Внеурочная деятельность обучающихся с РАС и оценка эффективности ее реализации на примере программы «Идем в музей!»

138

Аннотация

Внеурочная деятельность составляет основу воспитательной работы образовательного учреждения, направленной на развитие личности и создание условий для самоопределения и социализации обучающегося. Особенное значение в этом процессе имеют внешкольные мероприятия, связанные с выездами на экскурсии в музеи. Специалисты Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) разработали модель включения в такую деятельность обучающихся, и на основе этой модели была создана программа социокультурной интеграции «Идем в музей!». Ряд измерительных методик: наблюдение, фиксация изменения поведения с помощью чек-листа, а также анкетирование родителей, — показали эффективность данной программы на протяжении четырех лет наблюдений за обучающимися с точки зрения социального развития и повышения качества жизни их семей.

Общая информация

Ключевые слова: музей, программа «Идем в музей!», анкетирование, расстройства аутистического спектра, оценка эффективности, внеурочная деятельность

Рубрика издания: Методы обучения и сопровождения

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2021190407

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00041-21-05 от 14.07.2021 «Комплексное сопровождение детей с РАС на основе доказательного подхода»

Получена: 26.10.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Хилькевич Е.В. Внеурочная деятельность обучающихся с РАС и оценка эффективности ее реализации на примере программы «Идем в музей!» // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 4. С. 62–69. DOI: 10.17759/autdd.2021190407

Подкаст

Литература

  1. Грей К. Социальные истории: Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018. 432 с. ISBN 978-5-91743-080-5.
  2. МакКланнахан Л.И., Крантц П. Расписания для детей с аутизмом: Обучение самостоятельному поведению. Москва: СигналЪ, 2003. 130 с.
  3. Манелис Н.Г., Аксенова Е.И., Богорад П.Л. и др. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра: Методическое пособие. Москва: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 57 с. ISBN 978-5-94051-111-3.
  4. Манелис Н.Г., Хилькевич Е.В., Сорокин А.Б. Особенности организации внешкольных мероприятий для обучающихся с РАС в музеях: Методические рекомендации. Москва: ИКОМ России, 2021. 160 с.
  5. Коэн М.Дж., Герхардт П.Ф. Визуальная поддержка: Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018. 280 с. ISBN 978-5-91743-079-9.
  6. Перечень контрольных вопросов и рекомендаций по обеспечению доступности музея для посетителей с ментальными особенностями / Проект «Инклюзивный музей»: [Электронный ресурс]. Москва, 2020. 40 с. URL: https://vbudushee.ru/upload/iblock/429/429a72f6171912cb6d416b8ee55b8c77.pdf   (дата   обращения:  06.12.2021).
  7. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (22.12.2015 г.) [Электронный ресурс]. [б. м.], 2015. 437 с. URL: https:// fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo- obshhego-obrazovaniya-obuchayushhixsya-s-rasstrojstvami-autisticheskogo-spektra/  (дата  обращения:  06.12.2021).
  8. Примерная программа воспитания [(проект) (утв. на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 2.06.2020)] [Электронный ресурс]. Москва, 2020. 21 с. URL: http://form.instrao.ru/ (дата обращения: 06.12.2021).
  9. Профессиональныйстандарт«Специалиствобластивоспитания»(утв. Приказомминистерстватрудаисоциальной защиты РФ от 10.01.2017 № 10н) [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420390300#6500IL (дата обращения: 06.12.2021).
  10. Сборник лучших сценариев музейных занятий для детей с особенностями ментального развития / Проект «Инклюзивный музей». Москва: ИКОМ России, 2019. 165 с.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 05.12.2021).
  12. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
  13. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» // Российская газета. 2020. Федеральный вып. № 174 (8228). 6 с.
  14. Хилькевич Е.В. Социальные истории и инструменты визуальной поддержки в музеях: методическое пособие / Проект «Инклюзивный музей» [Электронный ресурс]. Москва, 2020. 101 с. URL: https://autism-frc.ru/ckeditor_ assets/attachments/3678/metodicheskoe-posobie_fin_2.pdf  (дата  обращения: 05.12.2021).
  15. Bellini S. Building Social Relationships: A Systematic Approach to Teaching Social Interaction Skills to Children and Adolescents with Autism Spectrum Disorders and Other Social Difficulties. — Swawnee Mission: Publ. Autism Asperger Publishing Company, 2006. 270 p. ISBN 978-1-93128294-9.
  16. Rotheram-Fuller  E.,  Kim  M.,  Seiple  D.  et  al.  Social Skills Assessments for Children with Autism Spectrum Disorders. Autism — Open Access, 2013, vol. 3, no. 3. 8 p.
  17. Steinbrenner J.R., Hume K., Odom S.L. et al. Evidence-Based Practices for Children, Youth, and Young Adults with Autism / Frank Porter Graham Child Development Institute. Chapel Hill, 2020. 143 p. URL: https://ncaep.fpg.unc.edu/ sites/ncaep.fpg.unc.edu/files/imce/documents/EBP%20Report%202020.pdf   (Accessed  06.12.2021).

Информация об авторах

Хилькевич Евгения Владимировна, кандидат политических наук, руководитель направления социокультурной интеграции Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5552-1215, e-mail: hilkevichev@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 535
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 138
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0