Культурно-историческая психология
2013. Том 9. № 3. С. 81–89
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Больше, чем «цель/средство»: взгляд на развитие общения в раннем детстве с точки зрения семиотики
Аннотация
Целенаправленное общение, в том числе первые жесты, наблюдаемые у младенцев, подразумевает наличие общих смыслов касательно того, что составляет предмет общения. Несмотря на это, целенаправленное общение в раннем детстве понимается в большинстве случаев как орудийная деятельность, состоящая в использовании других людей для достижения целей (см., например, использование социальных орудий у Бэйтса, 1976). Опираясь на инференционную модель коммуникации, автор показыва- ет, что в раннем детстве возможно коммуникативное взаимопонимание, опосредованное общими смыслами, разделяемыми ребенком и его партнером по общению. «Прагматичный подход к объектам», раз- работанный Моро и Родригез (2005) в русле концепции Выготского об опосредованном характере психических функций, позволяет рассматривать определенный тип общих смыслов, характерных для младенческого и раннего возрастов. Примеры детских жестов, приведенные в статье, помогают лучше по нять, как, благодаря наличию общих смыслов касательно использования предметов, становится возмож- ным полноценное общение.
Общая информация
Ключевые слова: целенаправленное общение, раннее детство, общие смыслы, использование предметов, категории «цель/средство»
Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Димитрова Н. Больше, чем «цель/средство»: взгляд на развитие общения в раннем детстве с точки зрения семиотики // Культурно-историческая психология. 2013. Том 9. № 3. С. 81–89.
Литература
- Austin J.L. (1962). How to do things with words. Oxford: O.U.P.
- Bakeman R., & Adamson L.B. (1984). Coordinating Attention to People and Objects in Mother-Infant and Peer- Infant Interaction. Child Development, 55, 1278—1289.
- Bates E. (1976). Language and context: The acquisition of pragmatics. New York: Academic Press.
- Bates E., Benigni L., Bretherton I., Camaioni L., & Volterra V. (1979). The emergence of symbols: cognition and communication in infancy. New York: Academic Press.
- Bloom P. (1996). Intention, history, and artifact con- cepts. Cognition, 60, 1—29.
- Brinck I. (2008). The role of intersubjectivity in the development of intentional communication. In J. Zlatev, T. Racine, C. Sinha, & E. Itkonen (Eds.), The Shared Mind: Perspectives on Intersubjectivity (pp. 115—140). Amsterdam: Benjamins.
- Bruner J.S. (1983). Child's talk: Learning to use lan- guage. New York: Norton.
- Bruner J.S. (1996). The culture of education. Cambridge, MA: Harvard University Press.
- Clark H.H. (1996). Uses of language. Cambridge: Camb- ridge University Press.
- Cole M. (1996). Cultural psychology: A once and future discipline. Cambridge, MA : Harvard University Press
- Dimitrova N. (2010). Culture in infancy. An account of a way the object "sculpts" early development. Psychology & Society, 3 (1), 77—91.
- Eckerman C., & Whatley T. (1977). Toys and social interaction between infant peers. Child Development, 48, 1645—1656.
- Ganea P.A., & Saylor M.M. (2007). Infants' use of shared linguistic information to clarify ambiguous requests for objects. Child Development, 78 (2), 493—502.
- Greenfield P., & Smith J. (1976). The structure of com- munication in early language development. New York: Aca- demic Press.
- Grice H.P. (1957). Meaning. The Philosophical Re- view, 66 (3), 377—388.
- Lewis M. (1969). Infants' responses to facial stimuli during the first year of life. Developmental Psychology, 1 (2), 75—86.
- Liebal K., Behne T., Carpenter M., & Tomasello M. (2009). Infants use shared experience to interpret pointing gestures. Developmental Science, 12 (2), 264—271.
- Moll H., Richter N., Carpenter M., & Tomasello M. (2008). Fourteen-month-olds know what 'we' have shared in a special way. Infancy, 13, 90—101.
- Moro C., & Rodriguez C. (2005). L'objet et la construc- tion de son usage chez le bebe. Une approche semiotique du developpement preverbal. Bern: Peter Lang.
- Piaget J. (1954). The construction of reality in the child. New York: Ballantine.
- Piaget J. (1970). Genetic epistemology. New York: W.W. Norton.
- Schiffer S. (1972). Meaning. Oxford: Clarendon Press.
- Searle J.R. (1975). Indirect speech. In P. Cole & J.L. Morgan (Eds.), Syntax and Semantics, vol. 3, Speech Acts (pp. 59—82). New York: Seminar Press.
- Searle J.R., & Vanderveken D. (1985). Foundations of illocutionary logic. Cambridge, England: Cambridge Univer- sity.
- Shannon C., & Weaver W. (1949). The mathematical theory of communication. Urbana: University of Illinois Press.
- Sperber D., & Wilson D. (1986). Relevance. Communi- cation and cognition. Oxford: Blackwell.
- Stalnaker R.C. (1978). Assertion. In P. Cole (Ed.), Syn- tax and semantics: Pragmatics (pp. 315—332). New York: Academic Press.
- Tomasello M. (1995). Joint attention as social cogni- tion. In C. Moore & P.J. Dunham (Eds.), Joint attention: Its origins and role in development (pp. 103—130). Hillsdale, NJ: Erlbaum.
- Tomasello M. (2008). Origins of Human Communica- tion. Cambridge, MA: MIT Press.
- Trevarthen C., & Hubley P. (1978). Secondary inter- subjectivity: Confidence, confiding and acts of meaning in the first year. In A. Lock (Ed.), Action, gesture, and symbol: The emergence of language (pp. 183—229). New York: Academic Press.
- Vygotsky L.S. (1935/1987). Thinking and speech. In R.W. Rieber & A.S. Carter (Eds.), The collected works of L.S. Vygotsky, Vol. 1 (pp. 39—288). New York: Plenum Press.
- Vygotsky L.S. (1962). Thought and language. Camb- ridge, MA: MIT Press.
- Wittgenstein L. (1953). Philosophical investigations. New York: MacMillan.
- Zlatev J. (2008). The co-evolution of intersubjectivity and bodily mimesis. In J. Zlatev, T. Racine, C. Sinha, & E. It- konen (Eds.), The Shared Mind: Perspectives on Intersubjectivity (pp. 215—244). Amsterdam: Benjamins.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2055
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 647
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0