Программа по профилактике девиантного поведения учащихся начальной школы с применением народных игр

211

Аннотация

Программа относится к профилактическому психолого-педагогическому направлению. В данном конкретном варианте программа направлена на профилактическую и психокоррекционную работу с детьми с использованием народной игры. Феномен народной игры в программе используется как технологический ресурс в работе с детьми по развитию социализации, адаптивных ресурсов, коммуникативных способностей, профилактике девиантного поведения. Он может применяться практически для любого школьного возраста. В народных играх моделируются и переживаются в безопасных условиях следующие психоэмоциональные состояния: страх, агрессия, обида, отверженность, власть, избранность. Это интенсивный и безопасный способ социализации и профилактики девиантности. Если не отработан игровой этап в жизни ребенка, то, получая в игре разнообразный и сложный опыт межличностного общения и взаимодействия, участник игры освобождается от уже приобретенных деструктивных стереотипов и зажимов на эмоциональном и телесном уровне. Игровые ситуации наиболее удачным образом формируют личностные качества, изложенные в требованиях ФГОС начального общего образования: доброжелательность, умение сотрудничать, находить выходы из трудных ситуаций, нести ответственность за свои поступки. Данная программа предполагает целый комплекс психопрофилактических мер, которые направлены не только на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности учащегося, но и на восстановление его социального статуса в коллективе сверстников. Народная игра, включенная в психопрофилактическую программу как основной атрибут, не требует дополнительных материально-технических затрат и учебно-методического обеспечения, но требует серьезной подготовки со стороны педагога-психолога. Необходимы знания о психологическом воздействии народных игр, спектре их применения, возрастном цензе, а также психофизиологических особенностях детей определенного возраста при подборе игр, оценке психоэмоциональной нагрузки игр, определении порядка чередования игр

Общая информация

Ключевые слова: психопрофилактика и психокоррекция девиантного поведения, метод народной игры, развитие адаптивных ресурсов, социализация, школьники начальных классов

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170406

Для цитаты: Зозуля Г.А. Программа по профилактике девиантного поведения учащихся начальной школы с применением народных игр [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 4. С. 60–67. DOI: 10.17759/bppe.2020170406

Литература

  1. Бендас Т.В. Нагаев В.В. Психология чувств и их воспитание. М., 1982. 103 с.
  2. Захаров А.И. Как преодолеть отклонения в поведении ребенка. М., 1989. 128 с.
  3. Захаров А.И. Как преодолеть страх у детей. М., 1980.
  4. Изард К. Е. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. 439 с.
  5. Казанский О.А. Игры в самих себя. 2-е изд. М.: Роспедагентство, 1995. 128 с.
  6. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 1996. 240 с.
  7. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис. 2002. 208 с.
  8. Лахин Р.А. Народная игра как средство социально-нравственного воспитания младших школьников и подростков. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Курск, 2009. 25 с.
  9. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 368 с.
  10. Малова В.В. Фольклорный праздник «ОСЕНИНЫ» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.  2011.  № 1. С. 53–57.
  11. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: Сфера, 1996. 240 с.
  12. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. 2-е изд. М.: Айрис Пресс; Айрис-Дидактика, 2004. 250 с.
  13. Стукова О.И., Хайдукова Л.В. Современный детский игровой фольклор: считалки // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.  2012. № 5. С. 65–67.
  14. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: В 4-х т. Т. 3. М.: Генезис, 1998. 160 с.
  15. Чистякова Г.И. Психогимнастика. 2-е изд. М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995. 160 с.

Информация об авторах

Зозуля Галина Анатольевна, педагог-психолог, Центр образования — гимназия № 1 (МБОУ «ЦО-гимназия № 1»), Тула, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7578-2498, e-mail: galina.zozulya.66@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 489
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 211
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0