Как дети усваивают значение слова, которое недоступно их прямому восприятию: гипотеза о взаимодействии социального, языкового и понятийного опыта

2943

Аннотация

В исследовании дети трех и четырех лет получали задание на установление связи с новым объектом его имени наряду с информацией о его внешнем цвете, которая была доступна их прямому восприятию, и информацией о его внутреннем цвете, которая не была доступна. Вопреки гипотезе о социальной детерминации слова (Bloom, 2000), состоящей в том, что дети предпочитают связывать с новым словом информацию, не доступную их прямому восприятию — передаваемую взрослым, мы обнаружили, что дети четырех лет запоминали как имя объекта, так и оба вида информации. Дети же трех лет хорошо запоминали только имя объекта и информацию, доступную прямому восприятию. На запоминание информации о внутреннем цвете влияло знание детьми названий цветов — дети, плохо знавшие названия цветов, не могли запомнить внутренний цвет объекта. В дополнительном исследовании мы показали, что языковой опыт не является достаточным для запоминания информации, не доступной для прямого восприятия, и требует соотношения с релевантным понятийным знанием. В конце статьи мы предлагаем уточнить гипотезу о социальной детерминации слова ограничениями относительно взаимодействия социального, языкового и понятийного опыта при освоении значений новых слов.

Общая информация

Ключевые слова: развитие, речь, значение, восприятие, память, научение, дошкольный возраст

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Котов А.А., Власова Е.Ф., Котова Т.Н. Как дети усваивают значение слова, которое недоступно их прямому восприятию: гипотеза о взаимодействии социального, языкового и понятийного опыта // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 2. С. 50–57.

Фрагмент статьи

Развитие речи в раннем возрасте имеет существенное значение для изменения функционирования базовых психических функций и их организации [1]. Наиболее заметным проявлением качественных изменений в речевом развитии является так называемый феномен «речевого взрыва» — резкое увеличение словарного запаса в возрасте от 2.5 до 3 лет. Несмотря на разные попытки объяснения этого феномена вплоть до его отрицания [2], подавляющее большинство психологов согласны, что дети второго и третьего года жизни опираются на другие механизмы понимания значения новых слов, чем дети до двух лет, у которых словарный запас нарастает медленно и достигает в среднем двухсот слов к 23 мес [4].

Литература

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. 416 c.
  2. Bloom P. How children learn the meanings of words. Cambridge, MA, 2000. 300 p.
  3. Carey S., Bartlett E. Acquiring a single new word. Proceedings of the Stanford Child Language Conference. 1978. Vol. 15. P. 17—29.
  4. Fenson L., Dale P.A., Reznick J.S., Bates E., Thal D., Pethick S.J. Variability in early communicative development. Monographs of the Society for Research in Child Development. 1994. Vol. 59. № 5. P. 174—185.
  5. Heibeck T.H., Markman E.M. Word Learning in Children: An Examination of Fast Mapping. Child Develop- ment. 1987. Vol. 58. P. 1021—1034.
  6. Landau B., Smith L.B., Jones S.S. The importance of shape in early lexical learning. Cognitive Development. 1988. Vol. 3. № 3. P. 299—321.
  7. Markson L., Bloom P. Evidence against a dedicated sys- tem for word learning in children. Nature. 1997. Vol. 385. P. 813—815.
  8. Waxman S.R., Markow D.B. Words as Invitations to Form Categories: Evidence from 12- to 13-Month-Old Infants. Cognitive Psychology. 1995. Vol. 29. №. 3. P. 257— 302.

Информация об авторах

Котов Алексей Александрович, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, научно-учебная лаборатория нейробиологических основ когнитивного развития, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Научно-технологический университет «Сириус», Сочи, Российская Федерация, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4426-4265, e-mail: al.kotov@gmail.com

Власова Е.Ф., Российский государственный гуманитарный университет, Институт психологии им. Л. С. Выготского, e-mail: eliza.vlasova@yandex.ru

Котова Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2583-1922, e-mail: tkotova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3143
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 2943
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0