О подготовке педагогических кадров для организации образования обучающихся с РАС в Российской Федерации

152

Аннотация

Результаты Всероссийского мониторинга численности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в субъектах Российской Федерации показали, что повышение квалификации необходимо более чем 21000 педагогических работников, осуществляющих сопровождение и обучение 23093 детей с РАС, включенных в российскую систему образования. Ключевые трудности подготовки кадров — отсутствие в профстандартах и стандартах высшего образования требований к компетенциям в области РАС, малое число реализующихся магистерских программ, недостаточная практикоориентированность программ высшего образования, несовершенство системы повышения квалификации в субъектах РФ, ограничения возможностей трансляции современных эффективных методов работы с детьми с РАС государственными организациями. Ключевую роль играет деятельность Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ по развитию сети региональных ресурсных центров, который реализует программы повышения квалификации для специалистов со всей России. Решение существующих проблем возможно путем введения профессиональных компетенций по работе с детьми с РАС в профстандарты, действующие в России, и организации на базе ФРЦ МГППУ совместно с партнерами-стекхолдерами крупномасштабного обучения специалистов в рамках основных мероприятий Десятилетия детства.

Общая информация

Ключевые слова: подготовка кадров, профессиональный стандарт, повышение квалификации, расстройства аутистического спектра, федеральный ресурсный центр

Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170207

Для цитаты: Хаустов А.В. О подготовке педагогических кадров для организации образования обучающихся с РАС в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 2. С. 79–86. DOI: 10.17759/bppe.2020170207

Фрагмент статьи

Для того чтобы оценить степень обеспеченности обучающихся с РАС поддержкой специалистов психолого-педагогического сопровождения — данный параметр был заложен в мониторинги численности детей с РАС в субъектах Российской Федерации (далее — мониторинг). Сами мониторинги были проведены в 2018–2019 гг. Министерством просвещения России совместно с Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (далее — ФРЦ РАС) МГППУ.

Литература

  1. Брызгалова С.О., Тенкачева Т.Р. Актуальные проблемы подготовки педагогических кадров к реализации инклюзивного образования в Свердловской области // Педагогическое образование в России. 2017. № 11. С. 127–131.
  2. Возняк И.В. Развитие системы подготовки педагогов для инклюзивного образования детей в России // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 2 (31). С. 51–59.
  3. Приказ Министерства труда и социальной защиты населения от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”» [Электронный ресурс] // Городской психолого-педагогический центр. URL: https://gppc.ru/wp-content/uploads/2016/02/2.-Standart-pedagoga-psihologa.pdf (дата обращения: 08.06.2020).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2016 г. № 549 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры)» [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440402.pdf (дата обращения: 08.06.2020).
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № 904 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень магистратуры)» [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440403.pdf (дата обращения: 08.06.2020).
  6. Проект приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)”» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=17243#06725146345113739 (дата обращения: 08.06.2020).
  7. Рубцов В.В., Алехина С.В., Хаустов А.В. Непрерывность инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 3. C. 1–14 doi: 10.17759/psyedu.2019110301.
  8. Рябова Н.В., Карпунина О.И. Подготовка педагогов для инклюзивного образования // Высшее образование в России. 2016. № 10 (205). С. 119–124.
  9. Хаустов А.В. Направления деятельности Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2016. Том 14. № 4. С. 14–18. doi: 10.17759/autdd.2016140403.
  10. Хаустов А.В., Шумских М.А. Организация образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации: результаты Всероссийского мониторинга 2018 года // Аутизм и нарушения развития. 2019. Том 17. № 3. С. 3–11. doi: 10.17759/autdd.2019170301.

Информация об авторах

Хаустов Артур Валерьевич, кандидат педагогических наук, директор, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9634-9295, e-mail: arch2@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 454
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 152
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1