Вестник практической психологии образования
2019. Том 16. № 3. С. 123–130
doi:10.17759/bppe.2019160309
ISSN: 2658-3100 (online)
Формирование профессионально-личностной идентичности педагогов дополнительного образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессионально-личностная идентичность, саморазвитие, идентификация, мотивы профессиональной деятельности
Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160309
Благодарности. Авторы благодарят за помощь в проведении исследования научного руководителя исследования Лыфенко А.В., кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.
Для цитаты: Свободина Ю.В., Христофорова Е.В. Формирование профессионально-личностной идентичности педагогов дополнительного образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 3. С. 123–130. DOI: 10.17759/bppe.2019160309
Полный текст
Изменения, происходящие в российском обществе, приводят к повышению требований к профессионализму специалистов, к необходимости включения их в постоянный процесс саморазвития, самообразования и самопроектирования.
Современные подходы к процессу образования определяют личность в качестве ведущей движущей силы этого процесса. Причем личность педагога так же важна, как и личность учащегося. От того, насколько педагог ориентирован на свою профессиональную деятельность, осознает ее ценность и социальную значимость, готов к реализации профессионально-личностной рефлексии и профессиональному саморазвитию, зависит успешность педагога в профессии и его компетентность в области решения современных проблем общества.
Это приводит нас к понятию личностной идентичности, в рамках которой ведущей тенденцией становится познание себя и собственных возможностей.
Исследования процесса формирования идентичности имеют свою историю. В отечественной и зарубежной литературе к данной тематике обращаются философы, социологи, психологи, такие как Э. Эриксон, Ж. П. Сартр, Э. Фромм, Р.М. Алейник, Л.П. Буева, И.С. Вдовина, И.С. Кон, О.В. Лукьянов и многие другие. Проблема формирования профессиональной идентичности педагогов нашла отражение в трудах доктора психологических наук Л.Б. Шнейдер.
Все большее значение в отечественном образовании начинает играть система дополнительного образования. В Концепции развития дополнительного образования в РФ говорится о том, что именно «дополнительное образование выступает механизмом формирования ценностей, мировоззрения и идентичности подрастающего поколения» [10]. Принят профессиональный стандарт педагога дополнительного образования, в котором нашли отражение требования к профессиональным и личностным качествам педагогов.
Поэтому на передний план выходит решение проблемы формирования профессионально-личностной идентичности педагогов дополнительного образования.
Разрешение противоречия между возросшими требованиями к уровню профессионально-личностной идентичности педагогов и недостаточной разработанностью научно-методических подходов к ее формированию у педагогов определило проблему нашего исследования: каковы педагогические условия формирования профессионально-личностной идентичности педагогов системы дополнительного образования в процессе их профессиональной деятельности.
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка психолого-педагогических условий формирования профессиональной идентичности педагогов системы дополнительного образования в процессе их профессиональной деятельности.
Объектом исследования является процесс формирования профессионально-личностной идентичности педагогов дополнительного образования.
Предметом исследования — психолого-педагогические условия формирования профессиональной идентичности педагогов системы дополнительного образования в процессе их профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
— уточнить содержание понятий «идентичность личности», «профессиональная идентичность», «формирование профессионально-личностной идентичности педагогов»;
— определить структуру профессионально-личностной идентичности педагогов и этапы ее формирования в процессе профессиональной деятельности педагогов;
— сформулировать и экспериментально проверить результативность психолого-педагогических условий формирования профессионально-личностной идентичности педагогов системы дополнительного образования в процессе их профессиональной деятельности;
— разработать методические рекомендации формирования профессионально-личностной идентичности педагогов системы дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «формирование профессионально-личностной идентичности педагогов»; в определении структуры профессионально-личностной идентичности педагогов и этапов ее формирования в процессе профессиональной деятельности педагогов.
Практическая значимость исследования заключается в апробации психолого-педагогических условий формирования профессионально-личностной идентичности педагогов системы дополнительного образования.
Среди рассмотренных определений понятия «идентичность» наиболее систематизированным и всесторонним, на наш взгляд, является определение, данное отечественным психологом О.В. Лукьяновым. Он, основываясь на теории саморазвивающихся систем, определяет идентичность личности как «системную характеристику человека как открытой системы, способом существования которой является саморазвитие, заключающееся в способности человека удерживать непрерывность своего «Я» в потоке пространственно-временных трансформаций» [5, с. 333].
Проблема профессиональной идентичности достаточно подробно отражена в одноименной книге Л.Б. Шнейдер. В рассматриваемом понятии основными составляющими являются: профессиональное самоопределение, профессиональные планы, профессиональное самосознание. Они складываются в профессиональный жизненный план [14].
Комплексный анализ научной литературы позволяет раскрыть содержание понятия «профессионально-личностная идентичность» в следующих ключевых параметрах (критериях):
— процесс идентификации с идеальным профессионально-личностным образом «Я»;
— процесс внутренней профессионально-личностной рефлексии;
— профессионально-личностные смыслы и ценности, ориентирующие саморазвитие личности (мотивы профессиональной деятельности, профессиональная направленность личности) [2; 5; 14].
В соответствии с этими критериями, а также на основе анализа отечественных теорий формирования личности (Л.С. Выготского, Л.А. Петровской, А.В. Петровского), исследователи Антонова Н.В., Белоусова В.В. выделили три механизма формирования профессионально-личностной идентичности:
— идентификация со значимыми другими;
— интериоризация мнений других людей о себе;
— самоопределение [2].
Действие этих механизмов представлено авторами в динамической модели формирования профессионально-личностной идентичности.
1.Диффузная идентичность — отправная точка развития идентичности, свойственная для младенческого возраста, когда ребенок не знает «кто он».
2.Преждевременная идентичность — формируется в результате действия механизмов идентификации и интериоризации.
3. Достигнутая идентичность:
— (сильная открытая) механизм развития — разрешение профессионально-личностного кризиса; — (стабильная закрытая) включение механизмов защит и отрицания кризисного состояния [2].
Апробация (результативности психолого-педагогических условий формирования профессионально-личностной идентичности педагогов системы дополнительного образования) была организована на базе МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Дом детского творчества». В экспериментальной части исследования приняли участие 32 педагога дополнительного образования. Среди них 9 молодых специалистов, 5 — со стажем более 10 лет и 18 человек со стажем более 15 лет.
На констатирующем этапе психолого-педагогического эксперимента необходимо было определить уровень сформированности профессионально-личностной идентичности педагогов.
Уровни сформированности профессиональной идентичности педагогов представляют собой интегративные характеристики, определенные на основе выделенных ранее критериев.
Для сформированности профессиональной идентичности на высоком уровне характерны выраженная положительная корреляция с идеальным профессионально-личностным образом «Я»; неалекситимический тип личности1 с высоким уровнем профессиональной рефлексии; оптимальный мотивационный комплекс с преобладанием внутренних мотивов профессиональной деятельности; профессиональная направленность на труд в реальной и идеальной позиции.
Для сформированности профессиональной идентичности на среднем уровне характерны выраженная положительная корреляция с идеальным профессионально-личностным образом «Я»; неалекситимический тип личности со средним уровнем профессиональной рефлексии; оптимальный мотивационный комплекс с выраженным значением внешних положительных мотивов профессиональной деятельности; профессиональная направленность на труд в реальной и идеальной позиции.
Для сформированности профессиональной идентичности на низком уровне характерны слабая либо выраженная отрицательная корреляция с идеальным профессионально-личностным образом «Я»; переходный либо алекситимический тип личности с низким уровнем профессиональной рефлексии; неоптимальный либо неблагоприятный мотивационный комплекс с преобладанием внешних отрицательных мотивов профессиональной деятельности; профессиональная направленность на эксплуатацию либо паразитизм в одной или обеих позициях.
Для определения у каждого педагога уровня развития профессиональной идентичности использовались следующие диагностические методики:
— Опросник на основе Торонтской алекситимической шкалы, апробированной в Институте им.В.М. Бехтерева [9];
— Методика определения уровня сформированности профессиональной рефлексии педагогов А.В. Карпова (по О.В. Калашниковой) [11];
— Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси [11];
— Методика EOF [11];
— Методика изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфир в модификации А.А. Реана [11].
В результате проведения диагностических мероприятий были получены следующие результаты: 22% педагогов находятся на высоком уровне сформированности профессионально-личностной идентичности, 25% педагогов — на среднем уровне; 53% педагогов — на низком уровне.
Кроме того, анализ результатов диагностики по критерию идентификации с идеальным профессионально-личностным образом «Я» позволил выявить следующие закономерности.
1. Испытуемые включили следующие качества в портрет идеального педагога:
— трудолюбие (43,75%)
— практичность (37,5%)
— надежность (37,5%)
— справедливость (37,5%)
— искренность (31,25%)
— доброта (31,25%)
— убежденность (31,25%)
— рассудительность (25%)
— самокритичность (25%)
2. При этом у 50% опрошенных педагогов выражена слабая корреляция с идеальным образом «Я», что может быть связано с трудностями профессионально-личностной рефлексии.
Анализ результатов по критерию «профессионально-личностная рефлексия» позволил выявить следующие закономерности.
1. По показателям самооценки качества личностной рефлексии педагоги были разделены на 3 группы:
— неалекситимический тип (эффективный) — 54%;
— алекситимический тип (неэффективный) — 14;
— переходный тип (затруднения в процессе рефлексии) — 32%.
2. Диагностика особенностей профессиональной рефлексии показала, что педагоги с алекситимическим и переходным типом личности чаще испытывают затруднения и в процессе профессиональной рефлексии (низкий уровень у 28% и 12%, соответственно).
По критерию «мотивы профессиональной деятельности»: у 58% педагогов выражен оптимальный мотивационный комплекс с преобладанием внутренних мотивов профессиональной деятельности. У 42% опрошенных оказались значимы внешние отрицательные мотивы профессиональной деятельности.
Диагностика по критерию «направленность личности в рамках общественного труда» показала, что 56% опрошенных педагогов на данный момент отмечает у себя малоэффективную в рамках общественного труда личностную направленность, ориентированную на эксплуатацию других или паразитизм.
Идеальный образ «Я» в рамках направленности личности показывает позитивную тенденцию на процесс идентификации себя с личностью, ориентированной на общественно-полезный труд у 69% педагогов.
Для проведения формирующего этапа психолого-педагогического эксперимента испытуемые педагоги были разделены нами на две группы (экспериментальную и контрольную), однородные по признаку уровня развития профессиональной идентичности.
Формирующий этап психолого-педагогического эксперимента был ориентирован на апробацию психолого-педагогических условий формирования профессиональной идентичности педагогов системы дополнительного образования.
Данные условия были реализованы в содержании модульной программы профессионального развития «Азбука профессионально-личностного роста» и технологии ее реализации.
Программа включает шесть тематических модулей, нацеленных на формирование объемного профессионального образа «Я» у педагогов дополнительного образования:
— «Идентификация с идеальным профессиональным образом; анализ содержания Профстандарта педагога дополнительного образования»;
— «Самооценка в профессиональной деятельности»;
— «Мой образ в профессии»;
— «Я и мои цели» (алгоритмы эффективного целеполагания);
— «Роли, которые я играю»;
— построение индивидуального плана саморазвития (применение алгоритма).
Данная программа не является программой повышения квалификации. Основной принцип участия педагогов в реализации программы — добровольность.
В ходе реализации каждого модуля использовались следующие психолого-педагогические формы и методы обучения: интерактивная лекция, семинар с элементами тренинга, психологические тренинги, кейс-методика, мозговой штурм, дискуссия, фокус-группа, деловые и ролевые игры, самодиагностика, групповая рефлексия, конференции и другие. Одним из важных результатов реализации программы стали составление и презентация педагогами индивидуального плана профессионально саморазвития.
Программу можно охарактеризовать как среднесрочную — сроки ее реализации 4 месяца (октябрь 2017— февраль 2018).
После апробации программы была проведена повторная диагностика в контрольной и экспериментальной группах с использованием описанных выше диагностических методик.
При оценке результатов на данном этапе мы учитывали тот фактор, что процесс формирования профессионально-личностной идентичности шел у педагогов как контрольной, так и экспериментальной групп, так как данный процесс является непрерывным в контексте профессиональноличностного развития человека. Однако в экспериментальной группе он носил осознанный целенаправленный характер, а в контрольной группе — неосознанный и стихийный.
В результате большинство педагогов экспериментальной группы по уровню развития профессионально-личностной идентичности перешли на более высокий уровень (31% — высокий уровень, 53% — средний уровень), что отражено в положительной динамике по следующим критериям:
— по критерию идентификации с идеальным профессионально-личностным образом «Я» это выразилось в тенденции к общему повышению самооценки педагогов;
— по критерию «профессионально-личностная рефлексия» выражено снижение показателей алекситимии;
— по критерию «мотивы профессиональной деятельности» положительная динамика выразилась в оптимизации мотивационного комплекса у большинства педагогов;
— направленность личности в экспериментальной группе также имеет положительную тенденцию (в реальной и идеальной интерпретации преобладает направленность на труд).
Так как данные критерии составляют структуру профессионально-личностной идентичности педагогов, мы имеем право говорить о доказанности гипотезы исследования
В контрольной группе динамику рассматриваемого процесса можно охарактеризовать как нулевую, так как значимой разницы между результатами первичной и повторной диагностики выявить не удалось (высокий уровень профессионально-личностной идентичности — 19%; средний уровень — 31%; низкий уровень — 50%).
Благодарности
Авторы благодарят за помощь в проведении исследования научного руководителя исследования Лыфенко А.В., кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.
[1]Алекситимия — это психологическая особенность личности, при которой затрудняется идентификация своих и чужих эмоциональных состояний, снижается способность к фантазированию, образному мышлению, символизации и категоризации, что осложняет процесс коммуникации с окружающими людьми (прим. ред.).
Литература
- Алиева М.А. [и др.] Тренинг развития жизненных целей. СПб: Речь, 2012.
- Антонова Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 23–30.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психолого-педагогической диагностике. СПб: Питер, 2015.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 512 с.
- Лукьянов О.В. Проблема становления идентичности в эпоху социальных изменений. Томск: Изд-во ТГУ, 2014.
- Павленко В.М. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 135–150.
- Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2012. 234 с.
- Приказ Минтруда России от 08.09.2015 года № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс. URL: http://dopedu.ru/attachments/article/87/profstandart-pdo.pdf (дата обращения: 05.08.2019).
- Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. Т. 2. М.: ВЛАДОС, 2015.
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/ (дата обращения: 12.02.2020).
- Свободина Ю.В. Психолого-педагогическая диагностика как важное условие оценки профессиональной и личностной идентичности педагогов // Модернизация содержания педагогического образования: проблема и пути решения: сборник статей / Под общ. ред. д. пед. наук, профессора Р.К. Сережниковой. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2017. С. 350.
- Свободина Ю.В., Лыфенко А.В. Реальный и идеальный «Образ Я» в структуре профессионально-личностной идентичности педагогов // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки. Калуга: КГУ имени К.Э. Циолковского, 2017. С. 162.
- Христофорова Е.В., Свободина Ю.В. Методические рекомендации по организации психолого-педагогического мониторинга в учреждении дополнительного образования // От слова к делу: из опыта работы с детьми, проявляющими способности и таланты. Информационно-методический сборник / Сост. Зиновьева Е.И., Мареева И.Н. Калуга: Эйдос, 2019. 231 с.
- Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.: МОСУ, 2001. 256 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 859
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 322
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4