Культурно-историческая психология
2014. Том 10. № 3. С. 46–53
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Индивидуальные особенности и социально-экономические характеристики семьи как факторы психического здоровья детей
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психическое здоровье, темперамент, социально-экономические факторы, дети, лонгитюдное исследование
Рубрика издания: Возрастная психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Козлова Е.А., Слободская Е.Р., Ахметова О.А. Индивидуальные особенности и социально-экономические характеристики семьи как факторы психического здоровья детей // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 3. С. 46–53.
Полный текст
Большинство психических заболеваний берут начало еще в детстве, в периоде формирования личности и здоровья ребенка. Психическое здоровье и психические расстройства определяются множеством социальных, психологических и биологических факторов [23]. Начиная с работ Чесс и Томаса, известно, что личностные и средовые факторы развития взаимодействуют друг с другом: развитие детей со сходными индивидуальными особенностями может идти разными путями, как и развитие детей в сходных обстоятельствах [3, 4]. Индивидуальные особенности могут влиять на динамику психических отклонений, являться факторами защиты и сами изменяться под влиянием возникших проблем [8]. Лонгитюдные исследования позволяют выявить прогностические факторы риска и защиты, влияющие на психическое здоровье [1].
Существенным фактором среды, имеющим значение для формирования психического здоровья, является социально-экономический статус (СЭС), который определяется образованием, профессиональным положением и доходом родителей [7]: в развитых странах социальные классы четырехкратно различаются по частоте психических расстройств у детей [17]. Результаты лонгитюдного исследования показали, что низкое социально-экономическое положение является предиктором эмоциональных (депрессия, страхи, тревоги, застенчивость/замкнутое поведение) и поведенческих расстройств (оппозиционно-вызывающее расстройство, расстройство поведения и синдром дефицита внимания с гиперактивностью) [16].
В лонгитюдном исследовании показано, что взаимодействие между темпераментом и социально-экономическим статусом (СЭС) семьи имеет существенное значение при формировании у детей психического здоровья: дети с чертами трудного темперамента, проявляющие антисоциальное поведение и растущие в семьях с низким СЭС, больше подвержены стрессу во взрослой жизни [10]. Однако на сегодняшний день практически отсутствуют российские лонгитюдные исследования влияния социально-экономических факторов и темперамента детей на их психическое здоровье.
Целью настоящей работы стало изучение относительного значения темперамента и социально-экономических факторов для последующего психического здоровья детей в условиях современной России.
Программа исследования
Процедура. Работа была одобрена Этическим комитетом ФГБУ «НИИ физиологии и фундаментальной медицины» СО РАМН. Выборка первоначального исследования охватила родителей 567 детей от 3 до 53 месяцев. Для повторного исследования были отобраны семьи с детьми, не достигшими 18 лет, с координатами для связи; их число составило 369. Поскольку часть детей оказались недоступны (обычно из-за смены места жительства), обращения с предложением участвовать в повторном обследовании были сделаны родителям 134-х детей (24% от исходной выборки). Вернули заполненные опросники 75% родителей; таким образом, повторное исследование охватило 100 детей (54% девочек). Средний возраст детей при первом исследовании составил 16,2 месяца (от 3 до 43 месяцев, SD = 10,3). Интервал между первым и вторым исследованием составил в среднем 6,4 года (SD = 2,0; размах 1—9 лет). Средний возраст детей при повторном исследовании составил 7,8 лет (от 3 до 11 лет, SD = 2,1). Исследование охватило широкие социально-экономические слои населения городской и сельской местности; большая часть данных получена в Новосибирске, третьем по величине городе России. В сельских районах Новосибирской, Оренбургской и Омской областях, а также Алтайского края проживало 35% семей.
При первом исследовании 76% родителей состояли в официальном браке, 9% — в гражданском, а 15% были одинокими матерями. Что касается образования, 13% матерей и 21% отцов закончили школу, 27% матерей и 29% отцов получили среднее специальное образование, а высшее образование — 60% матерей и 50% отцов. Что касается профессионального статуса, 16% матерей и 29% отцов занимались ручным или неквалифицированным трудом, 29% матерей и отцов — среднеквалифицированным, а 35% матерей и 40% отцов были руководителями или высококвалифицированными специалистами; 20% матерей и 2% отцов не работали. 10% респондентов оценили доход семьи выше среднего уровня, 65% считали, что у них средний доход, 14% — ниже среднего и 10% — низкий.
Инструменты. При первом исследовании родители заполняли социально-демографическую анкету, а также опросник поведения в младенчестве (IBQ-R [12], N = 18) или опросник поведения в раннем детстве (ECBQ [2], N = 82); при втором — опросник «Сильные стороны и трудности» (SDQ) [13].
Социально-экономические факторы. 1. Семейное положение: одинокие матери, оба родителя в официальном или в гражданском браке. 2. Социально-экономический статус (СЭС) оценивали средним значением стандартизованных оценок образования матери и отца (1 — 8 лет школы, 2 — 10 лет школы, 3 — колледж/техникум, 4 — институт, 5 — ученая степень) и их профессионального положения (0 — нера- ботающие/домохозяйки, 1 — неквалифицированный ручной труд, 2 — технические специальности, 3 — высококвалифицированные специалисты и руководители); 3. Доход семьи: 1 — низкий, 2 — ниже среднего, 3 — средний и 4 — выше среднего уровня. Поскольку доход не коррелировал с образованием и профессиональным статусом родителей, его учитывали как отдельный показатель.
Темперамент детей изучали с помощью адаптированных и валидизированных русских вариантов родительских опросников темперамента в младенчестве (IBQ-R) [12] и раннем детстве (ECBQ) [2] с хорошими психометрическими характеристиками. Модифицированный опросник поведения младенцев (IBQ-R) для родителей или основных воспитателей детей от 3 до 12 месяцев состоит из 191 вопроса, с помощью которых оценивают 14 шкал, образующих три фактора: положительную эмоциональность/экстраверсию (активность, приближение, удовольствие высокой интенсивности, сенсорная чувствительность, улыбки и смех, звуковая реактивность), отрицательную эмоциональность (расстройство при огорчениях, страх, грусть, падение реактивности — в обратной кодировке) и регуляторную способность (длительность ориентировки, утешаемость, прижимание, удовольствие низкой интенсивности).
Опросник поведения в раннем детстве (ECBQ) для родителей или основных воспитателей детей от 1 до 3 лет [2] состоит из 201 вопроса, с помощью которых оценивают 18 шкал, образующих три фактора: экстраверсию (импульсивность, активность, удовольствие высокой интенсивности, общительность, положительное предвосхищение), отрицательную эмоциональность (дискомфорт, страх, грусть, фрустрация, моторная активация, сенсорная чувствительность, застенчивость, утешаемость — в обратной кодировке) и волевую регуляцию (тормозный контроль, переключение внимания, удовольствие низкой интенсивности, прижимание, устойчивость внимания).
Психическое здоровье детей изучали с помощью опросника «Сильные стороны и трудности» для родителей (SDQ), адаптированного и валидизирован- ного на рандомизированной стратифицированной выборке школьников [13]. Первая часть опросника содержит 25 утверждений о симптомах и положительных свойствах ребенка за последние шесть месяцев, образующих пять шкал: эмоциональные симптомы, проблемы с поведением, гиперактивность/не- внимательность, проблемы со сверстниками и просо- циальное поведение. Сумма оценок по первым четырем шкалам составляет общее число проблем; шкалы эмоциональных симптомов и проблем со сверстниками образуют итоговую шкалу интернализации, а шкалы проблем с поведением и гиперактивнос- ти/невнимательности — итоговую шкалу экстерна- лизации. Вторая часть опросника составляет шкалу влияния проблем на функционирование в важнейших сферах жизни (субъективное страдание, бремя для родителей, трудности в повседневной домашней жизни, дружеских отношениях, учебе в школе и занятиях в свободное время).
Анализ данных. Вклад темперамента и социально-экономических факторов в формирование последующего психического здоровья изучали с помощью двух серий множественных линейных регрессий. Результирующими были показатели психического здоровья (шкалы опросника SDQ: эмоциональные симптомы, проблемы с поведением, гиперактивность/ невнимательность, проблемы со сверстниками, просоциальное поведение, интернализация, экстернализация и влияние проблем на жизнь). Независимые переменные вводили в следующем порядке: 1) пол и возраст ребенка при повторном исследовании и интервал времени между исследованиями; 2) общие для IBQ-R и ECBQ шкалы темперамента в 1-ой серии на уровне черт (активность, страх, удовольствие высокой интенсивности, удовольствие низкой интенсивности, утешаемость, прижимание, грусть и сенсорная чувствительность), а во 2-ой серии — на уровне факторов более высокого порядка (экстраверсия, отрицательная эмоциональность и волевая регуляция) и 3) социально-экономические показатели (семейное положение, СЭС, доход семьи).
Результаты исследования
Анализ показателей психического здоровья при повторном исследовании с учетом пола и возраста детей, а также интервала между двумя исследованиями позволил выявить значимый вклад раннего темперамента детей (см. табл. на с. 49); еоциально-эко- номические показатели не были значимыми предикторами последующего психического здоровья. Наибольший вклад в последующее психическое здоровье детей вносила черта, характеризующая удовольствие низкой интенсивности: она выступила фактором защиты в отношении гиперактивности, эмоциональных симптомов, экстернализации, интернализации и общего числа проблем. Помимо этого, черта, характеризующая уровень двигательной активности ребенка в младенчестве и раннем детстве позволяла прогнозировать гиперактивность/невниматель- ность; в результате модель, включающая удовольствие низкой интенсивности, активность и интервал времени, позволяла прогнозировать уровень последующей гиперактивности более чем на 15%.
Среди факторов темперамента наибольший вклад в последующее психическое здоровье детей вносила волевая регуляция: она являлась фактором защиты в отношении проблем с поведением, гиперактивности, экстернализации, интернализации, общего числа проблем и их влияния на жизнь. Помимо этого, отрицательная эмоциональность в младенчестве и раннем детстве позволяла прогнозировать влияние последующих проблем на жизнь ребенка; в результате модель, включающая пол, возраст, волевую регуляцию и отрицательную эмоциональность, позволяла прогнозировать влияние проблем на жизнь ребенка в дальнейшем более чем на 20%.
Обсуждение результатов
Проведенное лонгитюдное исследование позволило выявить значение раннего темперамента и социально-экономических факторов для последующего психического здоровья детей. В отношении темпе-
Таблица 1
Результаты множественной иерархической регрессии (p < 05):
прогностическая значимость отдельных черт (серия 1) и факторов темперамента высшего порядка
(серия 2) для последующего психического здоровья детей
Шкалы SDQ |
Серия 1 |
Серия 2 |
||||||
Коэффициенты в |
R2, % |
Коэффициенты в |
R2 % |
|||||
Интервал |
Удовольствие низкой интенсивности |
Активность |
Интервал |
Волевая регуляция |
Отрицательная эмоциональность |
|||
Проблемы с поведением |
- |
- |
- |
- |
- |
-0,22* |
- |
4,1 |
Гиперактивность |
-0,25* |
-0,27** |
0,20* |
15,3 |
-0,27** |
-0,24* |
- |
7,8 |
Эмоциональные симптомы |
- |
-0,29** |
- |
9,2 |
- |
- |
- |
- |
Экстернализация |
- |
-0,25** |
- |
5,0 |
- |
-0,22* |
- |
3,7 |
Интернализация |
- |
-0,26** |
- |
5,6 |
- |
-0,23* |
- |
4,2 |
Общее число проблем |
- |
-0,31** |
- |
8,5 |
- |
-0,27** |
- |
6,5 |
Влияние проблем на жизнь |
- |
- |
- |
- |
- |
-0,21* |
0,24* |
20,5 |
в — стандартизованный регрессионный коэффициент; R2, % — процент объясненного моделью разнообразия; * — p < 0,05, ** — p< 0,01, *** — p < 0,001.
рамента полученные результаты подтверждают имеющиеся данные о значимости волевой регуляции для развития детей. Следует уточнить, что многие авторы используют термины «саморегуляция» и «самоконтроль» как синонимы [6]; а под «волевой регуляцией» (Effortful control) понимают способность детей выбирать способ действия в конфликтных ситуациях, обнаруживать свои ошибки и планировать на будущее [22].
Низкий уровень волевой регуляции у детей, наряду с высоким уровнем эмоциональности/нейро- тизма (реактивного фактора темперамента), предрасполагает к психологическим нарушениям [18], являясь последовательным и сильным предиктором экстернальных и интернальных проблем [22]. В американском лонгитюдном исследовании детей выявлено, что регулирование внимания и тормозный контроль как компоненты волевой регуляции снижают риск возникновения проблем интернализации и экс- тернализации и повышают социальную компетентность [15]. В лонгитюдном исследовании детей от рождения до 32 лет показано, что уровень самоконтроля в детстве не связан ни с интеллектом, ни с социальным классом и является прогностическим фактором, с одной стороны, преступного поведения, зависимости от психоактивных веществ, а с другой — соматического здоровья и финансовой успешности [5].
На уровне отдельных черт раннего темперамента в нашем исследовании выявлена защитная роль удовольствия низкой интенсивности в отношении последующих проблем экстернализации и интернализации у детей. Подобных сведений в имеющейся литературе найти не удалось, за исключением российского лонгитюдного исследования детей от младенческого до раннего детского возраста [9]. Отчасти это может объясняться тем, что в большинстве исследований волевую регуляцию определяют с помощью таких черт, как тормозный контроль, переключение и устойчивость внимания. Но поскольку эти черты трудно идентифицировать в младенческом возрасте, проведенный анализ был ограничен двумя чертами, наблюдающимися и в младенчестве, и в раннем детстве — прижимание и удовольствие низкой интенсивности.
Полученная в нашем исследовании связь уровня активности как черты темперамента с последующей гиперактивностью/невнимательностью подтверждается многочисленными данными. Дети с необычно высоким уровнем активности и интенсивности эмоций отличались повышенной отвлекаемостью и импульсивностью — ключевыми признаками синдрома дефицита внимания с гиперактивностью [11]. Положительная связь отрицательной эмоциональности с последующим влиянием проблем на жизнь ребенка может объясняться тем, что отрицательная эмоциональность увеличивает риск нарушений интерналь- ного спектра [14], который в нашей выборке был наиболее тесно связан с влиянием проблем на жизнь ребенка. Следует отметить, что в исследованиях взрослых сочетание отрицательной эмоциональности с низким уровнем самоконтроля было фактором риска нарушений экстернального спектра [14].
Социально-экономические показатели в настоящем исследовании не были значимыми предикторами последующего психического здоровья. Есть данные о том, что общий уровень проблем у российских детей выше, чем в стабильных западных и восточных культурах, в то время как влияние социально-экономических факторов — ниже [13]. Возможно, что на психическое здоровье российских детей в большей степени действуют факторы ближайшего окружения, такие как методы воспитания, семейная атмосфера, взаимоотношения между членами семьи.
Результаты мета-анализа показали, что индивидуально-психологические особенности в сравнении с социально-экономическим статусом обладают сопоставимой, а иногда и большей прогностической значимостью в отношении важных результатов развития, таких как продолжительность жизни, развод и профессиональные достижения [25]. Это подтверждается недавним исследованием российских детей, где социально-экономические показатели лишь в небольшой степени объясняли выраженность проблем психического здоровья; прогностическая значимость личностных черт была существенно выше [24].
В настоящем исследовании черты темперамента в младенчестве и раннем детстве позволяли прогнозировать последующее психическое здоровье детей на 4—20%; это соответствует величине эффекта в большинстве психологических исследований, составляющей около 9% (от 1% до 16%) [25]. Следует учесть, что небольшие эффекты могут оказывать важное влияние на жизнь людей, если они касаются значимых результатов развития, действуют во всей популяции и на протяжении длительного времени [19]. Поэтому можно заключить, что ранний темперамент имеет существенное значение для последующего развития ребенка.
Использование родительских опросников является определенным ограничением настоящего исследования. Отчеты родителей — главный источник информации об индивидуальных особенностях и проблемах поведения маленьких детей [1]; показано, что родительские опросники темперамента по прогностической значимости превосходят другие методы оценки темперамента у детей, включая структурированные наблюдения [20]. Однако оценки родителей включают субъективную составляющую, поэтому в будущем желательно привлекать другие источники информации.
Проведенное нами лонгитюдное исследование существенно расширяет существующие представления о значении темперамента в младенчестве и раннем детстве и социально-экономических характеристик семьи для последующего психического здоровья российских детей, показывая, что индивидуальные особенности могут либо способствовать благополучному развитию, либо предрасполагать к эмоциональным и поведенческим проблемам.
Выводы
1. Регуляторные способности в младенческом и раннем детском возрасте являются фактором защиты в отношении последующих проблем с поведением, гиперактивности/невнимательности, интерналь- ных проблем и их влияния на жизнь детей.
2. Удовольствие низкой интенсивности как компонент волевой регуляции является фактором защиты в отношении уровня гиперактивности/невнима- тельности, эмоциональных симптомов, проблем экс- тернализации и интернализации, а также общего числа проблем психического здоровья в дальнейшем.
3. Уровень двигательной активности детей младенческого и раннего возраста является прогностическим фактором гиперактивности/невнимательно- сти в дошкольном и младшем школьном возрасте.
4. Уровень отрицательной эмоциональности в младенчестве и раннем детстве позволяет прогнозировать влияние проблем психического здоровья детей на их функционирование в важнейших сферах жизни.
Финансирование
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №14-06-00139 «Значение раннего темперамента для благополучного развития детей: лонгитюдное исследование»), Российского фонда фундаментальных исследований (проект №13-06-00156 «Изменяется ли вклад чувствительности к подкреплению в структуру личности и распространенной психопатологии в процессе развития от раннего детского до взрослого возраста?») и Российского научного фонда (проект №14-15-00202 «Склонность к депрессии и функциональная организация осцилля- торных сетей мозга»).
Благодарности
Авторы благодарны всем участникам исследования.
[†] Козлова Елена Александровна, младший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины» Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, Новосибирск, Россия, logoreya@physiol.ru
[‡] Слободская Елена Романовна, доктор психологических наук, главный научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины» Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, Новосибирск, Россия, hslob@physiol.ru
[§] Ахметова Ольга Александровна, научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научноисследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины» Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, Новосибирск, Россия, o.akhmetova@physiol.ru
[**] Kozlova Elena Aleksandrovna, Junior research fellow, Research Institute of Physiology and Fundamental Medicine, Siberian branch of the Russian Academy of Medical Sciences, Novosibirsk, Russia, logoreya@physiol.ru
[††] Slobodskaya Elena Romanovna, PhD in Psychology, chief researcher, Research Institute of Physiology and Fundamental Medicine, Siberian branch of the Russian Academy of Medical Sciences, Novosibirsk, Russia, hslob@physiol.ru
[‡‡] Akhmetova Ol'ga Aleksandrovna, Research fellow, Research Institute of Physiology and Fundamental Medicine, Siberian branch of the Russian Academy of Medical Sciences, Novosibirsk, Russia, o.akhmetova@physiol.ru
Литература
- Гудман Р., Скотт С. Детская психиатрия. М.: Триада-Х, 2008. 405 с.
- Колмагорова А.В., Слободская Е.Р., Гартштейн М.Э. Адаптация русскоязычной версии опросника для изучения темперамента детей раннего возраста // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 6. С. 82—97.
- Слободская Е.Р., Ахметова О.А. Взаимодействие личностных и семейных факторов благополучия детей // Культурно-историческая психология. 2012. № 2. С. 60—68.
- Чесс С., Томас А. Значение темперамента для психиатрической практики // Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых / Под ред. Е.Р. Слободской. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. С. 131—144.
- A gradient of childhood self-control predicts health, wealth, and public safety/ Moffitt T.E. [et al.] // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2011. Vol. 108. №. 7. P. 2693—2698. doi: 10.1073/pnas.1010076108.
- Baumeister RF., Vohs K.D., Tice D.M. The strength model of self-control // Current Directions in Psychological Science. 2007. Vol. 16. №. 6. P. 351—355. doi: 10.1111/j.14678721.2007.00534.x.
- Bradley R.H., Corwyn R.F. Socioeconomic status and child development // Annual Review of Psychology. 2002. Vol. 53. №. 1. P. 371—399. doi: 10.1146/annurev.psych.53. 100901.135233.
- Caspi A., Shiner R.L. Temperament and personality // Rutter M., Bishop D., Pine D., Scott S., Stevenson J., Taylor E., Thapar A. (Eds.). Rutter's child and adolescent psychiatry (5th edn.). London: Blackwell, 2008. P. 182—198.
- Cross-cultural Differences in the Development of Behavior Problems: Contributions of Infant Temperament in Russia and U.S. / Gartstein M.A. [et al.] // International Journal of Developmental Science. 2013. Vol. 7. Р. 95—104. doi: 10.3233/DEV-1312104
- Early childhood factors associated with the development of post-traumatic stress disorder: results from a longitudinal birth cohort / K.C. Koenen [et al.] // Psychological Medicine. 2007. Vol. 37. №. 2. P. 181—192. doi: 10.1017/ S0033291706009019
- Finzi-Dottan R., Manor I., Tyano S. ADHD, temperament, and parental style as predictors of the child's attachment patterns // Child Psychiatry and Human Development. 2006. Vol. 37. №. 2. P. 103—114. doi: 10.1007/s10578-0060024-7.
- Gartstein M.A., Slobodskaya H.R., Kinsht I.A. Cross-cultural differences in temperament in the first year of life: United States of America (U.S.) and Russia // International Journal of Behavioral Development. 2003. Vol. 27. № 4. P. 316—328.
- Goodman R., Slobodskaya H., Knyazev G. Russian child mental health a cross-sectional study of prevalence and risk factors // European child & adolescent psychiatry. 2005. Vol. 14. №. 1. P. 28—33. doi: 10.1007/s00787-005-0420-8.
- Krueger R.F., Markon K.E. Understanding psychopathology melding behavior genetics, personality, and quantitative psychology to develop an empirically based model // Current Directions in Psychological Science. 2006. Vol. 15. №. 3. P. 113—117. doi: 10.1111/j.0963-7214.2006. 00418.x.
- Lengua L.J. Associations among emotionality, self-regulation, adjustment problems, and positive adjustment in middle childhood // Journal of Applied Developmental Psychology. 2003. Vol. 24. №. 5. P. 595—618. doi: 10.1016/ j.appdev.2003.08.002.
- Male mental health problems, psychopathy, and personality traits: Key findings from the first 14 years of the Pittsburgh Youth Study / R. Loeber [et al.] // Clinical Child and Family Psychology Review. 2001. Vol. 4. №. 4. P. 273— 297. doi: 10.1023/A:1013574903810
- Mental health of children and adolescents in Great Britain / H. Meltzer [et al.]. London: The Stationery Office, 2000. 30 p.
- Muris P., Ollendick T.H. The role of temperament in the etiology of child psychopathology // Clinical Child and Family Psychology Review. 2005. Vol. 8. №. 4. P. 271—289. doi: 10.1007/s10567-005-8809-y.
- Ozer D.J., Benet-Martinez V. Personality and the prediction of consequential outcomes // Annual Review of Psychology. 2006. Vol. 57. P. 401—421. doi: 10.1146/annurev. psych.57.102904.190127.
- Parental perceptions and infant temperament development / U. Pauli-Pott [et al.] // Infant Behavior and Development. 2003. Vol. 26. №. 1. P. 27—48. doi: 10.1016/ S0163-6383(02)00167-4.
- Rothbart M.K., Posner M.I. Temperament, attention, and developmental psychopathology // Developmental psychopathology: Vol. 2. Developmental Neuroscience (2nd ed.) / D. Cicchetti, D. Cohen (Eds.). New York: Wiley, 2006. P. 465—501.
- Rothbart M.K. Temperament, development, and personality // Current Directions in Psychological Science. 2007. Vol. 16. №. 4. P. 207—212. doi: 10.1111/j.1467-8721.2007. 00505.x.
- Rutter's child and adolescent psychiatry / M. Rutter [et al.]
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2649
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 1203
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1