Условия и порядок применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

453

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы организации применения работодателями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. №584. Обсуждаются требования к эффективности перехода на профессиональный стандарт, который должен быть сопряжен с работой по повышению качества профессионального труда, профессионального развития работников. Дается разъяснение требований профессионального стандарта к квалификационным характеристикам педагогов-психологов. Приводятся примеры организации работы по экспертно-методическому сопровождению применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в субъектах Российской Федерации.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, пилотные площадки

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Забродин Ю.М., Леонова О.И. Условия и порядок применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 15–23. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2019_n1/Zabrodin_Leonova (дата обращения: 20.04.2024)

Полный текст

Профессиональные стандарты выполняют многофункциональную роль в области установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласования структуры вида трудовой деятельности, наименований должностей, квалификационных требований и являются основой при разработке и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) и образовательных программ профессионального образования, программ дополнительного профессионального образования, а также основой разработки учебно-методических материалов к этим программам, определяют требования при проведении оценки квалификации, в том числе аттестации работников, а также выпускников организаций профессионального образования.

Требования и условия применения профессиональных стандартов определены в нормативных правовых актах:

• Федеральный закон №122 от 02.05.2015 г. «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”», определяющий порядок обязательного применения профессиональных стандартов;

• Федеральный закон от 03.07.2016 №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»;

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (действующая редакция, 2016), устанавливающий необходимость учета профессиональных стандартов в содержании ФГОС профессионального образования, дополнительных профессиональных программ, при проведении профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ;

• Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 года №584, в котором установлены требования к применению профессиональных стандартов в организациях государственного сектора;

• Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.04.2016 №14-0/ 10/В-2253 «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов», в котором определены основные направления и механизмы применения профессиональных стандартов в организациях.

Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» утвержден 2015 году и с 1 января 2017 года начал применяться работодателями при подборе кадров, приеме на работу, разделении и организации труда, организации образования специалистов и др.

Порядок применения профессиональных стандартов в регионах и организациях определен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №584 от 27.06.2016. С целью поэтапного перехода на профессиональные стандарты (к 01 января 2020 года) в образовательных организациях и психолого-педагогических и медико-социальных центрах должны быть разработаны планы по организации применения профессиональных стандартов, предусматривающие применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», включающие следующие сведения:

•потребность в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников;

• проведение соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;

• этапы, содержание и сроки применения профессиональных стандартов;

• перечень локальных нормативных актов организаций, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

В соответствии с законодательством профессиональный стандарт устанавливает квалификационные требования к образованию и опыту работы педагога-психолога, а также определяет (если требуется) особые условия допуска к работе, поэтому работодатель должен оценивать квалификацию специалиста на основе профессионального стандарта. В этой связи необходимо напомнить, что в соответствии с проф- стандартом у педагога-психолога (психолога образовательной организации) должно быть высшее образование по профилю профессиональной деятельности (указанной в стандарте). При этом необходимо учитывать, что, если педагог-психолог, работающий в образовательной организации, имеет высшее образование, не соответствующее ни одному из заявленных в профстандарте кодов Общероссийского классификатора специальностей по образованию, то данный специалист имеет потребность и должен иметь возможность получить дополнительное профессиональное образование (в том числе, если нужно, получить профессиональную переподготовку с дополнительной квалификацией). В том случае если у специалиста отсутствует высшее образование, то он имеет потребность в профессиональном образовании (высшем образовании по профилю профессиональной деятельности).

Профессиональный стандарт может быть применен работодателем как методический документ при определении должностных обязанностей педагога-психолога. Система описания профессиональной деятельности в профстандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» основана на требованиях Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и включает две обобщенные трудовые функции «А» и «Б».

В структуре обобщенной трудовой функции «А»: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ» описывается специфика содержания трудовой деятельности педагогов-психологов (психологов), работающих в образовательных организациях при проведении:

• психолого-педагогического и методического сопровождения реализации основных и дополнительных образовательных программ,

• психологической экспертизы (оценки) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций,

•  психологического консультирования субъектов образовательного процесса,

•  коррекционно-развивающей работы с детьми и обучающимися, в том числе работы по восстановлению и реабилитации,

•  психологической диагностики детей и обучающихся,

•  психологического просвещения субъектов образовательного процесса,

• психопрофилактики (профессиональной деятельности, направленной на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях).

В структуре обобщенной трудовой функции «В»: «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления» описывается специфика содержания трудовой деятельности педагогов-психологов (психологов), работающих в ППМС центрах при проведении:

• психологического просвещения субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,

• психологической профилактики нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,

• психологического консультирования лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,

• психологической коррекции поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,

• психологической диагностики особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Полученные в рамках реализации Дорожной карты Минобрнауки РФ по апробации и применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на 2015-2017 годы результаты деятельности региональных пилотных площадок показали, что эффективность перехода на применение профессионального стандарта и выполнение указанных выше условий могут быть обеспечены только специальной организацией управления процессами внедрения профессионального стандарта на территории субъекта РФ при активном участии и координации работ со стороны региональных органов управления образованием (в том числе, путем создания региональных рабочих групп по апробации и внедрению профессионального стандарта, разработки планов-графиков внедрения профессионального стандарта в регионе, образования региональных (муниципальных) площадок по апробации и внедрению профессионального стандарта).

Таким образом, к условиям эффективного поэтапного применения профстандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» следует отнести:

• организацию управления процессами внедрения профессионального стандарта на территории субъекта РФ путем создания региональных рабочих групп по апробации и применению профессионального стандарта, разработки планов-графиков внедрения профессионального стандарта в регионе, образования региональных (муниципальных) площадок по апробации и внедрению профессионального стандарта;

• включение в число приоритетных вопросов в рамках перехода к применению профессионального стандарта в субъекте Российской Федерации:

—    анализ сведений об имеющейся потребности региона в профессиональном образовании и (или) дополнительном профессиональном образовании работников;

—    организацию профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования в целях приведения квалификационных характеристик работников в соответствие требованиям профессиональных стандартов.

Опираясь на выявленный опыт в области применения профстандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в субъектах РФ [6], можно сформулировать требования по организации применения профессионального стандарта:

• анализ требований профстандарта к квалификации работников;

• анализ соответствия уровня образования и практического опыта работников требованиям проф- стандарта для данного вида деятельности;

• определение условий выявления и освоения работниками компетенций, заявленных в профстандарте, в том числе предусматривающих персонифицированный подход к профессиональному развитию специалиста, дополнительному профессиональному образованию;

• определение потребности в профессиональном или дополнительном профессиональном образовании в целях приведения квалификационных характеристик работников и их компетенций в соответствие профстандарту;

• формирование профессионального запроса на профессиональное или дополнительное профессиональное образование работников в соответствии с требованиями профстандарта и с учетом уровня образования специалиста, стажа работы в данной области, специфики его организации, индивидуальных профессиональных интересов и возможностей;

• организация профессионального или дополнительного профессионального образования по приведению в соответствие квалификационных характеристик и компетенций работников требованиям профстандарта.

С целью экспертно-методического сопровождения применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в режиме адаптации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и образовательных организаций в 2018 году проведено профессионально-общественное обсуждение практик применения профессионального стандарта, разработаны рекомендации по экспертно­методическому сопровождению применения профессионального стандарта1, а также проект положения о региональной пилотной площадке по применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Сведения о формировании в 2018 году пилотных площадок по применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в режиме адаптации сформированы на основании представлений субъектов Российской Федерации, а также с учетом практики апробации профессионального стандарта в 2015-2017 гг. (табл. 1).

В 2018 году в рамках экспертно-методического сопровождения применения профессионального стандарта ФГБОУ ВО МГППУ и общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» при поддержке и участии Минпросвещения России и Минтруда России были проведены семь всероссийских мероприятий, посвященных профессионально-общественному обсуждению основных мероприятий пилотных площадок по применению профессионального стандарта «Педагог- психолог (психолог в сфере образования)» в 2018 в режиме адаптации:

• серия вебинаров «Экспертно-методическое сопровождение применения профстандарта педагога-психолога» (16 мая, 8 июня 2018 г., более 2200 участников из 77 субъектов РФ);

• Всероссийский научно-практический семинар-совещание «Профилактика социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних» (3-4 апреля 2018 г., более 800 участников из 57 субъектов РФ);

• серия вебинаров «Экспертно-методическое сопровождение применения профстандарта педагога-психолога» (20 сентября, 5 октября, 2 ноября 2018 г., более 2000 участников из 77 субъектов РФ);

XIV Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональный стандарт педагога- психолога: вызовы и риски современного детства» (18-19 декабря 2018 г., более 600 участников из 65 субъектов РФ).

Информация о проведении данных мероприятий, в том числе презентации докладов, сборники статей и видеоотчеты, размещены на сайте ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (https://профстандартпедагога.рф).

Необходимо отметить, что для обеспечения эффективного перехода на профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» пилотным площадкам рекомендуется выполнить ряд основных задач:

• организация применения профессионального стандарта при формировании кадровой политики и управлении персоналом;

• обеспечение согласованности требований профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и основных профессиональных образовательных, а также дополнительных профессиональных образовательных программ;

• определение систем аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих применению в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

• организация межведомственного взаимодействия в условиях применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

• обеспечение разработки, утверждения и реализации региональной модели (дорожной карты) применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

• обобщение опыта применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на территории субъекта Российской Федерации.

Примеры организации работы по поэтапному переходу на применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образовfния)» с учетом специфики регионов представлены в табл. 2.
Профессионально-общественное обсуждение итогов экспертно-методического сопровождения внедрения профессионального стандарта педагога-психолога, организованное в 2018 году, позволяет констатировать следующие значимые результаты в развитии данной квалификации:
• становление на территории пилотных регионов России эффективной региональной системы уп-равления процессами внедрения профессиональ-ного стандарта, совершенствование моделей организации деятельности психологической служ¬бы на региональном (муниципальном) уровне, в том числе в условиях межведомственного взаимо-действия, с учетом требований профессионально¬го стандарта и развитие профессионализма педа¬гогов-психологов в решении проблем детства в соответствии с вызовами времени;
• развитие информационно-аналитического и мето-дического сопровождения применения професси-онального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в субъектах Российской Федерации и диссеминация эффективного реги-онального опыта применения профессионально¬го стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфе¬ре образования)» на территории субъектов Российской Федерации;
• определение условий эффективного применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и др.

п/п

Наименование субъекта РФ

Наименование координатора пилотной площадки

1.

Архангельская область

Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования города Архангельска «Городской центр экспертизы, мониторинга, психолого-педагогического и информационно-методического сопровождения «Леда»

2.

Белгородская область

Координационный совет по развитию психологической службы в системе образования Белгородской области

3.

Чувашская Республика

БОУ Чувашской Республики «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Министерства образования и молодежной политики Чувашской республики

4.

Владимирская область

ГАОУ ДПО ВО «Владимирский институт развития образования им. Л.И. Новиковой»

5.

Иркутская область

ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области»

6.

Калужская область

ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт развития образования»

7.

Карачаево-Черкесская Республика

Карачаево-Черкесский республиканский институт повышения квалификации работников образования

8.

Курская область

ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования»

9.

Ленинградская область

ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»

10.

Липецкая область

ГАУ ДПО Липецкой области «Институт развития образования»

11.

Московская область

ГБОУ МО ВО «Академия социального управления»

12.

Ненецкий автономный округ

ГБУ НАО «Ненецкий региональный центр развития образования»

13.

Нижегородская область

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

14.

Новгородская область

ГОБУ «Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

15.

Новосибирская область

ГБУ Новосибирской области

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования»

16.

Пермский край

ГКУ Пермского края «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

17.

Псковская область

Государственное управление образования Псковской области

18.

Республика Башкортостан

ГАУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан»

19.

Республика Ингушетия

ГБУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками»

20.

Республика Коми

ГОУ ДПО «Коми республиканский институт развития образования»

21.

Самарская область

ГБУ ДПО Самарской области «Региональный социопсихологический центр»

22.

Санкт-Петербург

ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования»

23.

Сахалинская область

Министерство образования Сахалинской области

24.

Свердловская область

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

25.

Тамбовская область

ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования»

Табл. 1. Перечень регионов, на территории которых образованы пилотные площадки по применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

 [1] Инструктивное письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации №07-132 от 13.09.2018 г.



 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Забродин Ю.М., Леонова О.И. Организация применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в режиме адаптации [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. №3. С. 19–29. doi:10.17759/psyedu.20170903033.
  2. Забродин Ю.М., Леонова О.И., Волошина И.А. О разработке профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. №3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/Zabrodin_Leonova_Voloshina.phtml (дата обращения: 27.06.2017).
  3. Забродин Ю.М., Рубцов В.В. Апробация, внедрение и применение профессиональных стандартов при решении задач образования и социальной сферы: этапы и перспективы // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М: МГППУ, 2016. С. 13–29.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» [Электронный ресурс] // СПС ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/71431038/#ixzz4sLs7Evz9 (дата обращения: 01.02.2018).
  5. Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. №514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy_informatsionnyy_blok/natsionalnyy_reestr_professionalnykh_standartov/reestr_professionalnykh_standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963 (дата обращения: 31.03.2018).
  6. Рубцов В.В., Забродин Ю.М., Леонова О.И. Апробация и применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: итоги регионального опыта // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. №1. С. 82–92. doi:10.17759/pse.2018230107.

Информация об авторах

Забродин Юрий Михайлович, доктор психологических наук, профессор, профессор, советник при ректорате, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8899-5572, e-mail: zabrodin_yuri@mail.ru

Леонова Олеся Игоревна, кандидат психологических наук, ведущий аналитик сектора развития квалификаций и профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров, «Московский государственный психолого-педагогический университет», исполнительный директор ФПО России, член президиума ФПО России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1440-5207, e-mail: olesya_leonova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1085
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 453
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4