Вестник практической психологии образования
2024. Том 21. № 2. С. 54–60
doi:10.17759/bppe.2024210207
ISSN: 2658-3100 (online)
Профиль субъектности педагогов учреждений дошкольного и школьного образования
Аннотация
Актуальной проблемой профессиональной подготовки педагогических кадров является сформированность субъектности специалистов и их готовность формировать ее у подрастающего поколения. Мониторинг сформированности стадий становления субъектности педагогов проводился на протяжении 2022 и 2023 гг. в процессе прохождения курсов повышения квалификации с помощью методики ОСС-СВ А.В. Капцова. Всего в исследовании приняли участие 151 педагог (M = 44,17; Sd = 4,95; 95,36% женщины). Исследованные работники образования отличаются качественным своеобразием сформированности стадий становления субъектности, а именно: высоким уровнем развития стадии «Мотивированный индивид» и низкими показателями стадий «Наблюдатель», «Подмастерье», «Ученик», «Критик», «Мастер» и «Творец». У респондентов отмечается развитая мотивация и дефицит инструментальной основы профессиональной деятельности, трудности обучения и профессиональной переподготовки. Также обнаружена значимая взаимосвязь возраста и образования с уровнем сформированности стадий становления субъектности педагогов.
Общая информация
Ключевые слова: стадии становления субъектности, уровни сформированности
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210207
Финансирование. исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 20-13-00234.
Получена: 08.04.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Капцов А.В., Мишакова Г.А. Профиль субъектности педагогов учреждений дошкольного и школьного образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 2. С. 54–60. DOI: 10.17759/bppe.2024210207
Полный текст
Введение
Продолжающаяся реформа системы образования предполагает модернизацию учебного процесса, внедрение новых образовательных стандартов и технологий, что требует изменения системы подготовки педагогических кадров. Согласно отчета Министерства просвещения, в 2022 году 193,5 тысячи сотрудников уволились, а текучесть кадров составила в среднем по стране 14% от общего числа работников, доля молодых специалистов в возрасте до 35 лет не превышает 23,3% в среднем по стране, нагрузка продолжает расти (в 2022 году на одного педагога приходилось 15,35 обучающихся) [2]. Рост социальной ответственности образовательной среды задает новые высокие профессиональные стандарты подготовки специалистов и бережного управления педагогическими кадрами.
В рамках экопсихологической модели становления субъектности участников образовательного процесса особое внимание уделяется вопросам психодидактических технологий. Организация образовательной среды, по мнению В.И. Панова [5; 13], Л.М. Митиной [7; 12], И.В. Плаксиной [11; 15], начинается с подготовки профессиональных педагогических кадров [12] на методическом [6] и личностном уровнях [3; 4]. Потребность в формировании субъектности у подрастающего поколения [8] напрямую связана с субъектными характеристиками воспитателей, педагогов и наставников [9].
Целью статьи является изучение профиля субъектности педагогов образовательных учреждений.
Объектом исследования является сформированность стадий становления субъектности (далее — ССС) педагогов.
Предметом — профиль субъектности педагогов учреждений дошкольного и школьного образования.
Под профилем субъектности мы понимаем сформированность ССС отдельно взятого педагога. Экопсихологическая модель В.И. Панова [10; 14] позволяет анализировать содержательные и психодинамические характеристики субъектности [12, с. 15].
Методика исследования
Исследование стадий становления субъектности педагогов проводилось с помощью методики ОСС-СВ А.В. Капцова [3; 8], которая представляет собой набор из 10 учебных кейсов, связанных с регулярностью определенных видов учебной деятельности и выраженностью ССС.
Всего в исследовании приняли участие 151 педагог (M = 44,17; Sd = 4,95; 95,36% женщины). Мониторинг проводился в процессе прохождениями курсов повышения квалификации (далее — курс 1 и курс 2) на базе МБОУ ОДПО «Центр развития образования» г. о. Самара на протяжении двух лет с сентября 2022 г. по декабрь 2023 г.
В качестве методов математической статистики использовались кластерный анализ и коэффициент ранговой корреляции Кендалла в программе STATISTICA 10.0.
Обсуждение результатов
Высокий уровень сформированности стадии «Мотивированный индивид» отмечается у 45% опрошенных, их характеризует развитая способность к целеполаганию, заинтересованность в результатах деятельности; возможность целенаправленной мотивации других участников образовательной среды (табл. 1).
Табл. 1. Выраженность стадий становления субъектности педагогов (в %)
Стадии становления субъектности |
Низкий уровень |
Высокий уровень |
«Мотивированный индивид» (Мо) |
21,9 |
45 |
«Наблюдатель» (Н) |
39,1 |
36,4 |
«Подмастерье» (П) |
72,2 |
4,6 |
«Ученик» (У) |
62,3 |
13,9 |
«Критик» (К) |
80,1 |
2 |
«Мастер» (М) |
47 |
26,5 |
«Творец» (Т) |
49 |
31,1 |
Доминирование низкого уровня отмечается по остальным стадиям становления субъектности: от 39,1% педагогов на стадии «Наблюдатель» до 80,1% на стадии «Критик». Недостаточная сформированность когнитивного, коммуникативного, регуляторного и личностного уровней универсальных учебных действий определяет ограниченные возможности и ситуативность перцептивной, репродуктивной, учебной, внутренней/внешней регуляторной и мотивационной активности (табл. 1).
Далее испытуемые были разделены на группы с помощью кластерного анализ по типу выраженности стадий субъектности (низкие, средние и высокие показатели) в каждой из двух групп обучающихся (табл. 2).
Табл. 2. Показатели взаимосвязи выраженности стадий становления
субъектности педагогов с уровнем образования и возраста
(коэффициент корреляции Кендалла τ при p < 0,05)
Взаимосвязи |
1 курс |
2 курс |
|||||
Мо |
П |
Мо |
Н |
П |
М |
Т |
|
Низкий уровень и образование |
-0,35 |
-0,39 |
-0,29 |
-0,28 |
-0,27 |
||
Средний уровень и возраст |
0,54 |
0,35 |
|||||
Высокий уровень и образование |
-0,27 |
-0,46 |
|||||
Высокий уровень и возраст |
-0,66 |
-0,43 |
Примечание: Мо — «Мотивированный индивид»; П — «Подмастерье»;
Н — «Наблюдатель»; М — «Мастер»; Т — «Творец».
У педагогов курса 1 отмечается взаимосвязь среднего профессионального образования с низкой мотивацией и личностной активностью, а также возраста и способности к обучению. Чем моложе специалист, тем легче у него формируется когнитивный уровень УУД.
У педагогов курса 2 со средним профессиональным образованием отмечаются недостаточно развитые когнитивные, регуляторные, личностные уровни УУД, а также низкая поисковая, перцептивная, внутренняя регуляторная и мотивационная активность. Более молодые испытуемые и педагоги с высшим образованием легче овладевают когнитивным уровнем УУД и репродуктивной активностью. Однако недостаточный опыт профессиональной деятельности респондентов связан с низким уровнем поисковой и внутренней регуляторной активности, дефицитом личностного и регуляторного уровней УУД.
Педагогическая культура и мастерство педагогических работников напрямую зависят от качества, системности профессиональной подготовки.
Выводы
- У педагогов отмечается качественное своеобразие сформированности стадий становления субъектности, а именно: на высоком уровне развита стадия «Мотивированный индивид», на низком — «Наблюдатель», «Подмастерье», «Ученик», «Критик», «Мастер» и «Творец».
- У респондентов отмечается развитая мотивация и дефицит инструментальной основы профессиональной деятельности, трудности обучения и профессиональной переподготовки.
- Существует взаимосвязь возраста и образования с уровнем сформированности стадий становления субъектности педагогов.
Литература
- Бердникова Д.В., Печеркина А.А., Сыманюк Э.Э. Модель профессиональной активности педагога // Наука — образование — профессия: системный личностно-развивающий подход / Под общ. ред. Л.М. Митиной. М.: Перо, 2019. C. 423–426.
- Итоговый отчет о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2022 год [Электронный ресурс] // Минпросвещения России. Официальный интернет-ресурс. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/56decef4e9e650498b08b6ecf3994389/download/6313/ (дата обращения 24.01.2024).
- Капцов А.В., Мишакова Г.А. Сформированность стадий становления субъектности и их взаимосвязь с типами межличностных отношений руководителей образовательных учреждений [Электронный ресурс] // Мир психологии. 2023. № 2 (113). С. 139–147. doi:10.51944/20738528_2023_2_139
- Капцов А.В., Мишакова Г.А., Некрасова Е.В. Профиль субъектности современного педагога в рамках экопсихологической парадигмы и его взаимосвязь с типами межличностных отношений в образовательной среде [Электронный ресурс] // Вестник Российского Фонда Фундаментальных Исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2023. №3 (114). С. 130–140. doi:10.22204/2587-8956-2023-114-03-130-140
- Капцов А.В., Панов В.И. Развитие способности как стадии становления субъектности (в контексте принципа фрактальности) [Электронный ресурс] // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная, П.А. Сабадош. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2020. С. 52–61. doi:10.38098/proc.2020.59.34. 001
- Митина Л.М. Психология профессионально-карьерного развития личности. М.: Психологический институт РАО; СПб: Нестор-История, 2019. 400 с.
- Митина Л.М. Система «Наука — образование — профессия» как стратегический ресурс и инновационная реализация развития человеческого капитала в обществе XXI века // Наука — образование — профессия: системный личностно-развивающий подход / Под общ. ред. Л.М. Митиной. М.: Перо, 2019. С. 5–12.
- Мишакова Г.А. Взаимосвязи связности стадий становления субъектности педагога с типом межличностных отношений в образовательной среде // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Психология. 2023. № 1 (33). С. 85–100.
- Мишакова Г.А. Возможности и перспективы диагностики стадий становления субъектности в рамках экопсихологической парадигмы // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2022. № 1 (31). С. 90–104.
- Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск. М.: ПИ РАО; СПб: Нестор-История, 2014. 304 с.
- Плаксина И.В. Онтологическая модель становления субъекта инновационной педагогической деятельности // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2018. № 10. С. 69–74.
- Становление субъектности учащегося и педагога: Коллективная монография / Под ред. В.И. Панова. М.: Психологический институт РАО; СПб: Нестор-История, 2018. 304 с.
- Становление субъектности: от экопсихологической модели к психодидактическим технологиям: Коллективная монография / Под ред. В.И. Панова. М.: Психологический институт РАО; СПб: Нестор-История, 2022. 399 с.
- Panov V., Plaksina I. Didactic and Psychodidactic Features of Forming Universal Learning Action Subject // Proceedings of the 3rd International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2017). Moscow: AtlantisPress, 2017. Vol. 124. P. 546–550. doi:10.2991/icadce-17.2017.129
- Panov V.I., Plaksina I.V. The peculiarities of the agency of schoolchildren of 7-8 and 8-10 classes // International Conference on Psychology and Education (ICPE 2018) “The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences”. Moscow: Future Academy, 2018. P. 533–541. doi:10.15405/epsbs.2018.11.02.59
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 39
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 15
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1