Особенности климата в классе и возможности его изучения у подростков

73

Аннотация

Статья посвящена проблеме изучения и оценки психологического климата в классе. Представлены результаты эмпирического исследования климата в классах средней школы и связи особенностей его восприятия с перфекционизмом подростков. В исследовании приняли участие 167 учащихся из четырех параллелей 5-х и трех 7-х классов в возрасте 11–14 лет. Использовались методики: опросник «Климат в классе» (Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова, М.Г. Сорокова, 2023) и трехфакторная версия опросника перфекционизма (Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, 2018). Обнаружена значительная вариативность показателей климата в параллелях 5-х и 7-х классов одной и той же школы, что свидетельствует об уникальности учебной среды, создаваемой учителем. Выделена специфика вариативности в восприятии разных аспектов климата учащимися 5-х классов, только начавшими обучение в средней школе, и учащимися 7-х классов, типичными представителями средней ступени обучения. Показано, что перфекционизм подростков связан с их восприятием поддержки учителя и соперничества с одноклассниками. Полученные данные важны для интерпретации результатов диагностики климата в классе в практической деятельности психолога.

Общая информация

Ключевые слова: психологический климат образовательного учреждения, средняя школа, перфекционизм, подростки

Рубрика издания: Независимая оценка эффективности психолого-педагогических методик и программ

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2023200401

Получена: 04.07.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Шумакова Н.Б. Особенности климата в классе и возможности его изучения у подростков [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. № 4. С. 7–15. DOI: 10.17759/bppe.2023200401

Полный текст

Введение

Интерес к изучению психологического климата в школе и классе обусловлен, прежде всего, поиском путей повышения эффективности школьного обучения. С особенностями школьной среды и такого важного ее компонента, как климат в классе, связаны не только успешность обучения и развития способностей школьников, но и их психологическое благополучие и социальная компетентность [1; 3; 4; 10; 13]. Известно также, что на академические успехи учащихся — сильно и напрямую — влияет то, как учащиеся воспринимают психологический климат в классе [7; 12].

Климат в классе, безусловно, связан с климатом в образовательном учреждении (в школе). В то же время, исследования, выполненные в последнее десятилетие, отмечают различия между ними (исследованиями) и целесообразность оперирования более точными понятиями — в соответствии с изучаемым аспектом школьной среды [8; 11]. Климат в классе представляет собой более динамичное образование, чем школьный климат, и определяет основную микросреду взаимодействия учащихся и преподавателей.

Чаще всего климат в классе или школе оценивается с помощью опросов или структурированного наблюдения. Но в последние годы, пожалуй, все более распространенным вариантом становится применение опросников, которые позволяют определить субъективное восприятие климата или совокупность субъективных восприятий учащихся, а не объективные характеристики школы или класса. Это связано с тем, что:

  • во-первых, сегодня убедительно доказана значимость для успешности, развития и психологического благополучия школьников таких факторов, как особенности субъективного восприятия ими академических, управленческих, социальных и эмоциональных взаимодействий между учащимися и учителями;
  • во-вторых, появились надежные методики измерения [6] и возможность с их помощью получать актуальную информацию в короткие сроки.

С одной стороны, климат в классе характеризует особенную учебную среду, созданную отдельными учителями. С другой стороны, поскольку речь идет о субъективном восприятии учащимися взаимодействия и взаимоотношений в классе, то понятно, что это восприятие учебной среды, создаваемой учителями, связано с индивидуальными психологическими особенностями самого субъекта восприятия. В то же время, специфика восприятия тех или иных параметров учебной среды учащимися с разными мотивационно-личностными характеристиками изучена недостаточно. В связи с этим большой интерес и практическое значение имеют исследования индивидуальных различий в восприятии психологического климата в классе разными школьниками. В настоящем исследовании мы сосредоточились на решении двух задач:

  • определить вариативность климата в классе в параллелях средней школы (5-х и 7-х классов);
  • выявить связь перфекционизма подростков с особенностями восприятия климата в классе.

Мы предполагали, во-первых, что профили показателей климата класса в параллелях 5-х и 7-х классов одной и той же школы будут иметь достоверные различия. Во-вторых, особенности восприятия климата в классе связаны с перфекционизмом — важной для развития интеллектуально-творческого потенциала подростков мотивационно-личностной характеристикой.

Методы

В исследовании приняли участие учащиеся двух параллелей одной и той же московской школы: учащиеся 4-х пятых классов (N = 92) и учащиеся 3-х седьмых классов (N = 75).

Для изучения климата в классе применялся недавно стандартизированный на большой выборке подростков (учащихся 5–10-х классов) русскоязычный опросник «Климат в классе» [5]. Опросник позволяет оценить субъективное восприятие климата в классе по 6-ти шкалам, соответствующим показателям, которые могут интерпретироваться как благоприятные или неблагоприятные для учащихся с точки зрения их психологического благополучия, академической успешности и интеллектуально-творческого развития: «поддерживающий учитель» (сотрудничество учеников с учителями), «сотрудничество с одноклассниками», «организация работы в классе» (нарушения дисциплины), «соперничество с одноклассниками», «давление школьной среды» (восприятие школьных требований как избыточных) и «вовлеченность одноклассников в учебу».

Трехфакторная версия опросника перфекционизма, разработанная Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогоровой [2], применялась для выявления уровня проявления перфекционизма подростков (только учащихся 7-х классов). С помощью этого опросника можно получить общую оценку выраженности перфекционизма, а также его разных аспектов: озабоченность оценками со стороны других (социально предписываемый перфекционизм), высокие стандарты и требования к себе («Я-адресованный» перфекционизм), негативное селектирование и фиксация на собственном несовершенстве (характеристика перфекционистского когнитивного стиля) [2, с. 23].

Результаты и обсуждение

На рис.1 представлены профили показателей психологического климата в 4-х разных классах одной параллели пятиклассников и абстрактный профиль, составленный по средним значениям показателей, полученным в результате масштабного исследования с целью стандартизации опросника [5, 2023, с. 242]. Как видно из представленных профилей, различия по ряду показателей значительны. Существенные различия можно наблюдать и в случае с параллелью 7-х классов (рис. 2).

Обозначения шкал опросника «Климат в классе»: ПУ — поддерживающий учитель; С — сотрудничество с одноклассниками; О/Д — организация работы в классе; СП — соперничество с одноклассниками; ДС — давление школьной среды и В — вовлеченность одноклассников в учебу.

Рис. 1. Профили показателей климата в классе в параллели 5-х классов

Обозначения шкал опросника «Климат в классе»: ПУ — поддерживающий учитель; С — сотрудничество с одноклассниками; О/Д — организация работы в классе; СП — соперничество с одноклассниками; ДС — давление школьной среды и В — вовлеченность одноклассников в учебу.

Рис. 2. Профили показателей климата в классе в параллели 7-х классов

С помощью дисперсионного анализа ANOVA были выявлены достоверные межгрупповые различия по ряду показателей климата в классе как в параллели 5-х, так и 7-х классов.

Как видно из данных табл. 1, профили климата класса в параллелях как 5-х, так и 7-х классов одной и той же школы характеризуются статистически достоверными различиями по нескольким показателям, значения которых в одной параллели могут варьировать от уровня «ниже» до уровня «выше» среднего в соответствующей возрастной группе (рис. 1 и рис. 2). С учетом поправки Бонферрони можно выделить по два показателя, по которым обнаруживается максимальная вариабельность как в 5-х, так и в 7-х классах, хотя сами показатели в разных возрастных параллелях не совпадают. В 5-х классах максимальные различия между классами выявляются в восприятии пятиклассниками сотрудничества и вовлеченности одноклассников в учебу, в то время как в 7-х классах — в восприятии учительской поддержки и давления школьной среды. Несовпадение показателей школьного климата, по которым обнаружены максимальные различия в разных возрастных параллелях, может свидетельствовать о разной сензитивности к разным аспектам климата в классе у учащихся 5-х и 7-х классов, обусловленной возрастными особенностями и социальной ситуацией развития. Так, переход из начальной школы в среднюю сопровождается существенными изменениями в школьной жизни и взаимоотношениях учителей и учащихся пятиклассников, идет формирование фактически нового учебного сообщества или коллектива. В связи с этим неудивительно, что в пятых классах самые большие различия между классами обнаруживаются в восприятии сотрудничества с одноклассниками и их вовлеченности в учебу. Семиклассники же, как типичные представители подросткового возраста с уже сформировавшимся ученическим коллективом, больше всего восприимчивы к атмосфере взаимоотношений с учителями (сотрудничество с учителями, понимание и поддержка или давление, императивность) и школьным требованиям, которые могут оцениваться ими как избыточные, приемлемые или недостаточные.

Табл. 1. Межгрупповые различия показателей климата в классе  в параллелях 5-х и 7-х классов (ANOVA)

Шкалы опросника «Климат в классе»

 

параллель 5-х классов

параллель 7-х классов

Сумма квадратов

F

р

Сумма квадратов

F

р

Поддерживающий учитель

Между группами

77,751

1,024

,386

347,637

5,777

,005**

Внутри групп

2226,162

   

2166,363

   

Всего

2303,913

   

2514,000

   

Сотрудничество
с одноклассниками

Между группами

392,321

5,317

,002**

59,334

1,534

,223

Внутри групп

2164,287

   

1392,213

   

Всего

2556,609

   

1451,547

   

Организация работы
в классе

Между группами

144,517

3,249

,026

119,208

4,115

,020

Внутри групп

1304,733

   

1042,792

   

Всего

1449,250

   

1162,000

   

Соперничество
с одноклассниками

Между группами

106,166

2,933

,038

46,410

2,435

,095

Внутри групп

1061,954

   

686,256

   

Всего

1168,120

   

732,667

   

Давление школьной среды

Между группами

18,969

1,395

,250

56,380

10,225

,000**

Внутри групп

398,987

   

198,500

   

Всего

417,957

   

254,880

   

Вовлеченность одноклассников в учебу

Между группами

85,780

5,839

,001**

20,528

2,775

,069

Внутри групп

430,949

   

266,352

   

Всего

516,728

   

286,880

   

** — различия достоверны с р≤0,01 с учетом поправки Бонферрони.

В любом случае, полученные результаты свидетельствуют о продуктивности и практической значимости анализа профиля показателей климата в разных классах одной и той же школы, на основе которого возможна целенаправленная работа по улучшению психологического климата в случае обнаруженных «слабых аспектов». Так, например, в случае параллели 5-х классов на рис. 1 хорошо видно, что по показателям «сотрудничество с одноклассниками» (шкала 2) и «организация работы в классе» (шкала 3) в двух из четырех классов (5А и 5М) обнаруживаются значения, превышающие средние по данным нормативной таблицы [5, с. 242], соответствующие границам 6–7 и 5–6 стайнанов, соответственно [5, с. 247].

Учитывая, что эти шкалы опросника инвертированные, то полученные значения по ним интерпретируются с противоположным знаком, т. е. в случае высоких показателей свидетельствуют о слабом сотрудничестве одноклассников и недостаточной для успешной работы учеников организации работы в классе (слабой или недостаточной дисциплине), а в случае низких, наоборот, о хорошем сотрудничестве и взаимопомощи одноклассников, а также дисциплине (организации работы в классе), позволяющей всем ученикам продуктивно работать на уроках. Эти данные позволяют дать учителям соответствующие рекомендации по совершенствованию работы и взаимодействию с учениками обсуждаемых классов.

Для проверки гипотезы о связи особенностей восприятия климата в классе с перфекционизмом подростков был выполнен корреляционный анализ показателей двух опросников на выборке 7-х классов. В табл. 2 представлены только выявленные статистически значимые связи.

Табл. 2. Коэффициенты корреляций (Спирмена) шкал  опросников «Климат в классе» и перфекционизма подростков

Шкалы опросника
«Климат в классе»

Показатели перфекционизма

«Озабоченность оценками»

«Высокие стандарты»

«Негативное
селектирование»

Общий балл
перфекционизма

Шкала 1 «Поддерживающий учитель»

R

,052

,352*

-,046

,133

p

,743

,021

,767

,394

Шкала 4 «Соперничество с одноклассниками»

R

,257

,152

,457**

,364*

p

,096

,331

,002

,016

Как видно из данных табл. 2, умеренные и слабые, но статистически достоверные двусторонние положительные корреляционные связи выявлены только между двумя шкалами опросника «Климат в классе» и некоторыми показателями перфекционизма. Так, перфекционизм связан с восприятием соперничества с одноклассниками. Чем больше выражен у подростков перфекционизм, а точнее, такая особенность, как негативное селектирование и фиксация на собственном несовершенстве, тем в большей мере для них характерен высокий уровень показателя «соперничество с одноклассниками» (r=0,457), т. е. можно говорить о том, что они склонны к восприятию взаимоотношений в классе как сопернических (конкурентных) и наоборот.

Для подростков же с высоким уровнем выраженности «Я-перфекционизма», т. е. с высокими стандартами и требованиями к себе, характерен и высокий показатель по шкале «поддерживающий учитель», а для подростков с низким уровнем выраженности «Я-адресованного» перфекционизма характерен низкий показатель по шкале опросника климата в классе, связанной с восприятием поддержки и сотрудничества с учителем (r=0,352). Другими словами, подростки с высокими стандартами и требованиями к себе склонны воспринимать учителя позитивно, как помогающего и сотрудничающего с учениками, в то время как их сверстники с низкими стандартами и требованиями к себе, наоборот, склонны к восприятию учителя как недостаточно поддерживающего их.

Заключение

Практическая значимость измерения психологического климата в классе обусловливает актуальность изучения особенностей, условий и факторов его вариативности в классах общеобразовательных школ. Исследование психологического климата в классах средней школы позволило выявить значительную вариативность показателей климата в параллелях 5-х и 7-х классов одной и той же школы, что свидетельствует об уникальности учебной среды, создаваемой учителями. В то же время, показатели школьного климата, по которым обнаружены максимальные различия в разных возрастных параллелях, не одинаковы, что может свидетельствовать о разной восприимчивости к разным аспектам климата в классе у учащихся 5-х и 7-х классов, связанной с возрастными особенностями и социальной ситуацией развития.

Показано, что в 5-х классах самые большие различия между классами обнаруживаются в восприятии сотрудничества с одноклассниками и их вовлеченности в учебу, в то время как в 7-х классах — в восприятии учительской поддержки и давления школьной среды.

Особенности восприятия климата в классе связаны и с такой важной для развития интеллектуально-творческого потенциала подростков мотивационно-личностной характеристикой, как перфекционизм. Обнаружено, что перфекционизм подростков связан с их восприятием поддержки учителя и соперничества с одноклассниками. Подростки с высоким уровнем «Я-адресованного» перфекционизма (высокими стандартами и требованиями к себе) склонны воспринимать учителя позитивно, как помогающего и сотрудничающего с учениками, в то время как их сверстники с низкими стандартами и требованиями к себе, наоборот, склонны к восприятию учителя как недостаточно помогающего и поддерживающего их. Подростки с высоким уровнем негативного селектирования и фиксацией на собственном несовершенстве склонны к восприятию взаимоотношений в классе как сопернических (конкурентных), а их сверстники с низким уровнем выраженности этой характеристики перфекционизма, наоборот, — как не конкурентных, а поддерживающих друг друга.

Полученные в исследовании данные о вариативности профиля показателей психологического климата в разных возрастных параллелях и особенностях его восприятия подростками с разными характеристиками перфекционизма важны для интерпретации данных, полученных в результате диагностики климата в классе в практической деятельности психолога.

Появление нового опросника «Климат в классе» расширяет возможности работы психолога в школе и оказания психолого-педагогической помощи учителям и учащимся, а дальнейшее изучение особенностей восприятия психологического климата, связанных с индивидуальными мотивационно-личностными различиями учащихся, представляется важным перспективным направлением исследований.

Литература

  1. Александров Д.А., Иванюшина В.А., Ходоренко Д.К., Тенишева К.А. Школьный климат: концепция и инструмент измерения [Электронный ресурс]. М.: Издательский Дом Высшей школы экономики», 2018. 103 с. doi:10.17323/978-5-7598-1737-6
  2. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Факторная структура и психометрические показатели опросника перфекционизма: разработка трехфакторной версии [Электронный ресурс] // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. № 3. С. 8–32. doi:10.17759/cpp.2018260302
  3. Петрова С.О. Связь школьной тревожности, способностей и восприятия окружения у пятиклассников // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2020. С. 615–621.
  4. Реан А.А., Шагалов И.Л., Коновалов И.А. Связь ретроспективных оценок школьного климата c готовностью молодых людей к агрессии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 126–143. doi:10.17759/pse.2020250611
  5. Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Сорокова М.Г. «Климат в классе» — стандартизация русскоязычной версии модифицированного опросника «Климат в школе» [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Том 20. № 2. С. 231–256. doi:10.17323/1813-8918-2023-2-231-256
  6. Abdul Main R., Mahmud S. Classroom climate in the context of teaching practices in junior high schools // Klasikal: Journal of Education, Language Teaching and Science. 2022. Vol. 4(2). Р. 342–359. doi:10.52208/klasikal.v4i2.279
  7. Bahar M., Asil M., Rubie-Davies C.M. Measurement invariance of the student personal perception of classroom climate scale (SPPCC) in the Turkish context // European Journal of Educational Research. 2018. Vol. 7(1). Р. 113–120. doi:10.12973/eu- jer.7.1.113
  8. Goldenberg J., Klavir R. School climate, classroom climate, and teaching quality: can excellent students unravel these connections? // International Journal for Talent Development and Creativity. 2017. Vol. 5(1–2). Р. 137–148. doi:10.5944/educXX1.28705
  9. Iglesias-Díaz P., Romero-Pérez C. Emotional and inclusive classrooms and adolescent well-being: a systematic review // Educación XXI. 2021. Vol. 24(2). P. 305–350. doi:10.5944/educxx1.28705
  10. Lopez-Gonzalez L., Oriol X. The relationship between emotional competence, classroom climate and school achievement in high school students // Culture and Education. 2016. Vol. 28(1). P. 130–156. doi:10.1080/11356405.2015.1120448
  11. Maxwell S., Reynolds K.J., Lee E., Subasic E., Bromhead D. The impact of school climate and school identification on academic achievement: Multilevel modeling with student and teacher data // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. doi:10.3389/fpsyg.2017.02069
  12. Schweig J., Hamilton L.S., Baker G. School and Classroom Climate Measures: Considerations for Use by State and Local Education Leaders. Research Report No. RR-4259-FCIM. RAND Corporation, 2019. doi:10.7249/RR4259
  13. Wang M.-T., Degol J.L., Amemiya J., Parr A., Guo J. Classroom climate and children’s academic and psychological wellbeing: A systematic review and meta-analysis // Developmental Review. 2020. Vol. 57. doi:10.1016/j.dr.2020.100912

Информация об авторах

Шумакова Наталья Борисовна, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Лаборатория психологии одаренности, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), профессор, кафедра возрастной психологии им.Л.Ф.Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2843-6055, e-mail: n_shumakova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 315
В прошлом месяце: 93
В текущем месяце: 90

Скачиваний

Всего: 73
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 7