Социокультурная инклюзия: концептуальные основы и тенденции развития

432

Аннотация

Становление инклюзивных процессов в сфере российской культуры с каждым годом становится все заметнее. В статье систематизируются теоретические и методологические основы, на которых базируются современные инклюзивные практики, применяемые в сфере культуры, а также выявляются дальнейшие тенденции развития в этой области. Раскрывается содержание основных понятий социокультурной инклюзии — социальная модель инвалидности, универсальный дизайн, принципы партиципации и доступной среды в учреждении культуры. Уделено внимание примерам сетевого взаимодействия в сфере социокультурной инклюзии как необходимому условию для развития эффективной и системной работы учреждений культуры с новыми для себя аудиториями, в частности, с посетителями, имеющими РАС и другие ментальные особенности. Приведены примеры основных векторов сотрудничества в сфере социокультурной инклюзии: привлечение экспертов с РАС по вопросам создания специальных условий в публичных пространствах, взаимодействие с образовательными организациями и благотворительными фондами, что способствует появлению новых инклюзивных программ, созданию межинституционального экспертного проекта. Отмечается, что основной тенденцией дальнейшего развития социокультурной инклюзии на данном этапе является выработка критериев оценки эффектов внедрения в сферу культуры практик, направленных на интеграцию людей с инвалидностью.

Общая информация

Ключевые слова: социокультурная инклюзия, социальная модель инвалидности, универсальный дизайн, партиципация, сетевое взаимодействие, инклюзивный музей

Рубрика издания: Социокультурная интеграция и спорт

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2022200201

Получена: 24.05.2022

Принята в печать:

Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ

Для цитаты: Халикова Д.Р., Хилькевич Е.В. Социокультурная инклюзия: концептуальные основы и тенденции развития // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 2. С. 4–12. DOI: 10.17759/autdd.2022200201

Литература

  1. Богорад П.Л., Загалова З.А., Мирзаханян Л.Г., Сударикова М.А., Шифрина С.А. Методические рекомендации по адаптации музейных экскурсионных программ и организации подготовительной работы к экскурсиям для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) / Под общ. ред. Фокиной Е.Б. Москва, 2019. 192 с.
  2. Давыдова Е.Ю., Хилькевич Е.В., Хаустов А.В., Давыдов Д.В., Сорокин А.Б. Исследование проблем организации инклюзивной среды для работы с детьми с РАС в музеях различного профиля// Консультативная психология и психотерапия. 2021. Том 29. № 4. С. 95—110. doi:10.17759/cpp.2021290406
  3. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml
  4. Манелис Н.Г., Хилькевич Е.В., Сорокин А.Б. Особенности организации внешкольных мероприятий для обучающихся с РАС в музеях. Методические рекомендации/ Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. Москва, 2022
  5. Перечень контрольных вопросов и рекомендаций (чек-лист) по обеспечению доступности музея для посетителей с ментальными особенностями [Электронный ресурс]. М.: Проект «Инклюзивный музей», 2020. URL: https://in- museum.ru/edocs/perechen-kontrolnyh-voprosov-i-rekomendaczij-chek-list-po-obespecheniyu-dostupnosti-muzeya- dlya-posetitelej-s-mentalnymi-osobennostyami/ (дата обращения 15.05.2022)
  6. Примерная программа воспитания [(проект) (утв. на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 2.06.2020)] [Электронный ресурс]. Москва, 2020. 21 с. URL: http://form.instrao.ru/ (дата обращения: 06.12.2021).
  7. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» (утв. Приказом министерства труда и социальной защиты РФ от 10.01.2017 № 10н) [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420390300#6500IL (дата обращения: 06.12.2021).
  8. Рекомендации по организации и проведению занятий в музее для людей с метальными особенностями. М.: АНО «Колесо Обозрения», 2020.
  9. Сборник лучших сценариев музейных занятий для детей с особенностями ментального развития. ИКОМ России, 2019.
  10. Стейнберг А.С., Восков А.Л. Рекомендации по созданию инклюзивной среды на мероприятиях с участием людей с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2018. Том 16. № 4. С. 52—56. doi:10.17759/autdd.2018160409
  11. Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171577/
  12. Халикова Д.Р. Социальные технологии в музеях: как обеспечить инклюзивную среду для людей с инвалидностью// Современные технологии в учреждениях культуры: сборник статей/ редкол.: Д.В. Родионов и др. — М.: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2017.
  13. Хилькевич Е.В. Внеурочная деятельность обучающихся с РАС и оценка эффективности ее реализации на примере программы «Идем в музей!» // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 4. С. 62—69. doi:10.17759/ autdd.2021190407
  14. Хилькевич Е.В. Социальные истории и инструменты визуальной поддержки в музеях: методическое пособие. Москва, 2022.
  15. Connell B.R., Jones. M., Mace R., Mueller J., Mullick A., Ostroff E., Sanford J., Steinfeld E., Story M., and Vanderheiden G. The Principles Of Universal Design, 1997: https://projects.ncsu.edu/ncsu/design/cud/about_ud/udprinciplestext. htm
  16. Disability — A Toolkit for Museums Working Towards Inclusion // Cultural Heritage Without Borders. Compiled by Michèle Taylor URL: https://www.ne-mo.org/fileadmin/Dateien/public/topics/Museums_as_Social_Agents/ Toolkit_for_Museums_working_towards_Inclusion.pdf (дата обращения: 18.01.2022).
  17. Oliver M. The Individual and Social Model of Disability. Paper presented at Joint Workshop of the Living Options Group and the Research Unit of the Royal College of Physicians, 1990. URL: http://disability-studies.leeds.ac.uk/files/library/ Oliver-in-soc-dis.pdf
  18. Sandell R. Social inclusion, the museum and the dynamics of sectoral change // Museum and Society. 2003. Vol. 1, 1. P. 45—62.
  19. Simon N. The Participatory Museum (First Edition). Museum 2.0., 2010
  20. Story M.F., Mueller J.L., Mace R.L. The universal design file: Designing for people of all ages and abilities. — North Carolina State Univ., Raleigh: Center for Universal Design, 1998.
  21. Walters D. ‘Pushing the margins: improving access for women and disabled people in Balkan museums’, in Svanberg (ed.), Museum as Actor &Forum, Historiska Museet, Stockholm, 2010. pp 95—104.

Информация об авторах

Халикова Динара Рамисовна, специалист по социокультурным проектам, куратор проекта, проект «Инклюзивный музей», культуролог (MA in Media and Cultural Studies, Lancaster University, UK), член Президиума Российского комитета Между- народного совета музеев (ИКОМ России), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2932-8360, e-mail: dinara.r.khalikova@gmail.com

Хилькевич Евгения Владимировна, кандидат политических наук, руководитель направления социокультурной интеграции Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5552-1215, e-mail: hilkevichev@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 524
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 432
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 35