Обучение дошкольника с РАС спокойному прекращению игры и переходу к учебной деятельности в рамках тренинга с опорой на навыки (SBT)

770

Аннотация

Проведено обучение ребенка 5-ти лет 3-х месяцев с расстройством аутистического спектра (РАС), имеющего опасное поведение, спокойному прекращению игры и переходу к учебной деятельности. Продемонстрированы результаты двух этапов работы по тренингу с опорой на навыки (SBT), разработанному Грегори Хенли: а) этапа прекращения мотивационной деятельности (САВ 1) и б) этапа переходов (CAB 2). В исследовании анализируется индивидуальный случай, оно проведено в кросс-поведенческом многофоновом дизайне, длилось 8 недель и включало замер данных по нежелательному поведению и обучаемым навыкам в ходе каждой учебной пробы. В результате обучения длительностью 15 часов у ребенка сформировался навык спокойного прекращения игры и перехода в учебную зону, появились реакции, указывающие на готовность слушать учителя и учиться. При этом опасное нежелательное поведение при предъявлении инструкций во время перехода от мотивационной деятельности к учебной было снижено до нуля. Реакции переходов были спонтанно генерализованы с людьми, которые не присутствовали на занятиях (родители, воспитатели), и перенесены в новые условия (домой и в детский сад).

Общая информация

Ключевые слова: прикладной анализ поведения, синтезированное подкрепление, расстройство аутистического спектра, тренинг с опорой на навыки (SBT), агрессия, нежелательное поведение, переходы

Рубрика издания: Методы обучения и сопровождения

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2021710203

Тематический сетевой сборник: Технологии сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра

Для цитаты: Безносикова Л.Л., Островская Л.А. Обучение дошкольника с РАС спокойному прекращению игры и переходу к учебной деятельности в рамках тренинга с опорой на навыки (SBT) // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 2. С. 15–22. DOI: 10.17759/autdd.2021710203

Литература

  1. Власова Л.И. Устранение у ребенка с РАС нежелательного поведения на логопедических занятиях путем введения визуального расписания [Электронный ресурс] // Аутизм и нарушения развития. 2014. Т. 12. № 3. С. 56—58. URL: https://psyjournals.ru/autism/2014/n3/70849.shtml  (дата  обращения: 21.05.2021).
  2. Castillo M.I., Clark D.R., Schaller E.A. et al. Descriptive assessment of problem behavior during transitions of children with intellectual and developmental disabilities. Journal of Applied Behavior Ana, 2018, vol. 51, no. 1, pp. 99—117. DOI:10.1002/jaba.430
  3. Coffey A.L., Shawler L.A., Jessel J. et al. Generality of the practical functional assessment and skill-based treatment among individuals with autism and mental health disorders. Behavioral Interventions, 2020, vol. 36, pp. 298—314. DOI:10.1002/ bin.1755
  4. Dettmer S., Simpson R.L., Myles B.S., Ganz J.B. The use of visual supports to facilitate transitions of students with autism. Focuson Autismand Other Developmental Disabilities, 2000, vol. 15, no. 3, pp. 163—169. DOI:10.1177/108835760001500307
  5. Ferguson J.L., Leaf J.A., Cihon J.H. et al. Practical functional assessment: A case study replication and extension with a child diagnosed with autism spectrum disorder. Education & Treatment of Children, 2020, vol. 43, no. 1, pp. 171—185. DOI:10.1007/s43494-020-00015-1
  6. Flannery K.B., Horner R.H. The relationship between predictability and problem behavior for students with severe disabilities. Journal of Behavioral Education, 1994, vol. 4, pp. 157—176. DOI:10.1007/BF01544110
  7. Hanley G.P., Jin C.S., Vanselow N.R., Hanratty L.A. Producing meaningful improvements in problem behavior of children with autism via synthesized analyses and treatments. Journal of Applied Behavior Analysis, 2014, vol. 47, no. 1, pp. 16—36. DOI:10.1002/jaba.106
  8. Kern L., Vorndran C.M. Functional assessment and intervention for transition difficulties. Journal of the Association for Persons with Severe Handicaps, 2000, vol. 25, no. 4, pp. 212—216.
  9. McCord B.E., Thomson R.J., Iwata B.A. Functional analysis and treatment of self-injury associated with transitions. Journal of Applied Behavior Analysis, 2001, vol. 34, no. 2, pp. 195—210. DOI:10.1901/jaba.2001.34-195
  10. Reichow B. Overview of meta-analyses on early intensive behavioral intervention for young children with autism spectrum disorders. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2012, vol. 42, no. 4, pp. 512—520. DOI:10.1007/s10803-011- 1218-9
  11. Rose J.C., Beaulieu L. Assessing the generality and durability of interview-informed functional analyses and treatment. Journal of Applied Behavior Analysis, 2019, vol. 52, no. 1, pp. 271—285. DOI:10.1002/jaba.504
  12. Sainato D.M., Strain P.S., Lefebvre D., Rapp N. Facilitating transition times with handicapped preschool children: A comparison between peer-mediated and antecedent prompt procedures. Journal of Applied Behavior Analysis, 1987, vol. 20, no. 3, pp. 285—291. DOI:10.1901/jaba.1987.20-285
  13. Slaton J.D., Hanley G.P. Nature and scope of synthesis in functional analysis and treatment of problem behavior. Journal of Applied Behavior Analysis, 2018, vol. 51, no. 4, pp. 943—973. DOI:10.1002/jaba.498
  14. Sterling-Turner H.E., Jordan S.S. Interventions addressing transition difficulties for individuals with autism. Psychology in the Schools, 2007, vol. 44, no. 7, pp. 681—690. DOI:10.1002/pits.20257
  15. Wilder D.A., Chen L., Atwell J. et al. Brief functional analysis and treatment of tantrums associated with transitions in preschool children. Journal of Applied Behavior Analysis, 2006, vol. 39, no. 1, pp. 103—107. DOI:10.1901/jaba/2006.66-04

Информация об авторах

Безносикова Любовь Леонидовна, педагог-психолог, специалист по прикладному анализу поведения, Сыктывкар, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4814-871X, e-mail: beznva@rambler.ru

Островская Любовь Андреевна, преподаватель сертификационной программы проекта «Аутизм: коррекционная работа на основе АВА», АНО Центр «Наш Солнечный Мир», магистр педагогики, логопед-дефектолог, специалист по прикладному анализу поведения ВСВА, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5310-4378, e-mail: oztrovskaya@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1538
В прошлом месяце: 44
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 770
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 0