Профилактика агрессивного поведения подростков посредством психологического тренинга

1126

Аннотация

В статье рассматривается понятие психологического кризиса в жизни подростков как процесса развития личности, с одной стороны. А с другой — как фактора, создающего психофизическое напряжение, которое, не находя выхода, приводит в результате к повышенной личностной тревожности. Накапливаясь и не находя разрешения, тревожность реализуется в коммуникации во внешнее окружение через агрессивное поведение. С целью выхода из этой ситуации, профилактики агрессивности, для минимизации внутреннего напряжения и понижения уровня тревожности подростков — были определены ключевые направления профилактической работы. С опорой на них разработана комплексная психологическая тренинговая программа с применением телесно ориентированных техник и когнитивно-поведенческих методик. Программа была апробирована и показала положительный результат, понизив посредством тренинговых занятий уровень агрессивности от высокого к низкому.

Общая информация

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, кризис, профилактика , психологический тренинг, тревожность

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160303

Для цитаты: Удалов А.Н. Профилактика агрессивного поведения подростков посредством психологического тренинга [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 3. С. 68–73. DOI: 10.17759/bppe.2019160303

Полный текст

Ребенок в процессе своего роста и развития следует неизбежному течению времени, проживая последовательно один возрастной период за другим. Он претерпевает закономерную как количественную, так и качественную трансформацию, отражающуюся в изменениях физической формы, психических процессов и социализации. Как отмечал Л.С. Выготский, каждая стадия возрастной периодизации отличается своей ситуацией развития «исключительным, единственным и неповторимым отношением между ребенком и окружающей его действительностью» [5].

Переходы от одного возрастного периода к другому неминуемо влекут за собой психологические кризисы. Они порождаются, прежде всего, несоответствием между способностями, сформированными на более раннем возрастном этапе (с одной стороны), а с другой — новыми требованиями окружающей среды. Иначе это можно еще обозначить как конфликт между «я могу» и «я хочу». По Л.С. Выготскому, «кризис — это резкий скачок развития, период качественных преобразований... перестройка социальной ситуации развития» [5].

Л.И. Божович предлагает рассматривать кризисы как переломные этапы онтогенетического развития личности, когда у ребенка появляются новые потребности и они определяют его взаимоотношения с социальной действительностью [1]. По мнению К. Г. Юнга, кризис — это «столкновение сознания с задачами, до которых оно еще не доросло».[8] Это время, когда прежние стандарты — как поведения, так и мышления — уже неэффективны и требуют перехода на новый уровень.

В онтогенезе человека подростковый кризис отличается особой сложностью и приходится примерно на возраст 12-14 лет. В этот период более быстрыми темпами идет физическое и умственное развитие, что влечет за собой изменения уровня познавательных интересов, интеллекта и способностей. По-иному начинают строиться взаимоотношения: выступая против обращения с ними, как с маленькими, подростки предъявляют как к себе, так и ко взрослым повышенные требования. Помимо прочего, данный период усугубляется половым созреванием ребенка, создавая посредством влияния гормонов дополнительную нагрузку на растущий организм. Подросток совершает огромный прыжок из детства во взрослость, из ребячества — в самостоятельность и ответственность. Растет внутреннее напряжение, и, как следствие, повышается раздражительность.

Кризис, заставляя человека меняться, обеспечивает ему отличную возможность для развития, вместе с этим, в настоящем моменте создает интенсивное психофизическое напряжение, которое, в свою очередь, приносит телесную и душевную боль. Ожидание неприятностей провоцирует рост тревожности. Тело, пытаясь от нее избавиться, блокирует непрожитые состояния в мышцы. Процесс растягивается во времени, повторяясь от ситуации к ситуации. Недовольство нарастает; тревога, накапливаясь и забирая силы, провоцирует проявление агрессивности. На этом этапе говорить об управлении эмоциями уже не имеет смысла. Они выходят из-под контроля, и «поведение становится источником физических и душевных страданий для близких людей, ведь агрессивное поведение, по определению, осуществляется только в контексте социального взаимодействия» [3].

Агрессивное поведение в подростковом возрасте — неприятное для окружения, но естественное явление. Только таким образом растущий организм, как ему кажется, имеет возможность найти решение своих внутренних конфликтов, а также сбросить психическую и телесную напряженность. В зависимости от характера подростка и его индивидуальных особенностей агрессивность может иметь разные формы выражения: физическое насилие, угрозы, крик, злые шутки, грубые слова, обидчивость, протест, молчание. Причинами, усиливающими проявление агрессивности в этот период, являются семья и непонимание подростка в ней; негативное влияние компьютерных игр, просмотр журналов, Интернета, телевизора. Но, несмотря на все это, любой кризис и проявление агрессивности в нем есть закономерный этап развития ребенка, и задача родителей, педагогов, психологов помочь подростку прожить это время так, чтобы он как можно меньше травмировал себя и окружающих.

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать заключение: ситуации извне создают напряжение. Оно, в свою очередь, закрепляясь в теле, питает тревожность, повторяемость уплотняет зажим и в социальном взаимодействии провоцирует агрессию. Следовательно, чтобы воздействовать на агрессивность как форму социального поведения, необходимо минимизировать влияние внешних причин, решить вопрос с мышечным напряжением тела и научить подростка выстраивать иные модели коммуникации. Исходя из этого, мы можем выделить ключевые направления, в рамках которых будет строиться профилактическая работа: — повышение самооценки;

—     развитие эмпатии;

—     снижение уровня агрессивности, тревожности и страха социальных контактов;

—     обучение выражению собственной агрессии безопасным способом;

—     формирование внутреннего самоконтроля и навыка находить выход из трудных ситуаций.

 

Для подготовки правильно выстроенной комплексной тренинговой программы будет верным опереться на структуру возрастного периода, что позволит найти нужные инструменты, точечно воздействующие на проблему. В подростковый период социальная ситуация развития характеризуется расширением сферы активности и изменением отношений как со взрослыми, так и со сверстниками. Возросшая мера ответственности и увеличение времени занятости приводят подростка в стрессовое состояние, и сколько бы он ни уделял времени отдыху, напряжение становится хроническим состоянием, что приводит к созданию устойчивых мускульных паттернов и активизирует состояние тревожности. В данном случае целесообразным будет включить в профилактическую программу специально подобранные телесно-ориентированные техники.

В подростковый период ведущая деятельность направлена на познание межличностных отношений, на усвоение норм социального поведения. В этот период подростки объединяются в группы и больше времени проводят со сверстниками. Именно поэтому психологический тренинг более всего подойдет как форма групповой работы и способ тренировки и усвоения правил и моделей коммуникации. А также будет способствовать развитию самопознания и формированию чувства взрослости.

Исходя из этого, цель нашего исследования была сформулирована следующим образом: разработка и экспериментальная проверка комплексной психологической тренинговой программы с применением телесно-ориентированных техник и когнитивно-поведенческих методик для профилактики тревожности, и агрессивного поведения подростков.

Рабочая гипотеза: соединение в комплексной тренинговой программе телесно-ориентированных техник с когнитивно-поведенческими методами позволит, убирая внутреннее напряжение, мышечные блоки и обучая конструктивным моделям поведения в коммуникации, влиять на психофизическое состояние подростка и в результате даст снижение уровня и тревожности, и агрессивности.

В программе участвовали учащиеся общеобразовательных школ г. Омска в возрасте 12-14 лет в количестве 96 человек (54 девочки и 42 мальчика). Для сравнительной диагностики в эксперименте была сформирована контрольная группа подростков, которая не участвовала в тренинго­вой программе, а только проходила тестирование.

Работа проводилась в три этапа.

1 этап — первичная диагностика подростков с целью определения уровня проявления тревожности и агрессивности. На первом этапе исследования подростки заполнили анкеты и прошли тестирование.

Была разработана программа из трех пятичасовых тренингов с использованием телесно-ориентированных техник, двух трехчасовых тренингов с элементами игровой психотерапии, направленных на развитие коммуникации и личностных качеств, четырех тематических полуторачасовых тренингов с телесными практиками и акцентом на эмоциональной сфере и одного часового комплекса упражнений. Упражнения выполняются в парах, в тройках, в группах и индивидуально.

2 этап — проведение в течение 21 дня целенаправленных систематизированных занятий для формирования чувства общности и доброжелательного отношения друг к другу, профилактики тревожности и агрессивного поведения у подростков.

3   этап — контрольная диагностика, посредством которой необходимо было выявить результат работы по профилактике агрессивности у подростков. Подростки прошли повторное тестирование. В результате полученных данных осуществлен анализ и сформулированы основные выводы.

Методы исследования.

В работе использовались:

— анкетирование;

— тест Ч. Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина «Оценка уровня тревожности»;

— опросник А. Басса и А. Дарки по выявлению видов и уровня агрессивности (в адаптации Д.Я. Рай­городского);

— психологическая тренинговая программа с использованием телесно-ориентированных техник и когнитивно-поведенческих методик.

Комплексная программа, состоящая из тренингов, практических занятий и телесно-ориентированных упражнений, проводилась на базе летнего спортивно-оздоровительного лагеря «Радуга» в течение трех недель. В день заезда подростки ответили на вопросы анкеты, заполнили опросник и прошли тестирование. На следующий день все участники были разделены на 3 группы по 32 человека, первая из которых стала контрольной и не принимала участие в тренинговой программе. Две группы по 32 человека, в общей сумме 64 человека, прошли программу по следующей схеме.

Основные три пятичасовых тренинга с использованием телесно-ориентированных техник были проведены во второй, девятый, шестнадцатый дни программы. В тренингах были использованы телесно-ориентированные упражнения, направленные на создание положительного настроя, снятие мышечного напряжения, развитие внимания и самоконтроля.

Два трехчасовых тренинга с элементами игровой психотерапии, направленные на развитие коммуникации и личностных качеств, прошли в шестой и тринадцатый дни программы.

Четыре тематических полуторачасовых тренинга с телесными практиками и акцентом на эмоциональной сфере проводились по вечерам в четвертый, седьмой, одиннадцатый, четырнадцатый дни программы.

Третья группа, 32 человека, начиная с середины программы дополнительно по утрам (45 минут) практиковала комплекс специальных упражнений для закрепления умений, полученных на тренингах: двенадцатый, пятнадцатый, восемнадцатый, двадцать первый дни. Общее время практики второй группы составило 27 часов, третьей группы — 30 часов.

Оценка эффективности комплексной тренинговой программы была проведена на основе сравнения результатов диагностического обследования до и после проведения программы, а также сравнения результатов диагностики подростков экспериментальных и контрольной групп до и после проведения тренингов.

В процессе проведения теста Спилбергера — Ханина подросткам предложили 40 высказываний. Необходимо было их прочесть и выбрать один из четырех вариантов ответа. По 1-20 высказываниям оценивалась тревожность как состояние, по 21-40 — как свойство личности. По результатам проведенного теста Спилбергера — Ханина, до начала тренинговой программы средний уровень ситуативной тревожности у подростков в экспериментальной группе номер 2 был 2,24, в группе номер 3 — 2,23, личностной тревожности 2,13 и 2,12. Соответственно, в контрольной группе 2,22 (ситуативная) и 2,17 (личностная). По окончании тренингового комплекса замеры показали в экспериментальной группе номер 2 ситуативную тревожность 1,98 и личностную тревожность 1,89. В группе номер 3 — 1,92 и 1,83. В контрольной группе 2,17 и 2,13. Следовательно, в экспериментальной группе мы наблюдаем значительное снижение уровня как ситуативной, так и личностной тревожности. Кроме того, есть небольшая разница в показателях 2-ой и 3-ей группы — 0,6 единиц. Если учесть, что практика данных групп отличается только количеством и продолжительностью времени занятий, то стоит отметить, что количеством в три часа можно пренебречь, но систематичность и последовательность практики показали, что это не только закрепляет уровень тревожности на достигнутом результате, но и дополнительно снижает его.

В процессе диагностики по опроснику А. Басса и А. Дарки подросткам необходимо было ответить «да» или «нет» на 75 утверждений, каждое из которых относится к индексу агрессивности или враждебности: физическая агрессия, косвенная, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Анализ полученных результатов показал, что преобладающими видами реакций у 43% подростков являются: вербальная и физическая агрессия, но при этом индекс агрессивности даже до начала тренинговой программы соответствовал норме как в экспериментальных (19,8), так и в контрольной группе (20,9). После проведения тренинговой программы была проведена повторная диагностика в экспериментальных и контрольной группах. В экспериментальных группах отмечено снижение среднеарифметических индексов агрессивных и враждебных реакций. Результаты диагностики контрольной группы остались примерно на том же уровне.

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что уровень агрессии у подростков снизился. Показатели высокого уровня агрессивности полностью отсутствуют. Количество подростков со средним уровнем агрессивности уменьшилось, а количество с низким уровнем агрессивности возросло. А это значит, мы можем утверждать, что профилактическая комплексная тренинговая программа с использованием телесно-ориентированных техник и когнитивно­поведенческих методик эффективна. Однако для устойчивого результата необходимо, чтобы профилактика носила не эпизодический, а системный, комплексный характер.

 

Литература

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 208 с.
  2. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб: Речь, 2006. 144 с.
  3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2001. 352 с.
  4. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. М.: Эксмо, 2007. 416 с.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Проблема возраста. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  6. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика. М.: Когито-Центр, 2008. 179 с.
  7. Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением. М: Флинта, МПСИ, 2008. 152 с.
  8. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Канон+, 2019. 336 с.

Информация об авторах

Удалов А.Н., психолог преподаватель, Психологический учебно-образовательный центр «Status Universus», Россия, e-mail: udalov777@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2331
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 1126
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5