Введение
Интерес к изучению психологического климата в школе и классе обусловлен, прежде всего, поиском путей повышения эффективности школьного обучения. С особенностями школьной среды и такого важного ее компонента, как климат в классе, связаны не только успешность обучения и развития способностей школьников, но и их психологическое благополучие и социальная компетентность [Александров, 2018; Петрова, 2020; Реан, 2020; Lopez-Gonzalez, 2016; Wang M.-T, 2020]. Известно также, что на академические успехи учащихся — сильно и напрямую — влияет то, как учащиеся воспринимают психологический климат в классе [Bahar, 2018; Schweig, 2019].
Климат в классе, безусловно, связан с климатом в образовательном учреждении (в школе). В то же время, исследования, выполненные в последнее десятилетие, отмечают различия между ними (исследованиями) и целесообразность оперирования более точными понятиями — в соответствии с изучаемым аспектом школьной среды [Goldenberg, 2017; Maxwell, 2017]. Климат в классе представляет собой более динамичное образование, чем школьный климат, и определяет основную микросреду взаимодействия учащихся и преподавателей.
Чаще всего климат в классе или школе оценивается с помощью опросов или структурированного наблюдения. Но в последние годы, пожалуй, все более распространенным вариантом становится применение опросников, которые позволяют определить субъективное восприятие климата или совокупность субъективных восприятий учащихся, а не объективные характеристики школы или класса. Это связано с тем, что:
- во-первых, сегодня убедительно доказана значимость для успешности, развития и психологического благополучия школьников таких факторов, как особенности субъективного восприятия ими академических, управленческих, социальных и эмоциональных взаимодействий между учащимися и учителями;
- во-вторых, появились надежные методики измерения [Abdul Main, 2022] и возможность с их помощью получать актуальную информацию в короткие сроки.
С одной стороны, климат в классе характеризует особенную учебную среду, созданную отдельными учителями. С другой стороны, поскольку речь идет о субъективном восприятии учащимися взаимодействия и взаимоотношений в классе, то понятно, что это восприятие учебной среды, создаваемой учителями, связано с индивидуальными психологическими особенностями самого субъекта восприятия. В то же время, специфика восприятия тех или иных параметров учебной среды учащимися с разными мотивационно-личностными характеристиками изучена недостаточно. В связи с этим большой интерес и практическое значение имеют исследования индивидуальных различий в восприятии психологического климата в классе разными школьниками. В настоящем исследовании мы сосредоточились на решении двух задач:
- определить вариативность климата в классе в параллелях средней школы (5-х и 7-х классов);
- выявить связь перфекционизма подростков с особенностями восприятия климата в классе.
Мы предполагали, во-первых, что профили показателей климата класса в параллелях 5-х и 7-х классов одной и той же школы будут иметь достоверные различия. Во-вторых, особенности восприятия климата в классе связаны с перфекционизмом — важной для развития интеллектуально-творческого потенциала подростков мотивационно-личностной характеристикой.
Методы
В исследовании приняли участие учащиеся двух параллелей одной и той же московской школы: учащиеся 4-х пятых классов (N = 92) и учащиеся 3-х седьмых классов (N = 75).
Для изучения климата в классе применялся недавно стандартизированный на большой выборке подростков (учащихся 5–10-х классов) русскоязычный опросник «Климат в классе» [Шумакова, 2023]. Опросник позволяет оценить субъективное восприятие климата в классе по 6-ти шкалам, соответствующим показателям, которые могут интерпретироваться как благоприятные или неблагоприятные для учащихся с точки зрения их психологического благополучия, академической успешности и интеллектуально-творческого развития: «поддерживающий учитель» (сотрудничество учеников с учителями), «сотрудничество с одноклассниками», «организация работы в классе» (нарушения дисциплины), «соперничество с одноклассниками», «давление школьной среды» (восприятие школьных требований как избыточных) и «вовлеченность одноклассников в учебу».
Трехфакторная версия опросника перфекционизма, разработанная Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогоровой [Гаранян, 2018], применялась для выявления уровня проявления перфекционизма подростков (только учащихся 7-х классов). С помощью этого опросника можно получить общую оценку выраженности перфекционизма, а также его разных аспектов: озабоченность оценками со стороны других (социально предписываемый перфекционизм), высокие стандарты и требования к себе («Я-адресованный» перфекционизм), негативное селектирование и фиксация на собственном несовершенстве (характеристика перфекционистского когнитивного стиля) [Гаранян, 2018, с. 23].
Результаты и обсуждение
На рис.1 представлены профили показателей психологического климата в 4-х разных классах одной параллели пятиклассников и абстрактный профиль, составленный по средним значениям показателей, полученным в результате масштабного исследования с целью стандартизации опросника [5, 2023, с. 242]. Как видно из представленных профилей, различия по ряду показателей значительны. Существенные различия можно наблюдать и в случае с параллелью 7-х классов (рис. 2).
Обозначения шкал опросника «Климат в классе»: ПУ — поддерживающий учитель; С — сотрудничество с одноклассниками; О/Д — организация работы в классе; СП — соперничество с одноклассниками; ДС — давление школьной среды и В — вовлеченность одноклассников в учебу.
Рис. 1. Профили показателей климата в классе в параллели 5-х классов
Обозначения шкал опросника «Климат в классе»: ПУ — поддерживающий учитель; С — сотрудничество с одноклассниками; О/Д — организация работы в классе; СП — соперничество с одноклассниками; ДС — давление школьной среды и В — вовлеченность одноклассников в учебу.
Рис. 2. Профили показателей климата в классе в параллели 7-х классов
С помощью дисперсионного анализа ANOVA были выявлены достоверные межгрупповые различия по ряду показателей климата в классе как в параллели 5-х, так и 7-х классов.
Как видно из данных табл. 1, профили климата класса в параллелях как 5-х, так и 7-х классов одной и той же школы характеризуются статистически достоверными различиями по нескольким показателям, значения которых в одной параллели могут варьировать от уровня «ниже» до уровня «выше» среднего в соответствующей возрастной группе (рис. 1 и рис. 2). С учетом поправки Бонферрони можно выделить по два показателя, по которым обнаруживается максимальная вариабельность как в 5-х, так и в 7-х классах, хотя сами показатели в разных возрастных параллелях не совпадают. В 5-х классах максимальные различия между классами выявляются в восприятии пятиклассниками сотрудничества и вовлеченности одноклассников в учебу, в то время как в 7-х классах — в восприятии учительской поддержки и давления школьной среды. Несовпадение показателей школьного климата, по которым обнаружены максимальные различия в разных возрастных параллелях, может свидетельствовать о разной сензитивности к разным аспектам климата в классе у учащихся 5-х и 7-х классов, обусловленной возрастными особенностями и социальной ситуацией развития. Так, переход из начальной школы в среднюю сопровождается существенными изменениями в школьной жизни и взаимоотношениях учителей и учащихся пятиклассников, идет формирование фактически нового учебного сообщества или коллектива. В связи с этим неудивительно, что в пятых классах самые большие различия между классами обнаруживаются в восприятии сотрудничества с одноклассниками и их вовлеченности в учебу. Семиклассники же, как типичные представители подросткового возраста с уже сформировавшимся ученическим коллективом, больше всего восприимчивы к атмосфере взаимоотношений с учителями (сотрудничество с учителями, понимание и поддержка или давление, императивность) и школьным требованиям, которые могут оцениваться ими как избыточные, приемлемые или недостаточные.
Табл. 1. Межгрупповые различия показателей климата в классе в параллелях 5-х и 7-х классов (ANOVA)
|
Шкалы опросника «Климат в классе» |
параллель 5-х классов |
параллель 7-х классов |
|||||
|
Сумма квадратов |
F |
р |
Сумма квадратов |
F |
р |
||
|
Поддерживающий учитель |
Между группами |
77,751 |
1,024 |
,386 |
347,637 |
5,777 |
,005** |
|
Внутри групп |
2226,162 |
2166,363 |
|||||
|
Всего |
2303,913 |
2514,000 |
|||||
|
Сотрудничество |
Между группами |
392,321 |
5,317 |
,002** |
59,334 |
1,534 |
,223 |
|
Внутри групп |
2164,287 |
1392,213 |
|||||
|
Всего |
2556,609 |
1451,547 |
|||||
|
Организация работы |
Между группами |
144,517 |
3,249 |
,026 |
119,208 |
4,115 |
,020 |
|
Внутри групп |
1304,733 |
1042,792 |
|||||
|
Всего |
1449,250 |
1162,000 |
|||||
|
Соперничество |
Между группами |
106,166 |
2,933 |
,038 |
46,410 |
2,435 |
,095 |
|
Внутри групп |
1061,954 |
686,256 |
|||||
|
Всего |
1168,120 |
732,667 |
|||||
|
Давление школьной среды |
Между группами |
18,969 |
1,395 |
,250 |
56,380 |
10,225 |
,000** |
|
Внутри групп |
398,987 |
198,500 |
|||||
|
Всего |
417,957 |
254,880 |
|||||
|
Вовлеченность одноклассников в учебу |
Между группами |
85,780 |
5,839 |
,001** |
20,528 |
2,775 |
,069 |
|
Внутри групп |
430,949 |
266,352 |
|||||
|
Всего |
516,728 |
286,880 |
|||||
** — различия достоверны с р≤0,01 с учетом поправки Бонферрони.
В любом случае, полученные результаты свидетельствуют о продуктивности и практической значимости анализа профиля показателей климата в разных классах одной и той же школы, на основе которого возможна целенаправленная работа по улучшению психологического климата в случае обнаруженных «слабых аспектов». Так, например, в случае параллели 5-х классов на рис. 1 хорошо видно, что по показателям «сотрудничество с одноклассниками» (шкала 2) и «организация работы в классе» (шкала 3) в двух из четырех классов (5А и 5М) обнаруживаются значения, превышающие средние по данным нормативной таблицы [Шумакова, 2023, с. 242], соответствующие границам 6–7 и 5–6 стайнанов, соответственно [Шумакова, 2023, с. 247].
Учитывая, что эти шкалы опросника инвертированные, то полученные значения по ним интерпретируются с противоположным знаком, т. е. в случае высоких показателей свидетельствуют о слабом сотрудничестве одноклассников и недостаточной для успешной работы учеников организации работы в классе (слабой или недостаточной дисциплине), а в случае низких, наоборот, о хорошем сотрудничестве и взаимопомощи одноклассников, а также дисциплине (организации работы в классе), позволяющей всем ученикам продуктивно работать на уроках. Эти данные позволяют дать учителям соответствующие рекомендации по совершенствованию работы и взаимодействию с учениками обсуждаемых классов.
Для проверки гипотезы о связи особенностей восприятия климата в классе с перфекционизмом подростков был выполнен корреляционный анализ показателей двух опросников на выборке 7-х классов. В табл. 2 представлены только выявленные статистически значимые связи.
Табл. 2. Коэффициенты корреляций (Спирмена) шкал опросников «Климат в классе» и перфекционизма подростков
|
Шкалы опросника |
Показатели перфекционизма |
||||
|
«Озабоченность оценками» |
«Высокие стандарты» |
«Негативное |
Общий балл |
||
|
Шкала 1 «Поддерживающий учитель» |
R |
,052 |
,352* |
-,046 |
,133 |
|
p |
,743 |
,021 |
,767 |
,394 |
|
|
Шкала 4 «Соперничество с одноклассниками» |
R |
,257 |
,152 |
,457** |
,364* |
|
p |
,096 |
,331 |
,002 |
,016 |
|
Как видно из данных табл. 2, умеренные и слабые, но статистически достоверные двусторонние положительные корреляционные связи выявлены только между двумя шкалами опросника «Климат в классе» и некоторыми показателями перфекционизма. Так, перфекционизм связан с восприятием соперничества с одноклассниками. Чем больше выражен у подростков перфекционизм, а точнее, такая особенность, как негативное селектирование и фиксация на собственном несовершенстве, тем в большей мере для них характерен высокий уровень показателя «соперничество с одноклассниками» (r=0,457), т. е. можно говорить о том, что они склонны к восприятию взаимоотношений в классе как сопернических (конкурентных) и наоборот.
Для подростков же с высоким уровнем выраженности «Я-перфекционизма», т. е. с высокими стандартами и требованиями к себе, характерен и высокий показатель по шкале «поддерживающий учитель», а для подростков с низким уровнем выраженности «Я-адресованного» перфекционизма характерен низкий показатель по шкале опросника климата в классе, связанной с восприятием поддержки и сотрудничества с учителем (r=0,352). Другими словами, подростки с высокими стандартами и требованиями к себе склонны воспринимать учителя позитивно, как помогающего и сотрудничающего с учениками, в то время как их сверстники с низкими стандартами и требованиями к себе, наоборот, склонны к восприятию учителя как недостаточно поддерживающего их.
Заключение
Практическая значимость измерения психологического климата в классе обусловливает актуальность изучения особенностей, условий и факторов его вариативности в классах общеобразовательных школ. Исследование психологического климата в классах средней школы позволило выявить значительную вариативность показателей климата в параллелях 5-х и 7-х классов одной и той же школы, что свидетельствует об уникальности учебной среды, создаваемой учителями. В то же время, показатели школьного климата, по которым обнаружены максимальные различия в разных возрастных параллелях, не одинаковы, что может свидетельствовать о разной восприимчивости к разным аспектам климата в классе у учащихся 5-х и 7-х классов, связанной с возрастными особенностями и социальной ситуацией развития.
Показано, что в 5-х классах самые большие различия между классами обнаруживаются в восприятии сотрудничества с одноклассниками и их вовлеченности в учебу, в то время как в 7-х классах — в восприятии учительской поддержки и давления школьной среды.
Особенности восприятия климата в классе связаны и с такой важной для развития интеллектуально-творческого потенциала подростков мотивационно-личностной характеристикой, как перфекционизм. Обнаружено, что перфекционизм подростков связан с их восприятием поддержки учителя и соперничества с одноклассниками. Подростки с высоким уровнем «Я-адресованного» перфекционизма (высокими стандартами и требованиями к себе) склонны воспринимать учителя позитивно, как помогающего и сотрудничающего с учениками, в то время как их сверстники с низкими стандартами и требованиями к себе, наоборот, склонны к восприятию учителя как недостаточно помогающего и поддерживающего их. Подростки с высоким уровнем негативного селектирования и фиксацией на собственном несовершенстве склонны к восприятию взаимоотношений в классе как сопернических (конкурентных), а их сверстники с низким уровнем выраженности этой характеристики перфекционизма, наоборот, — как не конкурентных, а поддерживающих друг друга.
Полученные в исследовании данные о вариативности профиля показателей психологического климата в разных возрастных параллелях и особенностях его восприятия подростками с разными характеристиками перфекционизма важны для интерпретации данных, полученных в результате диагностики климата в классе в практической деятельности психолога.
Появление нового опросника «Климат в классе» расширяет возможности работы психолога в школе и оказания психолого-педагогической помощи учителям и учащимся, а дальнейшее изучение особенностей восприятия психологического климата, связанных с индивидуальными мотивационно-личностными различиями учащихся, представляется важным перспективным направлением исследований.

