Методики коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста

669

Аннотация

В статье представлен опыт применения различных методик по нивелированию тревожности и страхов у детей 5–6 лет в одном из дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) города Владимира. В обследовании участвовало 25 детей старшей группы детского сада, были применены методики: «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), рисуночный тест «Дом», с каждым ребенком индивидуально обсуждались особенности рисунка (цвет, форма, кто живет в домике). По результатам исследования были проведены консультации с родителями. Разработан и внедрен проект «Да, здравствует дружба, ура!» по сплочению детского коллектива и восстановлению дружелюбной коммуникации между детьми. Проведены несколько занятий индивидуальной коррекционной работы не только с детьми, но и с родителями воспитанников с очень высоким и высоким уровнем тревожности. Исследование и проведенная программа позволили сделать выводы о необходимости более подробного просвещения родителей в области взаимодействия с ребенком, так как большинство выявленных страхов, были заложены в процессе семейной коммуникации в возрасте от 2,5 до 4 лет.

Общая информация

Ключевые слова: детская тревожность, коррекция страхов, гармонизация детско-родительских отношений, психологическая атмосфера в семье

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160206

Для цитаты: Шахворостова Т.В. Методики коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 2. С. 42–46. DOI: 10.17759/bppe.2019160206

Полный текст

В современном мире самой основной проблемой для родителей становится все более стремительный темп жизни, который приводит к состоянию тревожности, стрессу. Родители не уделяют достаточно времени своим детям, их воспитанию, поведению, психоэмоциональному и физическому здоровью, что обуславливает возникновение частых проявлений тревожного поведения и у детей.

С проявлениями тревожности приходится сталкиваться не только родителям, психологам, но и воспитателям ДОУ, так как у детей старшего дошкольного возраста они проявляются наиболее ярко. Тревожное поведение — это социально дезадаптивное поведение, которое может быть вызвано многими факторами: отношением детей к своему социальному окружению, психологической обстановкой в семье, страхом врачей, воспитателей, различных сказочных существ и т. д. [3; 5]. В психологической литературе описано достаточное количество методов, методик и программ по нивелированию тревожности и работе со страхами, которые включают в себя методы песочной терапии, сказкотерапии, игровой терапии и т. д., эффективность описанных методов эмпирически доказана [1; 2; 4].

Однако необходимо разобраться с глубинной основой возникновения тревожности у детей 5-6 лет. В этом возрасте у детей на первый план выходит потребность в безопасности, и все факторы, которые представляют угрозу самому существованию ребенка, угрозу причинения ему боли, дискомфорта, вызывают у него проявления тревожности и страха.

Родителями и педагогами ребенок с завышенным уровнем тревожности расценивается как послушный, прилежный, иногда излишне скромный, выполняющий все поручения и просьбы. С точки зрения психологов, это ребенок, который находится в состоянии постоянного стресса, справиться с которым он сам не может, а взрослые часто не замечают психологических проблем или не уделяют их решению должного внимания [1; 2; 3]. В процессе онтогенеза ребенка тревожность переходит в страх, а далее с течением времени может перерасти в фобию. При этом взрослые не осознают, что большинство страхов у детей они закладывают сами, объясняя это попытками уберечь детей от возможных рисков для их жизни и здоровья [3; 5].

В программе психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду определено обязательное тестирование уровня тревожности у детей старшей группы. Проводится оно в начале февраля с применением методики «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Детям предлагается посмотреть набор картинок с различными ситуациями и пометить, какие из них вызывают у ребенка, нарисованного под картинками, радость, а какие его огорчают [4]. Выборку составили 25 детей в возрасте от 5 до 6 лет, из них 11 девочек и 14 мальчиков. По результатам исследования было выявлено, что у 56% детей — средний уровень тревожности, соответствующий возрастной норме, у 16% детей низкий уровень тревожности. У 22% детей обнаружен высокий и очень высокий уровень тревожности. Ситуации, которые вызывают наибольшую тревожность у детей, — агрессивное нападение, наказание, уборка игрушек. Педагогами отмечено, что бмногие дети, у которых выявлен высокий уровень тревожности, мало общаются со сверстниками. Они замкнуты, некоторые из них имеют проблемы с речью.

Детям с высоким и очень высоким уровнем тревожности было предложено нарисовать дом, чтобы выявить причину возникновения тревожности. Для рисования были выбраны в основном черный, коричневый, синий цвета. На некоторых рисунках дверь была прорисована нечетко (криво, маленькая, с замком). На других рисунках ее не было совсем. По результатам ответа на вопрос «Кто живет в этом домике?» были получены ответы, что там живет невиданное существо, оно всех ругает; что там плохо и холодно; что этот дом надо просто сжечь.

В результате бесед с родителями данных детей были выявлены довольно интересные факты, которые легли в основу проведенной не только с детьми, но и со взрослыми коррекционной работы.

Для объединения детского коллектива и восстановления коммуникации между детьми психологом и воспитателями был реализован проект «Да здравствует дружба, ура!».

Цель проекта: создать условия для образования дружного коллектива в группе.

Задачи проекта:

1)    формирование дружеских отношений в детском коллективе;

2)    формирование отношения к дружбе путем продуктивной деятельности педагогов, родителей и детей;

3)    раскрытие, формирование и закрепление представления о понятии «дружба»;

4)  развитие навыков дружеского общения и сотрудничества при помощи коммуникативных игр и сказкотерапии, чтения художественной литературы;

5)     закрепление знаний о понятиях «дружба», «взаимопомощь», «взаимовыручка», «доброта».

Основные этапы проекта и деятельность участников: воспитателей, психолога, детей и родителей, — отражены в табл. 1.

По результатам проведения проекта в группе были выстроены коммуникативные связи между детьми. Рисование портрета друга позволило многим детям с высоким уровнем тревожности, вызванном проблемами с речью, осознать, что для их друзей в группе это не играет никакой роли. Только излишне тревожные установки родителей по поводу отставания речи внедрили неуверенность в себе и тревожность у их детей.

В сказке, которая была придумана педагогами, главным персонажем был страшный жук, который всех задевал, со всеми ругался, но в результате понял, что надо со всеми дружить. Другие жучки и паучки помогли ему в этом.

При подготовке к постановке сказки главная роль жука была отдана мальчику, у которого наблюдались проблемы с речью, он был замкнут в себе и мало общался и играл со сверстниками, постоянно старался избежать контакта с ними. После беседы с ним и его мамой было принято решение помочь ребенку получить свою «минуту славы» и восстановить уверенность в себе. Во время репетиций обстановка в группе была дружеской, педагоги исподволь, объясняя внешний вид, поведение героев, просили детей повторить их. Сказка была прекрасно принята детьми других групп, исполнители ролей в сказке перебороли свое тревожное состояние.

 

Таблица 1

Алгоритм деятельности участников проекта


Деятельность участников проекта

 

Этапы


Педагоги

Дети

Родители

I этап.

Введение в проект (мотивация)

Чтение и обсуждение художественной литературы на тему: «Что мы знаем о дружбе?»

Рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов, слушание детских песен о дружбе, обсуждение, беседа по музыкальным и художественным произведениям.

Беседа с детьми о понятии «Дружба», чтение и обсуждение художественной литературы, совместный просмотр мультфильмов о дружбе.

II этап. Реализация проекта            |

1 этап.

Нарисуй портрет друга (продуктивная деятельность)

Объяснение и показ приемов рисования портрета пластилином. Театр воспитателя.

Рисование пластилином портрета друга.

Составление рассказа о друге.

2 этап. Исследование понятия «дружба»

Консультации с родителями по поводу детско- родительского исследования на тему «Что такое дружба, каждый понимает по-своему».

Интервью соседей, знакомых и родных на тему «Что такое дружба?».

Запись высказываний и создание коллажа «Ромашка дружбы».

3 этап.

Конструктивная деятельность в рамках проекта

Пояснение темы «Как умеешь ты дружить, расскажи!».

Сюжетное конструирование на тему «Эти дружные животные».

Изготовление книжек-самоделок.

 

4 этап.

Постановка сказки о дружбе

Постановка сказки.

Разучивание слов, репетиция сказки.

Изготовление костюмов к сказке.

III этап.

Показ сказки всем группам садика

Организация детей и помощь в показе сказки.

Работа в качестве актеров.

Организация чаепития «Моя группа и я дружная семья!».

 

Когда старшая группа выходила на прогулку и шла мимо участков других групп, юных актеров узнавали. Им это было очень приятно. Результатом проведения проекта явилась нормализация уровня тревожности у 14% детей из 22%. Проект «Да здравствует дружба, ура!» получил диплом второй степени на всероссийском конкурсе проектов по сопровождению образовательного процесса в ДОУ психологом и логопедом.

Необходимость дальнейшего выяснения причин состояния очень высокого уровня тревожности у двух детей потребовала проведения дополнительных сеансов коррекционной работы с родителями, так как дети категорически избегали общения на тему уже практически укоренившихся страхов, которые постоянно их тревожили.

У одного мальчика 5,5 лет были большие проблемы с посещением туалета, вследствие чего ребенок страдал запорами. В результате коррекционной работы с мамой ребенка было выявлено, что имело место агрессивное поведение старшей сестры мальчика из-за чувства ревности.

Мама, в свою очередь, рассказала, что ребенок не ходит в туалет не в результате брезгливого отношения к общественному туалету, а из-за страха, что в туалете живет монстр, который может убить ребенка. Была применена методика коррекции деструктивных конструктов поведения [6]. Методика основана на теории поля К. Левина и трансгенерационном подходе. Психолог оперирует предметами-заместителями, которым присваивается роль основных действующих лиц, и происходит инсценировка ситуации, похожая на метод психодрамы Я. Морено. Если работа идет с детьми, то предметами заместителями могут быть обычные конфеты в различных обертках, что оказывается очень интересным и привлекательным. С помощью этой методики можно работать и с тревожностью, и со страхами, укоренившимися у детей в процессе их онтогенеза (через неосознанную передачу родительских установок) [6].

С матерью ребенка на предметах было произведено проигрывание данной ситуации. Мама взяла на себя роль ребенка, психолог взял на себя роль монстра (ребенок в проигрывании не участвовал). Было выявлено, что старшая сестра мальчика рассказала ему сказку о монстре в туалете, который выходит, когда люди находятся в помещении, и убивает их. Поэтому ребенок боялся идти в туалет, проверяя каждый раз наличие или отсутствие монстра. Поделиться с мамой или папой он боялся, так как коммуникация между ними не была выстроена должным образом. Для нивелирования данного страха было предпринято еще несколько консультаций с мамой, ребенком. Только спустя несколько месяцев ребенок осознал отсутствие опасности для своей жизни при посещении туалета.

Очень часто высказывания или запугивания родителей, старших братьев, сестер, воспитателей, нянечек и т. д. могут серьезно повлиять на возникновение тревожности и укоренение ее как страха у детей. Возникает необходимость психологической просветительской деятельности с родителями и педагогами, а также младшим педагогическим персоналом ДОУ для профилактики развития у детей состояния тревожности. Детям следует объяснять возможную опасность, чтобы они осознавали степень риска для своего здоровья и жизни при возможном разговоре с чужим человеком, при переходе дороги, при посещении различных людных мест и т. д. Только при понимании степени опасности ребенок начинает не только осознавать ее сам, но и предостерегать своего сверстника и предупреждать воспитателя о возникновении опасной ситации.

Необходимо отметить особую роль родителей в профилактике состояния тревожности и подавленности у ребенка, которая напрямую зависит от психоэмоциональной атмосферы в семье ребенка. В процессе работы с нивелированием страхов и тревожности у нас был ребенок, с тревожностью которого психологи справиться не смогли. В семье ребенка были очень сложные отношения между родителями. Несмотря на большое количество консультаций и бесед с ними и ребенком, ситуация не изменилась. Ребенок видел дома постоянные скандалы, слышал взаимные оскорбления родителей в адрес друг друга. Все это, естественно, отрицательно сказывалось на его психологическом и физическом здоровье. В дальнейшем семья распалась.

Таким образом, по результатам проведенной работы из 22% детей с высоким и очень высоким уровнем тревожности удалось нормализовать его у 18% детей. Необходимо отметить большое влияние психоэмоциональной атмосферы в семьях воспитанников. В тех семьях, где родители, несмотря на свою большую занятость, уделяют большое внимание адекватному воспитанию детей, профилактике их безопасности, беседуют с ними о возможных ситуациях, в которых детям может грозить опасность, тревожность у детей оказывается на уровне возрастной нормы. В семьях, где есть проблемы с коммуникацией, пониманием и принятием друг друга, страх отвержения ребенка другими детьми вследствие его проблемы с речью и т. д., уровень тревожности у детей выше среднего.

Необходимо более внимательное и серьезное отношение к проблеме исследования тревожности у детей в старшей группе ДОУ, так как высокий и очень высокий уровень ее свидетельствует о проблемах ребенка в социальной адаптации и принятии себя как развивающейся личности, что приводит к серьезным последствиям у этих ребят в дальнейшей жизни.

 

Литература

  1. Колягина В.Г. Арт-терапевтические методы психокоррекционной работы по нормализации эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Т. 4. № 2. С. 98–114. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2015/n2/Kolyagina.shtml (дата обращения: 11.08.2019).
  2. Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста (с использованием песочной терапии) / Е.Л. Емельянова [и др.] // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2015. Т. 24. № 2. С. 30–38.
  3. Кочетова Ю.А. Психологическая коррекция детских страхов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. № 1. URL: http://psyjournals.ru/files/50825/psyedu_ru_2012_1_Kochetova.pdf (дата обращения: 11.08.2019).
  4. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: Гном и Д, 2002. 168 с.
  5. Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями) [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2011. № 6. URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 11.08.2019).
  6. Шахворостова Т.В., Зобков А.В., Писненко А.Г. Методика коррекции деструктивных конструктов поведения человека средствами анализа семейных сценариев и мифов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 3. С. 63–68.

Информация об авторах

Шахворостова Т.В., кандидат психологических наук, ассистент кафедры «Общая и педагогическая психология», ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых», Россия, e-mail: eugenij96@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1961
В прошлом месяце: 34
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 669
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 4