Психологические синдромы: подходы к построению содержательной диагностики развития

5067

Аннотация

В статье приведено описание некоторых психологических синдромов (устойчивых неблагоприятных вариантов психического развития), изучение которых проводилось на основе положений, сформулированных Л.С. Выготским и Д.Б. Элькониным. Указываются возможные причины возникновения психологических синдромов, факторы, обусловливающие их устойчивость, варианты прогноза, направления психолого-педагогической коррекции. На примере трех психологических синдромов — «авторитарного самоутверждения», «эмоционального отчуждения» и «интеллектуализма» — демонстрируется общий принцип синдромного анализа: выявление «порочного круга», обеспечивающего устойчивость синдрома. Показано, что общее направление коррекции — это разрушение такого «порочного круга». Для выявления психологических синдромов использовался клинический метод: анализировались жалобы родителей и анамнестические данные, полученные в ходе психолого-педагогического консультирования, результаты психологического обследования детей, катамнестические сведения.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая диагностика, психологический синдром, межличностная ситуация развития, положительная обратная связь, прогноз психического развития, клинический метод

Рубрика издания: Памятные даты

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Венгер А.Л. Психологические синдромы: подходы к построению содержательной диагностики развития // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 1. С. 20–25.

Фрагмент статьи

В 30-е годы прошлого века Л.С. Выготский [4] четко сформулировал задачу психологической диагностики развития. Согласно его взглядам, психологический («педологический») диагноз должен отражать целостную картину, обеспечивающую прогноз дальнейшего развития ребенка. Для этого недостаточно  выявить  имеющиеся  «психологические  симптомы». Необходимо, как в медицине, определить логику взаимосвязей между ними, вероятные направления последующих изменений. Такой психологический диагноз может быть представлен в форме «психологического синдрома», в рамках которого образующие его  «симптомы» имеют общее происхождение и общую логику развития. Этот подход Выготский положил в основу описания некоторых психологических синдромов, характерных для умственно отсталых детей.

Литература

  1. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обу- чению в школе // Развитие мышления и умственное вос- питание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. М., 1985. С. 165—190.
  2. Венгер А.Л. Структура психологического синдро- ма // Вопросы психологии. 1994. № 4. С. 82—92.
  3. Венгер А.Л., Морозова Е.И. Клиническая психология развития: состояние и перспективы // Вопросы психоло- гии. 2007. № 5. С. 3—12.
  4. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологиче- ская клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 5. М., 1983. С. 257—321.
  5. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 4. М., 1984. С. 243—268.
  6. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особен- ности младших подростков. Заключение // Избранные психологические труды. М., 1989. С. 275—280.
  7. Эльконин Д.Б. Выдержки из научных дневников (1965—1983) // Избранные психологические труды. М., 1989. С. 480—519.
  8. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики пси- хического развития детей // Избранные психологические труды. М., 1989. С. 301—305.

Информация об авторах

Венгер Александр Леонидович, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии им. В.П. Зинченко факультета социальных и гуманитарных наук, Государственный университет «Дубна», Москва, Россия, e-mail: alvenger@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3696
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 5067
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3