Профессиональное самоопределение как условие развития субъектности личности

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 14 мин. чтения

Резюме

Резюме Контекст и актуальность. Субъектность личности выступает важнейшим предиктором оптимального саморазвития человека. Теоретическую основу исследования составил субъектно-деятельностный подход, акцентирующий внимание на источниках и механизмах активизации процесса развития личности, в том числе в условиях образовательной деятельности. Цель. Изучить теоретико-методологические подходы к проблеме профессионального самоопределения как условия развития субъектности личности. Гипотеза. Профессиональное самоопределение, являясь комплексным феноменом, объективно обусловливает активно-деятельностную позицию человека в отношении мира и себя в этом мире, включая формирование индивидуальной личностно-профессиональной позиции, проектирование собственной профессиональной деятельности и оптимальную самореализацию в ней. Методы и материалы. В исследовании был реализован метод теоретического анализа имеющихся исследований в области интересующей авторов проблематики. Результаты. Понимая под субъектностью активно-деятельностную позицию человека, самоопределение рассматривая как потребность в саморазвитии, а важнейшим фактором самоопределения и самореализации считая самоопределение профессиональное, мы выделили ключевые параметры профессионального самоопределения личности, позволившие разработать программу, направленную на изучение особенностей профессионального самоопределения современной молодежи. Выводы. Пилотажная апробация разработанной диагностической программы объективно доказала ее информативность и возможность широкого применения в рамках изучения особенностей профессионального самоопределения как условия развития субъектности личности.

Общая информация

Ключевые слова: личность, субъектность, личностное и профессиональное самоопределение, личностное самоопределение

Рубрика издания: Психология самоопределения личности в образовании и профессии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2025220214

Поступила в редакцию 13.01.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Гапонова, С.А., Серебрякова, Т.А., Минаева, Е.В. (2025). Профессиональное самоопределение как условие развития субъектности личности. Вестник практической психологии образования, 22(2), 195–207. https://doi.org/10.17759/bppe.2025220214

© Гапонова С.А., Серебрякова Т.А., Минаева Е.В., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

Введение

Проблема субъектности личности как важнейшего показателя уровня ее развития была и остается одной из актуальных проблем отечественной психологии (работы Л.И. Анцыферовой, Е.Н. Волковой, С.Д. Максименко, В.И. Оседло, Е.В. Осминой, С.Л. Рубинштейна и т. д.). Более того, как полагает Е.В. Осмина, современность характеризуется активизацией интереса к данной проблематике, что объективно связано с устойчивой тенденцией «политических, социально-экономических и социокультурных преобразований в современном мире» (Осмина, 2012, с. 3). Технологические и, более того, технократические трансформации, типичные для современного социума, объективно приводят и к значительному расширению сфер коммуникации между людьми, «приобретают характер предельных требований к психическим и личностным ресурсам человека» (там же). Поэтому, как полагает и Е.В. Осмина, лишь «психологическая интерпретация субъекта как источника самопричинной активности и регулирующего начала делает его гарантом продуктивного взаимодействия личности с социальной средой и конструктивного разрешения противоречий, имплицитно присущих индивидуальному бытию» (там же).

Многообразие разнонаправленных исследований по данной проблеме, имеющихся в научной литературе на текущий момент, создает определенное противоречие: неясно, субъектность ли выступает предпосылкой профессионального самоопределения или профессиональное самоопределение является условием развития субъектности.

Понимая значимость изучения как проблемы субъектности личности, так и проблемы ее самоопределения (в том числе профессионального) и опираясь на результаты научных трудов И.С. Арон, И.Л. Белых, Е.И. Головахи, Е.П. Ермолаевой, Л.А. Коростылевой, Г.И. Петровой, Д.Е. Щипановой и других исследователей, мы формулируем предположение о тесной взаимосвязи между профессиональным самоопределением и субъектностью личности. Именно эта взаимосвязь и является предметом нашего изучения. Целью же своего исследования мы определяем доказательство на основе теоретико-методологического осмысления гипотезы о том, что именно профессиональное самоопределение выступает условием развития субъектности личности.

Перспективой дальнейшей работы по проблеме является разработка программы психологического сопровождения процесса развития профессионального самоопределения молодежи как важнейшей характеристики субъектности личности.

Материалы и методы

В качестве основного материала для исследования нами применялся теоретический анализ информации из российских и зарубежных источников современной научной литературы по проблеме взаимосвязи между профессиональным самоопределением и субъектностью личности.

В качестве методов исследования применялись: анализ современной научной литературы, обобщение, сравнение, систематизация и интерпретация данных.

Основу нашего исследования составил метод теоретического анализа, позволивший спроектировать комплексную программу данного исследования. Были проанализированы исследования по проблеме субъектности и самоопределения личности, в том числе самоопределения профессионального.

На первом этапе нами были изучены исследования, ориентированные на разработку проблемы субъектности личности.

Вторым этапом исследования мы определили погружение в проблему самоопределения личности, в том числе самоопределения профессионального.

На третьем этапе исследования на основе аналитического погружения в область теоретико-прикладных исследований в области проблем субъектности и самоопределения личности были выделены ведущие показатели профессионального самоопределения современной молодежи и разработана программа мониторинга.

Результаты

Аналитическое погружение в проблему субъектности личности позволяет сделать вывод, что, несмотря на острую актуальность, она хорошо освещена в работах ученых. Так, субъектность как высший уровень личностного развития трактовал еще С.Л. Рубинштейн, характеризуя ее (личность) как определенный способ «организации индивидуального бытия, который превращает ее в эпицентр перестройки этого бытия» (Рубинштейн, 1973, с. 128).

Как личностную характеристику, обусловливающую эффективную жизнедеятельность человека в постоянно меняющемся социуме, «способность производить изменения в мире, в других людях, в самом себе» трактует субъектность Е.Н. Волкова. Сложно не согласиться и с выводом данного ученого о том, что основу субъектности составляет «отношение человека к себе как к деятелю» (Волкова, 2024, с. 11).

Аналогичная позиция прослеживается и в работах Л.И. Анцыферовой (Анцыферова, 2000), акцентирующей внимание на том, что именно субъектная позиция предполагает потребность индивида в ценности быть самим собой, хозяином и распорядителем своей собственной жизнедеятельности. Неслучайно, обращаясь к проблеме субъектности личности, ученые устанавливают тесную связь между субъектностью, самоопределением и самореализацией (результаты исследований И.Л. Белых, Е.И. Головахи, Н.А. Лупановой, Н.А. Подгорновой и др.).

Важнейшим же фактором и субъективного благополучия человека, и компонентом его личностной самореализации выделяется профессиональное самоопределение и самореализация (труды Е.Н. Волковой, Е.И. Головахи, Л.А. Коростылевой, Н.А. Подгорновой и т. д.).

Реализованный нами ретроспективно-историографический подход к изучению работ зарубежных и отечественных исследователей в области проблем самоопределения и самореализации личности позволяет сделать вывод, что начало активного их использования тесно связано с философским знанием (Петрова, 2023), в рамках которого еще в работах Ж.-Ж. Руссо предпринимается попытка обращения к проблеме «естественного состояния» человека, под которым данный мыслитель и предлагает понимать потребность в самоопределении.

Весьма интересный историографический анализ подходов ученых к изучению проблем самоопределения и самореализации личности мы обнаружили у И.Л. Белых (Белых, 2013). Как отмечает данный исследователь, феномены «самоопределение» и «самореализация» активно поднимаются в трудах И. Канта и его рассуждениях о проблеме свободы воли. Идею иррациональности воли человека поднимает и А. Шопенгауэр… В трудах же Ф. Ницше идея воли рассматривается в ракурсе стремления человека к власти. Не только на потребность, но и на способность человека создавать все необходимые условия для своего оптимального развития, как отмечает И.Л. Белых, обращают внимание и такие философы, как У. Джеймс, А. Бергсон, П. Тейяр де Шарден и многие другие, определяя именно стремление к развитию, самосовершенствованию и самореализации как сущность каждого человека. Направленность же человека на его будущее как важнейший показатель процесса и результата самоопределения личности выделяют Ж.-П. Сартр и А. Камю. Более того, А. Камю обращает внимание на ответственность как важнейший показатель самоопределения личности. Отмечая при этом, что «фактически в каждом крупном философском течении, в котором рассматривалась проблема человека, существует свое специфическое представление о самоопределении личности» (Белых, 2013, с. 171), исследователь делает вывод о том, что «философско-методологические аспекты самоопределения связаны с сознательным регулированием человеком жизненного пути, с пониманием смысла жизни, с личной ответственностью, нравственным выбором» (Белых, 2013, с. 173).

Аналогичная точка зрения прослеживается и в работах Е.И. Головахи, трактующего самоопределение как процесс и результат выбора личностью не только своей жизненной позиции, но и целей, средств, а также мотивов (или, как отмечает автор, «смыслов самоосуществления» (Головаха, 1989, с. 18)), ее реализации в конкретных ситуациях жизнедеятельности. Более того, как полагает данный исследователь, именно самоопределение выступает не чем иным, как механизмом обретения и проявления человеком свободы, в том числе и в сфере профессиональной деятельности. Именно данные идеи ученого, на наш взгляд, позволяют говорить о самоопределении как одном из важнейших показателей субъектности личности.

Погружаясь в антологию вопроса, мы делаем вывод о том, что на тесную связь между личностным и профессиональным развитием обращалось внимание учеными еще в прошлом… Так, известный представитель социологии XIX века Э. Дюркгейм (Дюркгейм, 1995) считал поиск баланса между личностными и общественными интересами основой профессионального выбора; согласно позиции М. Вебера (Вебер, 1990), рациональное поведение на основе профессионального призвания является одной из ключевых характеристик человека.

В начале XX в. в зарубежной психологии исследовались отдельные механизмы и составляющие процесса самоопределения в профессиональной сфере. Профессиональное самоопределение часто рассматривается в соединении с таким понятием, как «самоактуализация». А. Маслоу (Маслоу, 2017) видел в ней потребность, проявляющуюся в увлеченности работой, в стремлении к совершенствованию в ней. Значимость соответствия индивидуальных качеств требованиям профессии и сознательный процесс определения этого соответствия, по мнению Ф. Парсонса (Парсонс, 2018), составляет суть профессионального выбора. Д. Сьюпер (Super, 1985) рассматривал реализацию «Я-концепции» в выборе вида профессиональной подготовки, профессии.

Более того, как отмечает Е.П. Ермолаева (Ермолаева, 2017), именно психологи-гуманисты предложили к активному использованию термин «самоактуализация», трактуя его как стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Осуществленный нами анализ подходов ученых к трактовке термина «самоопределение» позволяет говорить и о том, что и современные ученые рассматривают данный феномен, в первую очередь, как «свободное избрание человеком своей судьбы, осуществленная детерминация, а механизмом самоопределения является интеллектуальная работа по рефлексии жизненной ситуации» (Лупанова, 2010, с. 303). Неслучайно в психологии самоопределение рассматривается как главный мотивационный фактор для построения успешной, полноценной жизни и рассматривается в тесной связи с феноменом «самореализация». Так, с точки зрения Н.С. Пряжникова (Пряжников, 2023), самоопределение личности можно считать состоявшимся только тогда, когда личность, не только исходя из требований и условий социального окружения и нормативов, принятых в обществе, но и сообразуясь со своими собственными склонностями, возможностями, предрасположенностями, желаниями и способностями, осознает свои ведущие цели, задачи и смысл своей жизнедеятельности, демонстрирует готовность к самостоятельной и независимой жизни, тем самым реализуя свою субъектность.

Устанавливают исследователи и тесную взаимосвязь между процессом самореализации и теми изменениями личности, которые являются объективным следствием этой самореализации, под которой предлагают понимать трансформацию жизнедеятельности и системы отношений человека с миром, проявление его субъектного начала, объективно проявляющегося, когда личность модифицирует и видоизменяет себя, свою идентичность, «поднимая планку» собственных достижений. Интерес, на наш взгляд, вызывает и идея данных ученых о том, что самореализация — это постоянный поиск, под которым исследователями понимается «сложный комплекс действий, которые имеют место во внутреннем мире индивида, и направленных на создание, формирование, конструирование и построение своего способа и пути собственной жизни» (Максименко, Оседло, 2011).

Аналогичная позиция нами найдена и в работах Л.А. Коростылевой, по мнению которой именно в процессе и в результате самореализации «личность активно и самостоятельно творит собственную жизнь согласно собственным целям и ценностям, выражает себя, принимает решения, делает выбор» (Коростылева, 2005, с. 21).

Самоопределение и самореализацию как «продукт свободы выбора позиций, целей и средств их достижения <…> внешних по отношению к субъекту самоопределения (социальная среда и ее состояние, культура) и внутренних (индивидуальные особенности человека как индивида и как личности)» рассматривает Д.Е. Щипанова (Щипанова, 2023, с. 87), тем самым, также устанавливая тесную связь между феноменами «самоопределение» и «субъектность».

С точки же зрения С.Л. Рубинштейна, «каждый человек, будучи сознательным общественным существом, субъектом практики, истории, является тем самым личностью» (Рубинштейн, 1976, с. 565). Важнейшим же показателем сформированности самоопределения личности, как считает исследователь, выступает отношение к другим людям, которое С.Л. Рубинштейн рассматривает как сознательное, как то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «я». «“Я” — это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании», — пишет ученый (там же).

При этом важнейшим компонентом самореализации личности исследователи выделяют (и, с нашей точки зрения, весьма справедливо!) профессиональную самореализацию, трактуя ее, как «интегральную динамическую характеристику субъекта труда, отражающую процесс и результат осуществления им своих сущностных свойств, трансляции своего содержания другим людям и культуре через созидательные и коммуникативные процессы» (Гаврилова, 2015, с. 21); «осуществление личностью своих профессиональных умений, индивидуальных способностей, устремлений, желаний и идей в трудовой деятельности, а также формирование профессиональной идентичности» (Свидерская, Шабашева, Игнатович, 2021, с. 14).

Более того, именно профессиональную самореализацию ученые предлагают рассматривать, как мы отмечали ранее, одним из значимых факторов субъективного благополучия человека, выделяя в качестве важнейшего (ядерного, как выражается исследователь) компонента профессиональной самореализации профессиональную идентичность — когда в сознании профессионала нет разрыва между «Я умею» и «Я имею» (Ермолаева, 2017, с. 322).

С точки же зрения И.Н. Егоровой и Н.А. Подгорновой, «процесс самоопределения всегда предполагает оценку, рефлексию, сравнение, сопоставление наличного и желаемого <…> выбор предпочитаемого варианта деятельности субъекта в той или иной сфере <…> понимание субъекта себя в социальной среде (в том числе и профессиональной), <…> своих особенностей и возможностей» (Егорова, Подгорнова, 2018, с. 353). Более того, делая вывод о том, что «знаниевый», когнитивный компонент самоопределения позволяет разрешить противоречие между желаниями и возможностями личности и ожиданиями в отношении нее со стороны социума — «хочу — могу — надо» (Егорова, Подгорнова, 2018, с. 354), исследователи, как мы полагаем, также указывают на тесную связь самоопределения (в данном случае — профессионального) личности и ее субъектности.

На важное место психологической готовности к профессиональному самоопределению в структуре социальной ситуации развития личности указывают ряд ученых: именно готовность считают «основным детерминантом и интегральной характеристикой субъектности как осознанного, самостоятельного, активного, ответственного профессионального выбора» (Арон, 2017, с. 353).

Обсуждение результатов

Осуществленное нами исследование показало значимость детализированной проработки интересующей нас проблематики. Несмотря на наличие достаточно емкого информативного поля как в области изучения проблемы субъектности личности, так и в области изучения проблемы ее самоопределения, в том числе профессионального, до настоящего времени остается много неразрешенных вопросов, особенно касающихся оптимизации процесса профессионального самоопределения современной молодежи.

Субъектность характеризуется многоаспектностью, хотя в само понятие «субъект» включается, прежде всего, его активное — деятельностное — начало. Давая определение личности, мы говорим о ней как о субъекте познания и активного преобразования действительности. Содержательный анализ субъектных характеристик человека показывает, что человек как субъект деятельности, поведения, общения и саморазвития является творцом и хозяином собственной целенаправленной активности, а самоопределение выступает в качестве ориентира на будущие жизненные перспективы, формируя субъектность.

Взгляды на проблему профессионального самоопределения как важной детерминанты в процессе возрастного развития человека и его становления как субъекта раскрыты в работах таких авторов, как И.С. Арон, И.Л. Белых, Е.И. Головаха, Е.П. Ермолаева, Л.А. Коростылева, Г.И. Петрова, Д.Е. Щипанова и т. д.

Субъектность проявляет себя в способности к самостоятельной постановке целей и осмысленности жизни; адекватной самооценке и ауторефлексии личных способностей, возможностей, мотивов и профессиональных интересов; наличии представлений о стратегии личного будущего и компетентности в средствах ее достижения; сформированных профессиональных предпочтениях и планах; саморегуляции на основе интернального локуса контроля.

Опираясь на вышеизложенное, в качестве ключевых параметров профессионального самоопределения личности как условия развития ее субъектности мы сочли возможным выделить для исследования целевые, ценностные, мотивационные, а также отношенческие позиции субъекта.

Для их изучения была разработана диагностическая программа, включившая в себя методику «Ценностные ориентации» М. Рокича, методику изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбеля и А.Г. Грецова, а также методику «Большая пятерка личностных качеств» А.Г. Грецова.

Осуществленное нами пилотажное исследование объективно показало информативность полученных данных, что свидетельствует о возможности использования разработанной нами диагностической программы в широкой эмпирической практике для организации масштабного исследования с последующей разработкой программы психологического сопровождения процесса развития профессионального самоопределения — как важнейшей характеристики субъектности личности, которое мы определяем для себя как целевой ориентир последующей деятельности.

Заключение

Проведенное исследование на основе теоретического анализа источников современной научной литературы российских и зарубежных ученых по проблеме взаимосвязи между профессиональным самоопределением и субъектностью личности показало значимость детализированной проработки интересующей нас проблематики. Структурный анализ и систематизация научных исследований позволяют нам подтвердить предположение о тесной взаимосвязи между профессиональным самоопределением и субъектностью личности.

В ряде работ указано на субъектность как предпосылку профессионального самоопределения, однако, мы придерживаемся мнения большого числа ученых, считающих, что именно профессиональное самоопределение является условием развития субъектности.

Показано, что, несмотря на наличие достаточно емкого информативного поля (как в области изучения проблемы субъектности личности, так и в области изучения проблемы ее самоопределения, в том числе профессионального), до настоящего времени остается много неразрешенных вопросов, особенно касающихся оптимизации процесса профессионального самоопределения современной молодежи, которые мы определяем для себя как ориентир для будущих научных исследований, в том числе по разработке программы психологического сопровождения процесса развития профессионального самоопределения молодежи как важнейшей характеристики субъектности личности.

Литература

  1. Анцыферова, Л.И. (2000). Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода. В: А.В. Брушлинский (Pед.), Проблема субъекта в психологической науке (с. 27—42). М.: Академический проект.
    Antsyferova, L.I. (2000). Psychological content of the phenomenon subject and the boundaries of the subject-activity approach. In: V. Brushlinsky (Ed.), The problem of the subject in psychological science (pp. 27—42). Moscow: Academic Project (In Russ.).
  2. Арон, И.С. (2017). Субъектность профессионального самоопределения подростков с особыми социальными ситуациями развития. Культурно-историческая психология, 13(4), 54—72. https://doi.org/10.17759/chp.2017130407
    Aron, I.S. (2017). Agency in Professional Self-Determination of Adolescents with Special Social Situations of Development. Cultural-Historical Psychology, 13(4), 54—72 (In Russ.). https://doi.org/10.17759/chp.2017130407
  3. Белых, И.Л. (2013). Самоопределение личности: философский, социологический, психологический, педагогический аспекты. Вестник КрасГАУ, 3(78), 170—173. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18964609 (дата обращения: 10.01.2025).
    Belykh, I.L. (2013). The personality self-determination: philosophical, sociological, psychological and pedagogical aspects. Bulletin of KSAU, 3(78), 170—173 (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18964609 (viewed: 10.01.2025).
  4. Вебер, М. (1990). Избранные произведения. М.: Прогресс.
    Weber, M. (1990). Selected Works. Moscow: Progress Publ. (In Russ.).
  5. Волкова, Е.Н. (2024). Психологическое благополучие и структура субъектности учителя. Вестник Мининского университета, 12(2), 9— https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-2-9
    Volkova, E. N (2024). Psychological Well-being and the Structure of the teacher’s Agency. Vestnik of Minin University, 12(2), 9—25. (In Russ.) https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-2-9
  6. Гаврилова, Е.А. (2015). Психодиагностическая методика «Тип и уровень профессиональной самореализации»: разработка, описание и психометрия. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология, 3, 19—35. https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=vavkjx (дата обращения: 10.01.2025).
    Gavrilova, E.A (2015). Diagnostics instruments "Type and Level of Professional Self-Realization": development, description and psychometrics. Herald of Tver State Universiy Series: Pedagogy and Psychology, 3, 19—35. (In Russ.). https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=vavkjx (viewed: 10.01.2025).
  7. Головаха, Е.И. (1989) Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи: Автореф. дис. … д-ра филос. наук: 09.00.09. Институт философии АН УССР. Киев.
    Golovakha, E.I. (1989). Life Perspective and Professional Self-Determination of Youth: Extended abstr. Diss. Dr. Sci. (Philosophy): 00.09. Institute of Philosophy of the Academy of Sciences of the Ukrainian SSR. Kiev. (In Russ.).
  8. Дюркгейм, Э. (1995). Социология. Ее предмет, метод, предназначение: сборник. Пер. с фр. М.: Канон.
    Durkheim, E. (1995). Its subject, method, purpose. Trans. from Fr. Moscow, Canon Publ. (In Russ.).
  9. Ермолаева, Е.П. (2017). Мультидисциплинарный подход в модели «человек — профессия — общество». Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда, 2(1), 3—22. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28911352 (дата обращения: 10.01.2025).
    Ermolaeva, E.P. (2017). Multidisciplinary Approach to the "Person - Profession - Society" Model. Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Labor Psychology, 2(1), 3—22. (In Russ.). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28911352 (viewed: 10.01.2025).
  10. Коростылева, Л.А. (2005). Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб: Речь.
    Korostyleva, L.A. (2005). Psychology of Self-Realization of the Individual: Difficulties in the Professional Sphere. Saint Petersburg: Rech Publ. (In Russ.).
  11. Лупанова, Н.А. (2010). Самоопределение личности как научная категория. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 3, 302—306. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15583836 (дата обращения: 10.01.2025).
    Lupanova, N.A. (2010). Self-defining of individual as a scientific category. Vestnik of Kostroma State University, 302—306. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15583836 (viewed: 10.01.2025).
  12. Максименко, С.Д., Осёдло, В.И. (2011). Субъектный подход в изучении профессиональной самореализации. Психология и право, 1(1), Article URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2011_n1/39330 (дата обращения: 16.12.2024).
    Maksimenko, S.D., Osedlo, V.I. (2011). Subjective method in the studying of professional self-realization. Psychology and Law, 1(1), Article 8. (In Russ.). URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2011_n1/39330 (viewed: 16.12.2024).
  13. Маслоу, А. (2017). Дальние пределы человеческой психики. Пер. с англ. СПб: Питер.
    Maslow, A.H. (2017). The Farther Reaches of Human Nature. Trans. from Engl. Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.).
  14. Осмина, Е.В. (2012). Психология субъектополагающего взаимодействия: Автореф. дис. … д-ра психол. наук: 00.01. Казань. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005018861 (дата обращения: 16.12.2024).
    Osmina, E.V. (2012). Psychology of Subject-Laying Interaction: Extended abstr. Diss. Dr. Sci. (Psychol.): 19.00.01. Kazan. (In Russ.). URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005018861 (viewed: 16.12.2024).
  15. Парсонс, Т. (2018). Социальная система. Пер. с англ. М.: Академический проект.
    Parsons, T. (2018). The Social System. from Engl. Moscow: Academic Project Publ. (In Russ.).
  16. Петрова, Г.И. (2023). Самоопределение человека в высшем образовании: возможности антропологического и технологического решения проблемы. Вестник Мининского университета, 11(1), 2—16. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-1-2
    Petrova, G.I. (2023). Human Self-Determination in Higher Education: Possibilities of Anthropological and Technological Solution of the Problem. Vestnik of Minin University, 11(1), 2—16. (In Russ.). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-1-2
  17. Подгорнова, Н.А., Егорова, И.Н. (2018). Анализ факторов, влияющих на профессиональное самоопределение школьников. Вестник современных исследований, 5-1(20), 349—355. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35258373 (дата обращения 10.01.2025).
    Podgornova, N.A., Egorova, I.N. (2018). Analysis of factors influencing the professional self-determination of schoolchildren. Bulletin of Modern Research, 5-1(20), 349—355. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35258373 (viewed: 10.01.2025).
  18. Пряжников, Н.С. (2023). Профориентология: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт.
    Pryazhnikov, N.S. (2023). Career Guidance: Textbook and Practicum for Higher Educational Institutions. Moscow: Yurayt Publishing House. (In Russ.).
  19. Рубинштейн, С.Л. (1973). Человек и мир: Проблемы общей психологии. М.: Педагогика.
    Rubinshtein, S.L. (1973). Man and the World: Problems of General Psychology. Moscow: Pedagogy Publ. (In Russ.).
  20. Рубинштейн, С.Л. (1976). Проблемы общей психологии. М.
    Rubinshtein, S.L. (1976). Problems of General Psychology. Moscow. (In Russ.).
  21. Свидерская, С.П., Шабашева, Е.А., Игнатович, Ю.О. (2021). Диагностика профессиональной самореализации педагогов. Калининградский вестник образования, 4(12), 12—22. URL: https://elibrary.ru/beirsl (дата обращение 10.01.2025).
    Sviderskaya, S.P., Shabasheva, E.A., Ignatovich, Yu.O. (2021). Diagnostics of the teacher’s professional fulfillment. Kaliningradskij Vestnik Obrazovaniya, 4(12), 12—22. (In Russ.) URL: https://elibrary.ru/beirsl (viewed: 10.01.2025).
  22. Щипанова, Д.Е. (2020). Профессиональное самоопределение личности как построение смыслов будущего: монография. Екатеринбург: РГППУ.
    Shchipanova D.E. (2020). Professional Self-Determination of a Person as a Construction of Meanings of the Future: Monograph. Ekaterinburg: Russian State Vocational Pedagogical University Publ. (In Russ.).
  23. Super D.E. (1985) Self-realization through the work and leisure roles. Educational and Vocational Guidance, 43, 1—7.

Информация об авторах

София Александровна Гапонова, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии, факультет психологии и педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина»), Нижний Новгород, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1526-4378, e-mail: sagap@mail.ru

Татьяна Александровна Серебрякова, кандидат психологических наук, доцент, кафедра практической психологии, факультет психологии и педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина»), Нижний Новгород, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3859-7450, e-mail: e-serebrya@yandex.ru

Елена Викторовна Минаева, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии, факультет психологии и педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина»), Нижний Новгород, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6683-912X, e-mail: eminaeva69@mail.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 278
В прошлом месяце: 54
В текущем месяце: 8

 Скачиваний PDF

За все время: 137
В прошлом месяце: 45
В текущем месяце: 4

 Всего

За все время: 415
В прошлом месяце: 99
В текущем месяце: 12