Дистанционный формат: ограничения или возможности? (О специфике онлайн профессионального конкурса «Педагог-психолог России»)

338

Аннотация

В статье рассматриваются основные направления деятельности педагога-психолога согласно актуальным запросам среды и общества. Сделан акцент на дистанционном режиме оказания психолого-педагогической помощи получателям услуг. Одной из форм повышения компетенций и раскрытия творческого потенциала педагогов-психологов является конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России». Через критерии оценивания представлен список нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность педагога-психолога. В форме рисунков представлены электронные варианты оформления отчетной документации.

Общая информация

Ключевые слова: педагог-психолог, педагог-психолог (психолог образования), конкурс, конкурс «Педагог-психолог России», конкурсы профессионального мастерства, психолого-педагогическое сопровождение, профессиональный стандарт, дистанционный формат, электронные формы документации, участники образовательных отношений

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2021180205

Для цитаты: Драганова О.А. Дистанционный формат: ограничения или возможности? (О специфике онлайн профессионального конкурса «Педагог-психолог России») [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 2. С. 42–51. DOI: 10.17759/bppe.2021180205

Полный текст

 

На сегодняшний день сложно себе представить проведение мероприятий без дистанционного формата. А еще год назад, в марте 2020 года, в связи с необходимыми мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции и защиты здоровья детей образовательные организации повсеместно перешли на дистанционный формат обучения на период действия ограничений. Ограничения или возможности создал нам дистанционный формат?

Все участники образовательного процесса столкнулись с рядом проблем, связанных с переходом в онлайн-среду — на удаленный режим работы. Появились трудности не только технического плана (отсутствие компьютерной техники, выхода в Интернет), но и организационно­пространственного и психолого-педагогического. Многие родители также оказались на удаленной работе во время самоизоляции, и сложности возникали в межличностном общении, детско-родительских отношениях, организации пространства для учебы и работы. В сложившейся ситуации психолого-педагогическое сопровождение образовательных отношений актуализировалось в новом виде. У психологов принято переводить проблемы в задачи, искать возможности в новой ситуации, а не ставить ограничения.

Педагоги-психологи сами оказались в новой социальной ситуации, которая создала возможности для развития современных профессиональных компетенций и приобретения иных навыков работы в дистанционном формате. В связи с изменившимися условиями обучения для психолого­педагогической работы в онлайн-формате потребовались:

•              организация рабочего места педагога-психолога,

•              подбор инструментария, освоение дистанционных технологий работы (в том числе групповых и индивидуальных),

•              соблюдение этических норм психолога в связи с применением дистанционных форм работы.

Повышать свой уровень компетенций педагогам-психологам пришлось также в онлайн-режиме. Одной из форм демонстрации сформированных компетенций является Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России» (далее — Конкурс).

Организован Конкурс в целях повышения профессионального уровня и наиболее полной реализации творческого потенциала психологов образования России, повышения престижа психологической службы в системе образования в Российской Федерации.

Конкурс проводится во исполнение плана мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования до 2025 года [4].

Конкурс включает в себя два этапа: региональный и федеральный.

I этап проводится организационными комитетами региональных конкурсов профессионального мастерства «Педагог-психолог России» в очной, заочной или смешанных формах. В том числе — с применением дистанционных технологий.

II этап проводится в два тура: экспертные испытания в дистанционном формате (заочно / онлайн) и суперфинал в дистанционном формате (онлайн).

Экспертные испытания федерального этапа включают в себя четыре конкурных испытания: три заочных — «Характеристика профессиональной деятельности», «Визитная карточка», «Защита реализуемой психолого-педагогической практики»; одно онлайн — «Блиц-интервью».

Все испытания включают в себя в качестве одного из критериев оценивания — соответствие требованиям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и другим нормативно-правовым документам, регламентирующим деятельность педагога-психолога в сфере образования.

Например, заочное экспертное испытание «Характеристика профессиональной деятельности» должно включать в себя «сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности Конкурсанта в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденным приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н (далее — профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)») [4; 6].

Поэтому при подготовке к Конкурсу необходимо уделить особое внимание обновлению информации по нормативно-правовому регулированию психологической службы и прикладному значению применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и других законодательных актов, регламентирующих профессиональную деятельность педагога-психолога.

В первую очередь, понимание использования в работе следующей нормативно-правовой базы:

•              Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

(ст. 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся...) [7];

•              Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н);

•              «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536);

•              Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Минобрнауки России 19.12.2017);

•              «О нормативном регулировании деятельности психологической службы в системе образования РФ» (Письмо Минобрнауки России № 07-4587 от 30.07.2018);

•              «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05. 2018).

Об основных мерах, обеспечивающих выполнение Указа Президента РФ, о вхождении Российской Федерации в число 10 ведущих стран по качеству общего образования.

•              Повышение эффективности работы образовательных организаций по обеспечению безопасности образовательной среды и профилактике девиантного поведения обучающихся.

•              Создание условий обеспечения психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

•              Эффективная система выявления и развития выдающихся способностей — прорывное научно-технологическое и социально-экономическое развитие России.

•              Создание современной здоровьесберегающей образовательной среды для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Распоряжением Правительства РФ № 122-р от 23.01.2021 утвержден План мероприятий до 2027 года, проводимый в рамках Десятилетия детства, в котором прописаны основные мероприятия психолого-педагогического содержания:

•              П.78 — Развитие сети служб, предоставляющих экстренную психологическую помощь в ди­

станционном формате;

•              П.112 — Развитие психологической службы в системе образования;

•              П.113 — Создание условий для реализации мероприятий, обеспечивающих формирование

стрессоустойчивости у детей и подростков;

•              П.115 — Реализация комплекса мер по совершенствованию системы профилактики суицида.

Министерство просвещения РФ утвердило методические рекомендации по функционированию психологических служб общеобразовательных организаций (Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193). Под руководством президента Федерации психологов образования России В.В. Рубцова ученые и практики разработали рекомендации для педагогов-психологов страны по сопровождению детей разных категорий (с особыми образовательными потребностями, ОВЗ, одаренными, с отклонениями в поведении и нормотипичными), в которых также отражена специфика работы педагога-психолога в дистанционном режиме [3].

Письмо Минпросвещения России от 25.01.2021 № ТВ-92/03 «О направлении рекомендаций» наряду с рекомендациями по организации образовательного процесса во втором полугодии 2020/2021 учебного года в условиях профилактики и предотвращения распространения новой ко­ронавирусной инфекции в организациях, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы; созданию условий для повышения мотивации участников образовательных отношений посредством реализации дополнительных образовательных программ различной направленности и организации внеурочной деятельности во втором полугодии 2020/2021 учебного года даны рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений во втором полугодии 2020/2021 учебного года.

Основными направлениями работы педагога-психолога, обозначенными в профессиональных стандартах и в федеральных государственных образовательных стандартах как формы психологического сопровождения участников образовательных отношений, остаются по-прежнему: профилактика, диагностика, консультирование, просвещение, коррекционно-развивающая работа, экспертиза, проводимые с администрацией, педагогами, обучающимися, родителями (законными представителями) [1].

Однако, в привычный набор методов и подходов, бесспорно, необходимо внести некоторые коррективы с учетом дистанционного режима.

Изменение режима образования предполагает выстраивание алгоритма организации взаимодействия педагогов-психологов с педагогическими работниками, обучающимися и их родителями (законными представителями), предусматривающего (Рекомендации для специалистов психологической службы в системе образования в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) в письме Минпросвещения России от 27.03.2020 № 07-2446 «О направлении информации»): установление и поддержание контактов педагога-психолога с членами семей, педагогическими работниками и администрацией образовательных организаций (в том числе проведение опроса и установочного совещания по организации психолого-педагогической поддержки образования в условиях дистанционного режима обучения и распространения коронавируса); проведение консультаций и мероприятий просветительского, методического, организационного характера (в том числе по проблемам организации учебной деятельности и досуга в домашних условиях), повышения мотивации обучающихся к участию в дистанционных занятиях, повышения адаптации субъектов образовательного процесса к новым условиям обучения, применения педагогических технологий, способствующих повышению эффективности удаленных форм учебных занятий.

В сложившихся условиях в работе педагога-психолога рекомендуется предусматривать основные формы в дистанционном режиме [4].

1.      Психологическое просвещение в онлайн режиме. Практически у всех педагогов-психологов есть аккаунты в социальных сетях, многие ведут собственные сайты, сообщества в ВКонтакте, Инстаграме, Фейсбуке, где можно осуществлять психологическое просвещение по актуальным вопросам. Проводить онлайн-просвещение можно в Skype, WhatsApp, Viber посредством создания интересного видеоконтента, прямых эфиров, вебинаров, видеоинструктирования, электронных библиотек, коллекций видеофильмов для организации психологического кинозала.

2.      Психологическая профилактика на удаленном доступе — предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся (воспитанников), разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе и по вопросам психологического сопровождения дистанционного обучения, а также привитие навыков совладающего поведения всем субъектам образовательной среды; обучение их навыкам саморегуляции (разные возрастные, целевые группы) через вебинары, онлайн-трансляции.

3.              Психологическое дистантное консультирование предполагает:

•              применение в практике педагога-психолога форм и методов экстренной и кризисной психологической помощи (в том числе в дистанционном формате) с целью быстрого снижения возможных негативных эффектов (паника, страхи, тревога, агрессивные проявления);

•              психологическое консультирование родителей и близких членов семей обучающегося, в том числе направленное на развитие умений справляться с изменившимися условиями жизни.

4.            Психологическая компьютерная диагностика возможна через психодиагностические порталы, на которых с помощью методик, тестов, анкет можно провести диагностику и выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния детей дошкольного и школьного возраста, которые следует учитывать в процессе психологического сопровождения обучающихся в дистанционном режиме:

•              диагностика через сеть Интернет с возможностью сбора данных на едином ресурсе (например, социально-психологическое тестирование);

•              создание онлайн опросов и тестов с помощью интернет-конструкторов (например, тестирование через google-формы) — мониторинговая деятельность в виртуальном облаке.

5.             Психологическая коррекционно-развивающая работа в дистанционном режиме может:

•              проходить в индивидуальном формате (с использованием программ Zoom, Skype, Webinar, WhatsApp и других цифровых платформ) или групповом (через видеоконференцсвязь) для обучающихся, испытывающих трудности в адаптации, развитии, поведении. В том числе — работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, родители (законные представители) которых выступают тьюторами (помогают ребенку выполнять упражнения, которые демонстрирует педагог-психолог);

•              при нахождении обучающихся вне образовательной организации рекомендуется предусматривать работу педагога-психолога совместно с социальным педагогом в онлайн-формате с семьями группы риска — по предупреждению возникновения у несовершеннолетних социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения (употребление ПАВ, агрессивное и аутоагрессивное поведение, депрессивные состояния, попадание под влияние деструктивных сообществ (посредством сети Интернет), рост проявлений рискованного поведения и пр.);

•              психологическая коррекция с использованием онлайн-и мобильных тренажеров, онлайн-игр (например, для коррекции и развития познавательных процессов).

6.               Экспертно-методическая деятельность в дистанционном режиме, включающая:

•              разработку методических рекомендаций для участников образовательных отношений, программ, обобщения опыта по теме самообразования;

•              помощь педагогам в выборе образовательных технологий, адекватных дистанционным условиям обучения, с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся;

•              оказание психологической поддержки педагогам в проектной деятельности по совершенствованию дистанционного образовательного процесса;

•              ведение документации в электронном формате (заполнение журналов, базы данных, отчетов по выполнению госзадания) (рис. 1, рис. 2).

Журнал учета видов и форм работы педагога-психолога на 2021/2022 уч. год

п/п

Дата

(выбор из календаря)

Вид

услуги

Основание

ФИО

/ Название мероприятия

Целевая аудитория**

Воз­

раст

Особая категория***

Место проведения

кол- во чел.

Е-mail, телефон

ГЗ /

Вне­бюджет

ФИО психолога

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Журнал учета видов и форм работы педагога-психолога
на учебный год в электронном виде

Ведение документации в электронном формате позволяет экономить время на заполнение «от руки», легко корректируется, по ссылке руководитель образовательной организации может увидеть занятость педагога-психолога. Данный формат дарит возможности для использования электронного ресурса в деятельности педагога-психолога и снимает ограничения ресурсов времени и единовременного заполнения журнала.

 

Соответственно, в план работы, в первую очередь, необходимо включать те мероприятия, которые будут направлены на решение первостепенных задач образовательной организации и позволят оказать адресную помощь обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогам [2].

Форматы и технологии взаимодействия психологической службы на внутриведомственном и межведомственном уровне:

•              видеоконференцсвязь для проектного и оперативного взаимодействия специалистов психологической службы муниципального и областного уровня;

•              сетевое взаимодействие на объединенном региональном портале (например, в Липецкой области портал www.roditel48.ru);

•              единая библиотека нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность психологической службы на сайте Регионального ресурсного центра развития психологической службы региона (например, в Липецкой области сайт Регионального ресурсного центра по развитию психологической службы www.семья48.рф);

•              мобильное и безбумажное взаимодействие специалистов на внутриведомственном и межведомственном уровне (профессиональные группы в соцсетях и мессенджерах, объединяющие психологов разных ведомств и внутри системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях);

•              онлайн ресурсная карта специалистов психологической службы с возможностью взаимодействия с ними (навигатор муниципальных консультационных пунктов);

•              8-800-2000-122 — телефон доверия консультативной психологической помощи, оказывае­

мой бесплатно и анонимно, и другие телефоны горячих линий по оказанию психолого­педагогической помощи на региональном и федеральном уровнях [5].

В том случае когда наблюдается кадровый дефицит психологической службы в общеобразовательных организациях региона и есть удаленные территории, в которых нет возможности осуществлять психолого-педагогическую помощь участникам образовательных отношений силами самих образовательных организаций, областной или муниципальный центр психолого­педагогического и медико-социального сопровождения реализует эту деятельность с использованием возможностей IT-технологий по договору между Центром и образовательной организацией.

В целом, дистанционный режим перезагрузил специалистов, и прежние формы работы педагога-психолога нашли возможность раскрыться в новых условиях труда. А Конкурс позволяет продемонстрировать педагогу-психологу приобретенные навыки в профессиональной деятельности. В том числе — в дистанционном формате.

Участие в онлайн-конкурсе — это великолепная возможность «побывать» в кабинетах педагогов-психологов разных уголков страны, увидеть инновационные подходы, пополнить свой профессиональный багаж новыми технологиями, методами и подходами, почувствовать себя частью единого общероссийского психологического сообщества.

Таким образом, цифровизация психологической службы дает возможности дистанционно в режиме видеоконференцсвязи (ВКС) принимать участие во всероссийских мероприятиях, региональных программах и сопровождать тех обучающихся, которые больше всего нуждаются в психологической помощи: с особыми образовательными потребностями, ограниченными возможностями здоровья, одаренными, с отклонениями в поведении и нормотипичными, испытывающими трудности в обучении.

 

Литература

  1. Драганова О.А. Формирование и совершенствование профессиональной компетентности педагога-психолога в режиме адаптации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 24–31. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2019/n1/Draganov.shtml (дата обраще-ния: 09.09.2021).
  2. Карловская Н. Что включить в план работы на первое полугодие 2021/22 учебного года // Справочник педагога-психолога. Школа. 2021. № 8. С. 8–15.
  3. Психолого-педагогическое сопровождение детей, родителей и педагогов в условиях пандемии, самоизоляции и дистанционного обучения: Методические рекомендации / Под ред. Драгановой О.А. Липецк: Открытый мир, 2020. 49 с.
  4. Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» [Электронный ресурс] // Федерация психологов образования России. URL: https://rospsy.ru/node/759 (дата обращения: 28.04.2021).
  5. Рубцов В.В., Забродин Ю.М., Леонова О.И. Апробация и применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: итоги регионального опыта // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 82–92. DOI:10.17759/pse.2018230107
  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 28.06.2021).

Информация об авторах

Драганова Оксана Александровна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики, Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования, председатель Липецкого регионального отделения Федерации психологов образования России, главный внештатный психолог-эксперт в системе образования Липецкой области директор, Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ» (Г(О)БУ Центр «СемьЯ»), Липецк, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9220-6422, e-mail: dragoks@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 366
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 338
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 1