить задачу и записать ее в тетрадь, списать текст и выделить в нем орфограммы и т.д. Выполнение двойных требований — часто сложная задача для детей с РАС. В таких случаях важно сконцентрироваться на первостепенной задаче и снизить дополнительное требование.

Например, при решении задачи по математике ученику можно предложить оформить решение в специальном бланке, в который он сможет вписать известные цифры, нарисовать схему, а также записать решение. Таким образом снижаются требования к правильному оформлению задачи в тетради. По русскому языку вместо списывания текста из учебника можно предложить ребенку вставить пропущенные орфограммы в напечатанном и вклеенном в тетрадь бланке.

5.    Сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности

В связи со специфическими нарушениями произвольного внимания, трудностями переработки информации, программирования собственной деятельности у детей с РАС часто отмечается замедленный темп работы. В такой ситуации они могут не успевать выполнять все задания наравне с другими детьми. В этом случае ребенку можно предложить меньшее количество заданий. При этом уровень их сложности не меняется.

Описанная адаптация заданий помогает детям с низкой скоростью письма, с повышенной утомляемостью. При изучении нового типа примеров по математике ученик может выполнить не 10 примеров, как весь класс, а только 5, что будет достаточным для отработки конкретного навыка. По русскому языку он может вместо 5-ти предложений списать только 3, при этом выполнив в них синтаксический разбор наравне с другими учащимися класса.

6.           Упрощение содержания задания

Для детей с РАС, уровень развития которых ниже уровня развития сверстников (например, ребенок с РАС и интеллектуальными нарушениями в инклюзивном классе), меняется уровень сложности задания. Например, все ученики пересказывают прочитанный текст, а ребенок с РАС подбирает к простым предложениям из этого текста, напечатанным на отдельных листочках, соответствующие картинки. На уроках математики ученик с РАС может вместо примеров на умножение многозначных чисел решить примеры с такими же цифрами, но только на сложение, так как этот навык уже отработан.

Таким образом, варианты адаптации задания могут быть совершенно разными и касаться разных его аспектов: инструкции к заданию, его объема, уровня сложности, содержания.

Способ адаптации зависит от особенностей переработки ребенком информации, уровня сформированности учебных навыков, уровня его интеллектуального развития и от других особенностей.

Для ребенка с РАС и задержкой психического развития задание может быть таким же, как и у всех остальных учеников, но меньшим по объему, с упрощенной наглядной инструкцией. Для ребенка же с РАС и интеллектуальными нарушениями упрощается содержание задания.

Примеры разноуровневых адаптированных заданий для детей с РАС в начальной школе ЦПМССДиП

Приведем несколько примеров адаптированных заданий разного уровня по четырем основным предметам (русский язык, литературное чтение, математика, окружа­
ющий мир), эффективно использующихся при обучении детей с РАС в первом классе.
1 класс. Математика

Пример 1. Математика

Детям предлагается решить стандартную задачу по математике для 1 класса на нахождение суммы.

Коля поймал 2 рыбы, а Петя 1 рыбу. Сколько всего рыб поймали мальчики?

Инструкция: Прочитай задачу, сделай краткую запись в тетради, выполни решение.

Ученики читают задачу в учебнике или на доске, оформляют в тетради краткую запись, выполняют решение.

Аналогичное адаптированное задание (два уровня адаптации)

1-й уровень адаптации: Ученику предлагается бланк с текстом задачи и специально отведенным местом для оформления краткой записи и решения, а также с местом для схемы. Такая адаптация позволяет более тщательно проработать текст задачи (на бланке можно подчеркивать и выделять слова цветными карандашами или фломастерами), упрощает ориентировку на листе бумаги (есть специально выделенные места для краткой записи, решения и ответа).

Коля поймал 2 рыбы, а Петя 1 рыбу.

Сколько всего рыб поймали мальчики?

 

2-й уровень адаптации: Ученику предлагается бланк с текстом задачи, картинкой к ней (для улучшения понимания смысла задачи) и с уже подготовленной краткой записью, где в специально отведенных клеточках ему необходимо вписать только цифры. Также предусмотрено место для схемы. Такая адаптация необходима ученику, испытывающему трудности при понимании текста задачи, при оформлении краткой записи. Кроме того работа с данным бланком значительно экономит время в том случае, если ребенок испытывает трудности зрительно-моторной координации, не позволяющие ему писать с достаточной скоростью. В результате появляется возможность отработать на уроке большее количество аналогичных и других заданий.

Альтернативное задание

Ученику, испытывающему значительные трудности в усвоении программы по математике, можно предложить альтернативное задание с похожим видом деятельности, но значительно упрощенное по своему содержанию. Например, перед учеником не ставится цель прочитать задачу и оформить к ней краткую запись. Ему просто предлагается решить примеры по картинкам, вписав цифры в подготовленный шаблон. По возможности учитель


 

Пример 2. Математика

Ученикам предлагается списать с доски или из учебника примеры и решить их.

Аналогичное адаптированное задание (два уровня адаптации)

1-й уровень адаптации: Ученику предлагается бланк либо с написанными примерами, либо с местом, где он может это сделать. Причем ученик может как вписывать цифры, так и приклеивать их в случае моторных затруднений. Под каждым примером находится схема, заполнение которой помогает ребенку наглядно увидеть ответ.


2-й уровень адаптации: Ученику предлагается бланк с написанными примерами (примеры могут быть легче) и с нарисованными схемами. Ученику нужно посчитать количество кружков на каждой схеме и правильно записать (приклеить) ответ.


Альтернативное задание

Варианты альтернативных заданий могут быть различными в зависимости от возможностей ученика. Например, можно предложить такое задание: «Раскрась столько кружочков, сколько показывает цифра».

1класс. Русский язык

Пример 1. Русский язык

Ученики 1-го класса списывают слова, выделяют в них гласные буквы, делят на слоги и ставят ударение.

Инструкция: Спиши слова. Поставь под гласными буквами красный кружок. Раздели слова на слоги. Поставь в словах ударение:

Рука, небо, стол, кошка, собака, лужа, крыша, лицо

Аналогичные адаптированные задания (два уровня адаптации) 1-й уровень адаптации: Если списывание слов представляет для ученика трудности и отнимает много времени, ему можно предложить бланк с написанными словами.

Инструкция: Поставь под гласными буквами красный кружок. Раздели слова на слоги. Поставь в словах ударение:

Рука, небо, стол, кошка, собака, лужа, крыша, лицо

2-й уровень адаптации: Ученику предлагается бланк с написанными словами. При этом количество этих слов может быть уменьшено. В зависимости от возможностей ребенка упрощается задание. Также может измениться «подача» самой инструкции: вместо речевой инструкции учитель может использовать визуальную, которую ребенок легче понимает и запоминает.

Например, инструкция «поставь под гласными буквами красный кружок» может быть обозначена такой карточкой с изображением гласной буквы и красным кружком под ней:


Инструкция «поставь в словах ударение» иллюстрируется при помощи карточки с изображением гласной буквы и знаком «ударения» над ней:

Для проверки понимания прочитанного можно предложить соединить слова с соответствующими картинками.

Альтернативное задание

Ученику, у которого не сформированы навыки чтения и/или письма, предлагается бланк с написанными вместо слов буквами. Варианты заданий могут быть различными в зависимости от уровня знаний.

Инструкция: Под гласными буквами нарисуй красный кружок, под согласными буквами нарисуй синий кружок.

а у м о с

Пример 2. Русский язык

В первом классе на уроках русского языка много времени отводится на написание элементов письменных букв. Ученику с РАС, испытывающему значительные сложности при их написании, предоставляются разлинованные особым способом бланки — с более широкой по сравнению с обычными прописями строкой. «Нерабочая» строка, которая не используется для написания элементов букв, затемнена.


По мере совершенствования моторных навыков и зрительно-моторной координации осуществляется переход на другие бланки. Рабочая строка в них такая же широкая (соответствует ширине строки в тетради в широкую линейку). Специальная разлиновка позволяет написать не только строчную, но и прописную букву.


1 класс. Литературное чтение

 

Пример 1. Литературное чтение

На уроках литературного чтения в первом классе ученикам, которые овладели навыком чтения слов, предлагается задание прочитать слова и составить предложение с одним из них.

Инструкция: Прочитай слова. Составь предложение с одним из слов.

Кот  нос  суп  машина  слон  рыба

Аналогичные адаптированные задания (два уровня адаптации) 1-й уровень адаптации: В качестве адаптированного задания ученику предлагается бланк со словами и картинками к ним. Наличие картинок способствует лучшему пониманию прочитанных слов и создает дополнительную мотивацию. Если ребенок способен, то он устно вместе со всеми

2-й уровень адаптации: В случае затруднений при составлении предложения можно дать подсказку в виде картинки с изображением знакомого ребенку действия


 

Альтернативное задание

Ученику, у которого недостаточно сформирован навык чтения слов, а также имеются другие особенности, не позволяющие справиться с основным и адаптированными заданиями, можно предложить альтернативное задание. Например, составить (склеить) слово из известных ему букв, соотнося его с уже написанным словом и картинкой.

1 класс. Окружающий мир

При изучении данного предмета учащиеся с РАС сталкиваются с большим количеством трудностей, обусловленных как речевыми, так и когнитивными особенностями данной категории детей. В связи с этим самой главной задачей при адаптации заданий является максимальная визуализация, а также возможность подкрепить знания, получаемые в устной форме, различными видами практической деятельности как с реальными предметами, так и на бланках.

Пример 1. Окружающий мир

Учитель просит всех детей посмотреть на рисунок растения и назвать его части.

Инструкция: Посмотри на рисунок и назови изображенные на нем части растения.


 

При выполнении данного задания ученик может работать по учебнику или у доски (если данная схема отображена на доске).

Аналогичное адаптированное задание

Ученику предлагается бланк с аналогичным рисунком, а также слова на карточках с названиями частей растения. Ему необходимо приклеить слова к соответствующим местам. Подобный способ адаптации позволяет ученику успешно оперировать незнакомыми понятиями. Возможность приклеить карточку со словом к картинке вместо называния этих слов или вместе с их называнием делает ученика более успешным (в случае речевых нарушений), и дает учителю возможность оценить его знания.

В качестве дополнительного способа адаптации уменьшается количество понятий, и остаются только хорошо знакомые ребенку слова.

Альтернативное задание

(два варианта)

1-й вариант альтернативного задания

Учитель дает ребенку картинку с изображением растения.


 

Инструкция: Раскрась цветок желтым цветом, а листок зеленым цветом.

Для детей с наиболее выраженными трудностями восприятия и переработки информации задание еще более упрощается. Дается не одна картинка с изображением растения, где учащийся должен «вычленить» отдельные части, а две: на одной изображен цветок, на другой — лист растения. В результате узнать изображение цветка и листочка ребенку проще.

2-й вариант альтернативного задания

Учитель дает ребенку 2 картинки: на одной изображен цветок, а на другой — лист растения. Учитель последовательно показывает ребенку картинки, задает вопрос «Что это?». Просит раскрасить изображения.


Инструкция: Что это? Раскрась цветок желтым цветом. Что это? Раскрась листик зеленым цветом.

Приведенные примеры наглядно иллюстрируют, что адаптация учебных заданий может быть различной по уровню, что зависит от индивидуальных особенностей конкретного учащегося.

Заключение

Результаты практической работы специалистов ЦПМССДиП МГППУ в области школьного обучения детей с РАС позволяют выделить несколько ключевых принципов использования адаптированных учебных заданий:

1.   Адаптация заданий применяется только по мере необходимости.

2.   Степень адаптации заданий должна постепенно сводиться к минимуму.

3.   Адаптация задания преимущественно распространяется на уровень сложности и/или его объем. При этом основной вид деятельности учащихся при использовании учителем обычных и адаптированных заданий принципиально не отличается.

Если все ученики класса пишут, то ученик, нуждающийся в адаптированном задании, также будет в данный момент заниматься письмом, а не раскрашивать. Если на уроке идет устная беседа с ответами на вопросы, нужно постараться создать такие условия, чтобы ученик, имеющий специфические особенности, также мог ответить на вопрос доступными ему способами и средствами.

4.   При использовании адаптированных заданий фронтальная инструкция, по возможности, остается для всех общей (например, «спишите», «прочитайте», «решите пример» и т.д.).

Таким образом, мы учим ребенка ориентироваться на учителя. При этом тьютор, который может помогать ребенку на уроке, не должен дублировать инструкции, произнесенные учителем.

Пример адаптации учебных материалов для обучающегося с РАС

Проиллюстрируем, каким образом может осуществляться адаптация учебных материалов и методик для конкретного ребенка с РАС с целью преодоления у него трудностей в обучении.

1. Описание трудностей в обучении

Ребенок обучается в 1 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с РАС (Вариант 8.2.).

На уроках математики у него возникли трудности с усвоением темы «Сравнение чисел». Анализ ситуации показал, что данные трудности можно разделить на 2 группы:

1   группа. Трудности, обусловленные недостаточной сформированностью понятий «больше» — «меньше», непониманием смысла (значения) операции сравнения двух чисел.

2   группа. Трудности, связанные с непониманием знаков «>» и «<». При сравнении чисел ученик путал данные знаки, так как они не несли для него смысловой нагрузки.

3   . Цель коррекционной работы с ребёнком

Учитывая вышеописанные трудности, нами была определена цель коррекционной работы с данным ребенком — научить сравнивать два однозначных числа с использованием знаков «>» и «<».

4           . Содержание коррекционной работы

Коррекционная работа осуществлялась в несколько этапов:

1   этап. Для того чтобы ученик усвоил понятия «больше» — «меньше» и мог осознанно использовать их при сравнении двух чисел, нами была проведена большая практическая работа, в процессе которой ребенок действовал не только с самими числами, но и с реальными предметами. Сначала мы использовали более привычные понятия «много» — «мало», предлагая ребенку посчитать предметы и определить, в какой группе их много, а в какой мало. Затем реальные предметы заменялись изображениями. Работа продолжалась на специально подготовленных рабочих бланках. Ученик должен был написать цифру, соответствующую количеству предметов в каждой группе, и приклеить слова «МНОГО» и «МАЛО» под нужной цифрой.


 

Первый прямоугольник с нарисованными предметами, квадрат с цифрой и прямоугольник со словом мы выделяли более жирным контуром или цветом, так как при сравнении ребенок должен научиться ориентироваться именно на первое число.

Данная работа проводилась на большом количестве предметов и их изображений, до тех пор пока ученик не начал самостоятельно считать предметы и приклеивать необходимые слова. При этом понятие «МНОГО» соотносилось с понятием «БОЛЬШЕ», а понятие «МАЛО» с понятием «МЕНЬШЕ». Карточки с этими словами ученик также приклеивал на рабочий бланк.

2   этап. Для того чтобы преодолеть трудности, связанные с непониманием знаков «>» и «<», мы использовали прием визуальной ассоциации. При его использовании у ребенка формировалась ассоциация знаков «>» и «<» с клювом птички. Знак «>» — птичка открывает клюв, чтобы съесть много (больше), знак «<» — птичка закрывает клюв, потому что не хочет кушать, она съест мало (меньше). Подобная адаптация подачи учебного материала способствовала лучшему пониманию смысла (значения) изучаемых знаков.


При сравнении чисел мы сначала предлагали ребенку приклеить на бланк слова «больше» и «меньше», а потом приклеить нужную птичку, ориентируясь на представленные выше опорные схемы:


По мере автоматизации навыка степень адаптации заданий уменьшалась. В итоге, мы предлагали ребенку стандартную запись и стандартную инструкцию: «Сравни числа, поставь знаки “>” или “<”».

2 ___ 6

4. Достигнутые результаты.

В результате используемых нами адаптированных заданий, методических приемов и инструкций нам удалось добиться понимания смысла операции сравнения чисел, а также научить ребенка осознанно использовать знаки «>» и «<». Полученные знания ученик смог применить в дальнейшем при сравнении двузначных чисел. 

* Хаустов Артур Валерьевич, кандидат педагогических наук, методист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского городского психолого-педагогического университета, старший научный сотрудник Института инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: arch2@mail.ru

 * Загуменная Ольга Викторовна, учитель начальных классов Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: alexmk9@yandex.ru

 

Информация об авторах

Хаустов Артур Валерьевич, кандидат педагогических наук, директор, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9634-9295, e-mail: arch2@mail.ru

Загуменная Ольга Викторовна, учитель начальных классов, методист Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2012-9613, e-mail: zagumennayaov@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5158
В прошлом месяце: 174
В текущем месяце: 79

Скачиваний

Всего: 7484
В прошлом месяце: 34
В текущем месяце: 16