Аутизм и нарушения развития
2023. Том 21. № 1. С. 86–93
doi:10.17759/autdd.2023210110
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Исследование отношений внутри семьи,имеющей ребенка с аутизмом, и ее отношений с социальным окружением
Аннотация
Аутизм ребёнка существенно изменяет многие сферы жизни его семьи и отношения семьи с широким социальным окружением. Изучалось, как влияет наличие ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС) на отношения внутри семьи, взаимодействие его семьи с родственниками, друзьями, с посторонними людьми. Проведено анкетирование родителей детей с аутизмом в 43 регионах Российской Федерации. Были проанализированы ответы из 604 анкет на вопросы: «Когда выяснилось, что у Вашего ребенка РАС, как это отразилось на взаимопонимании в семье? Как к этому отнеслись ближайшие родственники, друзья? Как чаще всего воспринимают поведение Вашего ребенка в общественных местах?». Во всех случаях изменения носили различный характер, но если в семье, у родственников и друзей преобладали положительные реакции (соответственно 45,1%, 67,1% и 61,5%), то посторонние люди в 68,2% случаев реагировали отрицательно (избегание, осуждение, неприятие). Показано, что основная причина внутрисемейных трудностей — особенности поведения ребенка, проблемы воспитания, дефицит квалифицированной помощи и — в меньшей степени — финансовые проблемы. Сделан вывод о том, что трудности взаимодействия с обществом нарастают по мере расширения круга общественных отношений и обусловлены низким уровнем информированности об аутизме и о связанных с ним вопросах. Как основной путь преодоления выявленных трудностей рассматривается просветительская работа и обучение родителей и членов семьи ребенка с РАС.
Общая информация
Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, внутрисемейный конфликт, социальное окружение, информированность
Рубрика издания: Исследование РАС
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2023210110
Финансирование. Работа выполнена в рамках госзадания по теме № 11.18 НИР за 2021 и 2022 годы Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ
Получена: 23.01.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Морозов С.А., Морозова С.С., Тарасова Н.В., Чигрина С.Г. Исследование отношений внутри семьи,имеющей ребенка с аутизмом, и ее отношений с социальным окружением // Аутизм и нарушения развития. 2023. Том 21. № 1. С. 86–93. DOI: 10.17759/autdd.2023210110
Полный текст
№№ |
Когда выяснилось, что у Вашего ребёнка РАС, как это отразилось на взаимопонимании в семье? |
Процент ответов |
1. |
Семья сплотилась |
28,8% |
2. |
Дискуссии привели к лучшему взаимопониманию |
16,3% |
3. |
Никак не отразилось |
16,6% |
4. |
Каждый остался при своём мнении |
11,6% |
5. |
Возникла напряжённость в отношениях |
14,5% |
6. |
Внутрисемейные связи ослабли |
5,0% |
7. |
Семья распалась |
7,1% |
Как сказалось появление ребёнка с аутизмом на отношениях (%% ответов) |
|||||
№№ |
с ближайшими родственниками |
с друзьями |
|||
1. |
Стали помогать |
15,4% |
3,6% |
||
2. |
С пониманием |
51,7% |
57,9% |
||
3. |
Безразлично |
16,7% |
19,0% |
||
4. |
Стали избегать контактов |
11,9% |
10,9% |
||
5. |
«Исчезли» |
4,3% |
8,6% |
||
Литература
- Богдашина О. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему. Красноярск: Красноярский гос. пед. ун- т, 2012. 247 с. ISBN 978-5-85981-514-2.
- Коэн Ш. Как жить с аутизмом. Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2008. 238 с. ISBN 978-5-88230-232-9.
- Манелис Н.Г., Волгина Н.Н., Никитина Ю.В. и др. Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра: Методические рекомендации / под ред. А.В. Хаустова. Москва: ФРЦ МГППУ, 2017. 94 с. ISBN 978-5-94051-164-9.
- Морозов С.А. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра: учебно-методическое пособие. Москва, 2015. 540 с. ISBN 978-5-9907171-8-3.
- Морозов С.А., Морозова С.С., Морозова Т.И. Исследование отношения родителей к особенностям развития своих детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19. № 4. С. 32—39. DOI:10.17759/autdd.2021190404
- Морозов С.А., Чигрина С.Г. Исследование особенностей семей, воспитывающих детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2022. Т. 20. № 2. С. 78—84. DOI:10.17759/autdd.2022200209
- Морозова С.С. Исследование влияния аутизма ребёнка на бюджет семьи, в которой он растёт // Аутизм и нарушения развития. 2022. Т. 20. № 3. С. 39—45. DOI:10.17759/autdd.2022200304
- Морозова С.С., Морозов С.А. Аутизм: первые признаки: Краткая аннотация к «First Signs», видеофильму о ранней диагностике аутизма. Москва, 2002. 14 с.
- Никитина Ю.В. Трудности, возникающие у родителей детей с РАС // Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра: Методические рекомендации / под ред. А.В. Хаустова. Москва: ФРЦ МГППУ, 2017. С. 6—27. ISBN 978-5-94051-164-9.
- Семенова Е.Р., Сабрекова Д.Н. Психотерапевтическая работа с родителями, воспитывающими детей с РАС, в рамках семейного сопровождения // Служба сопровождения семьи и ребёнка: Инновационный опыт: Методический сборник / ред. В.М. Соколова. Владимир: Транзит-Икс, 2010. С. 31—46. ISBN 978-5-8311-0474-5.
- Feldman I., Koller J., Lebowitz E.R. et al. Family Accommodation in Autism Spectrum Disorder // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2019. Vol. 49. № 9. Pp. 3602—3610. DOI:10.1007/s10803-019-04078-x
- O’Nions E., Ceulemans E., Happé F. et al. Parenting Strategies Used by Parents of Children with ASD: Differential Links with Child Problems Behavior // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2020. Vol. 50. № 2. Pp. 386—401. DOI:10.1007/s10803-019-04219-2
- Rogge N., Janssen J. The Economic Cost of Autism Spectrum Disorder: A Literature Review // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2019. Vol. 49. № 7. Pp. 2873—2900. DOI:10.1007/s10803-019-04014-z
- Rosen N.E., Lord C., Volkmar F.R. The Diagnosis of Autism: From Kanner to DSM-III to DSM-5 and beyond // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2021. Vol. 51. № 12. Pp. 4253—4270. DOI:10.1007/s10803-021-04904-1
- Volkmar F.R., Wiesner L.A. A Practical Guide to Autism: What Every Parent, Family Member, and Teacher Needs to Know. London: Wiley, 2009. 610 p. ISBN 978-0-4703-9473-1.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1718
В прошлом месяце: 100
В текущем месяце: 53
Скачиваний
Всего: 334
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 7