Введение
Профессиональное педагогическое сообщество постоянно совершенствует формы организации родительского всеобуча. Ведь именно родители — первые и основные педагоги в жизни ребенка. Благополучие человека, его способность преодолевать трудности, добиваться успехов — рождается в семье. Все это зависит от позитивного и ответственного отцовства и материнства, от атмосферы и духовно-нравственных традиций семейных отношений.
Актуальность родительского просвещения подчеркивается в Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года. В качестве приоритетов государственной семейной политики определены традиционные семейные ценности и семейный образ жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; а также создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи. В проведении государственной семейной политики предусматривается активное участие семьи в своем жизнеобеспечении, обучении и воспитании детей, охране здоровья ее членов, обеспечении заботы о пожилых и нетрудоспособных членах семьи и создании условий для их долголетия.
Потенциал психологического просвещения как одного из важнейших условий психологического благополучия личности отмечает И.В. Дубровина (Дубровина 2004, 2009, 2011), подчеркивая, что оно обеспечивает «психологическую грамотность», «психологическую культуру» человека, дает ему возможность более или менее ясно представлять свой внутренний мир, специфику психологических отношений между людьми, освоить элементарные навыки и умения применения этого в своей жизни. Эти знания и навыки создают основу ресурсов личности, которые позволяют человеку решать актуальные жизненные задачи, достигать успеха, а также помогают справляться с трудностями, возникающими по тем или иным причинам в течение жизни. Все вышеизложенное позволяет сформулировать очень важный вывод: психологическая грамотность является одним из структурных элементов психологической культуры личности, которая, в свою очередь, составляет ядро, стержень ее психологического здоровья.
Т.Д. Марцинковская, говоря о важности психологического просвещения, направленного на родителей дошкольников и воспитателей, подчеркивает его профилактический и образовательный характер, что позволяет предупреждать проблемы в развитии детей (Марцинковская, 2000).
По мнению Н.П. Коваленко, существующая в рамках образовательной и просветительской среды популяризация семейного образа жизни, родительских ролей, темы формирования у взрослых социально одобряемых форм проявления семейной культуры реализуется в настоящий момент на низком уровне. Она также отмечает, что просвещение взрослых в сфере семейного воспитания — это универсальное явление, которое должно осуществляться с учетом конкретного запроса контингента взрослых, реализующих роли родителей или готовящихся к ним (Коваленко, 2009).
Исследования последних лет подтверждают, что «опора на семейные традиции в просветительской работе повышает вовлеченность родителей и формирует устойчивые модели ответственного родительства» (Евграфова, Москаленко, Руднева, 2024).
Анализируя современную ситуацию с психологическим просвещением, В.Э. Пахальян обращает внимание на то, что размещенные в сети Интернет и на информационных сайтах абстрактные рекомендации, брошюры, тексты бесед малоэффективны, если их содержание непосредственно не связано с происходящим в реальной жизни людей и не ориентировано на решение психологических проблем, касающихся непосредственно личности тех, для кого все это делается в данной сфере деятельности и/или учреждении и т. п. (Пахальян, 2012, 2016).
В данной статье обобщается опыт проведения просветительской работы на основании комплексного подхода, сочетающего широкие просветительские акции и индивидуализированные консультации, проведенной в 2021 году в городе Москве сотрудниками Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы» (Городской психолого-педагогический центр), образовательными организациями города Москвы и Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет» (МГППУ). Данный проект реализован в рамках федерального проекта «Современная школа» Национального проекта «Образование», направленного на повышение компетентности родителей в вопросах образования, воспитания, социализации и формирования позитивного и ответственного родительства.
Материалы и методы
В период с 15 ноября по 18 декабря 2021 года по заданию Министерства просвещения Российской Федерации Московским государственным психолого-педагогическим университетом были организованы и проведены в городе Москве Всероссийские недели родительской компетентности. Мероприятия недель включали в себя открытые лекции, вебинары, мастер-классы для родителей по наиболее актуальным темам в области воспитания, обучения, социализации детей и подростков, возможных трудностей и кризисных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться родителям. Мероприятия проводились в онлайн-формате. Им предшествовала широкая информационная кампания. Анонс о возможности участия во Всероссийских неделях родительской компетентности был размещен на сайтах образовательных организаций, Городского психолого-педагогического центра, в социальных сетях, родительских интернет-чатах, в электронных дневниках школьников.
Для участия в мероприятиях родители проходили электронную регистрацию, в ходе которой — в том числе, в форме анкетирования — уточнялись актуальные потребности в получении информации по вопросам развития, обучения, воспитания детей и подростков. Зарегистрировавшись для участия, родители получали доступ ко всем мероприятиям недели, рассылке методических и информационных материалов по темам, актуализированным в ходе анкетирования.
Следующим этапом работы с родителями стало консультирование, участие в котором позволяет не только получить информацию по конкретной теме, но и повысить уровень психологической грамотности, получить помощь в решении конкретных проблемных ситуаций.
Для его реализации были отобраны наиболее часто задаваемые вопросы, с которыми обращаются родители в Городской психолого-педагогический центр, и подготовлены ответы на них с конкретными рекомендациями.
Также были подготовлены консультанты из числа специалистов Городского психолого-педагогического центра (110 специалистов) и 30 специалистов из 15 школ города Москвы: № 158, № 825, № 830, № 1228, № 1357, № 1454, № 1534, № 1566, № 1987, № 1995, № 2065, № 2070, № 2121, «Школа в Капотне», «Романовская школа».
Второй этап данной работы проходил в режиме электронной консультации: на электронные адреса родителей были направлены анкеты с возможностью выбора тем консультаций или своего вопроса, родители, направляя свои вопросы обратным письмом, получили персонифицированные ответы. В режиме электронной переписки было проведено 44033 консультации. Кроме того, состоялись 1215 консультаций в очном режиме (в том числе 96 с использованием дистанционных технологий TEAMS, ZOOM).
Результаты
Рис. 1. Активность родителей в зависимости от их возраста (N = 45248)
Fig. 1. Activity of parents depending on their age (N = 45248
Рис. 2. Количество консультаций, проведенных для родителей,
в зависимости от возраста их ребенка (N = 43956)
Fig. 2. Number of consultations held for parents,
depending on the age of their child (N = 43956)
Проведенный анализ контингента, принявшего участие в просветительских мероприятиях второго этапа, показал, что наиболее активной аудиторией являются родители 36—45 лет и 26—35 лет (рис. 1).
Больше всего вопросов поступило от родителей дошкольников и детей младшего школьного возраста, которые в большей степени имеют возможность участвовать в воспитании детей (рис. 2).
Преимущественное количество вопросов у родителей возникает по проблемам воспитания (18400 консультаций), на втором месте стоят проблемы обучения (12667 консультаций) (табл. 1).
Таблица 1 / Table 1
Зависимость количества консультаций от тематики вопросов (N = 45248)
Dependence of the number of consultations on the subject matter of the questions (N = 45248)
|
Тематика вопросов / Topics of questions |
Количество консультаций / Number of consultations |
|
Вопросы воспитания / Parenting issues |
18 400 |
|
Вопросы обучения / Study Questions |
12 667 |
|
Индивидуальные и возрастные особенности развития ребенка / Individual and age specifics of child development |
8 368 |
|
Общение ребенка со сверстниками / Child's communication with peers |
5 430 |
|
Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья / Psychological and pedagogical assistance to children with disabilities |
383 |
Анализ часто задаваемых вопросов показывает, что наиболее популярными для родителей дошкольников являются вопросы эффективного взаимодействия с детьми и вопросы подготовки к школе (табл. 2).
Таблица 2 / Table 2
Темы вопросов, волнующих родителей дошкольников (N = 5321)
Topics of Concern for Parents of Preschoolers (N = 5321)
|
Вопрос / Question |
Количество консультаций / Number of consultations |
|
Как помочь ребенку остановиться при эмоциональном возбуждении, когда он сам успокоиться не может? / How do you help your child stop when he or she is emotionally agitated and can't calm down on his or her own? |
2 090 |
|
Как подготовить ребенка к школе? С какого возраста нужно начинать такую подготовку? / How to prepare a child for school? At what age should you start such preparation? |
1 661 |
|
Во сколько лет лучше всего учить ребенка читать? / At what age is the best time to teach a child to read? |
1 570 |
Родители младших школьников ищут ответы на вопросы, касающиеся процесса обучения (табл. 3).
Таблица 3 / Table 3
Темы вопросов, волнующих родителей младших школьников (N = 4456)
Topics of Concern for Parents of Younger Students (N = 4456)
|
Вопрос / Question |
Количество консультаций / |
|
Как приучить ребенка вовремя делать уроки? / How to teach your child to do his homework on time? |
1 758 |
|
Как привить ребенку интерес к чтению книг? / How to instill in a child an interest in reading books? |
1 599 |
|
Мой ребенок постоянно допускает «глупые» ошибки на контрольных работах. Как ему можно помочь? / My child constantly makes “stupid” mistakes on tests. How can I help him? |
1 099 |
Родителей младших подростков интересуют вопросы, касающиеся воспитания и профилактики проблем (табл. 4).
Таблица 4 / Table 4
Темы вопросов, волнующих родителей младших подростков (N = 1714)
Topics of Concern for Parents of Younger Adolescents (N = 1714)
|
Вопрос / Question |
Количество консультаций / Number of consultations |
|
Как научить ребенка-подростка признавать свои ошибки, честно говорить о своих проступках и брать за них на себя ответственность? / How do you teach a teenage child to admit their mistakes, be honest about their misdeeds, and take responsibility for them? |
611 |
|
Он сутки напролет сидит в телефоне. Я боюсь, что у него компьютерная зависимость. Что мне делать? / He's on his phone 24 hours a day. I'm afraid he has a computer addiction. What should I do? |
609 |
|
Как сохранить доверительные отношения с ребенком? / How do you maintain a trusting relationship with your child? |
494 |
Родителей старших подростков волнуют вопросы профориентации и самоопределения детей (табл. 5).
Родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) интересуют вопросы организации образовательного процесса и создания специальных условий обучения:
- какое дополнительное образование есть для детей с ОВЗ?
- чем тьютор отличается от ассистента?
- какую помощь специалистов может получать ребенок с ОВЗ?
- в какую школу может пойти ребенок с ОВЗ?
- чем различается «психолого-педагогическая помощь» и «специальные условия получения образования»?
Таблица 5 / Table 5
Темы вопросов, волнующих родителей старших подростков (N = 2697)
Topics of Concern for Parents of Older Adolescents (N = 2697)
|
Вопрос / Question |
Количество консультаций / Number of consultations |
|
Как грамотно поддерживать ребенка в период подготовки к экзаменам? / How to competently support a child during the period of preparation for exams? |
611 |
|
Как научить дочь/сына справляться со стрессом? / How do you teach your daughter/son to deal with stress? |
609 |
|
Ребенок не понимает, куда он хочет поступать. Как помочь в такой ситуации? / The child does not understand where he wants to go. How to help in such a situation? |
494 |
Помимо возможности получить консультацию по заранее определенным темам, родителям также предлагалось направить волнующий вопрос в свободном поле. Темам таких вопросов при анализе уделено особое внимание (рис. 3).
Рис. 3. Количество вопросов в свободном поле,
заданных родителями детей разных возрастных групп (N = 1292)
Fig. 3. Number of free-field questions asked
by parents of children of different age groups (N = 1292)
Вопросы, сформулированные самостоятельно родителями, показывают их истинные актуальные персонифицированные потребности в информации. Поэтому несмотря на то, что консультации по неформализованным вопросам составили 2,9% (1292) от общего числа проведенных консультаций, их можно считать ориентиром для выстраивания в дальнейшем просветительской работы.
Обсуждение результатов
Обобщая потребность родителей в запрашиваемой информации, мы отметили наличие большого количества вопросов к системе образования, касающихся организации обучения. Как подчеркивает Дж. Эпштейн, «эффективное партнерство семьи и школы требует постоянного диалога, где запросы родителей становятся основой для улучшения образовательной среды» (Эпштейн, 2018, с. 12). Эти запросы были проработаны специалистами Городского психолого-педагогического центра совместно с административными командами школ. При этом большинство родительских вопросов касались развития детей и типичных учебных ситуаций, что подтверждает необходимость взаимодействия родителей со школой. Учителя, классные руководители, воспитатели имеют возможность получать и обобщать поступающие в ежедневном режиме родительские вопросы и выстраивать на их основе всеобуч, тем самым предвосхищая развитие недопонимания и проблемных ситуаций.
По мнению М.Р. Битяновой, «регулярная обратная связь от родителей позволяет педагогам корректировать образовательные стратегии, создавая условия для профилактики конфликтов» (Битянова, 2015, с. 45). В случаях, при которых вопросы родителей выходят за рамки их компетенций или требуют специальных знаний и компетенций, классный руководитель может пригласить для ответов педагога-психолога, учителя-логопеда, представителя администрации. Такой подход, как отмечает Е.А. Александрова, «формирует доверие к школе через прозрачность и профессиональную включенность всех участников процесса» (Александрова, 2020, с. 89). Так будет повышаться доверие к педагогам со стороны родителей, а также ценность их профессионального мнения.
В ситуации, когда родители не готовы обращаться к специалистам образовательной организации, они могут получить поддержку на Горячей линии Городского психолого-педагогического центра или в его территориальных отделениях. Это особенно важно в контексте исследований Ю.Б. Гиппенрейтер: «Своевременная помощь сторонних экспертов снижает уровень родительской тревоги, помогая переформулировать проблему и найти новые пути решения» (Гиппенрейтер, 2019, с. 154). Это может быть обращение за экспертным мнением сторонних специалистов или просьба о помощи в трудной ситуации, в том числе, сложившейся внутри школы. Тогда в отношении родителей будет не только оказана помощь в получении информации и просвещении, но проведена работа по снижению тревожности по поводу «неразрешаемой проблемы», определению иного взгляда на ее решение, подключению в случае необходимости иных ресурсов города. «Функциональная психологическая грамотность родителей, включающая навыки эффективного общения и решения конфликтов, напрямую влияет на качество взаимодействия с ребенком» (Авдеева и др., 2024, с. 120).
Заключение
Описанный опыт просветительской работы позволяет сделать вывод о том, что взаимодействие с профессионалами в ходе поиска интересующей информации является актуальным для современного родительского сообщества. Это также подтверждает выводы А.Г. Асмолова: «Современное родительство нуждается не в общих советах, а в персонализированных решениях, учитывающих уникальный контекст семьи» (Асмолов, 2021, с. 33). У родителей есть много вопросов, касающихся развития, обучения, воспитания детей. «Современные тенденции развития психологической службы требуют интеграции цифровых инструментов, что позволяет оперативно реагировать на запросы семей» (Дубровина, 2024, с.18). Как показывает исследование И.В. Дубровиной, «информационный шум в интернете часто мешает семьям выделить релевантные данные, что повышает ценность профессионального сопровождения» (Дубровина, 2017, с. 67). Однако, несмотря на обилие информации, широко распространяемой в сети интернет, существует потребность в получении ответов на узко поставленные вопросы, касающиеся решения реальных затруднений. Поэтому при организации просвещения необходимо учитывать типичные проблемы, с которыми могут столкнуться семьи.
Для формирования родительских компетенций, позволяющих адекватно влиять на развитие ребенка, необходимо использовать практико-ориентированные методы. По словам В.К. Зарецкого, «разбор кейсов, моделирование ситуаций и пошаговые рекомендации превращают теорию в инструмент повседневного применения» (Зарецкий, 2019, с. 22). Любая форма взаимодействия — будь то консультирование, вебинары или информационные рассылки — должна включать четкие алгоритмы действий. Как отмечает Т.Д. Марцинковская, «родители становятся увереннее, когда видят конкретные шаги к решению проблемы, а не абстрактные советы» (Марцинковская, 2020, с. 112).