Введение
Практическая реализация идей инклюзивного образования является одним из приоритетных направлений в развитии общего и специального образования в Республике Беларусь. Детям с особенностями в развитии должны предоставляться такие же возможности в получении образования, что и их нормально развивающимся сверстникам, в том числе и отдыха в летних лагерях. Формирование инклюзивной культуры у субъектов является ключевым направлением создания инклюзивной образовательной среды в оздоровительном лагере [Lemekh, 2022]. Особенности реализации воспитательного процесса в условиях стационарного оздоровительного лагеря с круглосуточным пребыванием обусловлены следующими факторами: отсутствием образовательного процесса, проживанием детей в отрыве от семьи в учреждениях образования с незнакомыми педагогами и детьми, кратковременным функционированием детских коллективов [Инклюзия в детском, 2018]. Практика инклюзивного оздоровления в Республике Беларусь в настоящее время проходит этап становления. Не всегда педагоги и дети подготовлены к взаимодействию с детьми с особенностями психофизического развития (ОПФР). Включению ребенка с особенностями в развитии в оздоровительный процесс могут препятствовать негативное отношение к нему, стереотипы и предубеждения у сверстников и педагогических работников, а также и у родителей нормально развивающихся детей [Lemekh, 2022]. Выявление особенностей сформированности инклюзивной культуры у всех участников инклюзивного оздоровления позволит определить содержание, методы и приемы работы по данному направлению.
Конвенция ООН о правах инвалидов определяет инвалидность как итог «взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими» [Конвенция о правах, 2006, с. 3]. Формирование в сознании людей стереотипов и предубеждений, стигматизация и дискриминация — не результат наличия у человека инвалидности или особенностей в развитии, а следствие отсутствия в обществе адекватного отношения и низкого уровня инклюзивной культуры.
Анализ современных публикаций показывает, что чаще всего исследования направлены на обоснование значимости инклюзивного образования, на изучение особенностей отношения социума к идее инклюзивного образования и к детям с ОПФР, на определение готовности педагогов к работе в условиях инклюзии [1; 2; 5 и др.]. Значительно меньше работ представляют данные об отношении детей к инклюзивному образованию [Хуснутдинова, 2016; Шенгальц, 2017].
В работе Е.В. Шенгальц выявлено, с одной стороны, — положительное отношение старшеклассников к инклюзивному образованию (85% опрошенных положительно относятся к тому, что в их школе будет обучаться ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), 54% считают, что дети с ОВЗ должны учиться вместе со здоровыми детьми); с другой стороны, — отмечены сомнения в успешности реализации инклюзивного образования (оценивают инклюзивное обучение как комфортное для детей с ОВЗ только 31% и для нормально развивающихся сверстников — 35% опрошенных) [Хуснутдинова, 2016].
Проблема реализации инклюзивного отдыха и оздоровления в современных исследованиях рассматривается в двух аспектах: создание инклюзивного пространства в детских лагерях [Browne, 2019; D’Eloia, 2018] и особенности включения в инклюзивные лагеря детей с различными нарушениями в развитии [Brookman, 2003; Girard, 2022; Koegel, 2019; Simpson, 2021].
Однако мной не было обнаружено эмпирических исследований, направленных на изучение особенностей отношения нормально развивающихся детей к инклюзивному оздоровлению.
Методы
В предлагаемом исследовании приняли участие 412 детей-подростков, отдыхающих в летних оздоровительных лагерях. Возраст опрошенных: от 13 до 16 лет, средний возраст — 15 лет; всего 263 девочки и 149 мальчиков. Разница в соотношении числа опрошенных разных полов объясняется тем, что анкетирование проводилось по желанию, а, с учетом психологических особенностей, девочки-подростки чаще соглашаются выполнять просьбы взрослых, проявляют больший интерес к коммуникации, самопознанию и самоанализу.
Анкетирование проводилось в 2018—2019 годах в следующих воспитательно-оздоровительных учреждениях образования: Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубренок», 8 оздоровительных лагерей в Гродненской, Минской и Могилевской областях Республики Беларусь.
Для изучения готовности детей к включению в инклюзивное оздоровление выбран метод анкетирования как вербально-коммуникативный метод, позволяющий на основе ответов респондентов делать выводы об особенностях их представлений, отношения к изучаемым явлениям.
Четыре вопроса анкеты были закрытыми и предполагали выбор предпочитаемого варианта из предложенных. Пять вопросов были открытыми и предполагали самостоятельную формулировку ответа респондентом.
Все вопросы были разделены на несколько содержательных блоков.
- Понимание значимости инклюзивного оздоровления.
- Готовность к совместному оздоровлению.
- Опыт взаимодействия с детьми с ОПФР.
- Проблемы совместного оздоровления.
Результаты
Понимание значимости инклюзивного образования Первый блок включал закрытый вопрос: «Нужны ли, по Вашему мнению, лагерные смены, где будут одновременно находиться и обычные дети, и дети с нарушениями развития, дети-инвалиды (например, невидящие, неслышащие, с детским церебральным параличом, с аутизмом и т. д.)?». Половина подростков, принимавших участие в опросе, ответили положительно, 26% дали отрицательный ответ и 24% респондентов затруднились ответить.
Далее предлагалось пояснить свой выбор. Сторонники совместного оздоровления объясняли свою позицию: все дети имеют одинаковые права; это нужно для общения, развития коммуникативных навыков у всех; это нужно для включения детей с особенностями в общество; это интересно для всех; все станут добрее, терпимее друг к другу.
Подростки, считающие, что инклюзивные смены не нужны, приводят следующие аргументы: возможно негативное отношение к детям с особенностями со стороны других детей; возникнут трудности в понимании и общении; детям с особенностями будет некомфортно; детям с ОПФР нужны специальные условия.
Для изучения представлений подростков о возможностях организации совместных смен использовался закрытый вопрос «Если Вы считаете, что совместные смены нужны, то, на Ваш взгляд, как лучше организовать их?». Были получены следующие ответы:
- отдельный отряд для детей с нарушениями развития — 48% респондентов;
- дети с нарушениями находятся в отрядах совместно с обычными детьми — 28% опрошенных подростков;
—затруднились ответить 24% принявших участие в анкетировании.
Готовность к совместному оздоровлению
Данный блок включал вопрос, оценивающий готовность нормально развивающихся подростков к оздоровлению в условиях инклюзивных лагерных смен: «Хотели бы Вы, чтобы в Вашем отряде были дети с нарушениями развития?». Были получены следующие данные: согласились только 20% опрошенных подростков, 36% ответили отрицательно и 44% затруднились с ответом.
Затем предлагалось объяснить свой выбор. Необходимо подчеркнуть, что 44% опрошенных подростков затруднились в пояснении своей позиции. Подростки, выразившие готовность к совместному оздоровлению, указали следующие аргументы: все имеют равные права; я хочу научиться понимать таких детей; я хочу помогать таким детям; это интересно; это научит терпимости всех детей.
Подростки, выразившие свое нежелание проходить оздоровление в летнем лагере вместе с детьми с ОПФР, так объяснили свой выбор: не умею общаться, не найду подход; другие дети будут их обижать; им будет некомфортно; некомфортно будет всем детям.
Анализ данных первого и второго блоков показывает, что, с одной стороны, — половина детей относится положительно к идее инклюзивных смен, но с другой, — высказывают готовность к такому взаимодействию только 20% подростков. В качестве основных опасений называются трудности в общении и риск негативного отношения со стороны других сверстников. Для значительной части подростков (по разным вопросам от четвери до 44%) характерно неопределенное отношение к инклюзии и детям с ОПФР, и грамотная просветительская работа со стороны педагогов поможет изменить такое отношение на позитивное. Также интересно отметить, что ни один из участвовавших в анкетировании подростков не написал о своем негативном отношении к детям с ОПФР, при этом указывая, что «другие» могут обижать и оскорблять таких детей.
Опыт взаимодействия с детьми с ОПФР
Вопросы третьего блока позволили оценить имеющийся у подростков опыт взаимодействия с детьми с ОПФР. Только 10% респондентов указали, что имеют регулярный опыт общения с ними, 36% только один раз общались с такими детьми; 37% опрошенных отметили, что не имеют опыта взаимодействия с детьми с ОПФР, 17% затруднились с ответом.
Взаимодействие с детьми с ОПФР проходило в следующих условиях: случайное знакомство, в школе, на игровой площадке, соседи.
Далее респонденты указывали с детьми с какими нарушениями в развитии они общались (можно было выбрать несколько вариантов ответов на вопрос, часть детей не дали ответа, поэтому общая сумма выборов не составляет 100%): с нарушениями опорно-двигательного аппарата (16%); с нарушением слуха (12%); с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) (6%); с нарушениями зрения (6%); с нарушениями речи (5%); с нарушением интеллекта (4%); с аутизмом (11%); с синдромом Дауна (3%); не знаю, какое нарушение (6%).
Проблемы совместного оздоровления
Вопросы данного блока выявляли представления подростков о проблемах, с которыми могут столкнуться дети с ОПФР и нормально развивающиеся дети в условиях инклюзивных смен.
В качестве основных трудностей, с которыми может столкнуться ребенок с ОПФР, респонденты указали (можно было выбрать несколько вариантов ответов на вопрос, поэтому общая сумма выборов не составляет 100%):
-
негативное отношение, неуважение, будут обижать — 44%;
-
трудности в общении и взаимодействии с детьми — 23%;
-
непонимание — 7%;
-
трудности в адаптации — 9%;
-
отсутствие специальных условий — 6%;
-
затруднились ответить — 12%.
-
трудности в общении — 27%;
-
непонимание — 11%;
-
чрезмерное эмоциональное реагирование (жалость, смущение, страх) — 7%;
-
будет некомфортно — 4%;
-
не знаю, как помочь, как общаться — 2%;
-
затруднились ответить — 20%;
- не видят трудностей — 20%.
Представления подростков о возможных трудностях во многом связаны с отсутствием опыта взаимодействия и основаны на традиционных стереотипах и предубеждениях.
Выводы
Проведенное эмпирическое исследование показало, что нормально развивающиеся дети подросткового возраста, в целом понимая значимость инклюзивного оздоровления, положительно относятся к идее инклюзивных смен, однако не имеют опыта взаимодействия с детьми с ОПФР и пока не гото вы к оздоровлению в условиях инклюзии. Тенденцию негативного отношения к идее инклюзивных смен у части подростков возможно объяснить незрелостью и субъективностью личной позиции, ограниченным опытом взаимодействия с детьми с ОПФР. Следовательно, необходима системная работа с детьми по формированию толерантного отношения к детям с ОПФР. При этом ситуация оздоровительного лагеря, когда дети не загружены учебной деятельностью, постоянно находятся в коллективе сверстников и референтных для них взрослых, создает благоприятные условия для работы в данном направлении.
Также важно отметить, что выраженные опасения касаются не дискомфорта для самого подростка, а для ребенка с ОПФР, возможного негативного отношения со стороны сверстников и трудностей в общении. Это можно объяснить тем, что потребность в принадлежности к группе, во включении в коллектив сверстников является одной из ведущих потребностей для подросткового возраста. Опасаясь изоляции и негативного отношения сверстников, подросток, представляя сверстника с ОПФР еще более уязвимым, чем он сам, проецирует на него свои страхи и опасения. При этом важным ресурсом является отсутствие негативного отношения к детям с ОПФР у современных подростков, интерес и желание установить контакт с ними, что необходимо учитывать при организации инклюзивного оздоровления.
Практическая реализация инклюзивного оздоровления, широкая практика инклюзивных лагерных смен обеспечат детям опыт совместного отдыха, уменьшат их опасения при условии готовности педагогов к работе в условиях инклюзии, наличия адаптивной образовательной среды в учреждении. Однако необходимо помнить, что включение детей с ОПФР в совместное с нормально развивающимися детьми оздоровление не означает автоматическое создание атмосферы принятия и толерантности. Необходима постоянная целенаправленная работа со стороны всего педагогического коллектива по формированию инклюзивной культуры: выявлению и разрушению стереотипов, формированию позитивного отношения к детям с ОПФР и инклюзивному оздоровлению, умения общаться, по созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе.