Введение
Продолжающаяся реформа системы образования предполагает модернизацию учебного процесса, внедрение новых образовательных стандартов и технологий, что требует изменения системы подготовки педагогических кадров. Согласно отчета Министерства просвещения, в 2022 году 193,5 тысячи сотрудников уволились, а текучесть кадров составила в среднем по стране 14% от общего числа работников, доля молодых специалистов в возрасте до 35 лет не превышает 23,3% в среднем по стране, нагрузка продолжает расти (в 2022 году на одного педагога приходилось 15,35 обучающихся) [Итоговый отчет о]. Рост социальной ответственности образовательной среды задает новые высокие профессиональные стандарты подготовки специалистов и бережного управления педагогическими кадрами.
В рамках экопсихологической модели становления субъектности участников образовательного процесса особое внимание уделяется вопросам психодидактических технологий. Организация образовательной среды, по мнению В.И. Панова [Капцов, 2020; Становление субъектности: от, 2022], Л.М. Митиной [Митина, 2019а; Становление субъектности учащегося, 2018], И.В. Плаксиной [Плаксина, 2018; Panov, 2018], начинается с подготовки профессиональных педагогических кадров [Становление субъектности учащегося, 2018] на методическом [Митина, 2019] и личностном уровнях [Капцов, 2023; Капцов, 2023а]. Потребность в формировании субъектности у подрастающего поколения [Мишакова, 2023] напрямую связана с субъектными характеристиками воспитателей, педагогов и наставников [Мишакова, 2022].
Целью статьи является изучение профиля субъектности педагогов образовательных учреждений.
Объектом исследования является сформированность стадий становления субъектности (далее — ССС) педагогов.
Предметом — профиль субъектности педагогов учреждений дошкольного и школьного образования.
Под профилем субъектности мы понимаем сформированность ССС отдельно взятого педагога. Экопсихологическая модель В.И. Панова [Панов, 2014; Panov, 2017] позволяет анализировать содержательные и психодинамические характеристики субъектности [Становление субъектности учащегося, 2018, с. 15].
Методика исследования
Исследование стадий становления субъектности педагогов проводилось с помощью методики ОСС-СВ А.В. Капцова [Капцов, 2023; Мишакова, 2023], которая представляет собой набор из 10 учебных кейсов, связанных с регулярностью определенных видов учебной деятельности и выраженностью ССС.
Всего в исследовании приняли участие 151 педагог (M = 44,17; Sd = 4,95; 95,36% женщины). Мониторинг проводился в процессе прохождениями курсов повышения квалификации (далее — курс 1 и курс 2) на базе МБОУ ОДПО «Центр развития образования» г. о. Самара на протяжении двух лет с сентября 2022 г. по декабрь 2023 г.
В качестве методов математической статистики использовались кластерный анализ и коэффициент ранговой корреляции Кендалла в программе STATISTICA 10.0.
Обсуждение результатов
Высокий уровень сформированности стадии «Мотивированный индивид» отмечается у 45% опрошенных, их характеризует развитая способность к целеполаганию, заинтересованность в результатах деятельности; возможность целенаправленной мотивации других участников образовательной среды (табл. 1).
Табл. 1. Выраженность стадий становления субъектности педагогов (в %)
|
Стадии становления субъектности |
Низкий уровень |
Высокий уровень |
|
«Мотивированный индивид» (Мо) |
21,9 |
45 |
|
«Наблюдатель» (Н) |
39,1 |
36,4 |
|
«Подмастерье» (П) |
72,2 |
4,6 |
|
«Ученик» (У) |
62,3 |
13,9 |
|
«Критик» (К) |
80,1 |
2 |
|
«Мастер» (М) |
47 |
26,5 |
|
«Творец» (Т) |
49 |
31,1 |
Доминирование низкого уровня отмечается по остальным стадиям становления субъектности: от 39,1% педагогов на стадии «Наблюдатель» до 80,1% на стадии «Критик». Недостаточная сформированность когнитивного, коммуникативного, регуляторного и личностного уровней универсальных учебных действий определяет ограниченные возможности и ситуативность перцептивной, репродуктивной, учебной, внутренней/внешней регуляторной и мотивационной активности (табл. 1).
Далее испытуемые были разделены на группы с помощью кластерного анализ по типу выраженности стадий субъектности (низкие, средние и высокие показатели) в каждой из двух групп обучающихся (табл. 2).
Табл. 2. Показатели взаимосвязи выраженности стадий становления
субъектности педагогов с уровнем образования и возраста
(коэффициент корреляции Кендалла τ при p < 0,05)
|
Взаимосвязи |
1 курс |
2 курс |
|||||
|
Мо |
П |
Мо |
Н |
П |
М |
Т |
|
|
Низкий уровень и образование |
-0,35 |
-0,39 |
-0,29 |
-0,28 |
-0,27 |
||
|
Средний уровень и возраст |
0,54 |
0,35 |
|||||
|
Высокий уровень и образование |
-0,27 |
-0,46 |
|||||
|
Высокий уровень и возраст |
-0,66 |
-0,43 |
|||||
Примечание: Мо — «Мотивированный индивид»; П — «Подмастерье»;
Н — «Наблюдатель»; М — «Мастер»; Т — «Творец».
У педагогов курса 1 отмечается взаимосвязь среднего профессионального образования с низкой мотивацией и личностной активностью, а также возраста и способности к обучению. Чем моложе специалист, тем легче у него формируется когнитивный уровень УУД.
У педагогов курса 2 со средним профессиональным образованием отмечаются недостаточно развитые когнитивные, регуляторные, личностные уровни УУД, а также низкая поисковая, перцептивная, внутренняя регуляторная и мотивационная активность. Более молодые испытуемые и педагоги с высшим образованием легче овладевают когнитивным уровнем УУД и репродуктивной активностью. Однако недостаточный опыт профессиональной деятельности респондентов связан с низким уровнем поисковой и внутренней регуляторной активности, дефицитом личностного и регуляторного уровней УУД.
Педагогическая культура и мастерство педагогических работников напрямую зависят от качества, системности профессиональной подготовки.
Выводы
- У педагогов отмечается качественное своеобразие сформированности стадий становления субъектности, а именно: на высоком уровне развита стадия «Мотивированный индивид», на низком — «Наблюдатель», «Подмастерье», «Ученик», «Критик», «Мастер» и «Творец».
- У респондентов отмечается развитая мотивация и дефицит инструментальной основы профессиональной деятельности, трудности обучения и профессиональной переподготовки.
- Существует взаимосвязь возраста и образования с уровнем сформированности стадий становления субъектности педагогов.