Индивидуальные особенности и социально-экономические характеристики семьи как факторы психического здоровья детей

1143

Аннотация

В статье представлены результаты лонгитюдного исследования темперамента ребенка в младенческом и раннем детском возрасте с учетом социально-экономических характеристик семьи для последующего психического здоровья детей (n = 100). Исследование выполнено с помощью родительских опросников темперамента в младенчестве (IBQ-R) и раннем детстве (ECBQ), опросника «Сильные стороны и трудности» (SDQ) для оценки психического здоровья и социальной анкеты. Результаты исследования показали, что волевая регуляция является значимым фактором защиты в отношении проблем психического здоровья детей; ее прогностический вклад составил от 4 до 20%. Среди черт среднего уровня наибольший вклад в формирование психического здоровья вносило удовольствие низкой интенсивности. Социально-экономические показатели семьи не были значимыми предикторами последующего психического здоровья. Проведенное лонгитюдное исследование существенно расширяет имеющиеся представления о значении темперамента в младенчестве и раннем детстве и социально-экономических характеристик семьи для последующего психического здоровья российских детей.

Общая информация

Ключевые слова: психическое здоровье, темперамент, социально-экономические факторы, дети, лонгитюдное исследование

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Козлова Е.А., Слободская Е.Р., Ахметова О.А. Индивидуальные особенности и социально-экономические характеристики семьи как факторы психического здоровья детей // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 3. С. 46–53.

Фрагмент статьи

Большинство психических заболеваний берут на­чало еще в детстве, в периоде формирования лично­сти и здоровья ребенка. Психическое здоровье и пси­хические расстройства определяются множеством социальных, психологических и биологических фак­торов [23].

Литература

  1. Гудман Р., Скотт С. Детская психиатрия. М.: Триа­да-Х, 2008. 405 с.
  2. Колмагорова А.В., Слободская Е.Р., Гартштейн М.Э. Адаптация русскоязычной версии опросника для изуче­ния темперамента детей раннего возраста // Психологиче­ский журнал. 2008. Т. 29. № 6. С. 82—97.
  3. Слободская Е.Р., Ахметова О.А. Взаимодействие лич­ностных и семейных факторов благополучия детей // Культурно-историческая психология. 2012. № 2. С. 60—68.
  4. Чесс С., Томас А. Значение темперамента для психи­атрической практики // Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых / Под ред. Е.Р. Слободской. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. С. 131—144.
  5.  A gradient of childhood self-control predicts health, wealth, and public safety/ Moffitt T.E. [et al.] // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2011. Vol. 108. №. 7. P. 2693—2698. doi: 10.1073/pnas.1010076108.
  6. Baumeister RF., Vohs K.D., Tice D.M. The strength model of self-control // Current Directions in Psychological Science. 2007. Vol. 16. №. 6. P. 351—355. doi: 10.1111/j.1467­8721.2007.00534.x.
  7. Bradley R.H., Corwyn R.F. Socioeconomic status and child development // Annual Review of Psychology. 2002. Vol. 53. №. 1. P. 371—399. doi: 10.1146/annurev.psych.53. 100901.135233.
  8. Caspi A., Shiner R.L. Temperament and personality // Rutter M., Bishop D., Pine D., Scott S., Stevenson J., Taylor E., Thapar A. (Eds.). Rutter's child and adolescent psychiatry (5th edn.). London: Blackwell, 2008. P. 182—198.
  9.  Cross-cultural Differences in the Development of Behavior Problems: Contributions of Infant Temperament in Russia and U.S. / Gartstein M.A. [et al.] // International Journal of Developmental Science. 2013. Vol. 7. Р. 95—104. doi: 10.3233/DEV-1312104
  10.  Early childhood factors associated with the develop­ment of post-traumatic stress disorder: results from a longitu­dinal birth cohort / K.C. Koenen [et al.] // Psychological Medicine. 2007. Vol. 37. №. 2. P. 181—192. doi: 10.1017/ S0033291706009019
  11. Finzi-Dottan R., Manor I., Tyano S. ADHD, tempera­ment, and parental style as predictors of the child's attach­ment patterns // Child Psychiatry and Human Development. 2006. Vol. 37. №. 2. P. 103—114. doi: 10.1007/s10578-006­0024-7.
  12. Gartstein M.A., Slobodskaya H.R., Kinsht I.A. Cross-cul­tural differences in temperament in the first year of life: United States of America (U.S.) and Russia // International Journal of Behavioral Development. 2003. Vol. 27. № 4. P. 316—328.
  13. Goodman R., Slobodskaya H., Knyazev G. Russian child mental health a cross-sectional study of prevalence and risk factors // European child & adolescent psychiatry. 2005. Vol. 14. №. 1. P. 28—33. doi: 10.1007/s00787-005-0420-8.
  14. Krueger R.F., Markon K.E. Understanding psy­chopathology melding behavior genetics, personality, and quantitative psychology to develop an empirically based model // Current Directions in Psychological Science. 2006. Vol. 15. №. 3. P. 113—117. doi: 10.1111/j.0963-7214.2006. 00418.x.
  15. Lengua L.J. Associations among emotionality, self-reg­ulation, adjustment problems, and positive adjustment in mid­dle childhood // Journal of Applied Developmental Psychology. 2003. Vol. 24. №. 5. P. 595—618. doi: 10.1016/ j.appdev.2003.08.002.
  16.  Male mental health problems, psychopathy, and per­sonality traits: Key findings from the first 14 years of the Pittsburgh Youth Study / R. Loeber [et al.] // Clinical Child and Family Psychology Review. 2001. Vol. 4. №. 4. P. 273— 297. doi: 10.1023/A:1013574903810
  17. Mental health of children and adolescents in Great Britain / H. Meltzer [et al.]. London: The Stationery Office, 2000. 30 p.
  18. Muris P., Ollendick T.H. The role of temperament in the etiology of child psychopathology // Clinical Child and Family Psychology Review. 2005. Vol. 8. №. 4. P. 271—289. doi: 10.1007/s10567-005-8809-y.
  19. Ozer D.J., Benet-Martinez V. Personality and the pre­diction of consequential outcomes // Annual Review of Psychology. 2006. Vol. 57. P. 401—421. doi: 10.1146/annurev. psych.57.102904.190127.
  20. Parental perceptions and infant temperament develop­ment / U. Pauli-Pott [et al.] // Infant Behavior and Development. 2003. Vol. 26. №. 1. P. 27—48. doi: 10.1016/ S0163-6383(02)00167-4.
  21. Rothbart M.K., Posner M.I. Temperament, attention, and developmental psychopathology // Developmental psyc­hopathology: Vol. 2. Developmental Neuroscience (2nd ed.) / D. Cicchetti, D. Cohen (Eds.). New York: Wiley, 2006. P. 465—501.
  22. Rothbart M.K. Temperament, development, and per­sonality // Current Directions in Psychological Science. 2007. Vol. 16. №. 4. P. 207—212. doi: 10.1111/j.1467-8721.2007. 00505.x.
  23. Rutter's child and adolescent psychiatry / M. Rutter [et al.]

Информация об авторах

Козлова Елена Александровна, младший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины» Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, e-mail: logoreya@physiol.ru

Слободская Елена Романовна, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, главный научный сотрудник, ФГБНУ «Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины», Новосибирск, Россия, e-mail: hslob@physiol.ru

Ахметова Ольга Александровна, научный сотрудник государственного учреждения Научно-исследовательский институт физиологии Сибирского отделения Российской академии медицинских наук (ГУНИИФ СО РАМН), Новосибирск, Россия, e-mail: o.akhmetova@physiol.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2495
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1143
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1