Аутизм и нарушения развития
2018. Том 16. № 4. С. 12–16
doi:10.17759/autdd.2018160402
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Методы и приемы развития самосознания у подростков и молодых людей с РАС
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, самосознание, вербализация впечатлений, возрастная идентичность, проработка художественных текстов
Рубрика издания: Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2018160402
Для цитаты: Костин И.А. Методы и приемы развития самосознания у подростков и молодых людей с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2018. Том 16. № 4. С. 12–16. DOI: 10.17759/autdd.2018160402
Полный текст
Особенности сферы самосознания сохраняются у значительной части людей с аутистическими расстройствами, как правило, в течение всех этапов жизненного цикла, — возможно, смягчаясь, но не исчезая полностью, даже при значительной позитивной динамике в целом. В частности, у многих представителей аутистической популяции трудности развернутого вербального описания событий своей жизни сочетаются с трудностями вербализации эмоциональных переживаний, оценок, впечатлений. Для многих и в подростковом возрасте, и позднее по-прежнему остается трудным выразить свои предпочтения, сделать какой-то выбор, даже самый простой.
Названные трудности накладываются на типичную обедненность психологического словаря у значительной части людей с РАС, даже при сохранной развернутой речи. Слова, обозначающие эмоциональные состояния и переживания, черты характера и нравственные категории, как правило, не присутствуют в активном лексиконе аутичных людей, по крайней мере, если не ведется специальная коррекционная работа в этом отношении.
Ута Фрит подчеркивает связь таких трудностей с алекситимией (букв. «нет слов для чувств») — описанным в клинике состоянием, при котором субъект не способен назвать свои эмоциональные переживания, вербализовать свои телесные болезненные ощущения и т.п. Высокие показатели по шкале алекситимии были выявлены у аутичных людей экспериментально. Такой результат, согласно автору, свидетельствует о «повышенных затруднениях с идентификацией и описанием собственных чувств и о меньшем интересе к психологическим мотивам действий» [4].
Аутистическое расстройство накладывает свой отпечаток и на характер структурирования материала в автобиографической памяти. Отдельные эпизоды жизни могут долго помниться аутичными людьми с аффективной яркостью и доскональной точностью, включая точную датировку события. Такие воспоминания подобны мощным вспышкам, могут удивлять собеседников обилием деталей и подробностей. С другой стороны, такие воспоминания-вспышки, оставаясь изолированными и слабо связанными между собой, не становятся основой для представления человека о себе как о целостном, но постепенно и непрерывно меняющемся субъекте, для понимания им причинно-следственных связей относительно событий своей жизни.
Отдельно хочется остановиться на такой важной составляющей самосознания субъекта как возрастная идентичность. Если искажения половой идентичности при РАС не являются типичными, то в отношении возрастной идентичности такого сказать нельзя. Речь идет здесь не о знании паспортного количества прожитых лет (хотя часть аутичных молодых людей действительно с трудом может назвать свой точный возраст), но о его соотнесении с фазами жизненного цикла человека.
Нередко люди с РАС юношеского и даже зрелого возраста, как становится ясно при общении с ними, совсем не ощущают себя взрослыми. Для них по-прежнему привычно, что их близкие принимают решения относительно их жизни, им привычно принимать заботу и зависеть от близких в повседневной жизни. Словно сказочный Питер Пэн, они чаще неосознанно, но иногда и вполне осознанно «не хотят вырастать», не считая себя взрослыми людьми, протестуя против отношения к себе как ко взрослым. А ведь «чувство взрослости» — закономерное психологическое новообразование подросткового возраста [2].
Не следует забывать и о типичной фрагментарности представлений о мире при аутистических расстройствах: бывает, что аутичный человек в принципе плохо представляет жизненный цикл человека — продолжительность жизни, названия и рамки основных возрастных периодов, время наступления совершеннолетия.
Можно предположить, что в генезе такой инфантильной позиции большое значение имеет столь частая тенденция к гиперопеке в семьях с особыми детьми, но здесь мы остановимся на другом аспекте: как можно психолого-педагогическими средствами смягчить подобные нарушения возрастной идентичности?
Очевидно, что с людьми с нарушенным развитием, имеющими перечисленные проблемы, необходимо обсуждать образ взрослого человека: наполнять его содержанием, эмоциональной привлекательностью. Эти коррекционные задачи можно решать как при групповой, так и при индивидуальной работе.
В качестве примера ниже приведен фрагмент конспекта занятий группы социальной адаптации для молодых людей с особенностями развития, проводившихся автором с коллегами в Автономной некоммерческой организации «Пространство общения», Москва[II]. Все формулировки преимуществ, прав и обязанностей взрослого человека были выработаны в ходе групповых обсуждений, а «конспекты» были разосланы в семьи участников группы.
Преимущества жизни взрослого
— Взрослый сам выбирает: что ему делать, готовить, какую одежду покупать, куда ходить;
— У взрослого есть дела, обязанности, работа, учеба, но он сам распределяет время между своими делами;
— Взрослый свободно встречается с друзьями;
— Распоряжается деньгами, планирует свои расходы с учетом своих доходов. Деньги нужно заработать (на работе надо исполнять свои обязанности, выполнять требования начальника);
— Взрослый выбирает, когда ему ложиться спать (в пределах разумного: ведь ему нужно быть бодрым завтра);
— Взрослый может водить машину, но этому нужно выучиться;
— Зарабатывает деньги;
— Может ходить на свидания, создать семью;
— Взрослый сам выбирает развлечения (музыку, кино, игры, новости и т.д.).
Обязанности взрослого
— Вовремя приходить на работу.
— Следить за здоровьем, ходить к врачу, если это необходимо.
— У взрослого есть обязанности перед другими людьми (например, хорошо относиться к своим близким, быть вежливым и т.п.).
Взрослый соблюдает общепринятые правила приличия:
— не оголяет при других людях те места своего тела, которые не принято оголять;
— не ковыряет в носу или в ушах;
— не поднимает ноги высоко, не забрасывает их на стул или стол.
Также:
— Взрослый является примером для ребенка! Он должен следить за своей речью.
— Взрослый соблюдает режим.
— Взрослый заботится о себе и других.
— Взрослый с умом обращается с деньгами (то есть разумно тратит деньги).
Самоконтроль:
Взрослый человек умеет себя контролировать. Это означает:
— может контролировать свои желания, то есть понимает, что не все его желания могут быть быстро выполнены;
— может себя ограничивать, например, в еде;
— может контролировать свое поведение, проявления своих эмоций, например, если он разозлился.
Что отличает по-настоящему взрослого человека:
— Он выбирает слова;
— Он мирный, спокойный;
— Он договаривается с другими людьми;
— Он выполняет дела (то есть у него есть обязанности).
Взрослого отличают терпение и дисциплина.
Что неприемлемо для поведения по- настоящему взрослого человека:
— ругань;
— драка;
— спор, возмущение;
— слезы;
— грубость, агрессия;
— капризы.
Как видно, в процессе психокоррекционной работы вместе с молодыми людьми были определены важнейшие качества, присущие взрослому человеку. Это: ответственность, дисциплина, самостоятельность и свобода в принятии решений относительно своей жизни, а также забота о близких и способность контролировать проявления своих чувств. Существенной частью обсуждения было принятие молодыми людьми идеи постепенности взросления человека: ребенок не превращается во взрослого в одночасье, и в группе говорилось также о том, как у ребенка с каждым годом формируются дисциплина, воля и ответственность, и о том, что для этого необходимо.
Важно, что содержание этого обсуждения не было транслировано ведущими группы в готовом виде, а действительно рождалось в процессе обсуждения, в котором ведущие выполняли прежде всего модераторские функции. Представляется, что по возможности (в зависимости, конечно, от уровня группы или конкретного человека с РАС) в работе над формированием адекватных понятий о взрослости специалистам лучше опираться именно на обсуждение, а не просто на передачу «правильных», «психологически зрелых» представлений.
Проводимая специалистами работа сопровождалась и беседами с близкими участников группы, которым было рекомендовано возвращаться к теме взрослости по разным поводам, апеллировать к привлекательному и позитивному образу взрослости, к которой по возрасту участники группы приближались.
Главным направлением психологической работы по развитию самосознания человека с особенностями развития можно назвать обогащение, усложнение его представлений о себе, помощь в вербальном выражении им своих чувств, мнений, впечатлений, предпочтений и т.д. С этой целью можно рекомендовать пособие [3], где, в частности, содержатся рабочие листы «Я люблю / Я не люблю», «Мне легко / Мне трудно», «Мне можно / Мне нельзя» и др., которые подростки и молодые люди могут заполнять самостоятельно или с помощью другого человека. Но в целом литературы, которую можно использовать в подобной работе, мало.
С другой стороны, развитие самосознания — это, конечно, далеко не только прямое воздействие на сферу представлений субъекта о себе. В эмоционально-смысловом подходе, развиваемом на протяжении многих лет в Институте коррекционной педагогики, огромное значение придается длительной проработке, детализации и осмыслению индивидуального аффективного опыта человека. Помощь аутичному ребенку или взрослому в осмыслении жизненных впечатлений (независимо от методов, которыми она осуществляется) — это, безусловно, тоже работа по развитию самосознания. Для этого продуктивно опираться на дневниковую работу.
В предложенном нами методе «Дневник событий и впечатлений» [1] дневник ведется человеком с РАС совместно с доброжелательным и внимательным собеседником — специалистом или близким человеком, который помогает вербализовать впечатления аутичного человека от того или иного события, вводя в содержание дневника эмоционально-оценочные слова, а при необходимости делясь и собственными впечатлениями и переживаниями. Без такой помощи дневник человека с аутизмом, как показывает опыт, может стать формальным выхолощенным перечислением рутинных событий. Таким образом, «дневник событий и впечатлений» — это, не монолог аутичного человека, а его диалог с другим человеком, в котором, конечно, происходит и развитие его самосознания.
Не меньший развивающий потенциал в отношении самосознания имеет и совместная работа с художественными текстами: чтение и обсуждение книг, просмотр и обсуждение художественного кино: ведь человек учится понимать себя, сталкиваясь с другими и вступая с ними во взаимодействие. При аутистических расстройствах возможности когнитивной децентрации, идентификации с другим человеком (в том числе с персонажем книги или фильма), возможности сопереживания другому значительно ограничены; соответственно, эта деятельность тоже должна быть совместной, в ней важно присутствие рядом человека-помощника. При совместной работе над книгой (фильмом) необходимо, насколько это возможно, связывать происходящее в ней с событиями жизни человека с РАС, круга его близких. На развитие самосознания работает обсуждение таких вопросов как: «Смогли бы вы подружиться с этим персонажем, если бы встретились с ним в жизни?»; «Чем вы на персонажа похожи, а в чем отличаетесь?»; «Как бы вы поступили в ситуации персонажа?». И, конечно, обсуждение вопроса: «Какие чувства у вас вызывает тот или иной персонаж?».
Таким образом, развитие более цельного самосознания, усложнение представлений людей с аутистическими расстройствами о себе, о событиях их жизни нужно в целом рассматривать как одну из задач при оказании им психологической помощи. Опыт показывает, что продвижение вперед в этой сфере возможно и в подростковые годы, и даже в зрелом возрасте.
[1] Автор выражает благодарность коллегам по ведению группы Алексею Авдееву, Алле Акуловой, Николаю Горникову за раз-
решение использовать данные материалы.
Литература
- Костин И.А. Помощь в социальной адаптации подросткам и молодым людям с расстройствами аутистического спектра: монография / И.А. Костин. М.: Теревинф, 2018. 144 с.
- Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками / А.Г. Лидерс. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 256 с.
- Половое воспитание подростков с интеллектуальными нарушениями: Уч. пособие / Под ред. Д.Н. Исаева. СПб.: ИСПиП, 2014. 124 с.
-
Фрит У. Лекция памяти Эммануэля Миллера: синдром Аспергера
— вопросы и дискуссии [Электр. ресурс]
http://www.aspergers.ru/node/163
(дата обращения: 20.11.2018).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2124
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 25
Скачиваний
Всего: 998
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 3