Результаты внедрения профессионального стандарта при аттестации педагогов-психологов Московской области

267

Аннотация

В связи с вступлением в силу с 1 января 2017 года профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденного приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 24 июля 2015 №514н, актуализировалась проблема его внедрения. В Московской области внедрение профессионального стандарта осуществлялось в рамках системной работы по подготовке к введению профессиональных стандартов, организованной региональным научно-методическим центром экспертной оценки педагогической деятельности АСОУ. В статье представлен опыт Московской области по внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в систему аттестации педагогов-психологов. Раскрыты этапы работы по обновлению диагностического инструментария для оценки уровня квалификации педагогов-психологов в соответствии с требованиями профессионального стандарта. Показаны результаты внедрения обновленных форм экспертных заключений в систему аттестации педагогов-психологов Московской области.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, аттестация педагогов-психологов, экспертиза профессиональной деятельности, экспертное заключение

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Долгоаршинных Н.В. Результаты внедрения профессионального стандарта при аттестации педагогов-психологов Московской области [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 80–85. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2019_n1/Dolgoarshinnykh (дата обращения: 23.06.2024)

Полный текст

Ближайшее десятилетие можно назвать эпохой значительных перемен в российском образовании. Разработка и внедрение профессиональных стандартов, создание новой модели аттестации педагогических работников — лишь часть тенденций, определяющих будущее образования.

В последние годы возросло осознание роли аттестации как существенного стратегического ресурса достижения современного качества образовательного процесса через внутреннее побуждение педагога к обновлению своей профессиональной деятельности. Поскольку ключевым звеном в аттестации является оценка эффективности профессиональной деятельности педагогических работников, проблема обеспечения высокого качества ее экспертизы сегодня становится исключительно значимой.

В условиях введения профессионального стандарта необходимо переосмысление подходов к экспертизе профессиональной деятельности педагогов-психологов, обновление системы критериев оценки.

Как отмечает Ю.М. Забродин: «...В связи с внедрением стандартов профессиональной деятельности в практической психологии стремительно возрастает необходимость создания “института экспертизы”, решения вопросов методологии практической психологии, научного обоснования процедур оценки деятельности самих специалистов — практических психологов, работающих в разных сферах (в системе образования, в системе социальной работы и т.п.), качества выполнения профессиональной деятельности...» [2].

Проблематика внедрения
профессионального стандарта
педагога-психолога. Региональный опыт

В связи с вступлением в силу с 1 января 2017 года профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденного приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 24 июля 2015 №514н, актуализировалась проблема его внедрения [5].

В Московской области внедрение профессионального стандарта педагога-психолога осуществлялось в рамках системной работы по подготовке к введению профессиональных стандартов, организованной региональным научно-методическим центром экспертной оценки педагогической деятельности АСОУ (далее — Центр).

Проводимая Центром работа включала ряд последовательных шагов.

2015-2016 учебный год — создана региональная модель введения профессиональных стандартов на основе системы аттестации педагогических работников Московской области, благодаря которой процесс введения профессиональных стандартов был представлен как структурированное явление и обеспечил системный подход к решению проблемы.

2016-2017 учебный год — организовано информирование педагогических работников о вводимых новшествах путем проведения мероприятий (конференций, совещаний, вебинаров, семинаров и др.) с использованием информационных ресурсов (сайт АСОУ Интранет-портал правительства Московской области), широкое общественное обсуждение утверждаемых профессиональных стандартов.

Формирование мотивации у педагогических работников к внедрению профессиональных стандартов, информационно-просветительская работа позволили снизить ситуативную тревожность, возникающую, как правило, при введении инноваций.

В 2017-2018 учебном году в соответствии с региональной моделью введения профессиональных стандартов на основе интеграции требований порядка аттестации педагогических работников и профессионального стандарта педагога-психолога был обновлен диагностический инструментарий оценки уровня квалификации педагогов-психологов, организована работа по использованию данного инструментария при аттестации педагогов-психологов.

В целом, проведенную работу можно считать успешной. Но все же имелась одна проблема, с которой мы столкнулись в процессе подготовки к введению профессиональных стандартов на основе системы аттестации педагогических работников.

При организации данной работы мы опирались на Постановление Правительства РФ «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» от 22 января 2013 г. №23. Согласно подпункту «а» пункта 25 данного Постановления, профессиональные стандарты должны применяться при организации обучения и аттестации работников [4].

Однако позже в Информационном письме Общероссийского профсоюза образования «Об актуальных вопросах применения профессиональных стандартов» от 10 марта 2017 г. №122 было пояснение:

«Учитывая, что согласно статье 5 ТК РФ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и постановлениям Правительства Российской Федерации, профессиональные стандарты не могут применяться работодателями при аттестации педагогических работников. При аттестации педагогических работников необходимо по-прежнему руководствоваться Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. №276 и являющимся ведомственным нормативным правовым актом прямого действия. Как следует из п. 1 указанного Порядка, правила проведения аттестации определяются самим Порядком» [3].

Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что законодательство не нарушено, так как аттестация педагогов-психологов на первую или высшую квалификационную категорию в 2017-2018 учебном году, как и прежде, проводилась в соответствии с пунктами 36, 37 Порядка аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 №276), и региональными документами, регламентирующими процедуру экспертизы профессиональной деятельности педагогов.

Об аттестации педагогов-психологов
в Московской области и особенностях
экспертизы их профессиональной деятельности

Оценка эффективности профессиональной деятельности педагогов-психологов Московской области предусматривает изучение специалистами (экспертами) степени соответствия педагогических работников требованиям, предъявляемым к заявленной категории. Деятельность экспертов регламентируется Положением об экспертной группе при аттестационных комиссиях Министерства образования Московской области (Приказ Министерства образования Московской области от 18.08.2014 №3705).

Рассмотрим подробнее процедуру экспертизы профессиональной деятельности педагогов-психологов в Московской области, ответив на ряд вопросов.

1.    Какие инструменты используются при оценке деятельности педагогов-психологов?

При оценке деятельности педагогов-психологов используются единые инструменты оценивания — это формы экспертных заключений. В Московской области разработаны и используются 4 формы экспертных заключений:

•      форма экспертного заключения об уровне квалификации педагога-психолога государственных, муниципальных и частных образовательных организаций Московской области;

•      форма экспертного заключения об уровне квалификации педагога-психолога государственных, муниципальных и частных образовательных организаций Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

•      форма экспертного заключения об уровне квалификации педагога-психолога образовательных организаций Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам;

•      форма экспертного заключения об уровне квалификации педагога-психолога центров психолого­педагогической, медицинской и социальной помощи.

Формы экспертных заключений разрабатывались профессиональным сообществом педагогов-психологов и отражают соответствующую специфику деятельности данных педагогических работников.

2.           Где проводится экспертная оценка?

Оценка профессиональной деятельности педагогов-психологов проводится в реальных условиях. Специалисты экспертных групп при аттестационных комиссиях Министерства образования Московской области осуществляют экспертную оценку в очной форме: посещается занятие, изучаются предоставленные аттестуемым педагогом материалы.

3.          Какие требования предъявляются к экспертам, осуществляющим оценку?

Экспертиза предусматривает осмысление экспертом всей совокупности разнообразных сведений об уровне профессиональной компетентности педагога-психолога и оценке результативности его работы и предполагает ориентацию, прежде всего, на компетентность и опыт самого эксперта. Именно поэтому в состав экспертных групп педагогов-психологов введены самые опытные и высококвалифицированные представители этой категории педагогов. Эксперт несет личную ответственность за качество выполненной им работы.

Качество проводимой экспертизы профессиональной деятельности педагогов-психологов обеспечивается также систематическим мониторингом процессов экспертизы и устранением выявленных недочетов в работе экспертных групп.

Обновление диагностического инструментария
оценки уровня квалификации педагогов-психо-
логов в соответствии с профстандартом

Обновление форм экспертных заключений на педагога-психолога и их внедрение в аттестацию осуществлялось в 3 этапа с мая 2017 года по июнь 2018 года.

На первом этапе (май-июнь 2017 г.) осуществлялась разработка проекта обновленной формы экспертного заключения об уровне квалификации педагога-психолога государственных, муниципальных и частных образовательных организаций Московской области.

16 мая 2017 года был проведен круглый стол «Оценка эффективности деятельности педагога-психолога в условиях введения профессионального стандарта», в котором приняли участие председатели и специалисты экспертной группы «Педагоги-психологи» и члены профессиональной ассоциации педагогов-психологов и социальных педагогов Московской области. Общее количество участников составило 25 человек.

В процессе работы круглого стола соотнесены требования профессионального стандарта (трудовые действия) с показателями (пунктами) экспертного заключения на педагога-психолога, внесены предложения по включению в форму экспертного заключения на педагога-психолога в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» следующих дополнений:

•      раздел «Продуктивность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса» дополнить новыми пунктами «Качество ведения профессиональной документации педагога-психолога» и «Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ»;

•      раздел «Продуктивность деятельности педагога-психолога по развитию воспитанников» дополнить новыми пунктами «Психологическая коррекция поведения и развития обучающихся/воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» и «Психологическая коррекция поведения и развития обучающихся/воспитанников, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации» [1, 5].

В период с мая по июнь 2017 года на основании замечаний и предложений профессионального сообщества педагогов-психологов региональным научно­методическим центром экспертной оценки педагогической деятельности была осуществлена разработка проекта обновленной формы экспертного заключения об уровне квалификации педагога-психолога.

В июне 2017 года состоялось общественно-профессиональное обсуждение проекта формы экспертного заключения.

На втором этапе (июнь-август 2017 г.) по результатам общественно-профессионального обсуждения Центром проводилась корректировка проекта формы экспертного заключения. По аналогии с данным проектом были обновлены формы экспертных заключений об уровне квалификации педагога-психолога образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также педагогов-психологов образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

На третьем этапе (август 2017 г. — июнь 2018 г.) 4 обновленные формы экспертных заключений об уровне квалификации педагогов-психологов внедрены в систему аттестации педагогов-психологов Московской области.

24 января 2018 года для педагогов-психологов Московской области состоялся обучающий семинар. «Аттестация педагога-психолога в условиях введения профессионального стандарта». На семинаре были представлены изменения и дополнения в формах экспертных заключений и в процедуре экспертизы профессиональной деятельности педагогов-психологов с учетом требований профессионального стандарта; раскрыто содержание новых направлений работы педагога-психолога: психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ, психологическая экспертиза образовательной среды, сопровождение инклюзивного образования, актуальные компетенции педагога-психолога и др.

В период с февраля по апрель 2018 года осуществлялось проведение аттестации педагогов-психологов с использованием обновленных форм экспертных заключений.

В июне 2018 года был проведен анализ результатов использования обновленных экспертных заключений в аттестации педагогов-психологов.

Результаты внедрения обновленных форм
экспертных заключений в систему аттестации
педагогов-психологов Московской области

Анализ результатов использования обновленных экспертных заключений осуществлялся в форме анкетирования председателей и специалистов экспертной группы «Педагоги-психологи». Выборка — квотная.

Качественная характеристика выборки: в анкетировании участвовали председатели и специалисты экспертной группы «Педагоги-психологи» из всех зональных объединений Московской области.

Количественная характеристика выборки: по 8 человек из 7 зональных объединений, итого 56 человек. Поскольку в экспертной группе «Педагоги-психологи» всего 135 человек, 56 человек — это более 40% от общего количества экспертов.

Цель анкетирования: выявление проблем, возникших при проведении аттестации педагогов-психологов на квалификационные категории с использованием обновленного диагностического инструментария. Респондентам предлагалось описать проблемы, возникшие в их практической деятельности при реализации новых направлений работы, и проблемы, возникающие при оценивании результатов данной деятельности в процессе аттестации педагогов-психологов.

Оценивая личный опыт и опыт экспертной деятельности, респонденты отметили следующее.

По показателю «Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ»:

•     недостаточно эффективно осуществляется взаимодействие администрации, медицинского персонала, педагога-психолога, учителей;

•         нет единых рекомендованных форм документов педагога-психолога (журналы, отчеты, заключения и т. д.);

•    нет единого рекомендуемого диагностического инструментария, с помощью которого педагог- психолог может осуществлять мониторинг УУД.

По показателю «Психологическая коррекция поведения и развития обучающихся/воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»:

•      нехватка специалистов (логопедов, дефектологов), которые также должны участвовать в коррекционной работе;

•         профессиональный стандарт включает слишком много направлений в работе;

•        отсутствие норм по количеству детей на ставку педагога-психолога.

Как показало исследование, оценка деятельности аттестуемого по показателю «Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ» у экспертов не вызывает затруднений.

В то же время показатель «Психологическая коррекция поведения и развития обучающихся/воспитан- ников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» большинство педагогов-психологов называют наиболее проблемным как в практической деятельности, так и при оценивании результатов работы аттес­туемых. Респонденты подчеркивают, что педагоги в школах имеют еще недостаточное представление о детях с ОВЗ (ЗПР, РАС, ТНР и др.). Педагог-психолог в этой ситуации является самым компетентным звеном, в задачу которого входит просвещение администрации, педагогов и родителей.

Итоги

Резюмируя результаты внедрения обновленных форм экспертных заключений в систему аттестации педагогов-психологов Московской области, можно сделать общий вывод: благодаря организационному, научно-методическому сопровождению проведенную работу можно оценить положительно.

Это подтверждают результаты аттестации: количество педагогических работников, успешно прошедших аттестацию на первую квалификационную категорию в 2017-2018 учебном году, по сравнению с 2016-2017 учебным годом не изменилось, а количество педагогических работников, успешно прошедших аттестацию на высшую квалификационную категорию, увеличилось (рис. 1).

В целом можно отметить достаточно высокий уровень профессиональной компетентности председателей и специалистов экспертных групп «Педагоги-психологи».

Во многом этому способствует созданное в Московской области сетевое объединение образовательных учреждений регионального и муниципального уровней, реализующих программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников.

В реестре дополнительных профессиональных программ повышения квалификации сетевого объединения для педагогов-психологов общеобразовательных организаций дошкольного, начального, основного и среднего уровней общего образования имеются программы по следующим актуальным темам:

•  «Технологии психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»;

•   «Организация и содержание работы психолога в дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»;

•     «Организация и проведение психологической диагностики в образовательной организации»;

•     «Диагностико-коррекционный инструментарий в работе педагога-психолога»;

•     «Профилактика суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях»;

•     «Профилактика девиантного и агрессивного поведения детей»;

•      «Методики и техники психологического консультирования»;

•      «Психолого-педагогическое сопровождение семьи».


Рис. 1. Количество педагогов-психологов, аттестованных на квалификационные категории в 2016-2017 и 2017-2018 уч. гг. (чел.)

Для специалистов психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций (педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, тьюторы; социальные педагоги, руководители и педагогические работники образовательных организаций, реализующие основные образовательные программы начального общего образования, в том числе их коррекционную составляющую) создан электронный курс «Организация образовательной деятельности детей с расстройствами аутистическо­го спектра в условиях реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ».

 

 

 

Литература

  1. Долгоаршинных Н.В. Региональные особенности внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (опыт Московской области) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. №3. С. 93–103. doi:10.17759/psyedu.2017090310 (дата обращения: 25.08.2018).
  2. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Проблемы оценки соответствия профессиональной деятельности практических психологов требованиям внедряемых стандартов (еще раз об экспертах и экспертизе в практической психологии) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10. №2. C. 21–42. doi: 10.17759/psyedu.2018100203 (дата обращения: 25.08.2018).
  3. Информационное письмо Общероссийского профсоюза образования от 10 марта 2017 г. №122 «Об актуальных вопросах применения профессиональных стандартов» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70204190/ (дата обращения: 25.08.2018).
  4. Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. №23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70304190/ (дата обращения: 25.08.2018).
  5. Приказ Минтруда России №514н от 24 июля 2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк Документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy_informatsionnyy_blok/natsionalnyy_reestr_professionalnykh_standartov/reestr_professionalnykh_standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963 (дата обращения: 25.08.2018).

Информация об авторах

Долгоаршинных Нелли Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, начальник регионального научно-методического центра экспертной оценки педагогической деятельности, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», Москва, Россия, e-mail: nelli_dol@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 609
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 267
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1