Формирование профессионально-личностной идентичности педагогов дополнительного образования

275

Аннотация

В статье освещены результаты научно-исследовательской работы, направленной на теоретическое обоснование и экспериментальную проверку психолого-педагогических условий формирования профессиональной идентичности педагогов системы дополнительного образования в процессе их профессиональной деятельности. В рамках теоретического обоснования рассмотрено понятие «идентичность» в контексте личного развития и профессионального становления, определены механизмы ее формирования и критерии оценки уровня профессионально-личностной идентичности педагогов; подобраны диагностические методики для экспериментального исследования и определены интерактивные обучающие формы и методы работы с педагогами. В рамках рассмотрения результатов экспериментальной деятельности представлено описание модульной психолого-педагогической программы формирования профессионально-личностной идентичности педагогов дополнительного образования «Азбука профессионально-личностного роста» и результаты мониторингового исследования ее эффективности.

Общая информация

Ключевые слова: профессионально-личностная идентичность, саморазвитие, идентификация, мотивы профессиональной деятельности

Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160309

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в проведении исследования научного руководителя исследования Лыфенко А.В., кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

Для цитаты: Свободина Ю.В., Христофорова Е.В. Формирование профессионально-личностной идентичности педагогов дополнительного образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 3. С. 123–130. DOI: 10.17759/bppe.2019160309

Фрагмент статьи

Современные подходы к процессу образования определяют личность в качестве ведущей движущей силы этого процесса. Причем личность педагога так же важна, как и личность учащегося.

Литература

  1. Алиева М.А. [и др.] Тренинг развития жизненных целей. СПб: Речь, 2012.
  2. Антонова Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 23–30.
  3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психолого-педагогической диагностике. СПб: Питер, 2015.
  4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 512 с.
  5. Лукьянов О.В. Проблема становления идентичности в эпоху социальных изменений. Томск: Изд-во ТГУ, 2014.
  6. Павленко В.М. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 135–150.
  7. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2012. 234 с.
  8. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 года № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс. URL: http://dopedu.ru/attachments/article/87/profstandart-pdo.pdf (дата обращения: 05.08.2019).
  9. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. Т. 2. М.: ВЛАДОС, 2015.
  10. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/ (дата обращения: 12.02.2020).
  11. Свободина Ю.В. Психолого-педагогическая диагностика как важное условие оценки профессиональной и личностной идентичности педагогов // Модернизация содержания педагогического образования: проблема и пути решения: сборник статей / Под общ. ред. д. пед. наук, профессора Р.К. Сережниковой. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2017. С. 350.
  12. Свободина Ю.В., Лыфенко А.В. Реальный и идеальный «Образ Я» в структуре профессионально-личностной идентичности педагогов // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки. Калуга: КГУ имени К.Э. Циолковского, 2017. С. 162.
  13. Христофорова Е.В., Свободина Ю.В. Методические рекомендации по организации психолого-педагогического мониторинга в учреждении дополнительного образования // От слова к делу: из опыта работы с детьми, проявляющими способности и таланты. Информационно-методический сборник / Сост. Зиновьева Е.И., Мареева И.Н. Калуга: Эйдос, 2019. 231 с.
  14. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.: МОСУ, 2001. 256 с.

Информация об авторах

Свободина Ю.В., педагог-психолог, МБОУДО «Детско-юношеский центр космического образования «Галактика», Калуга, Россия, e-mail: ysvobodina@bk.ru

Христофорова Е.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, МБОУДО «Детско-юношеский центр космического образования «Галактика», Калуга, Россия, e-mail: 79105436162@ya.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 751
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 275
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6