Особенности климата в классе и возможности его изучения у подростков

122

Аннотация

Статья посвящена проблеме изучения и оценки психологического климата в классе. Представлены результаты эмпирического исследования климата в классах средней школы и связи особенностей его восприятия с перфекционизмом подростков. В исследовании приняли участие 167 учащихся из четырех параллелей 5-х и трех 7-х классов в возрасте 11–14 лет. Использовались методики: опросник «Климат в классе» (Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова, М.Г. Сорокова, 2023) и трехфакторная версия опросника перфекционизма (Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, 2018). Обнаружена значительная вариативность показателей климата в параллелях 5-х и 7-х классов одной и той же школы, что свидетельствует об уникальности учебной среды, создаваемой учителем. Выделена специфика вариативности в восприятии разных аспектов климата учащимися 5-х классов, только начавшими обучение в средней школе, и учащимися 7-х классов, типичными представителями средней ступени обучения. Показано, что перфекционизм подростков связан с их восприятием поддержки учителя и соперничества с одноклассниками. Полученные данные важны для интерпретации результатов диагностики климата в классе в практической деятельности психолога.

Общая информация

Ключевые слова: психологический климат образовательного учреждения, средняя школа, перфекционизм, подростки

Рубрика издания: Независимая оценка эффективности психолого-педагогических методик и программ

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2023200401

Получена: 04.07.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Шумакова Н.Б. Особенности климата в классе и возможности его изучения у подростков [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. № 4. С. 7–15. DOI: 10.17759/bppe.2023200401

Полный текст

Введение

Интерес к изучению психологического климата в школе и классе обусловлен, прежде всего, поиском путей повышения эффективности школьного обучения. С особенностями школьной среды и такого важного ее компонента, как климат в классе, связаны не только успешность обучения и развития способностей школьников, но и их психологическое благополучие и социальная компетентность [1; 3; 4; 10; 13]. Известно также, что на академические успехи учащихся — сильно и напрямую — влияет то, как учащиеся воспринимают психологический климат в классе [7; 12].

Климат в классе, безусловно, связан с климатом в образовательном учреждении (в школе). В то же время, исследования, выполненные в последнее десятилетие, отмечают различия между ними (исследованиями) и целесообразность оперирования более точными понятиями — в соответствии с изучаемым аспектом школьной среды [8; 11]. Климат в классе представляет собой более динамичное образование, чем школьный климат, и определяет основную микросреду взаимодействия учащихся и преподавателей.

Чаще всего климат в классе или школе оценивается с помощью опросов или структурированного наблюдения. Но в последние годы, пожалуй, все более распространенным вариантом становится применение опросников, которые позволяют определить субъективное восприятие климата или совокупность субъективных восприятий учащихся, а не объективные характеристики школы или класса. Это связано с тем, что:

  • во-первых, сегодня убедительно доказана значимость для успешности, развития и психологического благополучия школьников таких факторов, как особенности субъективного восприятия ими академических, управленческих, социальных и эмоциональных взаимодействий между учащимися и учителями;
  • во-вторых, появились надежные методики измерения [6] и возможность с их помощью получать актуальную информацию в короткие сроки.

С одной стороны, климат в классе характеризует особенную учебную среду, созданную отдельными учителями. С другой стороны, поскольку речь идет о субъективном восприятии учащимися взаимодействия и взаимоотношений в классе, то понятно, что это восприятие учебной среды, создаваемой учителями, связано с индивидуальными психологическими особенностями самого субъекта восприятия. В то же время, специфика восприятия тех или иных параметров учебной среды учащимися с разными мотивационно-личностными характеристиками изучена недостаточно. В связи с этим большой интерес и практическое значение имеют исследования индивидуальных различий в восприятии психологического климата в классе разными школьниками. В настоящем исследовании мы сосредоточились на решении двух задач:

  • определить вариативность климата в классе в параллелях средней школы (5-х и 7-х классов);
  • выявить связь перфекционизма подростков с особенностями восприятия климата в классе.

Мы предполагали, во-первых, что профили показателей климата класса в параллелях 5-х и 7-х классов одной и той же школы будут иметь достоверные различия. Во-вторых, особенности восприятия климата в классе связаны с перфекционизмом — важной для развития интеллектуально-творческого потенциала подростков мотивационно-личностной характеристикой.

Методы

В исследовании приняли участие учащиеся двух параллелей одной и той же московской школы: учащиеся 4-х пятых классов (N = 92) и учащиеся 3-х седьмых классов (N = 75).

Для изучения климата в классе применялся недавно стандартизированный на большой выборке подростков (учащихся 5–10-х классов) русскоязычный опросник «Климат в классе» [5]. Опросник позволяет оценить субъективное восприятие климата в классе по 6-ти шкалам, соответствующим показателям, которые могут интерпретироваться как благоприятные или неблагоприятные для учащихся с точки зрения их психологического благополучия, академической успешности и интеллектуально-творческого развития: «поддерживающий учитель» (сотрудничество учеников с учителями), «сотрудничество с одноклассниками», «организация работы в классе» (нарушения дисциплины), «соперничество с одноклассниками», «давление школьной среды» (восприятие школьных требований как избыточных) и «вовлеченность одноклассников в учебу».

Трехфакторная версия опросника перфекционизма, разработанная Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогоровой [2], применялась для выявления уровня проявления перфекционизма подростков (только учащихся 7-х классов). С помощью этого опросника можно получить общую оценку выраженности перфекционизма, а также его разных аспектов: озабоченность оценками со стороны других (социально предписываемый перфекционизм), высокие стандарты и требования к себе («Я-адресованный» перфекционизм), негативное селектирование и фиксация на собственном несовершенстве (характеристика перфекционистского когнитивного стиля) [2, с. 23].

Результаты и обсуждение

На рис.1 представлены профили показателей психологического климата в 4-х разных классах одной параллели пятиклассников и абстрактный профиль, составленный по средним значениям показателей, полученным в результате масштабного исследования с целью стандартизации опросника [5, 2023, с. 242]. Как видно из представленных профилей, различия по ряду показателей значительны. Существенные различия можно наблюдать и в случае с параллелью 7-х классов (рис. 2).

Обозначения шкал опросника «Климат в классе»: ПУ — поддерживающий учитель; С — сотрудничество с одноклассниками; О/Д — организация работы в классе; СП — соперничество с одноклассниками; ДС — давление школьной среды и В — вовлеченность одноклассников в учебу.

Рис. 1. Профили показателей климата в классе в параллели 5-х классов

Обозначения шкал опросника «Климат в классе»: ПУ — поддерживающий учитель; С — сотрудничество с одноклассниками; О/Д — организация работы в классе; СП — соперничество с одноклассниками; ДС — давление школьной среды и В — вовлеченность одноклассников в учебу.

Рис. 2. Профили показателей климата в классе в параллели 7-х классов

С помощью дисперсионного анализа ANOVA были выявлены достоверные межгрупповые различия по ряду показателей климата в классе как в параллели 5-х, так и 7-х классов.

Как видно из данных табл. 1, профили климата класса в параллелях как 5-х, так и 7-х классов одной и той же школы характеризуются статистически достоверными различиями по нескольким показателям, значения которых в одной параллели могут варьировать от уровня «ниже» до уровня «выше» среднего в соответствующей возрастной группе (рис. 1 и рис. 2). С учетом поправки Бонферрони можно выделить по два показателя, по которым обнаруживается максимальная вариабельность как в 5-х, так и в 7-х классах, хотя сами показатели в разных возрастных параллелях не совпадают. В 5-х классах максимальные различия между классами выявляются в восприятии пятиклассниками сотрудничества и вовлеченности одноклассников в учебу, в то время как в 7-х классах — в восприятии учительской поддержки и давления школьной среды. Несовпадение показателей школьного климата, по которым обнаружены максимальные различия в разных возрастных параллелях, может свидетельствовать о разной сензитивности к разным аспектам климата в классе у учащихся 5-х и 7-х классов, обусловленной возрастными особенностями и социальной ситуацией развития. Так, переход из начальной школы в среднюю сопровождается существенными изменениями в школьной жизни и взаимоотношениях учителей и учащихся пятиклассников, идет формирование фактически нового учебного сообщества или коллектива. В связи с этим неудивительно, что в пятых классах самые большие различия между классами обнаруживаются в восприятии сотрудничества с одноклассниками и их вовлеченности в учебу. Семиклассники же, как типичные представители подросткового возраста с уже сформировавшимся ученическим коллективом, больше всего восприимчивы к атмосфере взаимоотношений с учителями (сотрудничество с учителями, понимание и поддержка или давление, императивность) и школьным требованиям, которые могут оцениваться ими как избыточные, приемлемые или недостаточные.

Табл. 1. Межгрупповые различия показателей климата в классе  в параллелях 5-х и 7-х классов (ANOVA)

Шкалы опросника «Климат в классе»

 

параллель 5-х классов

параллель 7-х классов

Сумма квадратов

F

р

Сумма квадратов

F

р

Поддерживающий учитель

Между группами

77,751

1,024

,386

347,637

5,777

,005**

Внутри групп

2226,162

   

2166,363

   

Всего

2303,913

   

2514,000

   

Сотрудничество
с одноклассниками

Между группами

392,321

5,317

,002**

59,334

1,534

,223

Внутри групп

2164,287

   

1392,213

   

Всего

2556,609

   

1451,547

   

Организация работы
в классе

Между группами

144,517

3,249

,026

119,208

4,115

,020

Внутри групп

1304,733

   

1042,792

   

Всего

1449,250

   

1162,000

   

Соперничество
с одноклассниками

Между группами

106,166

2,933

,038

46,410

2,435

,095

Внутри групп

1061,954

   

686,256

   

Всего

1168,120

   

732,667

   

Давление школьной среды

Между группами

18,969

1,395

,250

56,380

10,225

,000**

Внутри групп

398,987

   

198,500

   

Всего

417,957

   

254,880

   

Вовлеченность одноклассников в учебу

Между группами

85,780

5,839

,001**

20,528

2,775

,069

Внутри групп

430,949

   

266,352

   

Всего

516,728

   

286,880

   

** — различия достоверны с р≤0,01 с учетом поправки Бонферрони.

В любом случае, полученные результаты свидетельствуют о продуктивности и практической значимости анализа профиля показателей климата в разных классах одной и той же школы, на основе которого возможна целенаправленная работа по улучшению психологического климата в случае обнаруженных «слабых аспектов». Так, например, в случае параллели 5-х классов на рис. 1 хорошо видно, что по показателям «сотрудничество с одноклассниками» (шкала 2) и «организация работы в классе» (шкала 3) в двух из четырех классов (5А и 5М) обнаруживаются значения, превышающие средние по данным нормативной таблицы [5, с. 242], соответствующие границам 6–7 и 5–6 стайнанов, соответственно [5, с. 247].

Учитывая, что эти шкалы опросника инвертированные, то полученные значения по ним интерпретируются с противоположным знаком, т. е. в случае высоких показателей свидетельствуют о слабом сотрудничестве одноклассников и недостаточной для успешной работы учеников организации работы в классе (слабой или недостаточной дисциплине), а в случае низких, наоборот, о хорошем сотрудничестве и взаимопомощи одноклассников, а также дисциплине (организации работы в классе), позволяющей всем ученикам продуктивно работать на уроках. Эти данные позволяют дать учителям соответствующие рекомендации по совершенствованию работы и взаимодействию с учениками обсуждаемых классов.

Для проверки гипотезы о связи особенностей восприятия климата в классе с перфекционизмом подростков был выполнен корреляционный анализ показателей двух опросников на выборке 7-х классов. В табл. 2 представлены только выявленные статистически значимые связи.

Табл. 2. Коэффициенты корреляций (Спирмена) шкал  опросников «Климат в классе» и перфекционизма подростков

Шкалы опросника
«Климат в классе»

Показатели перфекционизма

«Озабоченность оценками»

«Высокие стандарты»

«Негативное
селектирование»

Общий балл
перфекционизма

Шкала 1 «Поддерживающий учитель»

R

,052

,352*

-,046

,133

p

,743

,021

,767

,394

Шкала 4 «Соперничество с одноклассниками»

R

,257

,152

,457**

,364*

p

,096

,331

,002

,016

Как видно из данных табл. 2, умеренные и слабые, но статистически достоверные двусторонние положительные корреляционные связи выявлены только между двумя шкалами опросника «Климат в классе» и некоторыми показателями перфекционизма. Так, перфекционизм связан с восприятием соперничества с одноклассниками. Чем больше выражен у подростков перфекционизм, а точнее, такая особенность, как негативное селектирование и фиксация на собственном несовершенстве, тем в большей мере для них характерен высокий уровень показателя «соперничество с одноклассниками» (r=0,457), т. е. можно говорить о том, что они склонны к восприятию взаимоотношений в классе как сопернических (конкурентных) и наоборот.

Для подростков же с высоким уровнем выраженности «Я-перфекционизма», т. е. с высокими стандартами и требованиями к себе, характерен и высокий показатель по шкале «поддерживающий учитель», а для подростков с низким уровнем выраженности «Я-адресованного» перфекционизма характерен низкий показатель по шкале опросника климата в классе, связанной с восприятием поддержки и сотрудничества с учителем (r=0,352). Другими словами, подростки с высокими стандартами и требованиями к себе склонны воспринимать учителя позитивно, как помогающего и сотрудничающего с учениками, в то время как их сверстники с низкими стандартами и требованиями к себе, наоборот, склонны к восприятию учителя как недостаточно поддерживающего их.

Заключение

Практическая значимость измерения психологического климата в классе обусловливает актуальность изучения особенностей, условий и факторов его вариативности в классах общеобразовательных школ. Исследование психологического климата в классах средней школы позволило выявить значительную вариативность показателей климата в параллелях 5-х и 7-х классов одной и той же школы, что свидетельствует об уникальности учебной среды, создаваемой учителями. В то же время, показатели школьного климата, по которым обнаружены максимальные различия в разных возрастных параллелях, не одинаковы, что может свидетельствовать о разной восприимчивости к разным аспектам климата в классе у учащихся 5-х и 7-х классов, связанной с возрастными особенностями и социальной ситуацией развития.

Показано, что в 5-х классах самые большие различия между классами обнаруживаются в восприятии сотрудничества с одноклассниками и их вовлеченности в учебу, в то время как в 7-х классах — в восприятии учительской поддержки и давления школьной среды.

Особенности восприятия климата в классе связаны и с такой важной для развития интеллектуально-творческого потенциала подростков мотивационно-личностной характеристикой, как перфекционизм. Обнаружено, что перфекционизм подростков связан с их восприятием поддержки учителя и соперничества с одноклассниками. Подростки с высоким уровнем «Я-адресованного» перфекционизма (высокими стандартами и требованиями к себе) склонны воспринимать учителя позитивно, как помогающего и сотрудничающего с учениками, в то время как их сверстники с низкими стандартами и требованиями к себе, наоборот, склонны к восприятию учителя как недостаточно помогающего и поддерживающего их. Подростки с высоким уровнем негативного селектирования и фиксацией на собственном несовершенстве склонны к восприятию взаимоотношений в классе как сопернических (конкурентных), а их сверстники с низким уровнем выраженности этой характеристики перфекционизма, наоборот, — как не конкурентных, а поддерживающих друг друга.

Полученные в исследовании данные о вариативности профиля показателей психологического климата в разных возрастных параллелях и особенностях его восприятия подростками с разными характеристиками перфекционизма важны для интерпретации данных, полученных в результате диагностики климата в классе в практической деятельности психолога.

Появление нового опросника «Климат в классе» расширяет возможности работы психолога в школе и оказания психолого-педагогической помощи учителям и учащимся, а дальнейшее изучение особенностей восприятия психологического климата, связанных с индивидуальными мотивационно-личностными различиями учащихся, представляется важным перспективным направлением исследований.

Литература

  1. Александров Д.А., Иванюшина В.А., Ходоренко Д.К., Тенишева К.А. Школьный климат: концепция и инструмент измерения [Электронный ресурс]. М.: Издательский Дом Высшей школы экономики», 2018. 103 с. doi:10.17323/978-5-7598-1737-6
  2. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Факторная структура и психометрические показатели опросника перфекционизма: разработка трехфакторной версии [Электронный ресурс] // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. № 3. С. 8–32. doi:10.17759/cpp.2018260302
  3. Петрова С.О. Связь школьной тревожности, способностей и восприятия окружения у пятиклассников // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2020. С. 615–621.
  4. Реан А.А., Шагалов И.Л., Коновалов И.А. Связь ретроспективных оценок школьного климата c готовностью молодых людей к агрессии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 126–143. doi:10.17759/pse.2020250611
  5. Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Сорокова М.Г. «Климат в классе» — стандартизация русскоязычной версии модифицированного опросника «Климат в школе» [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Том 20. № 2. С. 231–256. doi:10.17323/1813-8918-2023-2-231-256
  6. Abdul Main R., Mahmud S. Classroom climate in the context of teaching practices in junior high schools // Klasikal: Journal of Education, Language Teaching and Science. 2022. Vol. 4(2). Р. 342–359. doi:10.52208/klasikal.v4i2.279
  7. Bahar M., Asil M., Rubie-Davies C.M. Measurement invariance of the student personal perception of classroom climate scale (SPPCC) in the Turkish context // European Journal of Educational Research. 2018. Vol. 7(1). Р. 113–120. doi:10.12973/eu- jer.7.1.113
  8. Goldenberg J., Klavir R. School climate, classroom climate, and teaching quality: can excellent students unravel these connections? // International Journal for Talent Development and Creativity. 2017. Vol. 5(1–2). Р. 137–148. doi:10.5944/educXX1.28705
  9. Iglesias-Díaz P., Romero-Pérez C. Emotional and inclusive classrooms and adolescent well-being: a systematic review // Educación XXI. 2021. Vol. 24(2). P. 305–350. doi:10.5944/educxx1.28705
  10. Lopez-Gonzalez L., Oriol X. The relationship between emotional competence, classroom climate and school achievement in high school students // Culture and Education. 2016. Vol. 28(1). P. 130–156. doi:10.1080/11356405.2015.1120448
  11. Maxwell S., Reynolds K.J., Lee E., Subasic E., Bromhead D. The impact of school climate and school identification on academic achievement: Multilevel modeling with student and teacher data // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. doi:10.3389/fpsyg.2017.02069
  12. Schweig J., Hamilton L.S., Baker G. School and Classroom Climate Measures: Considerations for Use by State and Local Education Leaders. Research Report No. RR-4259-FCIM. RAND Corporation, 2019. doi:10.7249/RR4259
  13. Wang M.-T., Degol J.L., Amemiya J., Parr A., Guo J. Classroom climate and children’s academic and psychological wellbeing: A systematic review and meta-analysis // Developmental Review. 2020. Vol. 57. doi:10.1016/j.dr.2020.100912

Информация об авторах

Шумакова Наталья Борисовна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, лаборатория психологии одаренности, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФГБНУ ФНЦ ПМИ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2843-6055, e-mail: n_shumakova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 691
В прошлом месяце: 88
В текущем месяце: 72

Скачиваний

Всего: 122
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 11