Вестник практической психологии образования
2020. Том 17. № 2. С. 79–86
doi:10.17759/bppe.2020170207
ISSN: 2658-3100 (online)
О подготовке педагогических кадров для организации образования обучающихся с РАС в Российской Федерации
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: подготовка кадров, профессиональный стандарт, повышение квалификации, расстройства аутистического спектра, федеральный ресурсный центр
Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170207
Для цитаты: Хаустов А.В. О подготовке педагогических кадров для организации образования обучающихся с РАС в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 2. С. 79–86. DOI: 10.17759/bppe.2020170207
Полный текст
Результаты Всероссийского мониторинга
Для того чтобы оценить степень обеспеченности обучающихся с РАС поддержкой специалистов психолого-педагогического сопровождения — данный параметр был заложен в мониторинги численности детей с РАС в субъектах Российской Федерации (далее — мониторинг). Сами мониторинги были проведены в 2018-2019 гг. Министерством просвещения России совместно с Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (далее — ФРЦ РАС) МГППУ.
Анализ данных всероссийских мониторингов показал, что кадровая проблема по обеспечению детей и обучающихся с РАС специалистами, несмотря на очевидную положительную динамику, ярко выражена.
Статистические данные свидетельствуют о том, что из 23093 обучающихся с РАС, включенных в российскую систему образования, психологическое сопровождение организовано для 18532 учащихся (80%). Почти 15000 детей с РАС (65%) получают логопедическую помощь. Половина детей с РАС (51,5%) охвачена поддержкой дефектолога. Социальные педагоги работают с 45% детей с РАС. Сравнительный анализ показал, что, по сравнению с 2018 годом, в 2019 году на 25% увеличилась доля детей, получающих поддержку педагога-психолога (с 14940 до 18532), на 11,2% — логопеда (с 9926 до 11904), на 8,3% — дефектолога (с 9926 до 11904), почти на 7% — социального педагога (с 8738 до 10443).
Менее оптимистично выглядит состояние дел в Российской Федерации с получением лицами с РАС тьюторского сопровождения. Увеличение охваченных деятельностью тьютора детей на 1000 (с 1926 до 2999) по сравнению с 2018 годом кардинально не изменило ситуацию. Поддержку получает менее 13% от общей численности обучающихся с РАС. Ситуация с организацией тьюторского сопровождения в различных регионах России неоднородна. В 7 регионах (Краснодарский и Красноярский края, Белгородская, Воронежская и Московская области, Республика Татарстан и Ханты-Мансийский автономный округ) поддержку тьютора получают от 60 до 70% детей с РАС. В 5 субъектах РФ тьюторское сопровождение отсутствует полностью.
Организация тьюторского сопровождения в настоящий момент является наиболее острым вопросом. Даже при наличии рекомендаций ПМПК у многих образовательных организаций сильно ограничены возможности организовать такое сопровождение с точки зрения кадрового и финансового ресурсов.
Анализ трудностей, влияющих на подготовку кадров
Анализ сложившейся ситуации, осуществляющийся в ходе совместной работы ФРЦ РАС, региональных министерств и региональных ресурсных центров (далее — РРЦ), показывает, что проблема обеспеченности кадрами в системе образования во многом связана с недостатками их подготовки и переподготовки.
Результаты мониторинга показали, что более чем 21000 педагогических работников различных специальностей, работающих с лицами с РАС, необходимо пройти соответствующие курсы повышения квалификации по направлениям их деятельности. Анализ запросов, поступающих в ФРЦ, также подтвердил актуальность подготовки кадров — в 40% случаев запросы связаны именно с организацией обучения специалистов.
Многие молодые специалисты, окончившие вузы, и педагогические работники образовательных организаций по всей России отмечают свою неготовность к работе с детьми с РАС и необходимость прохождения дополнительного обучения в виде стажировок, курсов повышения квалификации, тренингов и других мероприятий. Дефициты компетенций в области работы с детьми с РАС у молодых специалистов различных специальностей, окончивших вузы на уровне бакалавриата или специалитета, связаны, в первую очередь, с отсутствием или недостаточностью учебных дисциплин и практик по данному направлению. Таким образом, уровень подготовки во многих случаях не позволяет молодым специалистам интегрироваться в систему помощи детям с РАС без дополнительных обучающих мероприятий.
Анализ актуальной нормативно-правовой базы показывает, что несовершенство системы подготовки педагогических кадров различных специальностей для работы с детьми, подростками и взрослыми с РАС связано, главным образом, с отсутствием в профстандартах требований к трудовым действиям, необходимым умениям и знаниям по данной тематике. В профстандартах компетенции прописаны для широкой группы детей с ОВЗ. Соответственно, в стандартах высшего профессионального образования также отсутствуют профессиональные компетенции по данному направлению. В результате к вузам не предъявляется четких требований по включению в образовательные программы учебных дисциплин по данному направлению.
Важнейшим фактором, оказывающим сильное негативное влияние на систему подготовки кадров для работы с детьми и обучающимися с РАС, является отсутствие в профстандарте учителя-дефектолога отдельной обобщенной трудовой функции «обучение, воспитание и коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с расстройствами аутистического спектра». В результате даже профильные специалисты различных специальностей, относящихся к коррекционной педагогике (дефектологии), не получают на момент окончания вуза достаточных компетенций в этой области.
Выраженные трудности подготовки кадров отмечаются на уровне магистратуры. В настоящее время на территории России реализуется всего шесть магистерских программ, осуществляющих подготовку специалистов в области РАС. Четыре из них — в московских вузах (Московский государственный психологопедагогический университет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московский городской педагогический университет), одна — в Ростовской области (Южный федеральный университет), одна — в Ставропольском крае (Северо-Кавказский федеральный университет). Таким образом, подготовка специалистов по теме РАС на уровне магистратуры осуществляется всего в трех регионах России.
Серьезным недостатком является то, что для поступающих в магистратуру в настоящее время отсутствуют требования к их базовому педагогическому или психологическому образованию. В результате у многих магистрантов нет необходимых опорных знаний, предшествующих компетенциям в области РАС. Данная ситуация может рассматриваться как допустимая, в случае если в магистратуру поступают родители, воспитывающие детей с РАС и желающие развить свои компетенции в этой области для работы с собственным ребенком. Для подготовки специалистов такой «усеченный» вариант психолого-педагогического образования не может рассматриваться как удовлетворительный.
Многие выпускники магистратур отмечают, что магистерские программы не уделяют достаточного внимания практикоориентированным аспектам. Они испытывают недостаток знаний о широком спектре современных методов работы. Несмотря на включенные в магистерские программы практики, в ходе обучения в ряде случаев недостаточно отрабатываются конкретные ключевые трудовые действия (навыки). Многие после завершения обучения испытывают дефицит стартовых практических навыков работы с детьми с РАС.
Проблема готовности кадров во многом связана с трудностями организации повышения квалификации специалистов, работающих с детьми с РАС. В регионах России система повышения квалификации «завязана» на региональных институтах развития образования. Большинство этих структур не владеет достаточными компетенциями в области работы с детьми с РАС и не привлекает внешних специалистов экспертного уровня (например, специалистов ФРЦ) для реализации программ ДПО. В результате при формально соблюденных требованиях о прохождении курсов повышения квалификации педагоги не получают реальных, необходимых для практической работы компетенций.
Общей проблемой для системы подготовки кадров являются трудности включения в программы высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования блоков по использованию зарубежных практик с доказанной эффективностью. Зарубежные авторы и правообладатели известных методов работы не предоставляют государственным структурам, юридическим лицам лицензий на их применение и дальнейшее распространение, сохраняя приоритет за обучением физических лиц за собой. В этой ситуации сертификаты, полученные физическими лицами, не имеют юридической силы для государственной системы Российской Федерации и не являются подтверждением повышения квалификации специалистов. В результате большинство российских государственных организаций предпочитает организовывать (и оплачивать) обучение своих специалистов на курсах повышения квалификации, по завершению которых выдаются принятые в российской системе образования удостоверения установленного образца. Данная проблема усугубляется высокой стоимостью сертифицированных курсов, значительно превышающей среднюю стоимость курсов в системе дополнительного профессионального образования в России.
Меры, предпринимаемые государственными структурами и НКО
В решение проблемы подготовки кадров в настоящее время активно включены как государственные, так и негосударственные структуры. Мероприятия по обучению специалистов реализуются в форматах курсов повышения квалификации, обучающих семинаров и вебинаров, тренингов. Курсы реализуются на базе Московского государственного психолого-педагогического университета (Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с РАС), Санкт-Петербургского государственного университета, Института коррекционной педагогики РАО, Псковского государственного университета (Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития), Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева и других вузов. Качественные обучающие программы для специалистов реализуются Санкт-Петербургским институтом раннего вмешательства, Фондом помощи детям «Обнаженные сердца», Центром проблем аутизма, Центром реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир», РОО «Контакт», РОБО «Добро», инклюзивным центром «Моя планета» и другими некоммерческими и коммерческими организациями. Крупными организациями и ассоциациями реализуются сертификационные курсы по прикладному поведенческому анализу, DIR/Floortime и другим известным подходам и методам работы с детьми с РАС.
Для организации системной помощи лицам с РАС в регионах России и подготовки специалистов ФРЦ РАС совместно с региональными органами исполнительной власти осуществляется работа по формированию сети региональных ресурсных центров (далее — РРЦ), являющихся «опорными» организациями, осуществляющими координирующие функции в регионах по данному направлению работы. Такие центры созданы в 48 субъектах России на базе учреждений образования и социальной защиты. ФРЦ РАС осуществляет консультационно-методическую поддержку сети РРЦ и обучение специалистов таких центров на основе действующих соглашений с регионами и / или поступивших от них запросов. С 28 региональными министерствами такая работа проводится на основе заключенных соглашений, в настоящий момент получено еще 27 запросов от региональных министерств.
В рамках консультационно-методического сопровождения субъектов Российской Федерации ФРЦ РАС ежегодно проводит обучение более 300 специалистов региональных ресурсных центров и других организаций по программам ДПО с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения:
• «Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)»;
• «Особенности реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ при организации обучения детей с РАС»;
• «Тьюторское сопровождение обучающихся с РАС»;
• «Выявление, диагностика и ранняя помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС)».
С целью информирования и обучения специалистов и родителей существующим методам работы с детьми, подростками и взрослыми с РАС ФРЦ ежегодно проводит более 10 общедоступных всероссийских масштабных мероприятий — семинаров, вебинаров, конференций. Целевая аудитория проводимых мероприятий: представители региональных министерств, региональных ресурсных центров, специалисты системы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта, представители региональных общественных организаций, родители детей с РАС. Всего с 2016 года ФРЦ РАС проведено 48 всероссийских научно-практических семинаров, вебинаров и конференций с международным представительством, в которых приняло участие более 10000 человек из 80 субъектов РФ. Такие мероприятия ФРЦ организует совместно с российскими и зарубежными партнерскими некоммерческими и государственными организациями.
Компетенции, необходимые для работы с детьми с РАС в системе образования
При разработке и реализации программ среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального образования организациям и авторам-разработчикам программ важно понимать — какими ключевыми компетенциями должен обладать специалист, осуществляющий сопровождение и обучение детей с РАС. Действующие профессиональные стандарты описывают компетенции (трудовые функции) «широкими мазками» и для всех групп ОВЗ сразу. Это затрудняет задачу по структурированию, проработке содержания образовательных программ и выбору организационных форматов обучения таким образом, чтобы у учащихся формировались ключевые необходимые знания, умения и, особенно, конкретные трудовые действия.
25-летний опыт работы Центра, на базе которого создан ФРЦ РАС, показывает, что ключевыми специализированными компетенциями специалистов, позволяющими вести эффективную работу с ребенком с РАС, являются следующие знания, трудовые умения и действия, описанные ниже.
Необходимые знания:
• особенности детей с РАС и их особые образовательные потребности;
• современные диагностические оценочные инструменты, позволяющие выявить признаки РАС, осуществить диагностику и оценку уровня сформированности имеющихся у ребенка с РАС навыков;
• современные подходы, методы и программы работы с доказанной эффективностью;
• способы работы по преодолению нежелательного поведения.
Необходимые умения:
• организовывать специальные образовательные условия, необходимые для ребенка с РАС;
• оценивать особенности и уровень развития ребенка с РАС на основе использования современных диагностических оценочных инструментов;
• разрабатывать индивидуальные адаптированные образовательные программы, индивидуальные программы коррекционной работы (психолого-педагогического сопровождения);
• осуществлять выбор и применять методы работы, соответствующие индивидуальным особенностям и уровню развития ребенка с РАС, на основе данных об области применения описанных методов и их эффективности;
• применять на практике современные методы преодоления нежелательного поведения;
• измерять эффективность применяемых методов работы на основе оценки динамики в развитии ребенка.
Необходимые трудовые действия:
• выбирать функциональные цели работы, важные для успешной адаптации ребенка в повседневной жизни, соответствующие уровню его развития, способствующие снижению поведенческих проблем и обучению последующим навыкам;
• формулировать цели работы с ребенком, характеризующиеся конкретностью, наблюдаемостью, измеримостью и достижимостью;
• подбирать и использовать необходимые стимульные и дидактические материалы, предоставлять четкие инструкции, необходимые подсказки и подкреплять формирующиеся у ребенка навыки;
• использовать проактивные и / или реактивные стратегии, направленные на предотвращение и / или прекращение нежелательного поведения;
• осуществлять сбор данных для оценки динамики в развитии ребенка и эффективности разработанной программы.
Пути решения проблемы подготовки кадров
Для решения обозначенных проблем предлагается следующее.
1. С учетом сложившейся эпидемиологической ситуации, а также универсальности современных методологических подходов, применяемых в работе с детьми с РАС, включить компетенции по работе с детьми с РАС в профстандарты различных специальностей (педагог-психолог, специалист в области воспитания (тьютор), учитель, социальный педагог, педагог дополнительного образования).
2. Ввести в профстандарт учителя-дефектолога отдельную обобщенную трудовую функцию «обучение, воспитание и коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с расстройствами аутистического спектра».
3. Для обеспечения качественной подготовки магистрантов ввести на уровне федерального законодательства требования для поступающих в магистратуры по направлениям «Психолого-педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование» об обязательном базовом педагогическом или психологическом образовании (на уровне бакалавриата или специалитета), за исключением родителей (законных представителей) детей с ОВЗ.
4. Включить в план основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, мероприятия по организации масштабного обучения педагогических работников и специалистов из 85 субъектов Российской Федерации на базе Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС Московского государственного психолого-педагогического университета по программам ДПО по теме сопровождения детей с РАС.
Имеющиеся у ФРЦ РАС МГППУ ресурсы:
• программы ДПО по наиболее актуальным направлениям;
• стажировочная площадка (школьно-дошкольное отделение ФРЦ), на базе которой осуществляется обучение специалистов, реализуются проекты по апробации программ и методов работы с детьми с РАС;
• высокопрофессиональные кадры с большим опытом работы;
• сеть партнерских организаций в десятках регионов, включая региональные ресурсные центры;
• опыт реализации программ повышения квалификации с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Он позволяет организовывать и проводить в рамках государственного задания необходимое обучение специалистов, нуждающихся в подготовке к работе с детьми с РАС в условиях государственной системы образования.
Литература
- Брызгалова С.О., Тенкачева Т.Р. Актуальные проблемы подготовки педагогических кадров к реализации инклюзивного образования в Свердловской области // Педагогическое образование в России. 2017. № 11. С. 127–131.
- Возняк И.В. Развитие системы подготовки педагогов для инклюзивного образования детей в России // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 2 (31). С. 51–59.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты населения от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”» [Электронный ресурс] // Городской психолого-педагогический центр. URL: https://gppc.ru/wp-content/uploads/2016/02/2.-Standart-pedagoga-psihologa.pdf (дата обращения: 08.06.2020).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2016 г. № 549 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры)» [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440402.pdf (дата обращения: 08.06.2020).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № 904 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень магистратуры)» [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440403.pdf (дата обращения: 08.06.2020).
- Проект приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)”» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=17243#06725146345113739 (дата обращения: 08.06.2020).
- Рубцов В.В., Алехина С.В., Хаустов А.В. Непрерывность инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 3. C. 1–14 doi: 10.17759/psyedu.2019110301.
- Рябова Н.В., Карпунина О.И. Подготовка педагогов для инклюзивного образования // Высшее образование в России. 2016. № 10 (205). С. 119–124.
- Хаустов А.В. Направления деятельности Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2016. Том 14. № 4. С. 14–18. doi: 10.17759/autdd.2016140403.
- Хаустов А.В., Шумских М.А. Организация образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации: результаты Всероссийского мониторинга 2018 года // Аутизм и нарушения развития. 2019. Том 17. № 3. С. 3–11. doi: 10.17759/autdd.2019170301.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 534
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 15
Скачиваний
Всего: 178
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2