Динамика развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2020 года

2862

Аннотация

Представлены результаты Всероссийского мониторинга состояния образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), проведенного в 2020 году Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра Московского государственного психолого-педагогического университета. Общая численность обучающихся с РАС в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличилась на 43% и составила 32990 человек. Большинство детей с РАС (69%) обучаются на уровнях начального, основного и среднего общего образования. Доля детей с РАС, посещающих общеобразовательные (инклюзивные) классы с применением модели «Ресурсный класс», составляет 7%. Обучающиеся на дому школьники с РАС составляют 37% от общего числа учащихся с аутизмом. Сохраняется проблема кадрового обеспечения образования и сопровождения детей с РАС: 66% детей получают услуги логопеда, 55% — дефектолога, 80% учащихся с РАС получают поддержку педагогов-психологов, всего 19% детей с аутистическими нарушениями обеспечены тьюторским сопровождением. В 43 субъектах Российской Федерации создано 52 региональных ресурсных центра.

Общая информация

Ключевые слова: региональный ресурсный центр, сопровождение, образование, мониторинг, расстройства аутистического спектра

Рубрика издания: Модели организации комплексной помощи

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2021190101

Тематический сетевой сборник: Технологии сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра

Для цитаты: Хаустов А.В., Шумских М.А. Динамика развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2020 года // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 1. С. 4–11. DOI: 10.17759/autdd.2021190101

Литература

  1. Всеобъемлющие согласованные усилия по лечению всего спектра нарушений, связанных с аутизмом: Доклад Секретариата № EB133/4: 133 сессия / Всемирная организация здравоохранения: Исполнительный комитет.
    Женева, 8 апреля 2013 г. 9 с.
  2. Лорд К., Раттер М., ДиЛаворе П. и др. ADOS-2: План диагностического обследования при аутизме, 2-я версия: Руководство / Пер. А. Сорокина, Е. Давыдовой, К. Салимовой и др. [Б. м.]: Western Psychological Services: Giunti O.S., 2016. 446 с.
  3. Морозов С.А. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра: учебно-методическое пособие. Москва, 2015. 539 с. ISBN 978-5-9907171-8-3.
  4. Морозов С.А. О ходе апробации примерной адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2018. Т. 16. № 4. С. 3—11. DOI:10.17759/autdd.2018160401
  5. Организация деятельности регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра: Методические рекомендации / Федеральный ресурсный центр по организации сопровождения детей с РАС Московского психолого-педагогического университета. Москва, 2017. 11 л.
  6. Приказ № 373: Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
    основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования / Министерство просвещения Российской Федерации. 31 июля 2020 г. 13 с.
  7. Приказ № 442: Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
    основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Министерство просвещения Российской Федерации. 28 августа 2020 г. 14 с.
  8. Приказ № 1155: Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
    образования [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. 17 октября
    2013 г. 30 с. URL: http://www.edu.ru/documents/view/57648/ (дата обращения: 02.03.2021).
  9. Раттер М., Лё Кутёр Э., Лорд К. ADI-R. Интервью для диагностики аутизма: руководство / Пер. и адаптация
    О. Донец, А. Моховикова, Д. Переверзевой, А. Сорокина. Под общ. ред. А. Сорокина. [Б. м.]: Western Psychological Services: Giunti O.S., 2014. 122 с. ISBN 978-5-89357-325-1.
  10. Хаустов А.В., Шумских М.А. Организация образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации: результаты Всероссийского мониторинга 2018 года // Аутизм и нарушения развития. 2019. Т. 17. № 3. С. 3—11. DOI:10.17759/autdd.2019170301

Информация об авторах

Хаустов Артур Валерьевич, кандидат педагогических наук, директор, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9634-9295, e-mail: arch2@mail.ru

Шумских Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, заместитель директора Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9878-8558, e-mail: shumskihma@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1158
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 2862
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 62