«Культурная революция» в когнитивной науке: от нейронной пластичности до генетических механизмов приобретения культурного опыта

3601

Аннотация

В обзоре представлено новое направление когнитивных исследований на стыке экспериментальной психологии, нейронаук, культурной антропологии и генетики, интенсивно развивающееся в течение последнего десятилетия — «культурная нейронаука». Анализируются теоретические подходы и эмпирические данные, полученные в рамках двух линий исследований в данной области. C одной стороны, это изучение структурной и функциональной пластичности мозга при освоении различных форм культурного опыта (грамоты, профессиональных навыков и т.д.). С другой стороны — исследование мозговых и генетических коррелятов стилевых особенностей восприятия, памяти, внимания и категоризации, прежде всего их аналитического либо, напротив, холистического характера у представителей культур «индивидуалистского» (западного) и «коллективистского» (восточного) типа. Затрагиваются методологические проблемы подобных исследований. Результаты исследований и выводы представителей «культурной нейронауки» соотносятся с положениями культурно-исторической психологии Л.С. Выготского.

Общая информация

Ключевые слова: когнитивная наука, «культурная нейронаука», генетика, пластичность мозга, обучение, стилевые особенности познания в западной и восточной культурах

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Фаликман М.В., Коул М. «Культурная революция» в когнитивной науке: от нейронной пластичности до генетических механизмов приобретения культурного опыта // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 3. С. 4–18.

Фрагмент статьи

Если в начале 2000-х гг. в работе М. Коула про­звучала мысль о том, что приоритетным направлени­ем когнитивной науки станут исследования на стыке теории информации и культурной антропологии [18], то менее чем десятилетие спустя в качестве та­кого приоритетного направления стал обсуждаться синтез антропологии и нейронауки [21; 54].

Литература

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Про­блемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  2. Завершнева Е.Ю. Записные книжки, заметки, науч­ные дневники Л.С. Выготского: результаты исследования семейного архива (часть 2) // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 120—136.
  3. Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. М.: Когито-Центр, 1997. 432 c.
  4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Пе­дагогика, 1986. 144 с.
  5. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. 431 с.
  6. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. Научная авто­биография. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 184 с.
  7. Трейсман Э. Объекты и их свойства в зрительном восприятии человека // В мире науки. 1987. №1. С. 68—78.
  8. Фаликман М.В. Когнитивная наука в XXI веке: орга­низм, социум, культура [Электронный ресурс] // Психо­логический журнал Международного университета приро­ды, общества и человека «Дубна». 2012. №3. С. 31—37. URL: http://www.psyanima.ru/journal/2012/3/2012n3a2/ 2012n3a2.1.pdf (дата обращения: 28.07.2014)
  9. Ames D.L., Fiske S.T. Cultural Neuroscience // Asian Journal of Social Psychology. 2010. Vol. 13(2). P. 72—82.
  10. Ansari D. Effects of Development and Enculturation on Number Representation in the Brain // Nature Reviews Neuroscience. 2008. Vol. 9. P. 278—291.
  11. Bates E. Modularity, domain specificity and the development of language. In D.C. Gajdusek, G.M. McKhann,
  12. C.L. Bolis (Eds.) Evolution and neurology of language. Discussions in Neuroscience. 1994. Vol. 10(1—2). P. 136—149.
  13. Bezzola L., Merillat S., Gaser C., Jaencke L. Training-induced neural plasticity in golf novices // Journal of Neuroscience. 2011. Vol. 31(35). P. 12444—12448.
  14. Castro-Caldas A., Petersson K.M., Reis A., Stone-Elander S., Ingvar M. The illiterate brain. Learning to read and write during childhood influences the functional organization of the adult brain // Brain. 1998. Vol. 121. P. 1053—1063.
  15. Chentsova-Dutton Y.E., Tsai J.L. Self-focused attention and emotional response: The role of culture // Journal of Personality and Social Psychology. 2010. Vol. 98. P. 507—519.
  16. Cheon B.K., Mrazek A.J., Pornpattananangkul N., Blizin­sky K.D., Chiao J.Y. Constraints, Catalysts and Coevolution in Cultural Neuroscience: Reply to Commentaries // Psychological Inquiries. 2013. Vol. 24(1). P. 71—79.
  17. Chiao J.Y., Ambady N. Cultural neuroscience: parsing universality and diversity across levels of analysis. In: Kitayama S., Cohen D. (Eds.) Handbook of Cultural Psychology. N. Y.: Guilford. 2007. P. 237—254.
  18. Chiao J.Y., Blizinsky K.D. Culture-gene coevolution of individualism-collectivism and the serotonin transporter gene (5-HTTLPR) // Proceedings of the Royal Society. B. 2010. Vol. 277. P. 529—537.
  19. Cole M. Culture and cognitive science // Outlines. Critical Social Studies. 2003. Vol. 5(3). P. 3—15.
  20. Crawford M.B. The Limits of Neuro-Talk. In J.J. Gior­dano, B. Gordijn (Eds.) Scientific and Philosophical Perspectives in Neuroethics. Cambridge, England: Cambridge University Press, 2010. P. 355—369.
  21. Ditye T., Kanai R., Bahrami B., Muggleton N.G., Rees G., Walsh V. Rapid changes in brain structure predict improve­ments induced by perceptual learning // Neuroimage. 2013. Vol. 81. P. 205—212.
  22. Dominguez Duque J.F., Turner R., Lewis E.D., Egan G. Neuroanthropology: a humanistic science for the study of the culture-brain nexus. // Social Cognitive Affective Neuros­cience. 2010. Vol. 5(2—3). P. 138—147.
  23. Eriksen B.A., Eriksen C.W. Effects of noise letters upon the identification of a target letter in a nonsearch task // Perception and Psychophysics. 1974. Vol. 16(1). P. 143—149.
  24. Fuchs E., Fluegge G. Adult neuroplasticity: more than 40 years of research // Neural Plasticity. 2014. Vol. 2014. P. 1—10.
  25. Goh J.O., Park D.C. Culture sculpts the perceptual brain // Progress in Brain Research. 2009. Vol. 178. P. 95—111.
  26. Gutchess A.H., Welsh R.C., Boduroglu A., Park D.C. Cultural differences in neural function associated with object processing // Cognitive Affective Behavioral Neuroscience. 2006. Vol. 6(2). P. 102—109.
  27. Han S., Northoff G., Vogeley K. Wexler B.E., Kitaya­ma S., Varnum M.E.W. A cultural neuroscience approach to the biosocial nature of the human brain // Annual Review of Psychology. 2013. Vol. 64. P. 335—359.
  28. Hanakawa T., Honda M., Okada T., Fukuyama H., Shibasaki H. Neural correlates underlying mental calculation in abacus experts: a functional magnetic resonance imaging study // Neuroimage. 2003. Vol. 19(2 Pt 1). P. 296—307.
  29. Harada T., Li Z., Chiao J.Y. Differential dorsal and ven­tral medial prefrontal representations of the implicit self mod­ulated by individualism and collectivism: An fMRI study // Social Neuroscience. 2010. Vol. 5(3). P. 257—271.
  30. Hatta T., Ikeda K. Hemispheric specialization of abacus experts in mental calculation: evidence from the results of time-sharing tasks // Neuropsychologia. 1988. Vol. 26(6). P. 877—893.
  31. Hedden T., Ketay S., Aron A., Markus H.R., Gabrieli J.D. Cultural influences on neural substrates of attentional con­trol // Psychological Science. 2008. Vol. 19. P. 12—17.
  32. Henrich J., Heine S., Norenzayan A. The weirdest people in the world? // Behavioral and Brain Sciences, 2010. Vol. 33. P. 61—135.
  33. Kim H.S., Sasaki J.Y. Cultural neuroscience: Biology of the mind in cultural context // Annual Review of Psychology, 2014. Vol. 64. P. 487—514.
  34. Kitayama S., Duffy S., Kawamura T., Larsen J.T. Perceiving an object and its context in different cultures: a cultural look at new look // Psychological Science. 2003. Vol. 14(3). P. 201—206.
  35. Kitayama S., King A., Yoon C., Tompson S., Huff S., Liberzon I. The Dopamine D4 Receptor Gene (DRD4) Moderates Cultural Difference in Independent Versus Interdependent Social Orientation // Psychological Science. 2014. Vol. 25(6). P. 1169—1177.
  36. Kitayama S., Park J. Error-related brain activity reveals self-centric motivation: Culture matters // Journal of Experi­mental Psychology: General. 2014. Vol. 143(1). P. 62—70.
  37. Kotik-Friedgut B., Ardila A. Cultural-historical theory and cultural neuropsychology today. In: A. Yasnitsky, R. van der Veer, M. Ferrari (Eds.) Cambridge Handbook of Cultural-Historical Psychology. Cambridge, England: Cambridge University Press, 2014. P. 378—399.
  38. Luo S., Han S. The association between an oxytocin receptor gene polymorphism and cultural orientations // Culture and Brain. 2014. Vol. 2(1). P. 89—107.
  39. Maguire E.A., Gadian D.G., Johnsrude I.S., Good C.D., Ashburner J., Frackowiak R.S.J., Frith C.D. Navigation-related structural change in the hippocampi of taxi drivers // Proceedings of the National Academy of Sciences USA. 2000. Vol. 97(8). P. 4398—4403.
  40. Maguire E.A., Spiers H.J., Good C.D., Hartley T., Frackowiak R.S.J., Burgess N. Navigation expertise and the human hippocampus: A structural brain imaging analysis // Hippocampus. 2003. Vol. 13(2). P. 250—259.
  41. Maguire E.A., Woollett K., Spiers H.J. London taxi driv­ers and bus drivers: A structural MRI and neuropsychological analysis // Hippocampus. 2006. Vol. 16(12). P. 1091—1101.
  42. Malafouris L. Between brains, bodies and things: tecto­noetic awareness and the extended self // Philosophical Transactions of the Royal Society B. 2008. Vol. 363. P. 1993— 2002.
  43. Malafouris L. Metaplasticity and the human becoming: principles of neuroarchaeology // Journal of Anthropological Sciences. 2010. Vol. 88. P. 49—72.
  44. Markus H.R., Kitayama S. Culture and the self: impli­cations for cognition, emotion, and motivation. // Psycholo­gical Review. 1991. Vol. 98 (2). P. 224—253.
  45. Martinez Mateo M., Cabanis M., Stenmanns J., Krach S. Essentializing the binary self: Individualism and collectivism in cultural neuroscience [Электронный ресурс] // Frontiers in Human Neuroscience. 2013. Vol. 7. Art. 289. URL: http:// journal.frontiersin.org/Journal/10.3389/fnhum.2013.00289/f ull (дата обращения: 07.08.2014).
  46. Maraviki A., Irita A. Tools for the body (schema) // Trends in Cognitive Sciences. 2004. Vol. 8(2). P. 79—86.
  47. Masuda T., Nisbett R.E. Culture and change blind­ness // Cognitive Science. 2006. Vol. 30(2). P. 381—399.
  48. Millar P.R., Serbun S.J., Vadalia A., Gutchess A.H. Cross-cultural differences in memory specificity // Culture and Brain. 2013. Vol. 1(2—4). P. 138—157.
  49. Miller G.A. The cognitive revolution: a historical per­spective // Trends in Cognitive Sciences. 2003. Vol. 7(3). P. 141—144.
  50. Miyamoto Y., Wilken B. Culturally contingent situated cognition: Influencing other people fosters analytic perception in the United States but not in Japan // Psychological Science. 2010. Vol. 21(11). P. 1616—1622.
  51. Nelson C.A., Zeanah C.H., Fox N.A., Marshall P.J., Smy­ke A.T., Guthrie D. Cognitive recovery in socially deprived young children: The Bucharest Early Intervention Project // Science, 2007. Vol. 318. P. 1937—1940.
  52. Nisbett R.E., Masuda T. Culture and point of view // Proceedings of the National Academy of Sciences USA. 2003. Vol. 100(19). P. 11163—11170.
  53. Nisbett R.E., Miyamoto Y. The influence of culture: holistic versus analytic perception // Trends in Cognitive Sciences. 2005. Vol. 9(10). P. 467—473.
  54. Nisbett R.E., Peng K., Choi I., Norenzayan A. Culture and systems of thought: holistic versus analytic cognition // Psychological Review. 2001. Vol. 108(2). P. 291—310.
  55. Northoff G. Humans, brains, and their environment: marriage between neuroscience and anthropology? // Neuron. 2010. Vol. 65(6). P. 748—751.
  56. Oyserman D., Lee S.W.S. A situated cognition perspec­tive on culture: Effects of priming cultural syndromes on cog­nition and motivation. In R. Sorrentino, S. Yamaguchi (Eds.), Handbook of Motivation and Cognition across Cultures. San Diego, CA: Academic Press. 2008. P. 237—265.
  57. Packer M., Cole M. Culture and cognitive development. In M.E. Bornstein, M.E. Lamb (Eds.) Developmental science: An advanced textbook (7th ed.). N.Y., Psychology Press. In press.
  58. Polk T.A., Farah M. Late experience alters vision // Na­ture. 1995. Vol. 376. P. 648—649.
  59. Polk T. A., Stallcup M., Aguirre G.K., Alsop D.C., D'Esposito M., Detre J.A., Farah M.J. Neural specialization for letter recognition // Journal of Cognitive Neuroscience. 2002. Vol. 14. P. 145—159.
  60. Quartz S.R., Sejnowski T.J. Liars, lovers, and heroes: What the new brain science reveals about how we become who we are. N.Y.: Morrow, 2002. 352 p.
  61. Rule N.O., Freeman J.B., Ambady N. Culture in social neuroscience: A review // Social Neuroscience. 2013. Vol. 8(1). P. 3—10.
  62. Schneider W., Shiffrin R.M. Controlled and automatic human information processing: 1. Detection, search, and attention // Psychological Review. 1977. Vol. 84(1). P. 1—66.
  63. Sheridan M.A., Fox N.A., Zeanah C.H., McLaughlin K.A., Nelson C.A. Variation in neural development as a result of exposure to institutionalization early in childhood // Proceedings of the National Academy of Sciences USA. 2012. Vol. 109. P. 12927—12932.
  64. Talhelm T. , Zhang X., Oishi S., Shimin C., Duan D., Lan X., Kitayama S. Large-scale psychological differences within china explained by rice versus wheat agriculture // Science. 2014. Vol. 344. P. 603—608.
  65. Uskul A.K., Kitayama S., Nisbett R.E. Ecocultural basis of cognition: Farmers and fishermen are more holistic than herders // Proceedings of the National Academy of Sciences USA. 2008. Vol. 105(25). P. 8552—8556.
  66. Uttal W. The new phrenology: The limits of localizing cognitive processes in the brain. Cambridge, MA: MIT Press, 2001. 275 p.
  67. Van de Vliert E., Yang H., Wang Y., Ren X.-P. Climato­economic imprints on Chinese collectivism // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2013. Vol. 44 (4). P. 589—605.
  68. Varnum M.E.W., Grossmann I., Kitayama S., Nisbett R.E. The Origin of Cultural Differences in Cognition: Evidence for the Social Orientation Hypothesis // Current Directions in Psychological Science. 2010. Vol. 19(1). P. 9—13.
  69. Wilson M. Six views of embodied cognition // Psycho­nomic Bulletin and Review. 2002. Vol. 9. P. 625—636.
  70. Woollett K., Maguire E.A. Acquiring «the Knowledge» of London's layout drives structural brain changes // Current Biology. 2011. Vol. 21(24). P. 2109—2114.
  71. Zhou J., Gotch C., Zhou Y., Liu Z. Perceiving an object in its context: is the context cultural or perceptual? [Электрон­ный ресурс] // Journal of Vision. 2008. Vol. 8(12). Art. 2. URL: http://www.journalofvision.org/content/8/12/2.long (дата обращения: 07.08.2014).

Информация об авторах

Фаликман Мария Вячеславовна, доктор психологических наук, профессор департамента психологии, Научный исследовательский университет «Высшая школа экономики», научный сотрудник, Институт общественных наук РАНХиГС, старший научный сотрудник Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1192-1433, e-mail: maria.falikman@gmail.com

Коул Майкл, доктор психологических наук, Профессор, профессор, Калифорнийский университет Сан-Диего, Сан-Диего, США, e-mail: lchcmike@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 5748
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 3601
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 10