Аутизм и нарушения развития
2016. Том 14. № 4. С. 14–18
doi:10.17759/autdd.2016140403
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Направления деятельности Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, федеральный ресурсный центр, комплексное сопровождение
Рубрика издания: Модели организации комплексной помощи
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2016140403
Для цитаты: Хаустов А.В. Направления деятельности Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2016. Том 14. № 4. С. 14–18. DOI: 10.17759/autdd.2016140403
Полный текст
А.В. Хаустов*, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, arch2@mail.ru
В статье представлены основные направления деятельности и опыт Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра Московского государственного психолого-педагогического университета, накопленный в течение 22-х лет практической работы. Приведены некоторые статистические данные о деятельности центра. Подчеркивается важность разнонаправленной работы и выработки механизмов межведомственного и сетевого взаимодействия для становления системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации.
Введение
Опыт оказания помощи детям с расстройствами аутистического спектра за рубежом и в России показывает, что большинство организаций испытывают трудности в их сопровождении, обучении и абилитации.
Для получения квалифицированной помощи родители детей с РАС или с риском возникновения РАС, как правило, обращаются в специализированные центры, где занятия проводятся непосредственно с детьми и родителями.
Некоторые специализированные организации выполняют функции ресурсных центров. Их основная задача состоит в организации сопровождения специалистов, испытывающих трудности в работе с такими детьми, а не в оказании непосредственной адресной помощи каждому ребенку с РАС. В настоящее время такая практика не является системной и реализуется в некоторых странах (например, в США, Дании, Бельгии) фрагментарно — на региональном и муниципальном уровнях.
В России региональные ресурсные центры по сопровождению детей с РАС созданы в Воронежской, Новосибирской областях, в Красноярском крае. Ресурсные функции в отдельных регионах России выполняют государственные, некоммерческие организации и благотворительные фонды, накопившие результативный опыт работы с такими детьми.
Для системного развития комплексной помощи детям с РАС в России Министерством образования и науки РФ 15 апреля 2016 года открыт Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с РАС на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского государственного психолого-педагогического университета.
Дефицит информации об аутизме в России, отсутствие достоверных статистических данных о распространенности РАС, недостаток подготовленных специалистов, коррекционных и обучающих программ, методик с проверенной эффективностью, отсутствие системности в работе региональных организаций и запрос родителей на оказание помощи их детям предопределили основные направления деятельности ФРЦ:
— информационно-аналитическая деятельность;
— разработка программно-методического обеспечения;
— подготовка и обучение специалистов;
— консультативно-диагностическая деятельность;
— апробация моделей образования и комплексного сопровождения детей с РАС;
— развитие межрегиональных и международных связей;
— проведение фундаментальных и прикладных научных исследований;
— реализация социально значимых проектов.
Информационно-аналитическая деятельность
Федеральным ресурсным центром создан портал www.autism-frc.ru. Основные задачи портала:
— Информирование о проблеме РАС, о деятельности ФРЦ, об организациях, осуществляющих помощь этим детям, об экспертах, основных событиях и мероприятиях, посвященных проблеме аутизма.
— Повышение компетентности специалистов и родителей в области оказания помощи детям с РАС: на портале ведется прямая трансляция всех ключевых мероприятий ФРЦ, выложены видеозаписи и презентации всероссийских семинаров и вебинаров, проведенных ФРЦ.
— Методическая поддержка организаций, осуществляющих помощь детям с РАС: на портале цента размещены материалы, изданные ФРЦ, — методические пособия и рекомендации, дайджесты, информационно-аналитические материалы.
— Консультирование специалистов и родителей в режиме он-лайн.
— Выявление запроса со стороны организаций по их сопровождению Федеральным ресурсным центром: организации оформляют запрос непосредственно со страницы портала.
Также на портале осуществляется электронная регистрация на все мероприятия ФРЦ.
С 2003 года на базе ФРЦ издается первый в России профильный журнал «Аутизм и нарушения развития», посвященный проблеме аутизма. Целью журнала является распространение передового опыта в области оказания комплексной помощи детям с РАС и их семьям. Содержание журнала включает описание эффективных коррекционных и обучающих методик, моделей организации комплексной помощи, образования и психолого-педагогического сопровождения детей с РАС, методические рекомендации специалистам, материалы учебных и методических пособий, описание диагностических оценочных методик, результаты научных исследований по проблеме РАС, рекомендации родителям. Электронная версия журнала «Аутизм и нарушения развития», начиная с номеров за 2007 год, находится в открытом доступе на портале психологических изданий МГППУ http://psyjournals.ru/autism/.
Программно-методическое обеспечение системы комплексной помощи детям с РАС
Важная задача ФРЦ — разработка программно-методических материалов для специалистов, работающих с детьми с РАС в системе образования, социальной защиты и здравоохранения.
На основе накопленного 22-летнего опыта специалистами Федерального ресурсного центра разработана и издана серия методических рекомендаций и учебно-методических пособий.
В 2016 году изданы и размещены на портале www.autism-frc.ru методические пособия: «Адаптация образовательной программы обучающегося с расстройствами аутистического спектра» [1], «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра» [3], «Формирование жизненных компетенций у обучающихся с РАС» [2].
Разрабатываются и готовятся к изданию методические рекомендации:
— по реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в организациях, осуществляющих образование детей с РАС;
— по организации инклюзивного образования детей с РАС в ресурсных классах;
— по созданию региональных ресурсных центров по организации комплексного сопровождения детей с РАС (для региональных органов исполнительной власти);
— по разработке и реализации региональных межведомственных планов по оказанию комплексной помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим (для региональных органов исполнительной власти).
Подготовка и обучение специалистов
Для обучения специалистов на базе ФРЦ разрабатываются и реализуются программы повышения квалификации объемом 72 часа:
— «Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)»;
— «Особенности реализации ФГОС НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)».
Программы включают два модуля: очный и дистанционный. Дистанционное обучение осуществляется в течение двух месяцев. Очные занятия проводятся в течение 4—5 дней на базе ФРЦ (если группа из разных регионов) или с выездом специалистов ФРЦ в регион (если группа из одного региона).
В период с апреля по ноябрь 2016 г. по программам повышения квалификации Федерального ресурсного центра прошли обучение 190 специалистов из разных регионов РФ.
На базе ФРЦ проводятся ежемесячные всероссийские семинары и вебинары. В апреле — октябре 2016 года число участников мероприятий ФРЦ составило 1597 человек.
С 14 по 16 декабря 2016 г. Федеральным ресурсным центром под патронажем Министерства образования и науки РФ совместно с организациями-партнерами проводится Научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра». Планируется, что конференция станет ежегодной.
Консультативно-диагностическая деятельность
Важным направлением деятельности ФРЦ станет консультативно-диагностическая деятельность с семьями, воспитывающими детей с РАС. Планируется 4—5-дневный курс консультативно-диагностических приемов с семьей, он будет включать:
— оценку уровня развития ребенка;
— составление индивидуальной программы работы с ребенком (перечня целей, планируемых результатов);
— демонстрацию родителям приемов и способов работы с ребенком, направленных на достижение запланированных целей;
— подготовку рекомендаций по организации помощи ребенку, включая рекомендации по организации его образовательного маршрута и созданию специальных образовательных условий. В настоящий момент в ФРЦ ведется апробация модели консультативно-диагностической помощи.
Апробация моделей образования и комплексного сопровождения детей с РАС
В школьно-дошкольном отделении ФРЦ ведется работа по апробации модели образования и сопровождения детей с РАС в условиях специализированной начальной школы и групп кратковременного пребывания в соответствии с существующей в России нормативно-правовой базой. Реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего и дошкольного образования обучающихся с РАС. Для детей создаются специальные образовательные условия: адаптированная среда, малокомплектные классы, адаптированные образовательные программы, адаптированные/специаль- ные методы обучения, специально подготовленные учебные пособия, дидактические материалы, рабочие тетради, психолого-педагогическое и медицинское сопровождение, коррекционные занятия.
В настоящее время в 23-х классах начальной школы ФРЦ обучаются 172 ребенка с РАС, дошкольное образование в группах кратковременного пребывания получают 26 детей.
Развитие межрегиональных и международных связей
Основные задачи межрегионального и международного сотрудничества в настоящий момент — выявление, обобщение и систематизация наиболее эффективных практик и моделей оказания помощи детям с РАС в России и за рубежом, поддержка в становлении региональных систем помощи. Такая поддержка осуществляется на разных уровнях: на уровне межведомственных рабочих групп, включающих руководство региональных министерств, на уровне региональных ресурсных центров и организаций системы образования, социальной защиты и здравоохранения.
Важным механизмом, обеспечивающим двустороннюю коммуникацию, является сетевое взаимодействие ФРЦ с региональными ресурсными центрами и региональными организациями, накопившими результативный опыт работы с детьми, имеющими РАС. Поддержка деятельности региональных центров включает консультативную помощь по вопросам создания региональных ресурсных центров, организации и содержания их деятельности.
Проведение фундаментальных и прикладных научных исследований
С 2012 года в ФРЦ реализуются прикладные научные исследования, посвященные проблемам образования и комплексного сопровождения детей с РАС. В настоящее время в ФРЦ открывается научная лаборатория. Важными направлениями ее научно-исследовательской работы станут:
— изучение психологических и нейробиологи- ческих особенностей детей с РАС для выявления объективных предикторов успешности преодоления нарушений развития;
— разработка и апробация алгоритма выявления, пошаговой диагностики РАС для исключения или подтверждения синдромальной патологии;
— разработка и апробация диагностического оценочного инструментария для формирования адаптированных образовательных, коррекционных программ, программ психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС;
— апробация и выявление эффективности коррекционных и образовательных программ, технологий и методик, использующихся в ФРЦ.
Реализация социально значимых проектов
В 2015—2016 годах ФРЦ МГППУ осуществляет экспертно-методическое сопровождение субъектов РФ в рамках крупнейшего межрегионального пилотного проекта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим. Главными результатом пилотного проекта стали:
— межведомственный план действий по оказанию комплексной помощи детям с РАС, сформированный ФРЦ;
— формирующиеся системы комплексной помощи детям с РАС в трех регионах РФ: Воронежской, Новосибирской областях, в Красноярском крае. Развитие региональных систем осуществляется на основе региональных межведомственных планов, утвержденных правительствами регионов;
— изданный сборник информационно-методических материалов, включающий межведомственный план действий по оказанию комплексной помощи детям с РАС и их семьям и методические рекомендации по его разработке и реализации.
Планируется, что в 2016 г. межведомственный план будет апробирован еще в 11 субъектах РФ.
Заключение
Деятельность Федерального ресурсного центра всесторонне направлена на создание условий для формирования системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в России. Для достижения масштабных положительных результатов необходимо объединение усилий ФРЦ и всех участников, включенных в организацию помощи детям с РАС.
Важными механизмами формирования системы комплексного сопровождения детей с РАС являются:
— межведомственное взаимодействие,
— партнерские отношения между государственными и некоммерческими организациями, накопившими опыт оказания помощи детям с РАС;
— создание региональных ресурсных центров;
— сетевое взаимодействие Федерального ресурсного центра с региональными центрами;
— сотрудничество государственных органов исполнительной власти, научного, профессионального и родительского сообществ.
Литература
- Гончаренко М.С., Манелис Н.Г., Семенович М.Л., Стальмахович О.В. Адаптация образовательной программы обучающегося с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В., Манелис Н.Г. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 177 с.
- Манелис Н.Г., Аксенова Е.И., Богорад П.Л., Волгина Н.Н., Загуменная О.В., Калабухова А.А., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Формирование жизненных компетенций у детей с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие/Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 57 с.
- Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2279
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 13
Скачиваний
Всего: 1252
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0