Динамика развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2020 года

3140

Аннотация

Представлены результаты Всероссийского мониторинга состояния образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), проведенного в 2020 году Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра Московского государственного психолого-педагогического университета. Общая численность обучающихся с РАС в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличилась на 43% и составила 32990 человек. Большинство детей с РАС (69%) обучаются на уровнях начального, основного и среднего общего образования. Доля детей с РАС, посещающих общеобразовательные (инклюзивные) классы с применением модели «Ресурсный класс», составляет 7%. Обучающиеся на дому школьники с РАС составляют 37% от общего числа учащихся с аутизмом. Сохраняется проблема кадрового обеспечения образования и сопровождения детей с РАС: 66% детей получают услуги логопеда, 55% — дефектолога, 80% учащихся с РАС получают поддержку педагогов-психологов, всего 19% детей с аутистическими нарушениями обеспечены тьюторским сопровождением. В 43 субъектах Российской Федерации создано 52 региональных ресурсных центра.

Общая информация

Ключевые слова: региональный ресурсный центр, сопровождение, образование, мониторинг, расстройства аутистического спектра

Рубрика издания: Модели организации комплексной помощи

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2021190101

Тематический сетевой сборник: Технологии сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра

Для цитаты: Хаустов А.В., Шумских М.А. Динамика развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2020 года // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 1. С. 4–11. DOI: 10.17759/autdd.2021190101

Полный текст

 

В течение последних нескольких лет в России отмечается стремительный рост численности детей с РАС в системе образования. С 2017 года данный показатель вырос более чем в 2 раза. Данный факт вызывает беспокойство, поскольку развитие региональных систем образования может «не успевать» за динамично меняющейся ситуацией. Для своевременного планирования организационных и содержательных изменений в субъектах Российской Федерации необходим анализ результатов федерального мониторинга, ежегодно проводящегося Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС (далее — ФРЦ) ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» [10].

Мониторинг численности детей с расстройствами аутистического спектра 2020 года в субъектах Российской Федерации был проведен в соответствии с формой, разработанной Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации совместно с ФРЦ. Сбор данных проводился органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

В ходе мониторинга были собраны данные об общей численности обучающихся лиц с РАС в субъектах РФ, о численности детей с РАС, получающих образование в службах ранней помощи (в системе образования), в дошкольных образовательных организациях, в общеобразовательных организациях на уровнях начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования; о численности обучающихся по образовательным программам дошкольного, общего (начальное, основное и среднее) и профессионального образования. Получены данные о численности обучающихся с РАС по формам получения образования и формам обучения, по формам (моделям) организации образования на уровне дошкольного и общего образования. Выявлены данные о численности детей с РАС, получающих помощь специалистов психолого-педагогического сопровождения. Получена информация о наличии в субъектах Российской Федерации региональных ресурсных центров (далее — РРЦ) по организации комплексного сопровождения детей с РАС и об организациях, в структуре которых действуют РРЦ. Собраны данные о наличии в регионах России поправочных (корректирующих) коэффициентов финансирования.

Данные в ходе мониторинга были предоставлены 85 субъектами Российской Федерации.

Общая численность обучающихся с РАС

Согласно мониторингу 2020 года, общая численность обучающихся с РАС в России составила 32899 человек. Выявлена выраженная динамика увеличения численности по сравнению с 2019 годом (23093 человека) на 42%, а по сравнению с 2017 годом (15998 человек) — на 106% (таблица 1).

В целом, численность детей с РАС и частота встре­чаемости расстройств аутистического спектра сильно отличаются в различных регионах России. Соотношение в сравнении с прошлогодними данными численности лиц с РАС по Федеральным округам отражено в таблице 2.

Наименьший показатель, как и в прошлые годы, отмечается в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах. Наибольшая динамика выявлена по Центральному федеральному округу. Во многом это связано с добавлением отчетных цифр от города Москвы (предыдущая статотчетность по численности обучающихся с РАС за 2019 год была сформирована без учета этих показателей; в 2020 году Москва возобновила подачу статистических данных, которые включены в общий результат). Необходимо отметить, что впервые все федеральные округа заявили о наличии в их регионе обучающихся с РАС. Так, по Ненецкому автономному округу, ранее ежегодно подававшему нулевую статистику, выявлены 4 ребенка с РАС в системе образования.

Результаты, полученные в ходе мониторинга, и их сравнение с данными мировой статистики [1] продолжают свидетельствовать о недостаточной выявляемости детей с РАС в России и о неравномерности развития системы диагностики в различных регионах.

Анализ данных показал, что соотношение численности детей с РАС и общей детской популяции1 (0— 18 лет) в России составляет 1:961, что отличается в 6 раз (1:160) от данных мировой статистики [1].

Трудности диагностики обусловлены недостатком подготовленных специалистов в системе здравоохранения и отсутствием широкого применения в России общепринятых стандартизированных скри­нинговых и диагностических инструментов. Проблемы выявления и уточнения диагноза РАС, а также определения образовательной диагностической группы помогут решить апробация и внедрение в работу организаций, осуществляющих помощь детям с РАС, стандартизированных методов диагностики аутизма [2; 9].

По итогам мониторинга выявлено, что продолжает прослеживаться неравномерность распределения обучающихся с РАС по уровням образования — от ранней помощи до высшего профессионального образования.

Среди детей с РАС охвачены деятельностью служб ранней помощи 1,74% (572 ребенка); 8089 (24,5%) детей получают образовательные услуги на уровне дошкольного образования; 60% — школьники, обучающиеся на уровнях начального, основного и среднего общего образования (19852 человека); 0,81% (269 чел.) — на уровне среднего профессионального образования (таблица 3).

 

 

 

Таблица 1

Динамика численности обучающихся с РАС в России

Год

2017

2018

2019

2020

Численность детей с РАС в образовании

15998 чел.

22953 чел.

23093 чел.

32899 чел.

 

Таблица 2

Численность обучающихся с РАС по федеральным округам

Федеральные округа / года

2018

2019

2020

Центральный ФО

5175

6006

11526

Южный ФО

3111

3215

4065

Северо-Западный ФО

1262

1485

1833

Дальневосточный ФО

1201

995

1716

Сибирский ФО

2870

3339

3789

Уральский ФО

2472

2618

3260

Приволжский ФО

3760

4493

5291

Северо-Кавказский ФО

895

942

1419

Как и в прошлые годы, отмечается невысокий охват услугами в системе образования на уровне ранней помощи, что по-прежнему свидетельствует о несформированности системы ранней помощи в Российской Федерации.

Образовательными услугами на уровне среднего профессионального образования охватывается все большее число юношей и девушек с РАС. Более чем в 2 раза увеличилось число студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования: со 116 человек в 2019 году до 269 в 2020 году. И хотя их доля в общей численности лиц с РАС составляет менее 1%, полученные данные говорят о том, что ситуация с организацией профессионального образования лиц с РАС постепенно начинает улучшаться: нарабатывается опыт, реализуются адаптированные образовательные программы профессионального образования для лиц с РАС. Анализ результатов свидетельствует о системном подходе к решению данной проблемы в Смоленской (77 чел.), Московской (39 чел.) и Тульской (21 чел.) областях, а также в Та­тарстане (20 человек).

Анализ данных мониторинга показал, что общая численность детей с РАС на уровне дошкольного образования — 8089 человек, их доля в общей численности обучающихся с РАС составляет 24,5 %. Вероятно, число детей с РАС в сфере дошкольного образования будет расти, поскольку в русле процесса комплексного сопровождения детей с РАС [3] в 2018 году в семи организациях шести регионов России проведена апробация проекта и уже принята Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с РАС (АООП ДО РАС). Принятая программа учитывает и положения ФГОС ДО [8], и особенности детей с РАС. Ход апробации программы освещался в журнале «Аутизм и нарушения развития» [4].

Среди применяемых моделей организации дошкольного образования группы компенсирующего вида (таблица 4) по-прежнему сохраняют ведущую позицию: 5347 детей с РАС дошкольного возраста получают образование в таких группах.

По итогам 2019 года, показатель численности детей, посещающих группы комбинированного вида с включением в ресурсную группу, увеличился практически вдвое, однако в 2020 году выявлена отрицательная динамика, на четверть упала численность детей, получающих образование в таких группах: с 378 до 286 человек.

Согласно полученным сведениям, обучение детей с РАС по АООП ДО РАС проходит далеко не во всех регионах, по разным причинам дошкольники продолжают получать образование по неспецифичным для расстройств аутистического спектра программам в группах нормотипичных сверстников или детей с другими нарушениями развития. Тем не менее, дошкольники с РАС, обучающиеся по АООП ДО РАС, составляют уже почти 55% от общего числа детей с РАС этой возрастной группы [6].

Как уже отмечалось, общая численность детей с РАС на уровнях начального, основного и среднего общего образования составляет 19852 человека, их доля в общей численности обучающихся с РАС составляет 60%.

Меньше половины школьников с РАС — 41% (8103 чел.) — обучаются в отдельных (коррекционных) классах (таблица 5). В абсолютном значении этот показатель даже вырос: на 1336 человек. В процентном соотношении в 2020 году он практически остался на уровне 2019 года (43 %).

Таблица 3

Распределение детей (обучающихся) с РАС по уровням образования

Уровень образования / год

2018

2019

2020

Ранняя помощь

387

535

572

Дошкольное образование

6898

7192

8089

Начальное общее образование

8460

10149

13950

Основное общее образование

4310

4750

5548

Среднее общее образование

244

238

354

Среднее профессиональное образование

89

116

269

Высшее профессиональное образование

8

10

7

 

Таблица 4

Численность детей с РАС, получающих дошкольное образование по различным моделям организации образования

 

Модель организации образования/ год

2018

2019

2020

Группа комбинированного вида

1869

1932

1831

Группа комбинированного вида с применением модели «Ресурсная группа»

187

378

278

Группа компенсирующего вида

3986

4367

5286

Вариативные формы дошкольного образования

843

798

520

Индивидуальное обучение на дому

162

287

174

Анализ данных мониторинга показал, что процент школьников с РАС, посещающих общеобразовательные инклюзивные классы, составил 15,9%, что также соответствует в процентном отношении уровню 2019 года. Почти в два раза увеличилась численность детей с РАС, обучающихся в условиях инклюзии с применением модели «Ресурсный класс», — 1402 человека (7,0%) [7].

К сожалению, выросло в абсолютном значении число обучающихся на дому на 1387 человек, но долевое значение осталось на уровне 2019-го года: 37% школьников, для которых образование организовано в формате индивидуального обучения на дому.

Доля детей с РАС, получающих начальное, основное и среднее общее образование в различных формах в 2020 году:

—   общеобразовательные (инклюзивные) классы — 15% (3016 детей),

—   общеобразовательные (инклюзивные) классы с применением модели «Ресурсный класс» — 7% (1402 ребенка),

—   отдельные (коррекционные) классы — 41% (8103 ребенка),

—   индивидуальное обучение на дому — 37% (7331 ребенок).

В связи с ростом числа детей с РАС, обучающихся в формате индивидуального обучения на дому, а также с ограничениями, введенными в различных регионах России в связи пандемией COVID-19, необходимо обратить внимание на данные о численности обучающихся с РАС по формам обучения.

Согласно данным регионов, очно получают образование 90% всех обучающихся с РАС. Большинство детей, получающих образование на дому, включены в статистическую отчетность как обучающиеся в очном формате.

Существовавшие в 2020 году риски массового перевода обучающихся с РАС на заочную и очно-заочную форму обучения, связанные с введением ограничений в условиях пандемии, нивелированы. Временный перевод всех учащихся на дистанционное обучение по решению Правительства России в период ужесточения «карантинных» мер в апреле-мае 2020 года не привел к изменению формы обучения детей с РАС: сохранился приоритет очной формы.

В целом, показатели включенности детей с РАС в очный формат обучения, соответствующий их особым образовательным потребностям, не только сохранились, но и выросли в 2020 году на 3% по сравнению с 2019-м годом.

Обеспеченность обучающихся
с РАС специалистами

В результате анализа данных мониторинга выявлено, что кадровая проблема по обеспечению специалистами детей и обучающихся с РАС сохраняется (таблица 6).

Показатели обеспеченности кадрами хотя и выросли в абсолютных значениях, в процентном отношении остались примерно на уровне прошлого года. Так, например, те же 80% учащихся с РАС (в 2020 году это 23341 человека) получают необходимую психологическую поддержку педагогов-психологов. 19137 детей с РАС (66%) получают услуги логопеда; в 2019-м году этот показатель составил 65%. 55% детей с РАС (16136) получают помощь дефектолога; положительная динамика составила 3,5%. Не изменилась ситуация и с обеспеченностью детей помощью социальных педагогов: их поддержку получают 45% (13113) детей с РАС.

Таблица 5

Численность детей, получающих начальное, основное и среднее общее образование по различным моделям организации образования

Модель организации образования /год

2018

2019

2020

Общеобразовательные (инклюзивные) классы

2118

2370

3016

Общеобразовательные (инклюзивные) классы с применением модели «Ресурсный класс»

529

758

1402

Отдельные (коррекционные) классы

5461

6767

8103

Индивидуальное обучение на дому

5138

5944

7331

Таблица 6

 

Численность детей с РАС, получающих сопровождение специалистов (обеспеченность обучающихся с РАС специалистами)

Специалист / год

2018

2019

2020

Педагог-психолог

14940

18532

23341

Учитель-дефектолог

9926

11904

16136

Учитель-логопед

12352

14914

19137

Социальный педагог

8738

10443

13113

Тьютор

1926

2999

5453

Ассистент (помощник)

700

925

1722

 

Увеличение числа сопровождаемых тьюторами детей почти на 2500 человек изменило ситуацию в процентном отношении по сравнению с 2019 годом и в 2020 году составило почти 19% (в 2019 году — менее 13%) от общей численности обучающихся с РАС. Тем не менее, следует признать, что состояние дел в Российской Федерации с обеспечением лиц с РАС тьюторским сопровождением и в 2020-м году кардинально не изменилось. В итоге всего 1/5 часть детей получают поддержку тьютора.

Трудности организации сопровождения связаны, в том числе, и с нехваткой подготовленных кадров. Результаты мониторинга показали, что более чем 24448 педагогам различных специальностей, работающим с лицами, имеющими РАС, необходимо пройти соответствующие курсы повышения квалификации по направлениям их деятельности.

Поправочные (корректирующие)
коэффициенты финансирования

В целях выявления финансового обеспечения создания необходимых специальных образовательных условий для обучающихся с РАС в мониторинг был включен параметр наличия в субъектах поправочных (корректирующих) коэффициентов подушевого финансирования образования обучающихся с РАС по категориям: для имеющих статус ОВЗ и для имеющих статус ребенка-инвалида (таблицы 7, 8).

Об отсутствии в субъекте поправочных (корректирующих) коэффициентов финансирования образования обучающихся с РАС заявили 23 региона.

Большинство регионов, применяющих коэффициенты, ориентированы на установление коэффициентов в размере от 0,1 до 4, равномерно распределяя их между всеми уровнями образования. Тем не менее, есть исключения. Например, Магаданская область установила коэффициент только для начального образования, Ивановская область использует поправочные (корректирующие) коэффициенты для дошкольного и начального образования, не установив их для основного общего. В Новосибирской и Челябинской областях коэффициент не применяется в системе дошкольного образования.

Встречаются и существенные различия между уровнями образования: в Волгоградской области для начального образования установлен коэффициент 18, для основного общего — 14,2, для дошкольного — 4,9.

Таким образом, отмечается очень большой разброс установленных поправочных (корректирующих) коэффициентов финансирования в различных регионах России, что создает неравномерную ситуацию в отношении создания специальных образовательных условий для детей с РАС.

Региональные ресурсные центры
по сопровождению детей с РАС

В ходе проведенного мониторинга были проанализированы данные о наличии в субъектах РФ региональных ресурсных центров (далее — РРЦ) по организации комплексного сопровождения детей с РАС, являющихся «опорными» организациями, осуществляющими координирующие функции в регионах по данному направлению работы.

В целом, ситуация с развитием региональных ресурсных центров в различных регионах складывается по-разному. В ходе мониторинга 43 субъекта РФ заявили о существовании в регионе одного или даже нескольких РРЦ. По данным регионов, всего в России действуют 39 РРЦ на базе учреждений образования и социальной защиты, 11 на базе НКО. На базе организаций здравоохранения создано 2 РРЦ в Бурятии

 

 

 

Таблица 7

Наличие в субъектах поправочных (корректирующих) коэффициентов финансирования образования обучающихся с РАС (для имеющих статус ОВЗ)

 

Уровень образования

Величина коэффициента

0

0,1—1,5

1,51—4

4,1—10

более 10

Дошкольное образование

27 регионов

20 регионов

25 регионов

13 регионов

3 региона

Начальное общее образование

23 региона

22 региона

28 регионов

8 регионов

6 регионов

Основное общее образование

28 регионов

22 региона

28 регионов

9 регионов

7 регионов

Таблица 8

Наличие в субъектах поправочных (корректирующих) коэффициентов финансирования образования обучающихся с РАС (для имеющих статус ребенка-инвалида)

Уровень образования

Величина коэффициента

0

0,1—1,5

1,51—4

4,1—10

более 10

Дошкольное образование

37 регионов

18 регионов

20 регионов

13 регионов

2 региона

Начальное общее образование

25 регионов

21 регион

33 региона

10 регионов

9 регионов

Основное общее образование

37 регионов

14 регионов

23 региона

10 регионов

4 региона

и Нижегородской области, — впервые в РФ организации здравоохранения взяли на себя функции РРЦ по организации комплексного сопровождения детей с РАС в регионе.

В 5 регионах, в которых созданы несколько РРЦ, отмечаются вариативные пути формирования сети таких центров. В Санкт-Петербурге и Самарской области они созданы только на базе образовательных организаций, в Астраханской области 2 РРЦ работают на базе организаций соцзащиты, в Татарстане 2 центра действуют на базе образовательных организаций, один — в структуре НКО. В Нижегородской области созданы РРЦ по организации комплексного сопровождения детей с РАС не только на базе образовательного учреждения, но и на базе организаций социальной защиты и здравоохранения.

Анализ ситуации в отношении развития сети региональных ресурсных центров в России показывает, что процесс их становления в различных регионах осуществляется неравномерно. В ряде регионов, например, в Астраханской, Белгородской, Волгоградской, Воронежской, Ростовской, Свердловской, Ульяновской областях, структура и содержание деятельности центров соответствуют Методическим рекомендациям Министерства образования и науки РФ «Организация деятельности регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистиче­ского спектра» от 04.07.2017 г. № 07-3464 [5]. Работа во многих центрах проходит этап становления, и такие центры остро нуждаются в консультационной и методической поддержке Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС. Особого внимания требует ситуация в регионах, где созданы несколько РРЦ. Несмотря на благоприятные статистические показатели, вопросы распределения ответственностей, формирования связей и взаимодействия между центрами стоят, как правило, достаточно остро.

Обобщенные результаты мониторинга
развития системы образования детей
с РАС в России

Проанализированные и обобщенные монито­ринговые данные о состоянии помощи детям с РАС в субъектах Российской Федерации подтверждают актуальность дальнейшего развития системы сопровождения детей с РАС в различных регионах и необходимость реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение качества их образования:

1.   Отмечается недостаточная выявляемость расстройств аутистического спектра, неравномерность развития системы диагностики и статистического учета в различных регионах.

Необходимо обеспечить внедрение в работу организаций различной ведомственной принадлежности (детских поликлиник, ППМС-центров, ПМПК) современных скрининговых инструментов для раннего выявления детей с риском развития РАС и отработать механизмы межведомственного взаимодействия для диагностики РАС.

2.   Минимальный охват услугами в системе образования прослеживается на уровне ранней помощи.

Необходима реализация комплекса мероприятий, направленных на развитие сети служб ранней помощи в субъектах РФ и на создание Федерального ресурсного центра по организации ранней помощи, который будет обеспечивать их методическую поддержку.

3.   На всех уровнях образования наиболее распространенной моделью остается обучение детей с РАС в отдельных группах / классах для детей с ОВЗ: в дошкольном образовании — в условиях групп компенсирующего вида, в школе — в коррекционных классах, где создаются специальные условия, во многом соответствующие потребностям детей.

Для значительной доли детей с РАС, зачисленных в обычные общеобразовательные школы, создаются условия для перевода на индивидуальное обучение на дому, что не соответствует их образовательным потребностям.

Необходимо развитие инклюзивных моделей образования для учащихся с РАС, включая группы комбинированного вида, ресурсные группы и классы.

4.   В условиях пандемии обнаружилась важность разработки и апробации моделей смешанного обучения детей с РАС с преобладанием очного компонента.

5.   Сохраняется выраженная трудность организации психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в процессе обучения. Для ее устранения необходимо повышение квалификации специалистов ПМПК и образовательных организаций, введение корректирующих (поправочных) коэффициентов финансирования образования обучающихся с РАС в субъектах РФ.

6.   Опыт совместной работы ФРЦ, субъектов Российской Федерации и родительских общественных организаций (ассоциаций) показывает, что, несмотря на значительное количество РРЦ, в большинстве из них работа в настоящий момент проходит этап становления.

Необходимо проведение работы по развитию сети региональных ресурсных центров, включая их создание в регионах, в которых они в настоящее время отсутствуют, и продолжение систематического методического сопровождения со стороны ФРЦ уже действующих центров. М

 

 

Литература

  1. Всеобъемлющие согласованные усилия по лечению всего спектра нарушений, связанных с аутизмом: Доклад Секретариата № EB133/4: 133 сессия / Всемирная организация здравоохранения: Исполнительный комитет.
    Женева, 8 апреля 2013 г. 9 с.
  2. Лорд К., Раттер М., ДиЛаворе П. и др. ADOS-2: План диагностического обследования при аутизме, 2-я версия: Руководство / Пер. А. Сорокина, Е. Давыдовой, К. Салимовой и др. [Б. м.]: Western Psychological Services: Giunti O.S., 2016. 446 с.
  3. Морозов С.А. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра: учебно-методическое пособие. Москва, 2015. 539 с. ISBN 978-5-9907171-8-3.
  4. Морозов С.А. О ходе апробации примерной адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2018. Т. 16. № 4. С. 3—11. DOI:10.17759/autdd.2018160401
  5. Организация деятельности регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра: Методические рекомендации / Федеральный ресурсный центр по организации сопровождения детей с РАС Московского психолого-педагогического университета. Москва, 2017. 11 л.
  6. Приказ № 373: Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
    основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования / Министерство просвещения Российской Федерации. 31 июля 2020 г. 13 с.
  7. Приказ № 442: Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
    основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Министерство просвещения Российской Федерации. 28 августа 2020 г. 14 с.
  8. Приказ № 1155: Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
    образования [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. 17 октября
    2013 г. 30 с. URL: http://www.edu.ru/documents/view/57648/ (дата обращения: 02.03.2021).
  9. Раттер М., Лё Кутёр Э., Лорд К. ADI-R. Интервью для диагностики аутизма: руководство / Пер. и адаптация
    О. Донец, А. Моховикова, Д. Переверзевой, А. Сорокина. Под общ. ред. А. Сорокина. [Б. м.]: Western Psychological Services: Giunti O.S., 2014. 122 с. ISBN 978-5-89357-325-1.
  10. Хаустов А.В., Шумских М.А. Организация образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации: результаты Всероссийского мониторинга 2018 года // Аутизм и нарушения развития. 2019. Т. 17. № 3. С. 3—11. DOI:10.17759/autdd.2019170301

Информация об авторах

Хаустов Артур Валерьевич, кандидат педагогических наук, директор, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9634-9295, e-mail: arch2@mail.ru

Шумских Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, заместитель директора Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9878-8558, e-mail: shumskihma@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1280
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 3140
В прошлом месяце: 39
В текущем месяце: 8