Вестник практической психологии образования
2017. Том 14. № 1. С. 9–13
ISSN: 2658-3100 (online)
Вопросы профессиональной этики педагога-психолога в процессе психологического консультирования педагогических работников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическое консультирование, профессиональная этика, профессиональный стандарт, принцип компетентности, консультирование педагогических работников
Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Умняшова И.Б. Вопросы профессиональной этики педагога-психолога в процессе психологического консультирования педагогических работников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 1. С. 9–13. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n1/Umnyakova (дата обращения: 21.11.2024)
Полный текст
Психологическое консультирование описано в научной литературе как особый способ организованного непосредственного взаимодействия консультанта с клиентом (обратившимся за профессиональной помощью), направленное на анализ сложившейся у клиента ситуации с целью нахождения клиентом адекватного способа решения различного рода психологических проблем. При этом консультант (психолог), пользуясь специальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых тот переживает свои новые возможности в решении его психологических задач [6]. В процессе консультирования специалист, осуществляющий данный вид деятельности, должен соблюдать все принципы профессиональной этики (конфиденциальность, компетентность, благополучие клиента и т. д.) [8].
В 2016 году Московским отделением Федерации психологов образования России было проведено анкетирование с целью анализа опыта представителей профессионального сообщества по вопросам соблюдения профессиональной этики педагогами-психологами системы образования [4]. Одним из результатов исследования стал вывод о том, что в Этическом кодексе педагога-психолога не очень четко определены некоторые положения, ряд принципов требуют уточнения и детализации. В частности, описание принципа компетентности представляет собой очень общие тезисы о том, что психолог «четко определяет и учитывает границы собственной компетентности» и «несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом» [8].
В профессиональном сообществе давно назрела необходимость обсуждения данной темы и внесения дополнений в Этический кодекс педагога-психолога, где будет более четко обозначено, что же является границами компетентности педагога-психолога (психолога образования), в частности, в такой теме, как консультирование педагогических работников образовательной организации (педагогов и административных работников).
Вопрос о выборе процедуры и методов работы психолога образования уже давно обсуждается в профессиональном сообществе. Отсутствие единого реестра рекомендованного инструментария приводит к тому, что специалисты применяют в своей работе диагностические методики и программы сомнительного происхождения [1, 4]. В процессе использования методик, не отвечающих требованию «стандартизированные, нормализированные, надежные, валидные и адаптированные к контингенту испытуемых», существует риск получения недостоверных результатов, не отражающих истинные причины и закономерности исследуемых явлений и процессов. Это приводит к формулировке некорректных рекомендаций и снижению качества психологического консультирования.
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [3] описывает перечень трудовых действий, связанных с консультативной поддержкой педагогических работников со стороны педагога-психолога (табл. 1).
Для того чтобы осуществить грамотное психологическое консультирование по всем вышеперечисленным вопросам, педагог-психолог должен иметь представление о консультировании взрослых людей. Крайне желательно — даже молодому специалисту — иметь еще и опыт консультирования в режиме супер- визии и собственный клиентский опыт, а также высокий уровень профессиональных знаний практически во всех отраслях психологии: общей, возрастной, педагогической, социальной, юридической, специальной (клинической). Безусловно, большинство знаний специалист приобретает в процессе обучения в высшем учебном заведении, но при отсутствии (или минимальном количестве) ситуаций, когда получаемые знания возможно использовать в практической деятельности, часть теоретических знаний остается неусвоенной или очень быстро забывается. К тому же, постоянное развитие науки и практики позволяет утверждать, что практикующий в системе образования психолог должен знать современные тенденции и актуальное состояние научных теорий, чтобы его рекомендации соответствовали мировым и российским трендам в науке и практике.
Мы проанализировали основные темы консультирования педагогических работников, указанные в профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на предмет необходимости повышения психологической грамотности в различных отраслях психологии (табл. 2).
Мы не включили в общий перечень тем консультирования одну тему, содержащую, с нашей точки зрения, риск нарушения профессиональной этики педагога-психолога, а именно «консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам» [3, с. 11]. С нашей точки зрения, консультирование по проблемам взаимоотношений педагогических работников в трудовом коллективе возможно осуществить только в ситуации, когда педагог-психолог не является сотрудником образовательной организации. В противном случае, если данная трудовая функция будет определена как функциональные обязанности штатного педагога-психолога, велика вероятность возникновения конфликта интересов.
Консультирование коллег по личным вопросам со стороны психолога может повлечь смешивание ролевых позиций консультанта, который, с одной стороны, является представителем данного трудового коллектива, а с другой — должен выступать в качестве независимого эксперта, помогающего клиенту проанализировать сложившуюся совокупность его взаимоотношений. При этом — имея личные установки и представления о процессах, происходящих в данном коллективе.
Также требует уточнения перечень «других профессиональных вопросов», по которым может оказывать консультативную помощь педагог-психолог (психолог образования). В практике автора статьи были случаи обращения к школьному психологу со стороны представителей администрации образовательной организации, связанные с анализом организации и эффективности управленческих процессов. Но при этом автор занимала должность руководителя психологической службы (была представителем административной команды образовательного учреждения) и проходила повышение квалификации в области организационной психологии, что дало возможность оказать консультативную помочь обратившимся управленцам.
Перечень «других профессиональных вопросов» очень важен для определения границ профессиональной компетентности педагога-психолога, осуществляющего консультирование в системе образования. В настоящее время размытость формулировки не может дать представления о конкретных знаниях, умениях и компетенциях специалиста, в чьи обязанности входит консультирование педагогических работников.
Возвращаясь к перечню необходимых знаний для консультирования педагогических работников (табл. 2), хочу отметить еще один важный аспект. Перечисленными выше профессиональными знаниями обладают, в лучшем случае, педагоги-психологи, имеющие высшее профессиональное образование в области практической психологии и регулярно повышающие уровень своей профессиональной компетентности в процессе обучения на курсах повышения квалификации и в программах переподготовки сотрудников общего образования.
Обобщенная трудовая функция |
Трудовая функция |
Трудовые действия |
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ |
Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций |
Консультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся |
Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса |
Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам |
|
Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося |
||
Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся |
||
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса |
Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов) |
|
Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления |
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации |
Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (в рамках консультирования, педагогических советов) |
Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации |
Консультирование преподавателей и других работников образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по проблемам взаимоотношений с обучающимися и другим профессиональным вопросам |
|
Консультирование педагогических работников по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося |
Табл. 1. Описание трудовых действий педагога-психолога (психолога образования), направленных на консультирование педагогических работников [3]
При этом границами профессиональной компетентности педагогов-психологов (психологов образования) чаще всего являются области консультирования педагогов по организации образовательного процесса для различных категорий обучающихся, в том числе, обучающихся с особыми образовательными потребностями. Консультирование педагогов и администрации образовательной организации по вопросам организации образовательного процесса на уровне образовательной организации, эффективного управления ресурсами (в том числе, кадровыми), а также проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе — вопросы, входящие в компетентность сотрудников организаций высшего профессионального образования, институтов повышения квалификации, методических и консалтинговых центров и служб.
Для того чтобы оказать квалифицированную консультативную поддержку по вышеперечисленным вопросам, педагог-психолог (психолог образования) должен, как минимум, пройти обучение по вопросам организационного консультирования, а в идеале иметь возможность прохождения супервизии в профессиональном сообществе по данным вопросам. При этом остается открытым вопрос о границах профессиональной компетенции, так как специалисту необходимо осуществлять консультирование своих коллег и руководства той организации, где он является штатным сотрудником.
Еще один аспект, который хочется отметить, — это качество информации, доступной для специалистов, осуществляющих самостоятельное повышение профессиональной компетентности. В настоящее время доступность различного рода методических разработок и научно-практической литературы имеет не только положительный эффект, но и несет определенные угрозы качеству предоставляемых услуг специалистами, предпочитающими самообразование преимущественно с помощью книг и сети Интернет. Далеко не все доступные специалистам публикации проходят рецензирование и оценку в профессиональном сообществе, и при этом нет никаких ограничений при размещении этих материалов не только на персональных сайтах авторов, но и на достаточно уважаемых ресурсах (например, научная электронная библиотека http://elibrary.ru).
При этом материалы, прошедшие процедуру рецензирования и экспертной оценки также не всегда содержат однозначно эффективные рекомендации
Темы для консультирования |
Необходимые знания |
Организация учебного процесса (выбор образовательной технологии с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся; разработка и реализация индивидуальных программ обучения) |
— цели и задачи организации образовательного процесса, разнообразие подходов к описанию образовательных технологий, способы создания развивающей среды в образовательной организации (педагогическая психология) — индивидуальные/возрастные психофизиологические особенности развития (общая психология, психология развития, возрастная психология) |
Психологические проблемы обучения, воспитания и развития обучающихся |
— психологические особенности детей и подростков, имеющих особые образовательные потребности: дети с ОВЗ, одаренные и высокомотивированные обучающиеся, дети и подростки в трудной жизненной ситуации, обучающиеся-мигранты, дети и подростки, демонстрирующие девиантное (отклоняющееся) поведение [5] (общая психология, специальная и клиническая психология, социальная психология, юридическая психология) — причины школьной неуспешности (педагогическая психология) — причины нарушения процессов социализации (социальная психология) |
Условия психического развития ребенка (в том числе с особыми образовательными потребностями) |
— организация учебного процесса для всех категорий обучающихся, в том числе, с особыми образовательными потребностями (педагогическая психология) — роль семьи в создании условий для полноценного психического развития ребенка (семейная психология) |
Проблемы взаимоотношений педагогических работников с обучающимися |
— причины межличностных конфликтов, способы конструктивного выхода из конфликтной ситуации, приемы активного слушания и т. д. (социальная психология, в том числе, конфликтология и энтнопсихология) |
Табл. 2. Профессиональные знания, необходимые для осуществления консультирования педагогических работников
[2]. Ответственность за использование опубликованных материалов целиком и полностью лежит на специалистах, использующих данные рекомендации в своей профессиональной деятельности. И чтобы минимизировать негативные последствия и риск использования некорректных рекомендаций, доступных в литературе и сети Интернет, с нашей точки зрения, профессиональное сообщество должно реагировать на публикации, содержащие спорные позиции, чего в настоящее время недостаточно. А специалисты, использующие различные источники, должны изучать различные точки зрения по интересующему их вопросу, особенно публикации, размещенные в рецензируемых изданиях, и в случае установления явных противоречий — инициировать обсуждение данной темы в профессиональном сообществе.
Психологическое консультирование педагогических работников — это процесс организации сотрудничества педагога-психолога (психолога образования) и педагогов по вопросам создания психолого-педагогических условий в образовательной организации, способствующих развитию потенциальных и актуальных возможностей всех участников образовательного процесса. Очень важно, чтобы все участники данного сотрудничества были готовы к такому формату взаимодействия, и педагог-психолог может помочь педагогам сформулировать запрос на психологическое консультирование, поддерживать мотивацию к сотрудничеству. А также — вести просветительскую информационную работу о границах профессиональной компетентности специалистов Службы практической психологии образования и о возможностях получения квалифицированной консультативной поддержки в других организациях (методических и научных организациях, центрах психологической помощи населению конкретного региона, консалтинговых службах, оказывающих поддержку организациям по вопросам управления, и т. д.). В процессе психологического консультирования педагогических работников педагог-психолог должен соблюдать принципы добровольности, компетентности, безоценочности и ответственности [7].
Литература
- Белобрыкина О.А. Этический кодекс психолога: противоречия и идеал // Актуальные проблемы психологического знания. — 2011. — №2. — С. 64–71.
- Новикова Г.В., Бойко Ц.О. Методологические вопросы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. — 2015. — №2, апрель — июнь. — С. 48–55.
- Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». — [Электронный ресурс] Официальный интернет-портал правовой информации. 20.08.2015. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201508200035
- Умняшова И.Б., Гильяно А.С., Кузнецова А.А., Новикова Г.В., Мурафа С.В. Анализ соблюдения принципов профессиональной этики специалистами Службы практической психологии образования РФ // Вестник практической психологии образования. — 2016. — №2 (47). — С. 19–26.
- Умняшова И.Б., Егоров И.А. Междисциплинарный консилиум образовательной организации как вид психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Вестник практической психологии образования. — 2016. — №3 (48). — С. 11–17.
- Умняшова И.Б., Запорожская Д.Е. Психологическое консультирование подростков в образовательной организации // Вестник практической психологии образования. — 2016. — №3 (48). — С. 3–10.
- Умняшова И.Б., Кузнецова А.А. Потенциал для развития. Сотрудничество педагога-психолога и учителя по созданию развивающей среды на уроке // Школьный психолог. — 2014. — №4. — С. 43–47.
- Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования. — [Электронный ресурс] URL: http://practic.childpsy.ru/document/detail.php?ID=22885
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1447
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 982
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0