Вестник практической психологии образования
2021. Том 18. № 2. С. 42–51
doi:10.17759/bppe.2021180205
ISSN: 2658-3100 (online)
Дистанционный формат: ограничения или возможности? (О специфике онлайн профессионального конкурса «Педагог-психолог России»)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: педагог-психолог, педагог-психолог (психолог образования), конкурс, конкурс «Педагог-психолог России», конкурсы профессионального мастерства, психолого-педагогическое сопровождение, профессиональный стандарт, дистанционный формат, электронные формы документации, участники образовательных отношений
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2021180205
Для цитаты: Драганова О.А. Дистанционный формат: ограничения или возможности? (О специфике онлайн профессионального конкурса «Педагог-психолог России») [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 2. С. 42–51. DOI: 10.17759/bppe.2021180205
Полный текст
На сегодняшний день сложно себе представить проведение мероприятий без дистанционного формата. А еще год назад, в марте 2020 года, в связи с необходимыми мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции и защиты здоровья детей образовательные организации повсеместно перешли на дистанционный формат обучения на период действия ограничений. Ограничения или возможности создал нам дистанционный формат?
Все участники образовательного процесса столкнулись с рядом проблем, связанных с переходом в онлайн-среду — на удаленный режим работы. Появились трудности не только технического плана (отсутствие компьютерной техники, выхода в Интернет), но и организационнопространственного и психолого-педагогического. Многие родители также оказались на удаленной работе во время самоизоляции, и сложности возникали в межличностном общении, детско-родительских отношениях, организации пространства для учебы и работы. В сложившейся ситуации психолого-педагогическое сопровождение образовательных отношений актуализировалось в новом виде. У психологов принято переводить проблемы в задачи, искать возможности в новой ситуации, а не ставить ограничения.
Педагоги-психологи сами оказались в новой социальной ситуации, которая создала возможности для развития современных профессиональных компетенций и приобретения иных навыков работы в дистанционном формате. В связи с изменившимися условиями обучения для психологопедагогической работы в онлайн-формате потребовались:
• организация рабочего места педагога-психолога,
• подбор инструментария, освоение дистанционных технологий работы (в том числе групповых и индивидуальных),
• соблюдение этических норм психолога в связи с применением дистанционных форм работы.
Повышать свой уровень компетенций педагогам-психологам пришлось также в онлайн-режиме. Одной из форм демонстрации сформированных компетенций является Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России» (далее — Конкурс).
Организован Конкурс в целях повышения профессионального уровня и наиболее полной реализации творческого потенциала психологов образования России, повышения престижа психологической службы в системе образования в Российской Федерации.
Конкурс проводится во исполнение плана мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования до 2025 года [4].
Конкурс включает в себя два этапа: региональный и федеральный.
I этап проводится организационными комитетами региональных конкурсов профессионального мастерства «Педагог-психолог России» в очной, заочной или смешанных формах. В том числе — с применением дистанционных технологий.
II этап проводится в два тура: экспертные испытания в дистанционном формате (заочно / онлайн) и суперфинал в дистанционном формате (онлайн).
Экспертные испытания федерального этапа включают в себя четыре конкурных испытания: три заочных — «Характеристика профессиональной деятельности», «Визитная карточка», «Защита реализуемой психолого-педагогической практики»; одно онлайн — «Блиц-интервью».
Все испытания включают в себя в качестве одного из критериев оценивания — соответствие требованиям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и другим нормативно-правовым документам, регламентирующим деятельность педагога-психолога в сфере образования.
Например, заочное экспертное испытание «Характеристика профессиональной деятельности» должно включать в себя «сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности Конкурсанта в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденным приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н (далее — профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)») [4; 6].
Поэтому при подготовке к Конкурсу необходимо уделить особое внимание обновлению информации по нормативно-правовому регулированию психологической службы и прикладному значению применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и других законодательных актов, регламентирующих профессиональную деятельность педагога-психолога.
В первую очередь, понимание использования в работе следующей нормативно-правовой базы:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(ст. 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся...) [7];
• Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н);
• «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536);
• Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Минобрнауки России 19.12.2017);
• «О нормативном регулировании деятельности психологической службы в системе образования РФ» (Письмо Минобрнауки России № 07-4587 от 30.07.2018);
• «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05. 2018).
Об основных мерах, обеспечивающих выполнение Указа Президента РФ, о вхождении Российской Федерации в число 10 ведущих стран по качеству общего образования.
• Повышение эффективности работы образовательных организаций по обеспечению безопасности образовательной среды и профилактике девиантного поведения обучающихся.
• Создание условий обеспечения психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
• Эффективная система выявления и развития выдающихся способностей — прорывное научно-технологическое и социально-экономическое развитие России.
• Создание современной здоровьесберегающей образовательной среды для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Распоряжением Правительства РФ № 122-р от 23.01.2021 утвержден План мероприятий до 2027 года, проводимый в рамках Десятилетия детства, в котором прописаны основные мероприятия психолого-педагогического содержания:
• П.78 — Развитие сети служб, предоставляющих экстренную психологическую помощь в ди
станционном формате;
• П.112 — Развитие психологической службы в системе образования;
• П.113 — Создание условий для реализации мероприятий, обеспечивающих формирование
стрессоустойчивости у детей и подростков;
• П.115 — Реализация комплекса мер по совершенствованию системы профилактики суицида.
Министерство просвещения РФ утвердило методические рекомендации по функционированию психологических служб общеобразовательных организаций (Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193). Под руководством президента Федерации психологов образования России В.В. Рубцова ученые и практики разработали рекомендации для педагогов-психологов страны по сопровождению детей разных категорий (с особыми образовательными потребностями, ОВЗ, одаренными, с отклонениями в поведении и нормотипичными), в которых также отражена специфика работы педагога-психолога в дистанционном режиме [3].
Письмо Минпросвещения России от 25.01.2021 № ТВ-92/03 «О направлении рекомендаций» наряду с рекомендациями по организации образовательного процесса во втором полугодии 2020/2021 учебного года в условиях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в организациях, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы; созданию условий для повышения мотивации участников образовательных отношений посредством реализации дополнительных образовательных программ различной направленности и организации внеурочной деятельности во втором полугодии 2020/2021 учебного года даны рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений во втором полугодии 2020/2021 учебного года.
Основными направлениями работы педагога-психолога, обозначенными в профессиональных стандартах и в федеральных государственных образовательных стандартах как формы психологического сопровождения участников образовательных отношений, остаются по-прежнему: профилактика, диагностика, консультирование, просвещение, коррекционно-развивающая работа, экспертиза, проводимые с администрацией, педагогами, обучающимися, родителями (законными представителями) [1].
Однако, в привычный набор методов и подходов, бесспорно, необходимо внести некоторые коррективы с учетом дистанционного режима.
Изменение режима образования предполагает выстраивание алгоритма организации взаимодействия педагогов-психологов с педагогическими работниками, обучающимися и их родителями (законными представителями), предусматривающего (Рекомендации для специалистов психологической службы в системе образования в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) в письме Минпросвещения России от 27.03.2020 № 07-2446 «О направлении информации»): установление и поддержание контактов педагога-психолога с членами семей, педагогическими работниками и администрацией образовательных организаций (в том числе проведение опроса и установочного совещания по организации психолого-педагогической поддержки образования в условиях дистанционного режима обучения и распространения коронавируса); проведение консультаций и мероприятий просветительского, методического, организационного характера (в том числе по проблемам организации учебной деятельности и досуга в домашних условиях), повышения мотивации обучающихся к участию в дистанционных занятиях, повышения адаптации субъектов образовательного процесса к новым условиям обучения, применения педагогических технологий, способствующих повышению эффективности удаленных форм учебных занятий.
В сложившихся условиях в работе педагога-психолога рекомендуется предусматривать основные формы в дистанционном режиме [4].
1. Психологическое просвещение в онлайн режиме. Практически у всех педагогов-психологов есть аккаунты в социальных сетях, многие ведут собственные сайты, сообщества в ВКонтакте, Инстаграме, Фейсбуке, где можно осуществлять психологическое просвещение по актуальным вопросам. Проводить онлайн-просвещение можно в Skype, WhatsApp, Viber посредством создания интересного видеоконтента, прямых эфиров, вебинаров, видеоинструктирования, электронных библиотек, коллекций видеофильмов для организации психологического кинозала.
2. Психологическая профилактика на удаленном доступе — предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся (воспитанников), разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе и по вопросам психологического сопровождения дистанционного обучения, а также привитие навыков совладающего поведения всем субъектам образовательной среды; обучение их навыкам саморегуляции (разные возрастные, целевые группы) через вебинары, онлайн-трансляции.
3. Психологическое дистантное консультирование предполагает:
• применение в практике педагога-психолога форм и методов экстренной и кризисной психологической помощи (в том числе в дистанционном формате) с целью быстрого снижения возможных негативных эффектов (паника, страхи, тревога, агрессивные проявления);
• психологическое консультирование родителей и близких членов семей обучающегося, в том числе направленное на развитие умений справляться с изменившимися условиями жизни.
4. Психологическая компьютерная диагностика возможна через психодиагностические порталы, на которых с помощью методик, тестов, анкет можно провести диагностику и выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния детей дошкольного и школьного возраста, которые следует учитывать в процессе психологического сопровождения обучающихся в дистанционном режиме:
• диагностика через сеть Интернет с возможностью сбора данных на едином ресурсе (например, социально-психологическое тестирование);
• создание онлайн опросов и тестов с помощью интернет-конструкторов (например, тестирование через google-формы) — мониторинговая деятельность в виртуальном облаке.
5. Психологическая коррекционно-развивающая работа в дистанционном режиме может:
• проходить в индивидуальном формате (с использованием программ Zoom, Skype, Webinar, WhatsApp и других цифровых платформ) или групповом (через видеоконференцсвязь) для обучающихся, испытывающих трудности в адаптации, развитии, поведении. В том числе — работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, родители (законные представители) которых выступают тьюторами (помогают ребенку выполнять упражнения, которые демонстрирует педагог-психолог);
• при нахождении обучающихся вне образовательной организации рекомендуется предусматривать работу педагога-психолога совместно с социальным педагогом в онлайн-формате с семьями группы риска — по предупреждению возникновения у несовершеннолетних социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения (употребление ПАВ, агрессивное и аутоагрессивное поведение, депрессивные состояния, попадание под влияние деструктивных сообществ (посредством сети Интернет), рост проявлений рискованного поведения и пр.);
• психологическая коррекция с использованием онлайн-и мобильных тренажеров, онлайн-игр (например, для коррекции и развития познавательных процессов).
6. Экспертно-методическая деятельность в дистанционном режиме, включающая:
• разработку методических рекомендаций для участников образовательных отношений, программ, обобщения опыта по теме самообразования;
• помощь педагогам в выборе образовательных технологий, адекватных дистанционным условиям обучения, с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
• оказание психологической поддержки педагогам в проектной деятельности по совершенствованию дистанционного образовательного процесса;
• ведение документации в электронном формате (заполнение журналов, базы данных, отчетов по выполнению госзадания) (рис. 1, рис. 2).
Журнал учета видов и форм работы педагога-психолога на 2021/2022 уч. год
№ п/п |
Дата (выбор из календаря) |
Вид услуги |
Основание |
ФИО / Название мероприятия |
Целевая аудитория** |
Воз раст |
Особая категория*** |
Место проведения |
кол- во чел. |
Е-mail, телефон |
ГЗ / Внебюджет |
ФИО психолога |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 1. Журнал учета видов и форм работы педагога-психолога
на учебный год в электронном виде
Ведение документации в электронном формате позволяет экономить время на заполнение «от руки», легко корректируется, по ссылке руководитель образовательной организации может увидеть занятость педагога-психолога. Данный формат дарит возможности для использования электронного ресурса в деятельности педагога-психолога и снимает ограничения ресурсов времени и единовременного заполнения журнала.
Соответственно, в план работы, в первую очередь, необходимо включать те мероприятия, которые будут направлены на решение первостепенных задач образовательной организации и позволят оказать адресную помощь обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогам [2].
Форматы и технологии взаимодействия психологической службы на внутриведомственном и межведомственном уровне:
• видеоконференцсвязь для проектного и оперативного взаимодействия специалистов психологической службы муниципального и областного уровня;
• сетевое взаимодействие на объединенном региональном портале (например, в Липецкой области — портал www.roditel48.ru);
• единая библиотека нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность психологической службы на сайте Регионального ресурсного центра развития психологической службы региона (например, в Липецкой области — сайт Регионального ресурсного центра по развитию психологической службы www.семья48.рф);
• мобильное и безбумажное взаимодействие специалистов на внутриведомственном и межведомственном уровне (профессиональные группы в соцсетях и мессенджерах, объединяющие психологов разных ведомств и внутри системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях);
• онлайн ресурсная карта специалистов психологической службы с возможностью взаимодействия с ними (навигатор муниципальных консультационных пунктов);
• 8-800-2000-122 — телефон доверия консультативной психологической помощи, оказывае
мой бесплатно и анонимно, и другие телефоны горячих линий по оказанию психологопедагогической помощи на региональном и федеральном уровнях [5].
В том случае когда наблюдается кадровый дефицит психологической службы в общеобразовательных организациях региона и есть удаленные территории, в которых нет возможности осуществлять психолого-педагогическую помощь участникам образовательных отношений силами самих образовательных организаций, областной или муниципальный центр психологопедагогического и медико-социального сопровождения реализует эту деятельность с использованием возможностей IT-технологий по договору между Центром и образовательной организацией.
В целом, дистанционный режим перезагрузил специалистов, и прежние формы работы педагога-психолога нашли возможность раскрыться в новых условиях труда. А Конкурс позволяет продемонстрировать педагогу-психологу приобретенные навыки в профессиональной деятельности. В том числе — в дистанционном формате.
Участие в онлайн-конкурсе — это великолепная возможность «побывать» в кабинетах педагогов-психологов разных уголков страны, увидеть инновационные подходы, пополнить свой профессиональный багаж новыми технологиями, методами и подходами, почувствовать себя частью единого общероссийского психологического сообщества.
Таким образом, цифровизация психологической службы дает возможности дистанционно в режиме видеоконференцсвязи (ВКС) принимать участие во всероссийских мероприятиях, региональных программах и сопровождать тех обучающихся, которые больше всего нуждаются в психологической помощи: с особыми образовательными потребностями, ограниченными возможностями здоровья, одаренными, с отклонениями в поведении и нормотипичными, испытывающими трудности в обучении.
Литература
- Драганова О.А. Формирование и совершенствование профессиональной компетентности педагога-психолога в режиме адаптации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 24–31. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2019/n1/Draganov.shtml (дата обраще-ния: 09.09.2021).
- Карловская Н. Что включить в план работы на первое полугодие 2021/22 учебного года // Справочник педагога-психолога. Школа. 2021. № 8. С. 8–15.
- Психолого-педагогическое сопровождение детей, родителей и педагогов в условиях пандемии, самоизоляции и дистанционного обучения: Методические рекомендации / Под ред. Драгановой О.А. Липецк: Открытый мир, 2020. 49 с.
- Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» [Электронный ресурс] // Федерация психологов образования России. URL: https://rospsy.ru/node/759 (дата обращения: 28.04.2021).
- Рубцов В.В., Забродин Ю.М., Леонова О.И. Апробация и применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: итоги регионального опыта // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 82–92. DOI:10.17759/pse.2018230107
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 28.06.2021).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 468
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 364
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0