Формирование и совершенствование профессиональной компетентности педагога-психолога в режиме адаптации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

871

Аннотация

В статье представлены материалы, отражающие первоначальный этап апробации и применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на региональном уровне. Формулируются основные проблемы педагогов-психологов системы образования при переходе на профессиональный стандарт, которые переводятся в новые задачи. Обозначена роль системы дополнительного профессионального образования в формировании и повышении профессиональной компетентности педагогов-психологов. Выделены основные формы и технологии работы при повышении квалификации педагогов-психологов. Представлена модель развития психологической службы региона и описана ее функциональная готовность к апробации и применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» согласно плану мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы системы образования Липецкой области.

Общая информация

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, научно-методическая работа, профессиональная компетентность, психологизация, профессиональный стандарт, система дополнительного профессионального образования, программы повышения квалификации, модель развития психологической службы

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Драганова О.А. Формирование и совершенствование профессиональной компетентности педагога-психолога в режиме адаптации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 24–31. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2019_n1/Draganov (дата обращения: 21.11.2024)

Полный текст

Психологизация современного образования на сегодняшний день сопровождается конкретными требованиями как к образовательным результатам обучающихся, так и к профессиональной компетентности педагогов и, в частности, педагогов-психологов. Требования к личностным и метапредметным результатам у обучающихся прописаны в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС ОО). А требования к знаниям, умениям, трудовым действиям педагогов — в профессиональных стандартах. Педагоги-психологи имеют свой профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 24 июля 2015 г. №514н) (далее — профстандарт), согласно которому должны привести в соответствие свою квалификацию, осуществлять деятельность по указанным трудовым функциям, повышать свою профессиональную компетентность.

Требования о соответствии педагогических работников профессиональному стандарту предусмотрены законом «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29.12.2012 г.), в статье 46 которого указано, что «право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием, отвечающие требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам» [7].

№ п/п

Вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в рамках ФГОС ОО

Описание трудовых функций, входящих в профстандарт

1.

Профилактика

Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)

2.

Диагностика

Психологическая диагностика детей и обучающихся

3.

Консультирование

Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса

4.

Коррекционная работа

Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучаю-

5.

Развивающая работа

щимися, в том числе по восстановлению и реабилитации

6.

Просвещение

Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса

7.

Экспертиза

Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций

Табл. 1. Соотнесение форм деятельности педагога-психолога согласно требованиям ФГОС и трудовых функций, указанных в профстандарте

Профессиональный стандарт применяется в системе отношений «профессиональный труд — профессиональное образование». При этом появляется возможность соотнести термины, понятия и категории, используемые в системе ФГОС ОО, с одной стороны, и в профстандарте — с другой стороны.

Трудовые функции профстандарта педагога-психолога, направленные на «реализацию психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ (код А обобщенной трудовой функции)» [5], соответствуют формам психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, прописанным во ФГОС ОО (п. 28 ФГОС НОО, п. 25 ФГОС ООО, п. 25 ФГОС СОО) (табл. 1).

Согласно профессиональному стандарту и ФГОС ОО, педагогу-психологу необходимы новые профессиональные компетенции, отвечающие запросам общества и современным условиям среды [3]: работа с одаренными обучающимися; работа в условиях реализации программ инклюзивного образования; работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья; работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми обучающимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Расширение компетенций, постановка более серьезных требований к уровню квалификации педагога-психолога в настоящее время продиктованы также повышением востребованности психологической помощи со стороны обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов. Данный рост востребованности и интереса к психологической службе мы наблюдаем в настоящее время и в нашем регионе.

Психологическая служба Липецкой области охватывает всю систему образования и является организационной структурой,, в которую входят: педагоги-психологи (психологи) образовательных организаций всех типов (дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего, дополнительного, дополнительного профессионального образования), а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность, общественных объединений, некоммерческих общественных организаций психологической направленности.

Модель психологической службы в системе образования Липецкой области представлена на рис. 1.

К сожалению, не каждая образовательная организация региона может похвастаться наличием педагога-психолога. Но в большей степени укомплектованы педагогами-психологами детские сады города (98%) и техникумы (83%), а что касается школьных психологов, то их численность порядка 46%, и при этом в среднем на одного педагога-психолога общеобразовательной организации приходится 1104 ребенка. Итого, около 300 педагогов-психологов трудятся в системе образования Липецкой области.

С октября 2018 года Липецкая область стала пилотной площадкой по применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в режиме адаптации. Координатором деятельности региональной пилотной площадки по применению профстандарта в режиме адаптации является ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования» (ИРО ЛО); действует на основании рекомендаций Министерства просвещения РФ (№07­132 от 13.09.2018 г.).

Кафедра психологии и педагогики, являясь одним из структурных звеньев Института развития образования как системы дополнительного профессионального образования, осуществляет свою профессиональную деятельность по следующим основным направлениям: учебное, организационно-информационное, научно-исследовательское, методическое сопровождение педагогов-психологов.

На наш взгляд, именно изменение в системе дополнительного профессионального образования поможет педагогам-психологам овладеть ключевыми компетенциями и повысить (или сформировать) психолого-педагогическую компетентность согласно новым требованиям профессионального стандарта и ФГОС ОО.

Для того чтобы развиваться, внедрять профессиональный стандарт, повышать квалификацию, необходимо понимать, какие трудности и профессиональные дефициты испытывают педагоги-психологи региона (рис. 2).

По итогам анкетирования мы выяснили, что в современных условиях наблюдаются трудности в деятельности педагогов-психологов, связанные с материально-техническим оснащением, кадровыми и организационными условиями психологической службы: организация рабочего места (не у всех психологов есть отдельный рабочий кабинет); низкая заработная плата; большое количество обучающихся на 1 ставку педагога-психолога (от 800 до 1600 обучающихся); не выработана система преемственности между дошкольными и школьными педагогами-психологами (например, при передаче данных об уровне психологической готовности ребенка к школе). У педагога-психолога существует потребность в выделении часов внеурочной деятельности для реализации психологических форм деятельности.

В результате проведенного мониторинга были выявлены некоторые профессиональные дефициты у педагогов-психологов: технологии коррекционной работы с детьми с ОВЗ, индивидуальные программы коррекционной работы (с агрессивными, зависимыми детьми, детьми с отклонениями в поведении и развитии); владение электронными программами обработки диагностических данных; подходы в повышении психологической компетентности родителей обучающихся (не дают согласие на работу с детьми те родители (законные представители), чьи дети в большей степени нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении).

 

 

Рис.1. Модель психологической службы в системе образования Липецкой области

Но, как говорится, в психологии нет понятия «проблемы», для психолога — это трудности, которые необходимо перевести в задачи. Как сказал выдающийся отечественный психолог Лев Семенович Выготский: «Исполнение автоматического акта не задает нашему уму никакой задачи. Нет затруднения — значит нет потребности, а следовательно, нет и сознания, нет и развития» [1, с. 346].

Переводим имеющиеся трудности в задачи — и получаем основные направления развития психологической службы в системе образования согласно требованиям профстандарта.

На основе анализа ключевых трудностей и возможных ресурсов психологической службы в системе образования Липецкой области определены следующие приоритетные направления ее развития: нормативно­правовое регулирование; организационно-управленческое обеспечение; научно-методическое обеспечение; кадровое обеспечение; информационное обеспечение; материально-техническое обеспечение.

Нормативно-правовое регулирование включает в себя:

•     совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность Службы на региональном и муниципальном уровнях;

•   разработку нормативных актов, регламентирующих организацию предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям;

•   обновление и утверждение нормативных документов согласно требованиям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», форм документации педагогов- психологов согласно федеральным государственным образовательным стандартам.

Организационно-управленческое обеспечение функционирования деятельности Службы предполагает:

•     функционирование Координационного совета Службы при Управлении образования и науки Липецкой области;

•    организацию ресурсных (инновационных) площадок на базе образовательных организаций по психолого-педагогическому направлению;

•   обеспечение преемственности между психолого­педагогическими службами разных ступеней образования и межведомственного взаимодействия по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса.

Научно-методическое обеспечение предполагает:

•    создание единой системы стандартизированного (научно-обоснованного) психодиагностического инструментария для отслеживания сформированности образовательных результатов обучающихся в целях реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;

•      формирование психологической компетентности всех участников образовательного процесса (администрации, педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся).

Информационное обеспечение Службы включает в себя:

•      создание единой веб-платформы для сбора психологических данных, их обработки и хранения для неперсонифицированных данных, разработка регламента их сбора, хранения и использования;

•      привлечение региональных СМИ к популяризации деятельности педагогов-психологов (психологов) и Службы в целом.

•      создание информационных сервисов для родителей и обучающихся, позволяющих им дистанционно получить ряд доступных психологических услуг и консультаций.

Материально-техническое обеспечение предполагает:

•     создание необходимых материально-технических условий для осуществления профессиональной деятельности педагога-психолога (психолога), связанной с решением им разнообразных задач в системе образования (консультирование, диагностика, коррекция, поддержка, просвещение, обучение и др.), и обеспечение Службы учебным, диагностическим, коррекционно-развивающим оборудованием;

•    разработку рекомендаций к типовому рабочему месту педагога-психолога (психолога) образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи муниципального и регионального уровней;

Рис. 2. Трудности и профессиональные дефициты, которые испытывают педагоги-психологи

 

•      обеспечение требований по защите персональной информации всех участников образовательного процесса в соответствии с действующим законодательством;

•      рабочий кабинет для эффективной деятельности Службы с оснащением (у педагога-психолога (психолога) должен быть кабинет индивидуальной и групповой работы, специальное оборудование, психодиагностический инструментарий, доступ к интернет-ресурсам и т. д.);

•      наличие комнаты психологической разгрузки (или элементов сенсорной комнаты).

Кадровое обеспечение Службы предполагает:

•      последовательность ступеней профессионального образования педагога-психолога (психолога);

•      повышение психолого-педагогической компетентности, обеспечение профессионального развития педагогов-психологов посредством участия в конкурсах профессионального мастерства, конкурсах методических разработок и иных региональных, муниципальных мероприятиях;

•      поддержку создания и деятельности профессиональных сообществ (ассоциаций), некоммерческих общественных организаций психологической направленности специалистов Службы;

•      обеспечение дополнительного профессионального образования специалистов Службы, в том числе переподготовку и повышение квалификации согласно требованиям образовательных и профессионального стандартов.

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей (п. 9 ст. 76. Дополнительное профессиональное образование ФЗ «Об образовании в РФ» и п. 8. Приказа Минобрнауки №499) [7, 4].

Кафедра психологии и педагогики ИРО ЛО нацелена на формирование и развитие психолого-педагогической компетентности всех педагогических и административных работников и самих педагогов- психологов. Разработаны дополнительные профессиональные программы модульного характера по основным вопросам психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Осуществляется внедрение данных модулей на курсах повышения квалификации педагогических работников с применением инновационных технологий через специфические формы и методы работы со взрослой аудиторией с учетом научно-методических основ андрагогики (теории и практикаи обучения взрослых).

Андрагогический подход к обучению, в отличие от традиционного педагогического, заключаются в том, что преподаватель выступает не в роли транслятора знаний, а в качестве коллеги и компетентного советчика (консультанта); стимулом к обучению становятся не предлагаемые знания как таковые, а внутреннее стремление слушателя получить ответы на интересующие вопросы; цель обучения — не получить собственно знания, а научиться применять полученные знания для решения существующих проблем; основной акцент в преподавании делается не на теорию, а на применение различных концепций и подходов на практике; слушатели в ходе обучения активно участвуют в практических занятиях, тренингах, проходят стажировку.

Разработанные нами программы дополнительного профессионального образования направлены на приобретение необходимых знаний, формирование необходимых умений и овладение трудовыми действиями согласно требованиям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Подготовлена и реализуется дополнительная профессиональная образовательная программа переподготовки «Психология и педагогика образовательной деятельности», включающая такие разделы, как нормативно-правовые основы осуществления психолого-педагогической деятельности образовательной организации, основы возрастной психологии, психология познавательных процессов, основы педагогической деятельности, педагогическая и психологическая диагностика, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС, профессиональный стандарт «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования)», современные технологии работы с различными категориями обучающихся, психолого-педагогическая коррекция и ин­клюзивное образование, основы психологического консультирования, стажировка на базе образовательных организаций.

Целью программы переподготовки является совершенствование и развитие профессиональных ком­петенций педагогов-психологов по наиболее актуальным направлениям психолого-педагогического сопровождения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного, начального и основного общего образования согласно профессиональному стандарту «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Для достижения цели формирования (повышения) профессиональной компетентности педагога-психолога каждая программа дополнительного профессионального образования включает три этапа.

Первый этап — информационно-диагностический.

Основным замыслом данного этапа является введение в содержание модулей программы дополнительного профессионального образования по выбранной теме и выявление уровня психолого-педагогической компетентности слушателя. Предоставление слушателям курсов повышения квалификации информации по содержанию профстандарта и основным положениям ФГОС ОО, по направлениям психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса носит вводный характер.

 

Диагностический этап предполагает процедуру выявления уровня профессиональной компетентности педагога-психолога: диагностика, тестирование, оценка собственных ресурсов, определение путей совершенствования психолого-педагогической компетентности. Заполняется входная бланк-схема анализа профессиональной компетентности педагога-психолога (что умею, что знаю, что должен осуществлять).

Слушателям выдается бланк-схема (рис. 3), в которой каждый прописывает: когнитивную составляющую — что педагог-психолог знает и что должен знать; операционально-технологическую составляющую — что педагог-психолог умеет и что должен уметь; и профессиональные действия — что педагог-психолог осуществляет и что должен осуществлять. Таким образом, на данном этапе мы выявляем уровень актуального профессионального развития педагога-психолога и его запрос, отражающий уровень ближайшего профессионального развития.

Второй этап — развивающий.

Основной замысел второго этапа заключается в развитии у педагогов-психологов в совокупности профессиональных, коммуникативных, личностных свойств, направленных на достижение качественных результатов в процессе сопровождения всех участников образовательного процесса.

В ходе рассмотрения со слушателями профстандарта, опираясь на анализ бланк-схем профессиональной компетентности педагога-психолога, делаем акцент на профессиональных дефицитах в каждой трудовой функции: что педагог-психолог должен знать, уметь и осуществлять.

Третий этап — обобщающий.

Замысел третьего этапа заключается в анализе обновленных и вновь полученных знаний, умений и демонстрации трудовых действий на практике.

В завершении курсов повышения квалификации происходит обобщение полученного опыта, разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов- психологов, самоанализ деятельности. В программе предусмотрена стажировка на базе образовательных организаций с проведением практикума, тренинговых занятий и их анализа.

Повышение квалификации педагогов-психологов проходит и посредством их участия в конкурсах профессионального мастерства «Педагог-психолог года» и областных методических конкурсах психолого-педагогических программ в условиях реализации ФГОС ОО.

С целью повышения профессиональной компетентности педагогов-психологов ежегодно в мае в нашем регионе проходит конференция по актуальным вопросам психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ОО. В ноябре каждого года проходит Неделя психологии для педагогов-психологов образовательных организаций всех ступеней образования, приуроченная к Всероссийскому дню психолога. Все эти мероприятия проводятся при активном участии членов Липецкого регионального отделения общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России».

Как пишет О. Решетникова, «на всех этапах апробации и внедрения профессионального стандарта целесообразно использовать профессиональные объединения и общественные ассоциации психологов» [5, с. 57]. По инициативе и с активным участием профессионального сообщества педагогов-психологов Липецкой области разработана и утверждена Концепция развития психологической службы в системе образования Липецкой области (приказ Управления образования и науки Липецкой области №1107 от 27.08.2018 г.), в плане мероприятий по реализации которой прописана апробация профстандарта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. №584 предусмотрена организация поэтапного применения профессиональных стандартов в организациях государственного (муниципального) сектора, которая должна быть реализована не позднее 1 января 2020 г., что позволяет выделить режим (период) адаптации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», в рамках которого органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, в период 2017­2019 гг. необходимо осуществить ряд мероприятий по вопросам организации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Рис. 3. Бланк-схема для анализа профессиональной компетентности педагога-психолога

 

В нашем регионе запланированы и ведутся мероприятия по обсуждению, апробации и применению профстандарта. Запущен сетевой проект инновационной деятельности ИРО ЛО, в котором в качестве базовых инновационных площадок выбраны образовательные организации разных уровней образования: дошкольные образовательные организации города Липецка и Липецкой области (МБДОУ №123 г. Липецка, МБДОУ детский сад «Колокольчик» с. Тербуны), школы (МАОУ СШ №18 г. Липецка, МАОУ СШ №29 г. Липецка), специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, переименованные в общеобразовательные организации (МБОУ №16 г. Липецка), организации дополнительного образования (МБОУ ДО «Дом пионеров и школьников города Ельца»), образовательные организации среднего профессионального образования (ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»). В каждой образовательной организации будет представлена модель применения профстандарта согласно содержательной специфике организации.

Ключевыми точками в дорожной карте по апробации и применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в режиме адаптации в Липецкой области являются следующие направления деятельности:

•      функционирование инновационных площадок Института развития образования Липецкой области по апробации и применению профстандарта;

•    проведение совещаний (семинаров, вебинаров и т.п.) с учредителями, руководителями образовательных организаций по разъяснению вопросов применения профстандарта;

•      разработка вариативных моделей апробации профстандарта;

•  разработка методов (инструментов) оценки сформированности компетенций и выявление профессиональных дефицитов педагогов-психологов;

•      учебно-методическое и научно-организационное сопровождение профессиональной деятельности педагога-психолога в рамках реализации образовательных стандартов и профстандарта;

•      проведение анализа квалификационных требований, требований профстандарта и кадрового состава;

•      обеспечение поэтапного повышения квалификации (переподготовки) педагогов-психологов образовательных организаций всех ступеней образования согласно требованиям профстандарта;

•      разработка рекомендаций для руководителей образовательных организаций по формированию должностных обязанностей педагогов-психологов с использованием перечня трудовых функций профстандарта.

 

 

 

Литература

  1. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.1008 с.
  2. Организация деятельности психолого-педагогического сопровождения в системе образования в условиях реализации ФГОС: методические рекомендации для педагогов-психологов / под ред. О.А. Драгановой. 2-е изд. Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2017. 89 с.
  3. Отчет о проведении XI Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: психологическое обеспечение общего образования в контексте введения профстандарта «Педагог-психолог» // Вестник практической психологии образования. 2015. Т. 44. №3. С. 4–9.
  4. Письмо Министерства образования и науки РФ «О модернизации системы дополнительного педагогического образования в Российской Федерации» №08_2739 от 27.12.2017 г. [Электронный ресурс]. URL:https://минобрнауки.рф (дата обращения: 02.04.2018).
  5. Приказ Минтруда России №514н от 24.07.2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк Документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps482469 (дата обращения: 02.10.2018).
  6. Решетникова О. Перезагрузка работы педагога-психолога // Школьный психолог. 2016. Февраль. С. 55–57.
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273_ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/abitur/act.30/index.php (дата обращения: 12.10.2018).

Информация об авторах

Драганова Оксана Александровна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики, Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования, председатель Липецкого регионального отделения Федерации психологов образования России, главный внештатный психолог-эксперт в системе образования Липецкой области директор, Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ» (Г(О)БУ Центр «СемьЯ»), Липецк, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9220-6422, e-mail: dragoks@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1116
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 871
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 6