Психология предубеждений в контексте межкультурного обучения

1346

Аннотация

Проблема стереотипов и предрассудков, а также борьбы с ними является чрезвычайно актуальной в современном мире, движущемся к глобализации. Но, несмотря на ее развитие, распространение интернета и, соответственно, расширение доступа к информации, остается много белых пятен в знаниях народов друг о друге. Для гармоничного сосуществования всех европейских стран необходимо взаимодействие не только на политическом и экономическом уровнях, но и в межличностном плане. Для достижения данной цели необходимо также понять природу возникновения и механизмы действия предрассудков и стереотипов, лежащих в основе возникновения межнациональной вражды. Успешная антидискриминационная политика стран должна включать в себя наряду с различными антидискриминационными законодательными актами и мероприятиями также и борьбу с предубеждениями и стереотипами, лежащими в основе межнациональной розни, расизма и дискриминации. Большую роль при этом играет межкультурное обучение, цель которого заключается в достижении лучшего взаимопонимания между странами и народами, в смягчении, преодолении предрассудков и стереотипов.

Общая информация

Ключевые слова: предубеждения, стереотипы, глобализация, миграция, дискриминация, межкультурное обучение, расизм

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Бауэр Е.А., Кабардов М.К. Психология предубеждений в контексте межкультурного обучения // Культурно-историческая психология. 2011. Том 7. № 3. С. 90–97.

Полный текст

 

Знакомство с различными нациями, культурами и странами, как и способность к компромиссам, необходимы для развития нашего стремящегося к сближению мира. Открытость и терпимость, а также знание собственных корней являются важным средством против создания неверных представлений о других, чужих культурах и против возникновения страха и отрицания всего чужого. Процесс глобализации и развития сотрудничества между странами неразрывно связан с преодолением межнациональной вражды и дискриминации. Значение темы возникновения и преодоления предрассудков обусловлено, прежде всего, процессами социального развития, которые, в свою очередь, находятся в тесной связи с международными миграционными процессами. Особое внимание хотелось бы обратить на следующие аспекты.

1.    Масштабы миграции. В Европе и в Германии, в частности, процессы миграции усилились и обострились после Второй мировой войны. Многочисленные волны миграции, захлестнувшие Германию, породили массу политических, социальных, культурных и экономических проблем. В настоящее время в связи с обострившейся политической напряженностью в мире ожидаются новые волны миграции, для которых характерен длительный период пребывания мигрантов в стране.

2.    Социальная несправедливость. Несмотря на значительные улучшения в политическом, экономическом и социальном положении мигрантов, существует огромное количество проблем, связанных с интеграцией мигрантов в общество. Речь идет, в первую очередь, о рынке труда, об образовании, о ситуации с обеспечением жильем и, конечно, о преступности.

3.    Этнокультурное многообразие. В контексте миграционных процессов настойчиво проявляются тенденции и феномены этнокультурного многообразия, характерного для стран с высоким показателем миграции. Это особенно актуально для крупных городов данных стран. Речь идет прежде всего о языковом и религиозном многообразии, а также о так называемых видимых отличительных признаках различных национальных меньшинств.

4.    Высокий показатель конфликтности. Мульти- культурные общества далеки от гармоничной идиллии и характеризуются высокой степенью выраженности различных конфликтов. В условиях плюрали­стичной демократии предпринимаются попытки ненасильственного и политически грамотного урегулирования данных конфликтов.

В новом меняющемся мире возникает необходимость в знании психологии других народов, иных социоэкономических и этно-культурных направлений, чтобы на современной цивилизованной основе построить межнациональные и межличностные отношения. Для достижения данной цели следует понять природу возникновения и механизмы действия предрассудков и стереотипов, лежащих в основе возникновения межнациональной вражды и расизма.

Под предрассудками обычно подразумевают сложившиеся (не опытным путем) обобщенные суждения о людях, явлениях или социальной группе. Предрассудки носят социальный характер, если они противоречат общепризнанной системе ценностей и норм. Как правило, они устойчивы и могут препятствовать процессу интеграции и адаптации мигрантов.

В предрассудках отсутствуют.

—   рациональность: проверенное и опытным путем подтвержденное знание о каком-то явлении;

—   справедливость и равноправное отношение: признание равноправия;

—            человечность: способность к эмпатии.

Данные признаки предрассудков, как правило, лежат в основе межнациональных, межконфессиональных и международных конфликтов.

Именно прочность стереотипов и предрассудков является основой создания многочисленных конфликтных ситуаций, политических манипуляций.

Однако в последнее время отношение к предрассудкам изменилось, поскольку произошла переоценка их роли в общественном сознании: нашел подтверждение тот факт, что они выполняют важную роль в построении картины мира. В ранних научных (социологических) исследованиях предрассудки рассматривались как неизбежный источник агрессии, который можно преодолеть лишь через педагогическое просвещение. В настоящее же время на первый план выходит когнитивное упрощение представлений: изучаются условия, при которых безобидные предрассудки и стереотипы превращаются в опасные представления [6; 7; 32].

Предрассудки и стереотипы, которые несут в себе оскорбления и унижения, выполняют следующие функции:

1)     ориентировочная — снимающая необходимость классификации и определения новых групп людей и явлений;

2)    приспособления — помогающая быстро найти правильный способ поведения и реагирования;

3)     самопредставления — позволяющая быстро интегрироваться в новой ситуации и соотнести себя самого с той или иной группой [30].

Итак, с самого рождения мы учимся классифицировать людей и явления и соотносить их с уже имеющимися представлениями. При этом важно осознавать ограниченность и относительность предрассудков и стереотипов во избежание дискриминации и для развития в себе способности к иному, более объективному взгляду на мир.

Тесно связаны с предрассудками стереотипы. Слово стереотип происходит от греческого CTepeOZ + TUnoZ — «твердый» + «отпечаток». Согласно У. Липпману, стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте [2]. Система стереотипов представляет собой социальную реальность. Существуют авто- и гетеростереотипы. В то время как автостереотип относится к собственной социальной группе, гетеростереотип характеризует чужую группу. С одной стороны, стереотипы не подтверждаются, с другой стороны, существует свойство само- подтверждающегося пророчества.

Часто стереотипы используются в СМИ. Например, с помощью карикатур подчеркиваются особенности той или иной социальной группы для усиления эффекта воздействия. Во времена Третьего рейха мощный пропагандистский аппарат успешно использовал механизмы стереотипов и предрассудков.

Что касается расизма (фр. racisme) и его разновидности межнациональной нетерпимости и вражды, то это совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической нерав­ноценности человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества. В центре любого расистского учения или представления находится идея об изначально существующем разделении людей на высшие и низшие расы (группы). При этом первые, обладая особыми качествами, являются хозяевами и повелителями для других. Данные идеи и представления, щедро подпитанные многочисленными предрассудками и стереотипами, лежат в основе политики расовой дискриминации, практикуемой во многих странах мира.

Основанное на расистских взглядах поведение и мировоззрение отличается несправедливым, унижающим и подавляющим отношением к другим людям, не относящимся к категории «избранных». При этом такое поведение основывается не на реальном восприятии действительности, а на мгновенных выводах, недостаточных знаниях и полном отсутствии эмпатии.

К сожалению, несмотря на уроки истории и собственный опыт предрассудки и стереотипы продолжают существовать и влиять на поведение людей. Почему же это происходит? На этот вопрос пытаются ответить различные психологические, педагогические и социальные теории.

Теории, объясняющие возникновение предрассудков

Существуют различные теории, пытающиеся определить возникновение предрассудков. Наиболее известны следующие:

1)     психоаналитическая [8];

2)     теория франкфуртской школы [1; 14; 15];

3)     гипотеза фрустрации-агрессии и связанная с ней теория «козла отпущения» [20; 21];

4)     теория относительной депривации и теория реалистического группового конфликта [3; 10; 13].

Наряду с традиционными теориями существуют и современные:

5)    теория социальной идентичности А. Тэшфела [29];

6)     теория расистской антипатии в американской социальной психологии [17; 19];

7)     европейская концепция предрассудков [22].

Нам хотелось бы остановиться лишь на некоторых теориях, которые, с нашей точки зрения, наиболее точно и глубоко отражают данную проблематику, поскольку показывают взаимосвязь возникновения предрассудков и их проявления в различных областях жизни человека и общества.

Психоаналитическая теория

Понятие «предрассудок» было в полной мере раскрыто и изучено благодаря развитию психологии, в том числе работам Гюстава ле Бона и Зигмунда Фрейда [8].

Два из описанных З. Фрейдом механизма защиты — рационализация и проекция — позволяют лучше понять суть предрассудков. Под рационализацией понимается стремление человека найти разумные причины для своих мыслей и поступков. Но в действительности, они подчиняются индивидуальным потребностям. При помощи проекции человек приписывает запрещенные или осуждаемые с моральной точки зрения мотивы другим людям. Именно рационализация и проекция позволяют понять, почему предрассудки так сильно укоренены в человеческом поведении и почему человек так прочно держится за них, — благодаря этим механизмам защиты происходит осуждение «злого другого», а собственные поступки и мнения независимо ни от чего находят оправдание.

Теория франкфуртской школы авторитарной личности

Концепция франкфуртской школы, которая является одним из самых значимых направлений немецкой социологии, состоит в объединении психоанализа З. Фрейда и диалектической теории общества К. Маркса и Ф. Энгельса. С точки зрения представителей франкфуртской школы, основные причины возникновения предрассудков лежат в структуре личности отдельного человека, как например антисемитские и фашистские представления. Что касается современного общества, которое носит технократич- ный характер, то оно существует за счет распространения ложного сознания посредством средств массовой информации, а также популярной культуры и, конечно же, навязываемым культом потребления. В связи с этим общественные факторы играют большую роль в возникновении предрассудков. Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно разработали теорию «авторитарного характера», который отличается конвенционализмом, верой в авторитеты и зашорен- ностью мышления. По мнению М. Хоркхаймера, семья является психологической основой фашизма. Именно в семье воспитание основано на авторитете, что приводит к формированию «авторитарного характера» и авторитарной личности, типа поданного, далекого от демократии [1; 14; 15].

Представители франкфуртской школы, как, например, Г. Маркузе, предлагали развивать антиавто- ритарный характер, который противостоит ожиданиям и обязанностям, возлагаемым на него обществом, и следует лишь собственным потребностям [5]. Принцип достижения против принципа удовольствия — таков девиз представителей франкфуртсткой школы.

В западноевропейских странах данное течение привело к тому, что авторитарный стиль воспитания в обществе потерял своих сторонников и уступил место терпимости и уважению прав человека в семье.

Гипотеза фрустрации-агрессии и связанная с ней теория «козла отпущения»

Основное положение данной гипотезы, которое наиболее полно раскрывает механизм возникновения предрассудков, заключается в следующем: фрустрация всегда приводит к определенной форме агрессии. Под фрустрацией подразумевается психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей. Согласно гипотезе фрустрации-агрессии существует две возможности для вытеснения агрессии:

1)     через замену цели: речь идет о поиске другой цели агрессии;

2)     через замену реакции: поиск другой формы агрессии, т. е. на пути процесса катарсиса исчезает сама готовность к агрессии.

Эта теория часто подвергалась и подвергается критике. В частности, высказывается мнение, что не всякая фрустрация обязательно ведет к агрессии. Фрустрация лишь создает благоприятный фон для агрессии — перейдет ли фрустрация в агрессию, зависит от конкретных условий.

Александр Митчерлих, известный немецкий психоаналитик и писатель, рассматривал предрассудки как следствие агрессивных побуждений, которые находят свое выражение в жестокости, направленной на так называемого козла отпущения. Именно предрассудки лежат в основе поиска и определения такой жертвы [20; 21]. Данная теория активно использовалась при обсуждении проблемы готовности молодежи к насилию, как в случае вспышки насилия и национальной ненависти в Восточной Германии.

Такие «отягчающие» обстоятельства, как безработица, плохие шансы на будущее и жестокость в семьях ведут к фрустрации, которая трансформируется в агрессивное поведение по отношению к «козлам отпущения», которыми могут стать и иностранцы, и политики, и больше зарабатывающие граждане.

В данной теории нет дифференциации — не каждый человек реагирует на фрустрацию агрессивно, существуют и другие «вентили» для выхода негативной энергии.

Теория реалистического группового конфликта

Теория реалистического группового конфликта рассматривает предрассудки в тесной связи с групповыми конфликтами [26; 27; 11]. Эта теория подчеркивает важность мотивационной составляющей при возникновении предрассудков и стереотипов. Предрассудки являются средством в борьбе двух групп за превосходство и власть. В данном случае предрассудки и стереотипы служат для того, чтобы снизить значимость других групп и повысить собственную, добившись признания и симпатии. Пропагандистская машина, особенно в военное время, служит именно данным целям.

Многообразие представленных здесь теорий показывает, насколько сложной и не до конца исследованной остается проблема предрассудков и стереотипов. Однако все теории исходят из того, что стереотипы являются достаточно устойчивыми по отношению к внешним воздействиям, и что носители стереотипов и предрассудков должны приложить максимум усилий, чтобы преодолеть их. Особенно сложно побороть предрассудки, которые появились в детстве, носят выраженный эмоциональный характер и выполняют функцию самоидентификации. Кроме того, лишь некоторые теории пытаются разработать механизмы преодоления предрассудков и стереотипов. Опираясь на разработки в области психологии, можно составить практические рекомендации по преодолению предрассудков и стереотипов, что особенно важно для антирасистского воспитании в школах и дома. Преодоление предрассудков встречает на своем пути множество препятствий. Необходимы время и готовность для достижения положительных результатов. Ниже мы хотели бы описать некоторые способы борьбы с предрассудками.

Преодоление предрассудков и стереотипов

Следует признать, что в борьбе с предрассудками и стереотипами не всегда можно опираться на моральные аргументы, так как они, к сожалению, не только не воспринимаются серьезно, но и мало способствуют преодолению предрассудков. Призывы к терпимости и информация экспертов также приносит мало пользы, особенно если речь идет о наиболее укоренившихся предрассудках. Кроме того, существует масса так называемых скрытых предрассудков [4].

Поскольку предрассудки выполняют функцию ориентирования, не представляется возможным полностью их преодолеть. Поэтому следует попытаться смягчить и изменить их. Предрассудки, как известно, создают предпосылки для дискриминирующего поведения вплоть до агрессии. Это проявляется, например, при отказе иностранцу при приеме на работу или даже в убийствах на межнациональной почве, как, например, в Золингине в 1993 г[*].

В борьбе с предрассудками важна не столько позиция отдельного человека, сколько так называемые сопровождающие условия и общественное мнение. Наибольшее влияние при этом могут оказать политика и СМИ: они имеют возможность не только побороть предрассудки, но и, наоборот, способствовать их возникновению и закреплению, как это не раз показывала и показывает история. Необходимо разработать и законодательно закрепить правила, защищающие определенные группы населения от дискриминации. Например, ввести квоты для женщин в госучреждениях, университетах, на руководящих постах и т. д. При этом нельзя забывать и о позитивной дискриминации. В конечном счете решающими должны быть не пол человека, цвет его кожи и религиозная принадлежность, а его действительные способности и достижения. Для начала ввести квоты для определенных групп населения. Эта мера окажет благотворное влияние, так как откроет путь и доступ представителям групп, подвергавшимся ранее дискриминации. А затем, когда участие данных групп населения в той или иной сфере деятельности общества станет само собой разумеющимся, как например, присутствие женщин на руководящих постах, отпадет надобность в этих квотах.

Американский психолог Г. Оллпорт разработал концепцию структурного подхода к предрассудкам. Он исследовал религиозные и личностные предпочтения и пришел к выводу, что предрассудки можно преодолеть лишь в том случае, если упразднить расовое расслоение в различных областях жизнедеятельности: работе, жилье, воспитании и обучении [9]. Речь идет о том, что представители различных этнических групп должны получить равные шансы в различных областях деятельности в обществе. Для этого государство обязано пресекать любые проявления дискриминации. Например, в Германии широко обсуждается антидискриминационный закон, призванный защищать права не только нацменьшинств, но и других групп населения.

На международном уровне необходимо также заключить соглашения, позволяющие расширить контакты между странами и организовать различные культурные и образовательные обмены (например между студентами и школьниками и т. д.). Это поможет преодолеть некоторые предубеждения и выстроить цивилизованные и партнерские отношения.

Тема иммиграции должна активно обсуждаться и не только в целях привлечения голосов в ходе избирательной кампании. Необходимо развернуть активную дискуссию на данную тему на различных уровнях и дать возможность как можно большему числу людей высказать свое мнение.

Данные требования имеют непосредственное отношение и к СМИ. Именно они часто используют господствующие в обществе предрассудки и стереотипы для манипуляции общественным мнением и достижения определенного эффекта. Мы видим на страницах газет и на экранах телевизоров тщательно подобранную информацию, которая искажает реальное состояние дел и усиливает определенные предрассудки. Разумеется, нельзя забывать и о готовности самих читателей и зрителей к манипуляции и об отсутствии желания объективно проанализировать информацию.

Очень популярна на Западе концепция толерантности по отношению к различного рода меньшинствам — начиная от сексменьшинств и заканчивая нацменьшинствами. Толерантность необходима обществу, идущему по пути демократии. Однако следует отметить, что толерантность иногда заменяет отсутствие объективного анализа ситуации и приводит к безоговорочному принятию всех подряд мнений и идей, несмотря на их вред обществу. Не хотелось бы, чтобы Россия слепо перенимала увлечение безоговорочной толерантностью. Важно расставить ценностные приоритеты и, следуя им, отстаивать антидис- криминационные идеи.

Таким образом, учитывая роль СМИ в укреплении и распространении предрассудков и стереотипов, хотелось бы призвать их к объективному подходу к освещению событий и к демократической направленности информационной политики в целом.

В последнее время в странах Западной Европы наряду с борьбой с предубеждениями и стереотипами все большее значение приобретает профилактика этих явлений. При этом особое место отводят межкультурному обучению, выполняющему в современном западноевропейском обществе множество функций. Роль межкультурного обучения невозможно переоценить, так как именно оно является важным механизмом борьбы с различными проявлениями предрассудков и расизма в странах, столкнувшихся с проблемами миграции.

Межкультурное обучение

Межкультурное обучение — одна из форм социального обучения, которое возможно при знакомстве с культурными различиями и традициями, при сравнении культур. Такое сравнение приводит к более точному анализу и объективному отношению к собственным нормам и социальным системам и к преодолению предрассудков.

Межкультурное обучение должно начаться уже в детском саду, продолжаться в школе и присутствовать на рабочем месте, что особенно актуально в эпоху глобализации.

Благодаря процессам сближения межкультурная компетенция становится неотъемлемой частью современной жизни. Процесс межкультурного обучения включает в себя три фазы.

1.    Ознакомление: сначала необходимо познакомиться с собственной культурой и историей; каждый человек в той или иной степени привязан к собственным корням и происхождению. Это значит, что на формирование нашего мнения оказывают влияние общество, экономические отношения, история семьи и люди, непосредственно нас окружающие. Именно с этой фазой связаны самопознание и библиографическая работа.

2.    Понимание: контакт с чужой культурой и чужими традициями может возникнуть на базе интереса и тяги к данной культуре и привести к пониманию ее особенностей. В результате расширяются знания о других культурах и формируется мнение о них. В этой фазе речь идет о конкретных соприкосновениях с различными странами. При помощи СМИ, таких, как фильмы, музыкальные произведения и книги, можно познакомиться с конкретной страной и составить мнение о ней.

3.    Взаимопонимание: две предыдущие фазы описывают важную предпосылку для конкретной встречи с представителями других культур. Благодаря разнообразным обменам, путешествиям и другим возможностям используются уже имеющиеся знания и происходит диалог культур. При этом ослабевают или вовсе исчезают существующие предрассудки и стереотипы. Без конкретной встречи с другой культурой может произойти ее идеализация или отстранение, т. е. несмотря на открытость к другим культурным традициям и особенностям, не сформируется прямой заинтересованности в непосредственной встрече с данной культурой.

Итак, можно сделать вывод, что межкультурное обучение включает в себя не только собственный опыт, но и соприкосновение с другими культурами и традициями. Это постоянно меняющийся процесс: мы учимся признавать чужое, одновременно сохраняя свое собственное, а также соглашаться с существующими различиями.

В дискуссиях о роли межкультурного обучения в последнее время особое внимание уделяется проблеме взаимовлияния коренного населения и мигрантов в процессе адаптации и интеграции последних и подчеркивается степень ответственности, которую несет коренное население перед мигрантами. Так, М. Тер- кессидис [32; 34] указывает на роль коренного населения, создающего подчас трудности на пути адаптации мигрантов. Речь идет о состоянии, при котором гетерогенные группы сосуществуют друг с другом. Это значительно отличается от модели, в которой доминирует общество большинства, к которому надо приспосабливаться всем остальным. Кроме того, в западной литературе, где давно отмечается отход от традиционного понимания деления общества на «своих» и «чужих», подчеркивается необходимость признания существования равноправных культур. Призыв отказаться от навязывания необходимости интеграции в другую культуру подкрепляется новыми тенденциями во взаимодействии новых культур в современном многонациональном обществе, как, например, усиливающиеся транснациональные аспекты в жизни современных мигрантов [25; 24; 28].

Современные социальные и педагогические службы Европы вынуждены учитывать основные тенденции в поликультурном развитии современного общества. Для этого необходимо разработать и использовать новую концепцию работы с некоренным населением европейских стран. Данные концепции должны базироваться на новом, интеркультурном подходе — на парадигме интеркультурной педагогики, которая должна носить интегративный и целостный научно обоснованный характер в психолого-педагогической работе.

Интеркультурная работа предполагает так называемую интеркультурную открытость официальных учреждений и организаций на концептуальном, организационном и личностном уровнях. Для осуществления данной ключевой задачи сотрудники этих учреждений и социальных служб должны обладать знаниями политической, правовой, экономической и культурной систем стран, откуда прибыли нуждающиеся в их помощи иностранцы [23]. Обеспечить это могут следующие компетенции, являющиеся неотъемлемой частью межкультурного обучения:

•    Языковая.

•    Интеркультурная компетенция всех сотрудников.

•   Четкое описание цели «интеркультурной открытости» в концепции и основных линиях конкретной организации.

•   Обязательное указание на «интеркультурную открытость» как на ключевую задачу.

•   Обеспечение равноправного доступа к социально­экономическим и политическим ресурсам общества.

•   Использование множества языков во внутренней и внешней документации.

•   Применение для саморазвития таких мер, как супервизия и консультирование.

•    Следование принципу культурного многообразия населения через привлечение сотрудников — выходцев из иммигрантских семей.

•   Постоянное повышение квалификации сотрудников.

•    Жесткое следование антидискриминационным законам и правилам.

В заключение хотелось бы добавить, что в неизбежном процессе расширения Европейского союза нельзя недооценивать значение межкультурного обучения. В политике преобладают вопросы безопасности, экономические связи и внешнеполитические темы. Однако не только данные факторы являются определяющими; сами жители европейских стран являются важнейшими звеньями в дальнейшем развитии Европы. Для гармоничного сосуществования всех европейских стран необходимо взаимодействие не только на политическом и экономическом уровнях, но и в межличностном плане. Успешная антидискриминационная политика стран должна включать в себя наряду с различными анти- дискриминационными законодательными актами и мероприятиями также и борьбу с предубеждениями и стереотипами, лежащими в основе межнациональной розни, расизма и дискриминации. Большую роль при этом играет межкультурное обучение, цель которого заключается в достижении лучшего взаимопонимания между странами и народами, в смягчении, преодолении предрассудков и стереотипов, и в конечном итоге в налаживании межгосударственных и межнациональных связей и контактов.

 


[*] Речь идет о поджоге неонацистами дома, где проживала турецкая семья, в результате чего погибли пять человек.

Литература

  1. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М., 2001.
  2. Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М., 2004.
  3. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2000.
  4. Майерс Д. Изучаем социальную психологию. М., 2005.
  5. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный чело­век: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 2002.
  6. Рябова Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как про­блема гендерных исследований // Личность. Культура. Общество. 2003. Т. V. Вып. 1—2 (15—16).
  7. Судаков К. В. Динамические стереотипы, или Ин­формационные отпечатки действительности. М., 2002.
  8. Фрейд З. Введение в психоанализ. СПб., 1999.
  9. Allport Gordon W. Die Natur des Vorurteils. Kiepenheuer & Witsch, 1971.
  10. Davies James C. When Men Revolt and Why: A Reader in Political Violence and Revolution. N. Y., 1971.
  11. Duckitt J. The social psychology of prejudice. Westport, CT, 1994.
  12. Gomolla M., Radtke F­O. Institutionelle Diskriminierung. Die Herstellung ethischer Differenz in der Schule. Opladen, 2005.
  13. Gurr Ted Robert. Peoples versus States. Washington, 2000.
  14. Horkheimer M. Uber das Vorurteil. Koln [u. a.], 1963.
  15. Horkheimer M. Autoritarer Staat. Die Juden und Europa [u.a.]. Aufsatze 1939—1941 / Max Horkheimer. Amsterdam, 1967.
  16. Jeschek W. Ausbildung junger Auslander in Deutschland: Ruckschritte bei der Berufsausbildung // Wochenbericht des DIW Berlin. 27. 2002.
  17. Katz I., Hass R. G. Racial ambivalence and American value conflict: correlational and priming studies of dual cogni­tive structures // Journal of Personality and Social Psychology. 55. 1988.
  18. Laubach H. «Erste Ergebnisse der JMD-Statistik fur den Zeitraum 1. Januar — 31. Dezember 2003», BAGKJS, Dusseldorf, 23.07.2004, die Ergebnisse der 1. Statistik der «Jugendmigrationsdienste» (JMD) in katholischer Trager­schaft fur den Berichtszeitraum 1. Januar — 31. Dezember 2003.
  19. McConahay J. B. Modern racism, ambivalence, and the modern racism scale // J. D. Dovidio & S. L. Gaertner (еds.). Prejudice, discrimination and racism (pp. 91—125). Orlando, 1986.
  20. Mitscherlich A. Massenpsychologie ohne Ressenti­ment — Sozialpsychologische Betrachtungen, 1972.
  21. Mitscherlich A. Toleranz — Uberprufung eines Begriffs. 1974.
  22. Petersen Lars-Eric, Six Bernd. Stereotype. Vorurteile und soziale Diskriminierung: Theorien, Befunde und Interventionen, 2008.
  23. Schuch J. Beitrag zur Jugendamtsleitertagung in Baden-Wurttemberg vom 13./14. Marz 2003 in Herrenberg­ Gultstein.
  24. Schulte A. Demokratie und Integration: Zwischen dem Ideal gleicher Freiheit und der Wirklichkeit ungleicher Macht — Eine Studie mit Blick auf Norberto Bobbio. Mun­ster / Berlin, 2009.
  25. Schulze E. Was heiβt hier Parallelgesellschaft? Zum Umgang mit Differenzen (Herausgeberschaft gemeinsam mit Wolf-Dietrich Bukow / Claudia Nikodem / Erol Yildiz). Wiesbaden, 2011.
  26. Sherif M., Harvey O. J., White B. J., Hood W. R., Sherif C. Intergroup conflict and cooperation: The robbers cave experiment. Norman, 1961.
  27. Sherif M., Sherif C. Social psychology. N. Y., 1969.
  28. Steinhausen Hans­Christoph, Cinzia Bearth­Carrari, Christa Winkler Metzke. Migration und psychosoziale Adaptation. Eine Studie an jungen Auslandern, Doppelbur­gern und Schweizern, 2011.
  29. Tajfel H. Social identity & intergroup relations. Cambridge, Paris, 1982.
  30. Tajfel H. Social stereotypes and social groups // Intergroup behaviour / J. C. Turner, H. Giles (eds.). Oxford, «Basil Blackwell», 1981.
  31. Tajfel H., Turner J. C. An integrative theory of inter­group conflict // W. G. Austin, S. Worchel (eds). The social psychology of intergroup relations. Monterrey, Calif., 1979.
  32. Terkessidis Mark. Psychologie des Rassismus, Westdeutscher Verlag. Wiesbaden, 1998.
  33. Terkessidis Mark. Migranten, Rotbuch Verlag. Hamburg, 2000.
  34. Interkultur, edition suhrkamp. Berlin, 2010.

Информация об авторах

Бауэр Елена Анатольевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, Москва, Россия, e-mail: rsmirr@mail.ru

Кабардов Мухамед Коншобиевич, доктор психологических наук, заведующий лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии, Заместитель директора, Психологический институт Российской академии образования, Зам. руководителя, член бюро секции «Дифференциальная психофизиология и нейропедагогика» Федерации психологов образования России. Член Большого Жюри (2014-2018) Национального психологического конкурса «Золотая Психея»., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5787-3556, e-mail: kabardov@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2915
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1346
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0