Внеурочная деятельность обучающихся с РАС и оценка эффективности ее реализации на примере программы «Идем в музей!»

183

Аннотация

Внеурочная деятельность составляет основу воспитательной работы образовательного учреждения, направленной на развитие личности и создание условий для самоопределения и социализации обучающегося. Особенное значение в этом процессе имеют внешкольные мероприятия, связанные с выездами на экскурсии в музеи. Специалисты Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) разработали модель включения в такую деятельность обучающихся, и на основе этой модели была создана программа социокультурной интеграции «Идем в музей!». Ряд измерительных методик: наблюдение, фиксация изменения поведения с помощью чек-листа, а также анкетирование родителей, — показали эффективность данной программы на протяжении четырех лет наблюдений за обучающимися с точки зрения социального развития и повышения качества жизни их семей.

Общая информация

Ключевые слова: музей, программа «Идем в музей!», анкетирование, расстройства аутистического спектра, оценка эффективности, внеурочная деятельность

Рубрика издания: Методы обучения и сопровождения

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2021190407

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00041-21-05 от 14.07.2021 «Комплексное сопровождение детей с РАС на основе доказательного подхода»

Получена: 26.10.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Хилькевич Е.В. Внеурочная деятельность обучающихся с РАС и оценка эффективности ее реализации на примере программы «Идем в музей!» // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 4. С. 62–69. DOI: 10.17759/autdd.2021190407

Подкаст

Полный текст

 

Важной составляющей образовательного процесса в школе является организация внеурочной деятельности, учитывающая все аспекты воспитания гармоничной личности. В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [12] и в Федеральном законе от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [13] большое внимание уделяется процессу воспитания как одной из важнейших составляющих образовательного процесса в целом. Образовательным организациям, согласно новому Федеральному закону от 31.07.2021, необходимо включать в образовательную программу также и рабочую программу воспитания, и календарный план воспитательной работы, в которых серьезное внимание отведено блоку выездной внеурочной деятельности обучающихся, реализуемой во время экскурсий, экспедиций и походов. Таким образом, в образовательной политике Российской Федерации за последние годы все больше внимания уделяется воспитательному потенциалу общеобразовательных учреждений, решению проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживанию ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми [8].

Огромное значение воспитательная работа в школе имеет и для обучающихся с РАС. Эта деятельность реализуется в процессе выездных мероприятий: для многих учеников коллективные поездки в музеи с классом становятся важной частью школьной жизни, поскольку закладывают основы для формирования навыков полезного и содержательного досуга, приобщают к общекультурным и духовно-нравственным ценностям в доступной и интересной детям форме, удовлетворяют потребность в общении и совместной деятельности со сверстниками. Поездки в музеи — это тренинг социальных навыков в естественных условиях: дети с аутизмом учатся лучше понимать социальные ситуации, попадая в разные музейные среды, специально подготовленные к визиту «особенных» посетителей, что приводит к постепенному осмыслению социального окружения, своего места в нем. Помимо этого, в музеях происходит формирование эстетических потребностей и ценностей, эмоциональное развитие обучающихся и развитие их познавательной активности, интереса к культуре и истории родной страны. Именно внеурочная деятельность является одним из важнейших источников для достижения личностных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы и служит «основной цели современного образования — введению обучающихся с РАС в культуру, овладению ими социокультурным опытом» [7, с. 55].

Однако под оценкой эффективности внеурочной деятельности следует понимать не только результаты обучения самого ребенка, но и качество проектирования образовательной среды внутри и вне образовательной организации. Также необходимо оценивать усилия педагогов по координации взаимодействия субъектов образовательной среды (внутри и вовне образовательной организации) для обеспечения доступа обучающихся к ресурсам при формировании и реализации индивидуальных образовательных программ и выполнении требований доступности образовательной среды [9]. Мониторинг, проектирование и обеспечение доступности образовательной среды вне школы являются ключевыми условиями успешной интеграции детей с РАС в социокультурные мероприятия. Все это входит в компетенции педагогов, работающих с обучающимися, имеющими расстройства аутистического спектра.

Итогом многолетней практики организации посещения музеев учениками школьно-дошкольного отделения ФРЦ МГППУ стало создание модели проектирования выездного мероприятия, способствующей наиболее эффективной интеграции в музейную среду.

Модель проектирования
выездного мероприятия

Эта модель включает несколько этапов:

1.   Взаимодействие с сотрудниками музея и совместное планирование предстоящего мероприятия.

2.   Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся с целью выявления особых потребностей во время выездных мероприятий и информирование их о новых возможностях для социализации детей.

3.   Проведение предварительной подготовки обучающихся к посещению музея.

4.   Педагогическое наблюдение и тьюторское сопровождение детей во время проведения мероприятия. Осуществление фото-и видеосъемки мероприятия.

5.   Проведение завершающего мероприятия по итогам поездки с элементами проектной деятельности [4].

На основе этой модели была разработана программа «Идем в музей!», способствующая поступательному включению учеников без опыта посещения общественных мест в новую для них и достаточно сложную на первых порах деятельность, требующую значительных организационных усилий от педагогов и сотрудников музеев. Важными результатами сотрудничества школы и музеев в рамках этой программы стали не только развитие обучающихся, но и рост профессионализма музейных сотрудников, научившихся создавать образовательные музейные программы с учетом требований сенсорной, коммуникативной, информационной доступности в русле концепции универсального дизайна [6].

Этапы проведения программы

Рассмотрим каждый этап программы подробнее.

Этап 1. Перед первым посещением педагогу необходимо оценить само пространство музея на предмет наличия сенсорных или иных рисков, которых возможно избежать на этапе планирования. Например, можно изменить маршрут привычной экскурсии, избегая многолюдных или насыщенных большим количеством бликующих объектов помещений. Также стоит избегать залов с неогороженными экспонатами, которые запрещено трогать посетителям. В большинстве современных музеев, рассчитанных на детскую аудиторию, в экспозиции присутствуют экспонаты, доступные для тактильного осмотра, иногда они занимают целые выставочные залы или отдельные зоны в музеях. Именно с них следует начинать знакомство с музейной темой.

Кроме того, стоит продумать с музейными сотрудниками, где можно организовать помещение или выделить специальную «тихую» зону для сенсорной разгрузки и отдыха от стрессового влияния каких-либо факторов или при усталости детей. «Тихая» комната в музее не обязательно должна быть отдельным постоянно функционирующим помещением: иногда музеи предлагают ее «мобильную версию», задействовав какое-то из пустующих помещений. Важно, чтобы комната была не перегружена раздражающими стимулами: здесь должно быть достаточно тихо, свет должен быть приглушен. Можно поместить внутрь такой комнаты какие-то безопасные игрушки, сен­сорно притягательные предметы. Главное сообщить учителю заранее, где это помещение будет находиться, чтобы он мог быстро его найти в случае возникновения необходимости.

Очень важно заранее ознакомиться с подробным сценарием или планом экскурсии, чтобы дать музейному специалисту рекомендации по адаптации содержания и предложить идеи по изготовлению дополнительных материалов, облегчающих понимание и восприятие экскурсии (визуальное расписание, карточки-подсказки, рабочие листы и пр.). Иногда музеи с привлечением профильных специалистов создают новые сценарии адаптированных музейных программ, предназначенных непосредственно для детей с РАС [10].

Этап 2. Когда учитель только начинает работать с классом, он еще не владеет полной информацией о поведении своих учеников в новых для них местах, в публичных пространствах. В этом случае следует сначала собрать полную информацию, обратившись к другим специалистам, работающим с ребенком и родителями. Необходимо ознакомиться с результатами психолого-педагогического обследования обучающихся, а также провести беседу с родителями, узнать, посещал ли ребенок раньше музеи, досуговые учреждения или другие общественные места (аква­парки, вокзалы, рестораны и пр.), что ему больше всего понравилось, что было сложным. Можно воспользоваться предлагаемым ниже планом для проведения интервью с родителями [4]:

План структурированного интервью с родителями ребенка (в устной или письменной форме)

Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов о вашем ребенке:

1.   Есть ли у вашего ребенка специфические интересы, — темы или увлечения, которые волнуют его (ее) больше всего?

2.          Каковы «сильные стороны» вашего ребенка?

3.   Испытывает ли ваш ребенок чувство тревоги или беспричинный страх в местах скопления людей? В местах, где он бывает в первый раз? В чем это выражается?

4.   Часто ли ваш ребенок посещает культурно-досу­говые мероприятия, музеи, театры, концерты, фестивали и т.п.? Какие сложности при этом испытывает ребенок? Нравятся ли ему подобные мероприятия?

5.   Какие аспекты поведения вашего ребенка в общественных местах беспокоят вас больше всего? Какие сложности социального взаимодействия он при этом испытывает?

6.   Испытывает ли ваш ребенок сложности с переключением с одного занятия на другое? В чем это выражается?

7.   Есть ли у вашего ребенка какие-либо сенсорные особенности (специфические реакции на звуковые, зрительные, тактильные стимулы, особенности восприятия запахов или вкусов)? Аллергические реакции? Соблюдает ли он специфическую диету; есть ли продукты, которых стоит избегать во время заключительного чаепития в музее?

8.   Как обычно ваш ребенок выражает эмоции? Соответствуют ли они ситуации? Способен ли он регулировать собственные эмоции?

9.   Легко ли ваш ребенок вступает в диалог или избегает участия в нем? Инициирует ли он диалоги сам?

Полученную информацию следует передать музейному педагогу: чем более точно он будет представлять себе состав группы с точки зрения уровня социального развития ее участников и навыков, которые сформированы у детей, а также их особых потребностей, тем лучше он сможет спроектировать структуру и адаптировать содержание занятия. Для этого учителю можно заполнить анкеты [4].

Наличие заполненных анкет помогает экскурсоводу получить полную информацию о составе и специфике группы. Иногда становится очевидно, что ему потребуется дополнительная поддержка, для чего может быть привлечен второй экскурсовод или волонтер. Таким образом, весь комплекс предварительных мероприятий: сенсорный «аудит» музея, обсуждение сценария программы, беседа с родителями и другими специалистами — позволяет спроектировать оптимальный «дизайн» внеурочного мероприятия, учитывающего потребности и возможности конкретной группы обучающихся.

Этап 3. Следующим этапом работы по подготовке к музейному занятию является предварительная работа с детьми. Чем меньше у них навыков, тем длительнее и тщательнее должна быть предварительная подготовка, с четким планом действий. Необходимо создать у детей максимально полный визуальный образ того музея, который они собираются посетить, и поработать над теми навыками, которые им могут пригодиться, постараться сделать это мероприятие доступным и предсказуемым.

Для достижения этой цели необходимо использовать методы с доказанной эффективностью, которые помогут детям и педагогам с наибольшей отдачей использовать время перед поездкой [17]. В рамках программы «Идем в музей!» хорошо себя зарекомендовали следующие методы:

•    Использование социальных историй [1].

•    Обучение с использованием видео [15].

•    Ролевые игры и поведенческие репетиции [3].

•    Визуальное расписание и другие инструменты визуальной поддержки[2; 5].

Эти методы имеют свою специфику при подготовке к посещению общественных мест и музеев, которую стоит учитывать учителям при их применении [14]. При системном подходе к организации подготовительной работы к внешкольным мероприятиям, по мере взросления детей и наращивания у них опыта участия в музейных экскурсиях, потребность в длительном структурированном предварительном процессе отпадает, постепенно он редуцируется до устных сообщений с минимальной визуальной поддержкой незадолго до поездки. Это косвенно свидетельствует об эффективности такого подхода к проектированию внешкольной деятельности, когда необходимость в педагогической поддержке сокращается с каждым учебным годом.

 

Пример заполнения анкеты «Уровень социального развития»

Область развития

Да

Нет

Иногда

Комментарии

Проявляет ли ребенок (дети) инициативу к взаимодействию со взрослыми?

Да

Нет

Иногда

 

Проявляет ли ребенок (дети) инициативу к взаимодействию со сверстниками?

Да

Нет

Иногда

Самостоятельные инициативы крайне редки

Принимает ли участие ребенок (дети) в совместной деятельности с группой сверстников?

Да

Нет

Иногда

 

Воспринимает ли ребенок (дети) спокойно новые для него социальные ситуации?

Да

Нет

Иногда

 

Может ли ребенок (дети) попросить помощи других людей?

Да

Нет

Иногда

Только у знакомых взрослых

Говорит ли ребенок (дети) или участвует в разговорах о предметах интереса других людей?

Да

Нет

Иногда

 

Отвечает ли ребенок (дети) на вопросы, обращенные к нему?

Да

Нет

Иногда

За исключением Славы

Способен ли ребенок (дети) регулировать собственные эмоции?

Да

Нет

Иногда

За исключением Паши и Славы

 

Пример заполнения анкеты «Особые потребности участников групповых программ»

Возрастной и численный состав группы

9—10 лет, 8 человек

Сенсорные особенности и потребности участников

Аня может устать раньше остальных детей, необходимо наличие зоны для разгрузки

Коммуникативные особенности и потребности участников

Дети используют устную речь, но не всегда способны ответить на вопросы, требуются подсказки

Поведенческие особенности

Вадим может громко вокализировать, следует избегать залов, где необходимо соблюдать полную тишину

Специфические интересы, связанные с тематикой музея

Мальчики класса активно интересуются городским транспортом и схемами передвижения

Наличие сопровождающих

Дети приедут в сопровождении родителей и учителя

Дополнительная информация и пожелания по проведению мероприятия

Продолжительность экскурсии — не более 30 минут, желательно проведение творческого мастер-класса

 

Этап 4. В день экскурсии главной задачей сопровождающих группу учителей становится педагогическое наблюдение и тьюторская поддержка обучающихся, а также фото-и видеофиксация происходящего. Поскольку мы рассматриваем школьные экскурсии, прежде всего, как социальный тренинг в естественной среде, то получаем возможность наблюдать за развитием тех социальных навыков, которые чаще всего необходимы детям в музее, отслеживать, используют ли они навыки, полученные ранее, происходит ли их генерализация (просить и выполнять просьбы, подражать физическому и вербальному поведению сверстников, инициировать контакт, включаться во взаимодействие, инициированное другим ребенком, делиться с другими, демонстрировать людям различные предметы, указывать на них, адекватно привлекать к себе внимание других и пр.). Также очень важна динамика сокращения эпизодов дезадаптивного поведения, которое чаще всего препятствует семьям детей с аутизмом посещать общественные места. Специалисты в области тренингов социальных навыков предлагают использовать ряд параметров для динамического наблюдения, характеризующих изменение социального поведения [16]. Используя эти критерии, можно отслеживать прогресс в тех областях, которые развиваются во время участия в социокультурных мероприятиях в музеях. Для этой цели в рамках программы «Идем в музей!» был разработан чек-лист «Мониторинг прогресса социальных навыков», где сопровождающий педагог отмечал количество эпизодов определенного поведения [4].

Данный чек-лист следует заполнять педагогам, сопровождающим группу, на каждой экскурсии. При правильной организации внеурочной работы и следовании предложенной в данной статье структуре подготовки, частота проявления реакций, относящихся к первым трем параметрам, будет расти от поездки к поездке, а количество эпизодов дезадаптивного и аутостимулирующего поведения будет снижаться. В этом документе также необходимо делать комментарии о причинах возникновения дезадаптивного поведения и реакциях на него окружающих людей, чтобы подумать, как избежать возникновения подобных эпизодов в дальнейшем. Динамическое наблюдение в течение трех лет при помощи этой шкалы за учащимися одного из классов школьно-дошкольного отделения ФРЦ МГППУ, участвовавшими в программе «Идем в музей!», показало стойкий прогресс в социальном развитии обучающихся при значительном сокращении нежелательного поведения в общественных местах.

Другим критерием, который будет свидетельствовать о прогрессе в развитии навыков, является постепенное изменение структуры и продолжительности музейной экскурсии. Когда первоклассники только начинают привыкать к регулярным посещениям музеев, стоит отдавать предпочтение следующей структуре занятия [10]:

•    Знакомство экскурсовода с детьми и обсуждение плана занятия.

•    Экскурсия по экспозиции.

•     Мастер-класс или интерактивная игра.

•      Чаепитие в музее.

Для первых мероприятий теоретическая часть экскурсии должна быть минимальной по продолжительности: не более 10—15 минут, так как именно восприятие информации на слух в статичном положении является самой сложной частью всего занятия, особенно в музеях с малым количеством тактильно доступных экспонатов. Акцент на этом этапе следует делать на практической части — творческом мастер-классе или подвижной игре с детьми. По мере взросления обучающихся и приобретения ими навыков посещения общественных мест, теоретическая часть начинает удлиняться, а мастер-класс становится необязательным. Так, выпускники школьно-дошкольного отделения ФРЦ МГППУ 2021 года, обучавшиеся по АООП 8.2-8.3, на первом году обучения могли в спокойном состоянии слушать экскурсию не более 20 минут. В мае этого года, на пятом году обучения, они принимали участие в адаптированной экскурсии стандартной продолжительностью 50 минут без единого эпизода нежелательного поведения.

Пример заполнения чек-листа «Мониторинг прогресса социальных навыков»

 

Гриша

Паша

Маша

Слава

Комментарии

Инициативы к социальному взаимодействию со взрослыми

\ww

^

WWW

^

 

Инициативы к социальному взаимодействию со сверстниками

\\\

-

WW

-

 

Количество социально приемлемых ответов и реакций

WWW

w

\\W\W

\\\

 

Проявления дезадаптивного поведения

-

-

^

w

 

Проявления аутостимулирующего поведения

W

w

-

^

 

 

Оценка эффективности программы

Возвращаясь к вопросу об оценивании личностных результатов детей на уровне начального общего образования, т.е. долгосрочных эффектов, ФГОС НОО ОВЗ предлагает применять метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов, а также учитывать мнение родителей [11]. Результат анализа ФГОС предлагает оценивать в баллах от 0 (не изменилось) до 3 (значительное изменение).

Для того чтобы оценить эффективность внеурочной деятельности в музеях и ее влияние на развитие жизненных компетенций обучающихся, была выбрана методика анкетирования родителей детей, принимавших участие в программе «Идем в музей!» на протяжении 4-х лет, с 2017 по 2021 годы. Выборка составила 7 семей выпускников 4 класса «А» школьно-дошкольного отделения ФРЦ, обучавшихся по АООП вариантов 8.2 и 8.3. Родителям было задано по 9 вопросов, отражающих изменения за прошедшие 4 года отдельно у детей, у самих родителей, поскольку они всегда сопровождали детей в этих поездках, и общесемейные результаты. Родителям предлагалось оценить изменения в поведении детей по пяти параметрам, выделенным в «Мониторинге прогресса социальных навыков». В анкетах все 7 родителей отметили значительные изменения по пяти параметрам, кроме одного респондента, который по одному из параметров не выявил значительных изменений у ребенка (инициативы ко взаимодействию со сверстниками). Все родители отметили, что дети действительно научились посещать музеи и комфортно себя чувствовали в среде одноклассников во время таких выездов. Также родители отмечали, что программы были подобраны и адаптированы под потребности и возможности их детей. Ответы на вопросы, касающиеся результатов участия в программе для самих родителей, показали, что они чувствовали себя комфортно и спокойно во время организованных визитов в дружелюбные инклюзивные музеи, не опасаясь замечаний со стороны музейных смотрителей и сотрудников. В целом, большинство респондентов отметили, что они стали чаще бывать с ребенком в общественных местах, половина из них делают это в среднем 1-2 раза в месяц, однако в последние 2 года из-за пандемических ограничений это происходит нерегулярно. Для нас было важным услышать, что в числе досуговых учреждений, которые семьи сейчас посещают чаще всего, более половины респондентов назвали музеи. Мы попросили родителей привести пример наиболее значимого для них изменения в поведении ребенка при посещении общественных мест. Трое респондентов отметили сокращение и исчезновение эпизодов нежелательного поведения у их детей, один из респондентов отметил повышение мотивации к участию в экскурсии: ребенок стал более внимателен и сосредоточен на содержательной части. В заключение родители высказали свои пожелания по расширению количества общественных учреждений, доступных для людей с аутизмом с помощью технологий, использующихся в рамках программы «Идем в музей!».

Из результатов проведенного анкетирования можно сделать вывод, что представленная программа показала эффективность относительно развития у детей социальных навыков, необходимых при посещении общественных мест, а также способствовала сокращению эпизодов нежелательного поведения при посещении музеев. Сопутствующим эффектом реализации данной программы стало укрепление детско-родительских отношений и увеличение количества общественных мест, которые семьи стали посещать самостоятельно. Также следует отметить благоприятный психологический эффект от участия в программе родителей, у которых существенно снизилась тревожность при посещении общественных мест вместе со своими детьми благодаря поддержке педагогов и музейных сотрудников. Стоит также отметить, что бывшие одноклассники продолжили совместные походы в музеи уже самостоятельно, что также свидетельствует об эффективности программы «Идем в музей!», которая, помимо прочего, заложила основу для формирования мотивации к самостоятельной совместной досуговой деятельности у детей и их семей и способствовала сплоченности этого детско-родительского коллектива теперь уже бывших одноклассников.

В заключение следует подчеркнуть, что, помимо создания структурированной модели проектирования выездного мероприятия для детей с РАС и другими ментальными особенностями, которая широко применяется сегодня во многих специализированных образовательных организациях и НКО, следует отметить еще один социальный эффект внедрения программы «Идем в музей!». Важным результатом сотрудничества в рамках этой программы, предполагающей тесное сетевое взаимодействие между школой и музеем, стал значительный рост внимания к новой аудитории со стороны музейных специалистов: в недавние годы появлялось большое количество новых адаптированных программ и циклов занятий для детей с аутизмом, которые уже на регулярной основе предлагаются посетителям с особыми потребностями. Также стоит отметить внедрение специальных методов работы с детьми с аутизмом в музейную практику: метода социальных историй, визуальной поддержки, сенсорных карт и т.п. Все это стало возможным благодаря плотному сотрудничеству и внимательному учету индивидуальных особенностей различных групп обучающихся школьно-дошкольного отделения ФРЦ МГППУ, посетивших за последние годы десятки музеев Москвы, и способствовавших росту их инклюзивной культуры в целом.

 

 

Литература

  1. Грей К. Социальные истории: Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018. 432 с. ISBN 978-5-91743-080-5.
  2. МакКланнахан Л.И., Крантц П. Расписания для детей с аутизмом: Обучение самостоятельному поведению. Москва: СигналЪ, 2003. 130 с.
  3. Манелис Н.Г., Аксенова Е.И., Богорад П.Л. и др. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра: Методическое пособие. Москва: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 57 с. ISBN 978-5-94051-111-3.
  4. Манелис Н.Г., Хилькевич Е.В., Сорокин А.Б. Особенности организации внешкольных мероприятий для обучающихся с РАС в музеях: Методические рекомендации. Москва: ИКОМ России, 2021. 160 с.
  5. Коэн М.Дж., Герхардт П.Ф. Визуальная поддержка: Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018. 280 с. ISBN 978-5-91743-079-9.
  6. Перечень контрольных вопросов и рекомендаций по обеспечению доступности музея для посетителей с ментальными особенностями / Проект «Инклюзивный музей»: [Электронный ресурс]. Москва, 2020. 40 с. URL: https://vbudushee.ru/upload/iblock/429/429a72f6171912cb6d416b8ee55b8c77.pdf   (дата   обращения:  06.12.2021).
  7. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (22.12.2015 г.) [Электронный ресурс]. [б. м.], 2015. 437 с. URL: https:// fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo- obshhego-obrazovaniya-obuchayushhixsya-s-rasstrojstvami-autisticheskogo-spektra/  (дата  обращения:  06.12.2021).
  8. Примерная программа воспитания [(проект) (утв. на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 2.06.2020)] [Электронный ресурс]. Москва, 2020. 21 с. URL: http://form.instrao.ru/ (дата обращения: 06.12.2021).
  9. Профессиональныйстандарт«Специалиствобластивоспитания»(утв. Приказомминистерстватрудаисоциальной защиты РФ от 10.01.2017 № 10н) [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420390300#6500IL (дата обращения: 06.12.2021).
  10. Сборник лучших сценариев музейных занятий для детей с особенностями ментального развития / Проект «Инклюзивный музей». Москва: ИКОМ России, 2019. 165 с.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 05.12.2021).
  12. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
  13. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» // Российская газета. 2020. Федеральный вып. № 174 (8228). 6 с.
  14. Хилькевич Е.В. Социальные истории и инструменты визуальной поддержки в музеях: методическое пособие / Проект «Инклюзивный музей» [Электронный ресурс]. Москва, 2020. 101 с. URL: https://autism-frc.ru/ckeditor_ assets/attachments/3678/metodicheskoe-posobie_fin_2.pdf  (дата  обращения: 05.12.2021).
  15. Bellini S. Building Social Relationships: A Systematic Approach to Teaching Social Interaction Skills to Children and Adolescents with Autism Spectrum Disorders and Other Social Difficulties. — Swawnee Mission: Publ. Autism Asperger Publishing Company, 2006. 270 p. ISBN 978-1-93128294-9.
  16. Rotheram-Fuller  E.,  Kim  M.,  Seiple  D.  et  al.  Social Skills Assessments for Children with Autism Spectrum Disorders. Autism — Open Access, 2013, vol. 3, no. 3. 8 p.
  17. Steinbrenner J.R., Hume K., Odom S.L. et al. Evidence-Based Practices for Children, Youth, and Young Adults with Autism / Frank Porter Graham Child Development Institute. Chapel Hill, 2020. 143 p. URL: https://ncaep.fpg.unc.edu/ sites/ncaep.fpg.unc.edu/files/imce/documents/EBP%20Report%202020.pdf   (Accessed  06.12.2021).

Информация об авторах

Хилькевич Евгения Владимировна, кандидат политических наук, руководитель направления социокультурной интеграции Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5552-1215, e-mail: hilkevichev@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 770
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 183
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 0