Культурно-историческая психология
2011. Том 7. № 3. С. 90–97
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Психология предубеждений в контексте межкультурного обучения
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: предубеждения, стереотипы, глобализация, миграция, дискриминация, межкультурное обучение, расизм
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Бауэр Е.А., Кабардов М.К. Психология предубеждений в контексте межкультурного обучения // Культурно-историческая психология. 2011. Том 7. № 3. С. 90–97.
Полный текст
Знакомство с различными нациями, культурами и странами, как и способность к компромиссам, необходимы для развития нашего стремящегося к сближению мира. Открытость и терпимость, а также знание собственных корней являются важным средством против создания неверных представлений о других, чужих культурах и против возникновения страха и отрицания всего чужого. Процесс глобализации и развития сотрудничества между странами неразрывно связан с преодолением межнациональной вражды и дискриминации. Значение темы возникновения и преодоления предрассудков обусловлено, прежде всего, процессами социального развития, которые, в свою очередь, находятся в тесной связи с международными миграционными процессами. Особое внимание хотелось бы обратить на следующие аспекты.
1. Масштабы миграции. В Европе и в Германии, в частности, процессы миграции усилились и обострились после Второй мировой войны. Многочисленные волны миграции, захлестнувшие Германию, породили массу политических, социальных, культурных и экономических проблем. В настоящее время в связи с обострившейся политической напряженностью в мире ожидаются новые волны миграции, для которых характерен длительный период пребывания мигрантов в стране.
2. Социальная несправедливость. Несмотря на значительные улучшения в политическом, экономическом и социальном положении мигрантов, существует огромное количество проблем, связанных с интеграцией мигрантов в общество. Речь идет, в первую очередь, о рынке труда, об образовании, о ситуации с обеспечением жильем и, конечно, о преступности.
3. Этнокультурное многообразие. В контексте миграционных процессов настойчиво проявляются тенденции и феномены этнокультурного многообразия, характерного для стран с высоким показателем миграции. Это особенно актуально для крупных городов данных стран. Речь идет прежде всего о языковом и религиозном многообразии, а также о так называемых видимых отличительных признаках различных национальных меньшинств.
4. Высокий показатель конфликтности. Мульти- культурные общества далеки от гармоничной идиллии и характеризуются высокой степенью выраженности различных конфликтов. В условиях плюралистичной демократии предпринимаются попытки ненасильственного и политически грамотного урегулирования данных конфликтов.
В новом меняющемся мире возникает необходимость в знании психологии других народов, иных социоэкономических и этно-культурных направлений, чтобы на современной цивилизованной основе построить межнациональные и межличностные отношения. Для достижения данной цели следует понять природу возникновения и механизмы действия предрассудков и стереотипов, лежащих в основе возникновения межнациональной вражды и расизма.
Под предрассудками обычно подразумевают сложившиеся (не опытным путем) обобщенные суждения о людях, явлениях или социальной группе. Предрассудки носят социальный характер, если они противоречат общепризнанной системе ценностей и норм. Как правило, они устойчивы и могут препятствовать процессу интеграции и адаптации мигрантов.
В предрассудках отсутствуют.
— рациональность: проверенное и опытным путем подтвержденное знание о каком-то явлении;
— справедливость и равноправное отношение: признание равноправия;
— человечность: способность к эмпатии.
Данные признаки предрассудков, как правило, лежат в основе межнациональных, межконфессиональных и международных конфликтов.
Именно прочность стереотипов и предрассудков является основой создания многочисленных конфликтных ситуаций, политических манипуляций.
Однако в последнее время отношение к предрассудкам изменилось, поскольку произошла переоценка их роли в общественном сознании: нашел подтверждение тот факт, что они выполняют важную роль в построении картины мира. В ранних научных (социологических) исследованиях предрассудки рассматривались как неизбежный источник агрессии, который можно преодолеть лишь через педагогическое просвещение. В настоящее же время на первый план выходит когнитивное упрощение представлений: изучаются условия, при которых безобидные предрассудки и стереотипы превращаются в опасные представления [6; 7; 32].
Предрассудки и стереотипы, которые несут в себе оскорбления и унижения, выполняют следующие функции:
1) ориентировочная — снимающая необходимость классификации и определения новых групп людей и явлений;
2) приспособления — помогающая быстро найти правильный способ поведения и реагирования;
3) самопредставления — позволяющая быстро интегрироваться в новой ситуации и соотнести себя самого с той или иной группой [30].
Итак, с самого рождения мы учимся классифицировать людей и явления и соотносить их с уже имеющимися представлениями. При этом важно осознавать ограниченность и относительность предрассудков и стереотипов во избежание дискриминации и для развития в себе способности к иному, более объективному взгляду на мир.
Тесно связаны с предрассудками стереотипы. Слово стереотип происходит от греческого CTepeOZ + TUnoZ — «твердый» + «отпечаток». Согласно У. Липпману, стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте [2]. Система стереотипов представляет собой социальную реальность. Существуют авто- и гетеростереотипы. В то время как автостереотип относится к собственной социальной группе, гетеростереотип характеризует чужую группу. С одной стороны, стереотипы не подтверждаются, с другой стороны, существует свойство само- подтверждающегося пророчества.
Часто стереотипы используются в СМИ. Например, с помощью карикатур подчеркиваются особенности той или иной социальной группы для усиления эффекта воздействия. Во времена Третьего рейха мощный пропагандистский аппарат успешно использовал механизмы стереотипов и предрассудков.
Что касается расизма (фр. racisme) и его разновидности межнациональной нетерпимости и вражды, то это совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества. В центре любого расистского учения или представления находится идея об изначально существующем разделении людей на высшие и низшие расы (группы). При этом первые, обладая особыми качествами, являются хозяевами и повелителями для других. Данные идеи и представления, щедро подпитанные многочисленными предрассудками и стереотипами, лежат в основе политики расовой дискриминации, практикуемой во многих странах мира.
Основанное на расистских взглядах поведение и мировоззрение отличается несправедливым, унижающим и подавляющим отношением к другим людям, не относящимся к категории «избранных». При этом такое поведение основывается не на реальном восприятии действительности, а на мгновенных выводах, недостаточных знаниях и полном отсутствии эмпатии.
К сожалению, несмотря на уроки истории и собственный опыт предрассудки и стереотипы продолжают существовать и влиять на поведение людей. Почему же это происходит? На этот вопрос пытаются ответить различные психологические, педагогические и социальные теории.
Теории, объясняющие возникновение предрассудков
Существуют различные теории, пытающиеся определить возникновение предрассудков. Наиболее известны следующие:
1) психоаналитическая [8];
2) теория франкфуртской школы [1; 14; 15];
3) гипотеза фрустрации-агрессии и связанная с ней теория «козла отпущения» [20; 21];
4) теория относительной депривации и теория реалистического группового конфликта [3; 10; 13].
Наряду с традиционными теориями существуют и современные:
5) теория социальной идентичности А. Тэшфела [29];
6) теория расистской антипатии в американской социальной психологии [17; 19];
7) европейская концепция предрассудков [22].
Нам хотелось бы остановиться лишь на некоторых теориях, которые, с нашей точки зрения, наиболее точно и глубоко отражают данную проблематику, поскольку показывают взаимосвязь возникновения предрассудков и их проявления в различных областях жизни человека и общества.
Понятие «предрассудок» было в полной мере раскрыто и изучено благодаря развитию психологии, в том числе работам Гюстава ле Бона и Зигмунда Фрейда [8].
Два из описанных З. Фрейдом механизма защиты — рационализация и проекция — позволяют лучше понять суть предрассудков. Под рационализацией понимается стремление человека найти разумные причины для своих мыслей и поступков. Но в действительности, они подчиняются индивидуальным потребностям. При помощи проекции человек приписывает запрещенные или осуждаемые с моральной точки зрения мотивы другим людям. Именно рационализация и проекция позволяют понять, почему предрассудки так сильно укоренены в человеческом поведении и почему человек так прочно держится за них, — благодаря этим механизмам защиты происходит осуждение «злого другого», а собственные поступки и мнения независимо ни от чего находят оправдание.
Теория франкфуртской школы авторитарной личности
Концепция франкфуртской школы, которая является одним из самых значимых направлений немецкой социологии, состоит в объединении психоанализа З. Фрейда и диалектической теории общества К. Маркса и Ф. Энгельса. С точки зрения представителей франкфуртской школы, основные причины возникновения предрассудков лежат в структуре личности отдельного человека, как например антисемитские и фашистские представления. Что касается современного общества, которое носит технократич- ный характер, то оно существует за счет распространения ложного сознания посредством средств массовой информации, а также популярной культуры и, конечно же, навязываемым культом потребления. В связи с этим общественные факторы играют большую роль в возникновении предрассудков. Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно разработали теорию «авторитарного характера», который отличается конвенционализмом, верой в авторитеты и зашорен- ностью мышления. По мнению М. Хоркхаймера, семья является психологической основой фашизма. Именно в семье воспитание основано на авторитете, что приводит к формированию «авторитарного характера» и авторитарной личности, типа поданного, далекого от демократии [1; 14; 15].
Представители франкфуртской школы, как, например, Г. Маркузе, предлагали развивать антиавто- ритарный характер, который противостоит ожиданиям и обязанностям, возлагаемым на него обществом, и следует лишь собственным потребностям [5]. Принцип достижения против принципа удовольствия — таков девиз представителей франкфуртсткой школы.
В западноевропейских странах данное течение привело к тому, что авторитарный стиль воспитания в обществе потерял своих сторонников и уступил место терпимости и уважению прав человека в семье.
Гипотеза фрустрации-агрессии и связанная с ней теория «козла отпущения»
Основное положение данной гипотезы, которое наиболее полно раскрывает механизм возникновения предрассудков, заключается в следующем: фрустрация всегда приводит к определенной форме агрессии. Под фрустрацией подразумевается психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей. Согласно гипотезе фрустрации-агрессии существует две возможности для вытеснения агрессии:
1) через замену цели: речь идет о поиске другой цели агрессии;
2) через замену реакции: поиск другой формы агрессии, т. е. на пути процесса катарсиса исчезает сама готовность к агрессии.
Эта теория часто подвергалась и подвергается критике. В частности, высказывается мнение, что не всякая фрустрация обязательно ведет к агрессии. Фрустрация лишь создает благоприятный фон для агрессии — перейдет ли фрустрация в агрессию, зависит от конкретных условий.
Александр Митчерлих, известный немецкий психоаналитик и писатель, рассматривал предрассудки как следствие агрессивных побуждений, которые находят свое выражение в жестокости, направленной на так называемого козла отпущения. Именно предрассудки лежат в основе поиска и определения такой жертвы [20; 21]. Данная теория активно использовалась при обсуждении проблемы готовности молодежи к насилию, как в случае вспышки насилия и национальной ненависти в Восточной Германии.
Такие «отягчающие» обстоятельства, как безработица, плохие шансы на будущее и жестокость в семьях ведут к фрустрации, которая трансформируется в агрессивное поведение по отношению к «козлам отпущения», которыми могут стать и иностранцы, и политики, и больше зарабатывающие граждане.
В данной теории нет дифференциации — не каждый человек реагирует на фрустрацию агрессивно, существуют и другие «вентили» для выхода негативной энергии.
Теория реалистического группового конфликта
Теория реалистического группового конфликта рассматривает предрассудки в тесной связи с групповыми конфликтами [26; 27; 11]. Эта теория подчеркивает важность мотивационной составляющей при возникновении предрассудков и стереотипов. Предрассудки являются средством в борьбе двух групп за превосходство и власть. В данном случае предрассудки и стереотипы служат для того, чтобы снизить значимость других групп и повысить собственную, добившись признания и симпатии. Пропагандистская машина, особенно в военное время, служит именно данным целям.
Многообразие представленных здесь теорий показывает, насколько сложной и не до конца исследованной остается проблема предрассудков и стереотипов. Однако все теории исходят из того, что стереотипы являются достаточно устойчивыми по отношению к внешним воздействиям, и что носители стереотипов и предрассудков должны приложить максимум усилий, чтобы преодолеть их. Особенно сложно побороть предрассудки, которые появились в детстве, носят выраженный эмоциональный характер и выполняют функцию самоидентификации. Кроме того, лишь некоторые теории пытаются разработать механизмы преодоления предрассудков и стереотипов. Опираясь на разработки в области психологии, можно составить практические рекомендации по преодолению предрассудков и стереотипов, что особенно важно для антирасистского воспитании в школах и дома. Преодоление предрассудков встречает на своем пути множество препятствий. Необходимы время и готовность для достижения положительных результатов. Ниже мы хотели бы описать некоторые способы борьбы с предрассудками.
Преодоление предрассудков и стереотипов
Следует признать, что в борьбе с предрассудками и стереотипами не всегда можно опираться на моральные аргументы, так как они, к сожалению, не только не воспринимаются серьезно, но и мало способствуют преодолению предрассудков. Призывы к терпимости и информация экспертов также приносит мало пользы, особенно если речь идет о наиболее укоренившихся предрассудках. Кроме того, существует масса так называемых скрытых предрассудков [4].
Поскольку предрассудки выполняют функцию ориентирования, не представляется возможным полностью их преодолеть. Поэтому следует попытаться смягчить и изменить их. Предрассудки, как известно, создают предпосылки для дискриминирующего поведения вплоть до агрессии. Это проявляется, например, при отказе иностранцу при приеме на работу или даже в убийствах на межнациональной почве, как, например, в Золингине в 1993 г[*].
В борьбе с предрассудками важна не столько позиция отдельного человека, сколько так называемые сопровождающие условия и общественное мнение. Наибольшее влияние при этом могут оказать политика и СМИ: они имеют возможность не только побороть предрассудки, но и, наоборот, способствовать их возникновению и закреплению, как это не раз показывала и показывает история. Необходимо разработать и законодательно закрепить правила, защищающие определенные группы населения от дискриминации. Например, ввести квоты для женщин в госучреждениях, университетах, на руководящих постах и т. д. При этом нельзя забывать и о позитивной дискриминации. В конечном счете решающими должны быть не пол человека, цвет его кожи и религиозная принадлежность, а его действительные способности и достижения. Для начала ввести квоты для определенных групп населения. Эта мера окажет благотворное влияние, так как откроет путь и доступ представителям групп, подвергавшимся ранее дискриминации. А затем, когда участие данных групп населения в той или иной сфере деятельности общества станет само собой разумеющимся, как например, присутствие женщин на руководящих постах, отпадет надобность в этих квотах.
Американский психолог Г. Оллпорт разработал концепцию структурного подхода к предрассудкам. Он исследовал религиозные и личностные предпочтения и пришел к выводу, что предрассудки можно преодолеть лишь в том случае, если упразднить расовое расслоение в различных областях жизнедеятельности: работе, жилье, воспитании и обучении [9]. Речь идет о том, что представители различных этнических групп должны получить равные шансы в различных областях деятельности в обществе. Для этого государство обязано пресекать любые проявления дискриминации. Например, в Германии широко обсуждается антидискриминационный закон, призванный защищать права не только нацменьшинств, но и других групп населения.
На международном уровне необходимо также заключить соглашения, позволяющие расширить контакты между странами и организовать различные культурные и образовательные обмены (например между студентами и школьниками и т. д.). Это поможет преодолеть некоторые предубеждения и выстроить цивилизованные и партнерские отношения.
Тема иммиграции должна активно обсуждаться и не только в целях привлечения голосов в ходе избирательной кампании. Необходимо развернуть активную дискуссию на данную тему на различных уровнях и дать возможность как можно большему числу людей высказать свое мнение.
Данные требования имеют непосредственное отношение и к СМИ. Именно они часто используют господствующие в обществе предрассудки и стереотипы для манипуляции общественным мнением и достижения определенного эффекта. Мы видим на страницах газет и на экранах телевизоров тщательно подобранную информацию, которая искажает реальное состояние дел и усиливает определенные предрассудки. Разумеется, нельзя забывать и о готовности самих читателей и зрителей к манипуляции и об отсутствии желания объективно проанализировать информацию.
Очень популярна на Западе концепция толерантности по отношению к различного рода меньшинствам — начиная от сексменьшинств и заканчивая нацменьшинствами. Толерантность необходима обществу, идущему по пути демократии. Однако следует отметить, что толерантность иногда заменяет отсутствие объективного анализа ситуации и приводит к безоговорочному принятию всех подряд мнений и идей, несмотря на их вред обществу. Не хотелось бы, чтобы Россия слепо перенимала увлечение безоговорочной толерантностью. Важно расставить ценностные приоритеты и, следуя им, отстаивать антидис- криминационные идеи.
Таким образом, учитывая роль СМИ в укреплении и распространении предрассудков и стереотипов, хотелось бы призвать их к объективному подходу к освещению событий и к демократической направленности информационной политики в целом.
В последнее время в странах Западной Европы наряду с борьбой с предубеждениями и стереотипами все большее значение приобретает профилактика этих явлений. При этом особое место отводят межкультурному обучению, выполняющему в современном западноевропейском обществе множество функций. Роль межкультурного обучения невозможно переоценить, так как именно оно является важным механизмом борьбы с различными проявлениями предрассудков и расизма в странах, столкнувшихся с проблемами миграции.
Межкультурное обучение
Межкультурное обучение — одна из форм социального обучения, которое возможно при знакомстве с культурными различиями и традициями, при сравнении культур. Такое сравнение приводит к более точному анализу и объективному отношению к собственным нормам и социальным системам и к преодолению предрассудков.
Межкультурное обучение должно начаться уже в детском саду, продолжаться в школе и присутствовать на рабочем месте, что особенно актуально в эпоху глобализации.
Благодаря процессам сближения межкультурная компетенция становится неотъемлемой частью современной жизни. Процесс межкультурного обучения включает в себя три фазы.
1. Ознакомление: сначала необходимо познакомиться с собственной культурой и историей; каждый человек в той или иной степени привязан к собственным корням и происхождению. Это значит, что на формирование нашего мнения оказывают влияние общество, экономические отношения, история семьи и люди, непосредственно нас окружающие. Именно с этой фазой связаны самопознание и библиографическая работа.
2. Понимание: контакт с чужой культурой и чужими традициями может возникнуть на базе интереса и тяги к данной культуре и привести к пониманию ее особенностей. В результате расширяются знания о других культурах и формируется мнение о них. В этой фазе речь идет о конкретных соприкосновениях с различными странами. При помощи СМИ, таких, как фильмы, музыкальные произведения и книги, можно познакомиться с конкретной страной и составить мнение о ней.
3. Взаимопонимание: две предыдущие фазы описывают важную предпосылку для конкретной встречи с представителями других культур. Благодаря разнообразным обменам, путешествиям и другим возможностям используются уже имеющиеся знания и происходит диалог культур. При этом ослабевают или вовсе исчезают существующие предрассудки и стереотипы. Без конкретной встречи с другой культурой может произойти ее идеализация или отстранение, т. е. несмотря на открытость к другим культурным традициям и особенностям, не сформируется прямой заинтересованности в непосредственной встрече с данной культурой.
Итак, можно сделать вывод, что межкультурное обучение включает в себя не только собственный опыт, но и соприкосновение с другими культурами и традициями. Это постоянно меняющийся процесс: мы учимся признавать чужое, одновременно сохраняя свое собственное, а также соглашаться с существующими различиями.
В дискуссиях о роли межкультурного обучения в последнее время особое внимание уделяется проблеме взаимовлияния коренного населения и мигрантов в процессе адаптации и интеграции последних и подчеркивается степень ответственности, которую несет коренное население перед мигрантами. Так, М. Тер- кессидис [32; 34] указывает на роль коренного населения, создающего подчас трудности на пути адаптации мигрантов. Речь идет о состоянии, при котором гетерогенные группы сосуществуют друг с другом. Это значительно отличается от модели, в которой доминирует общество большинства, к которому надо приспосабливаться всем остальным. Кроме того, в западной литературе, где давно отмечается отход от традиционного понимания деления общества на «своих» и «чужих», подчеркивается необходимость признания существования равноправных культур. Призыв отказаться от навязывания необходимости интеграции в другую культуру подкрепляется новыми тенденциями во взаимодействии новых культур в современном многонациональном обществе, как, например, усиливающиеся транснациональные аспекты в жизни современных мигрантов [25; 24; 28].
Современные социальные и педагогические службы Европы вынуждены учитывать основные тенденции в поликультурном развитии современного общества. Для этого необходимо разработать и использовать новую концепцию работы с некоренным населением европейских стран. Данные концепции должны базироваться на новом, интеркультурном подходе — на парадигме интеркультурной педагогики, которая должна носить интегративный и целостный научно обоснованный характер в психолого-педагогической работе.
Интеркультурная работа предполагает так называемую интеркультурную открытость официальных учреждений и организаций на концептуальном, организационном и личностном уровнях. Для осуществления данной ключевой задачи сотрудники этих учреждений и социальных служб должны обладать знаниями политической, правовой, экономической и культурной систем стран, откуда прибыли нуждающиеся в их помощи иностранцы [23]. Обеспечить это могут следующие компетенции, являющиеся неотъемлемой частью межкультурного обучения:
• Языковая.
• Интеркультурная компетенция всех сотрудников.
• Четкое описание цели «интеркультурной открытости» в концепции и основных линиях конкретной организации.
• Обязательное указание на «интеркультурную открытость» как на ключевую задачу.
• Обеспечение равноправного доступа к социальноэкономическим и политическим ресурсам общества.
• Использование множества языков во внутренней и внешней документации.
• Применение для саморазвития таких мер, как супервизия и консультирование.
• Следование принципу культурного многообразия населения через привлечение сотрудников — выходцев из иммигрантских семей.
• Постоянное повышение квалификации сотрудников.
• Жесткое следование антидискриминационным законам и правилам.
В заключение хотелось бы добавить, что в неизбежном процессе расширения Европейского союза нельзя недооценивать значение межкультурного обучения. В политике преобладают вопросы безопасности, экономические связи и внешнеполитические темы. Однако не только данные факторы являются определяющими; сами жители европейских стран являются важнейшими звеньями в дальнейшем развитии Европы. Для гармоничного сосуществования всех европейских стран необходимо взаимодействие не только на политическом и экономическом уровнях, но и в межличностном плане. Успешная антидискриминационная политика стран должна включать в себя наряду с различными анти- дискриминационными законодательными актами и мероприятиями также и борьбу с предубеждениями и стереотипами, лежащими в основе межнациональной розни, расизма и дискриминации. Большую роль при этом играет межкультурное обучение, цель которого заключается в достижении лучшего взаимопонимания между странами и народами, в смягчении, преодолении предрассудков и стереотипов, и в конечном итоге в налаживании межгосударственных и межнациональных связей и контактов.
[*] Речь идет о поджоге неонацистами дома, где проживала турецкая семья, в результате чего погибли пять человек.
Литература
- Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М., 2001.
- Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М., 2004.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2000.
- Майерс Д. Изучаем социальную психологию. М., 2005.
- Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 2002.
- Рябова Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований // Личность. Культура. Общество. 2003. Т. V. Вып. 1—2 (15—16).
- Судаков К. В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. М., 2002.
- Фрейд З. Введение в психоанализ. СПб., 1999.
- Allport Gordon W. Die Natur des Vorurteils. Kiepenheuer & Witsch, 1971.
- Davies James C. When Men Revolt and Why: A Reader in Political Violence and Revolution. N. Y., 1971.
- Duckitt J. The social psychology of prejudice. Westport, CT, 1994.
- Gomolla M., Radtke FO. Institutionelle Diskriminierung. Die Herstellung ethischer Differenz in der Schule. Opladen, 2005.
- Gurr Ted Robert. Peoples versus States. Washington, 2000.
- Horkheimer M. Uber das Vorurteil. Koln [u. a.], 1963.
- Horkheimer M. Autoritarer Staat. Die Juden und Europa [u.a.]. Aufsatze 1939—1941 / Max Horkheimer. Amsterdam, 1967.
- Jeschek W. Ausbildung junger Auslander in Deutschland: Ruckschritte bei der Berufsausbildung // Wochenbericht des DIW Berlin. 27. 2002.
- Katz I., Hass R. G. Racial ambivalence and American value conflict: correlational and priming studies of dual cognitive structures // Journal of Personality and Social Psychology. 55. 1988.
- Laubach H. «Erste Ergebnisse der JMD-Statistik fur den Zeitraum 1. Januar — 31. Dezember 2003», BAGKJS, Dusseldorf, 23.07.2004, die Ergebnisse der 1. Statistik der «Jugendmigrationsdienste» (JMD) in katholischer Tragerschaft fur den Berichtszeitraum 1. Januar — 31. Dezember 2003.
- McConahay J. B. Modern racism, ambivalence, and the modern racism scale // J. D. Dovidio & S. L. Gaertner (еds.). Prejudice, discrimination and racism (pp. 91—125). Orlando, 1986.
- Mitscherlich A. Massenpsychologie ohne Ressentiment — Sozialpsychologische Betrachtungen, 1972.
- Mitscherlich A. Toleranz — Uberprufung eines Begriffs. 1974.
- Petersen Lars-Eric, Six Bernd. Stereotype. Vorurteile und soziale Diskriminierung: Theorien, Befunde und Interventionen, 2008.
- Schuch J. Beitrag zur Jugendamtsleitertagung in Baden-Wurttemberg vom 13./14. Marz 2003 in Herrenberg Gultstein.
- Schulte A. Demokratie und Integration: Zwischen dem Ideal gleicher Freiheit und der Wirklichkeit ungleicher Macht — Eine Studie mit Blick auf Norberto Bobbio. Munster / Berlin, 2009.
- Schulze E. Was heiβt hier Parallelgesellschaft? Zum Umgang mit Differenzen (Herausgeberschaft gemeinsam mit Wolf-Dietrich Bukow / Claudia Nikodem / Erol Yildiz). Wiesbaden, 2011.
- Sherif M., Harvey O. J., White B. J., Hood W. R., Sherif C. Intergroup conflict and cooperation: The robbers cave experiment. Norman, 1961.
- Sherif M., Sherif C. Social psychology. N. Y., 1969.
- Steinhausen HansChristoph, Cinzia BearthCarrari, Christa Winkler Metzke. Migration und psychosoziale Adaptation. Eine Studie an jungen Auslandern, Doppelburgern und Schweizern, 2011.
- Tajfel H. Social identity & intergroup relations. Cambridge, Paris, 1982.
- Tajfel H. Social stereotypes and social groups // Intergroup behaviour / J. C. Turner, H. Giles (eds.). Oxford, «Basil Blackwell», 1981.
- Tajfel H., Turner J. C. An integrative theory of intergroup conflict // W. G. Austin, S. Worchel (eds). The social psychology of intergroup relations. Monterrey, Calif., 1979.
- Terkessidis Mark. Psychologie des Rassismus, Westdeutscher Verlag. Wiesbaden, 1998.
- Terkessidis Mark. Migranten, Rotbuch Verlag. Hamburg, 2000.
- Interkultur, edition suhrkamp. Berlin, 2010.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2915
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 1346
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0