Место анимации в жизни младших дошкольников

1522

Аннотация

В статье рассматриваются основные этапы формирования феномена мультипликации как фактора социализации детей, которые связаны с развитием медиатехнологий: от внедомашнего обращения к мультфильмам, доминировавшего до середины XX в., произошел переход к домашним формам (через телевидение, видеозапись, интернет и др.), распространившимся во второй половине XX в. Приводятся результаты исследования, проведенного авторами в 2012—2013 гг. среди 1500 матерей детей в возрасте до 3-х лет включительно.

Общая информация

Ключевые слова: дошкольное детство, психология дошкольника, социализация, мультфильм, мультсериалы, мультипликация, анимационное кино, анимационная продукция, телевидение, кинематограф, видео , интернет

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Шариков А.В., Айгистова Ю.В. Место анимации в жизни младших дошкольников // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 4. С. 72–79.

Полный текст

Наверное, не будет преувеличением мысль о том, что мультфильм[1] как феномен играет важную роль в процессе социализации детей в современной социокультурной ситуации. В настоящей статье мы кратко остановимся на основных этапах формирования данного фактора как значимого для социализации детей в нашей стране в исторической ретроспективе, рассматривая изменение места мультфильма в жизни детей, связанное, прежде всего, с развитием медиатехнологий, а затем представим кратко результаты исследования, проведенного нами в 2012— 2013 гг. В процессе этого исследования изучался вопрос о том, какое место занимают мультфильмы в жизни младших дошкольников современной России.

Развитие медиатехнологий как предпосылка широкого распространения мультипликации

Возникнув в начале XX столетия, анимационное кино постепенно превратилось в самостоятельное направление киноискусства и стало заметным социально-культурным явлением. С появлением высокохудожественных мультфильмов в 1930-е гг. мультипликация прочно завоевала позиции в мире искусства [3]. В России, как и в других странах, мультфильмы начали снимать в начале XX в., еще в дореволюционный период [13; 14]. В советское время отечественная мультипликация активно развивалась. В 1936 г. была создана студия «Союздетмультфильм», название которой указывало на особую адресность производства мультипликационных фильмов — они предназначались прежде всего детям. В 1937 г. ее переименовали в «Союзмультфильм», и это название сохранилось и по сей день. С момента создания данной организации анимационное кино приобрело в СССР широкий масштаб производства. К началу 1950-х гг. «Союзмультфильм» становится крупнейшей в Европе студией по производству анимационной продукции, выпуская по несколько десятков фильмов в год. Именно 1950-е годы. можно условно принять за точку отсчета, когда детская отечественная мультипликация начинает оказывать заметное влияние на процессы социализации детей и подростков в нашей стране.

 

С конца 1940-х гг. в СССР наступает эпоха быстрого распространения телевидения. Появление в доме «голубого экрана» обеспечивало просмотры ки­номатериалов, в том числе мультфильмов в ежедневном или почти ежедневном режиме. Социализирующее значение анимации в нашей стране усилилось с появлением в телевизионном эфире в 1964 г. ежедневной детской передачи «Спокойной ночи, малыши!», организованной Центральным телевидением СССР[2]. В ее основе лежал (и по сей день продолжает лежать) показ мультфильмов, которому предшествует беседа взрослого ведущего и любимых детьми кукол — Хрюши, Фили, Степашки, Каркуши и других — на познавательные и/или воспитательные темы. В программе в ненавязчивой форме так или иначе затрагиваются морально-нравственные проблемы, важные для социализации детей [6; 8].

В 1970—1980-е гг. получила распространение ки­нопродукция, записанная для показа на домашних узкопленочных кинопроекционных аппаратах. В розничную продажу поступали копии советских фильмов малых форматов на 8-миллиметровой пленке, в основном анимационных, документальных и образовательных[3]. Возникли предпосылки для возможности отбора родителями той анимационной продукции, которую они сами хотели показать своим детям. Эта технология использовалась в российских семьях вплоть до середины 1990-х гг.

Следующий виток усиления значимости мультфильмов в процессе социализации детей был связан с началом распространения видеопроигрывате­лей и видеомагнитофонов, что произошло в СССР в 1980-е гг. С этого момента родители получили возможность, во-первых, записывать с телевизионного эфира интересующую их аудиовизуальную продукцию, а во-вторых, покупать ее и обмениваться видеоматериалами с другими людьми. После распада СССР телевидение, перейдя на коммерческую основу, стало все меньше транслировать детские передачи. Видеомагнитофоны же заметно подешевели и стали доступны значительной части населения. Начало 1990-х гг. также ознаменовалось расцветом ви­деопроката — за сравнительно небольшие деньги можно было выбрать фильмы и посмотреть их дома на своей технике. Параллельно происходили кризисные явления в экономике страны, которые, в частности, привели к почти полному прекращению производства отечественных мультфильмов. Следствием этих явлений стало заметное снижение количества отечественной анимационной продукции в структуре просмотров российских детей как на телеканалах, так и в записи.

С конца 1990-х гг. стали возможны домашние просмотры с помощью компьютеров, DVD-плееров, DVD-магнитофонов и т.п. — произошел переход от аналоговых к цифровым техническим форматам. Кроме того, значительная часть населения России получила доступ к интернету, существенно увеличилась пропускная способность линий связи, и достаточно большое число россиян обрело возможность смотреть видеофайлы с мультфильмами через интернет.

Таким образом, в контексте рассматриваемой темы тренд, обусловленный технологическими факторами, можно очертить следующим образом. По мере развития технологий доступ к просмотрам анимационной продукции становился все более широким для населения, позволяющим использовать все более и более разнообразные технические устройства. К настоящему моменту сложилось множество технико­технологических форм, благодаря которым в российских семьях стало возможно в ежедневном режиме обращаться к мультфильмам, а это означает, что роль анимации в процессе социализации детей существенно повысилась по сравнению с теми временами, когда таких возможностей не существовало.

Особенности просмотра мультфильмов
дошкольниками как актуальная проблематика
в современной России

Изучением роли мультипликации в жизни детей дошкольного возраста в России занимаются ряд авторов [1; 2; 6; 7; 9; 10; 11; 12]. Однако масштабные исследования по данной тематике в нашей стране проводятся сравнительно редко, чаще как составляющие каких-то других исследовательских проектов[4]. Это особенно касается влияния анимационной продукции на детей младшего дошкольного возраста.

В то же время общественная потребность в изучении роли мультфильмов в жизни дошкольников в последние годы заметно усилилась. Данная тематика в России приобрела высокую актуальность и сформировала определенный социальный заказ. Одна из причин этого — повышенное внимание российского общества и государства к более широкой проблеме — негативного влияния СМК на детей и подростков. В частности, непрерывно поступают жалобы граждан в различные органы государственной власти на то, что СМК транслируют примеры агрессии, насилия, множество эротических сцен и многое другое, недопустимое с точки зрения общественной морали.

В 2003 г. в России был создан прецедент гражданского иска по поводу трансляции анимационной продукции по телевидению. Иск подал гражданин И.А. Смыков против телеканала РЕН-ТВ. Истец зафиксировал отрицательное воздействие мультсери­алов «Симпсоны»[5] и «Гриффины»[6] на поведение и речь своего сына, обучавшегося тогда в младшей школе. Указанные мультсериалы в тот период выходили на канале РЕН-ТВ в дневные и утренние часы. Ребенок, посмотрев эту анимационную продукцию, предназначенную для взрослых, становился более агрессивным, употреблял вульгарные слова и выражения, копируя речь персонажей, а также демонстрировал дурные манеры поведения, подражая им. Поскольку И.А. Смыков не мог контролировать просмотры «Симпсонов» и «Гриффинов» своим сыном, то он через суд попросил перенести показ этих мультсериалов на поздние часы, когда ребенок уже спит[7]. Судебное разбирательство длилось более двух лет и кончилось в 2005 г. решением Хамовни­ческого суда г. Москвы отказом удовлетворить иск гражданина И.А. Смыкова[8]. Основанием отказа послужило отсутствие необходимой нормативно-правовой базы.

Данный иск и ряд аналогичных по смыслу исков, последовавших за ним, привели к важным последствиям. Под давлением возмущенной родительской общественности в 2010 г., т.е. через пять лет после завершения «Дела Смыкова», был принят Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию»[9], который вступил в силу с первого сентября 2012 г. Для обеспечения государственного контроля за исполнением данного закона при Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) была создана Экспертная комиссия, куда вошли ведущие специалисты в области возрастной психологии, медиапсихологии, социологии массовой коммуникации, культурологии и других специальностей, так или иначе связанных с данной проблематикой, а также был сформирован круг специально аккредитованных экспертов[10]. В 2013 г. Роскомнадзор инициировал разработку «Концепции информационной безопасности детей»[11]. Стало ясно, что данную проблему невозможно решить без серьезных исследований.

К этому следует добавить, что в последние годы телеканалы чаще транслировали анимационную продукцию зарубежного производства, а значит, в известной степени нормы и ценности стран-производителей. Налицо нормативно-ценностный конфликт: с одной стороны, родители хотят, чтобы с помощью мультфильмов детям передавались нормы и ценности отечественной культуры; с другой стороны, телевидение, в основном из экономических, в частности, рекламно-коммерческих соображений, транслирует иные нормы и ценности. Простые запреты не могут разрешить конфликты такого рода. Для их грамотного анализа необходимо тщательное изучение места анимации в жизни современных российских детей.

Вышеизложенные соображения и определили актуальность данного конкретного исследования, целью которого стало изучение особенностей обращения детей младшего дошкольного возраста к анимационной продукции[12]. Был проведен анкетный опрос матерей, имеющих детей в возрасте до трех лет включительно. Выборка составила 1500 человек.

Публикации вышеупомянутых авторов показывают, что в современной российской социокультурной ситуации дети уже в дошкольном возрасте активно смотрят мультфильмы и испытывают их влияние. Эти факты легли в основу гипотез исследования , проведенного авторами.

1.    Поскольку современные информационно­коммуникационные технологии получили в России достаточно широкое распространение, то в российских семьях, как правило, есть возможность обращения к мультфильмам с помощью различных технических средств — телевидения, видеозаписи (DVD-плееров, DVD-магнитофонов, компьютеров и др.) и интернета. Отсюда ожидаемое начало обращения детей к мультфильмам — младший дошкольный возраст.

2.    Поскольку производство отечественной анимационной продукции испытывало большие трудности в 1990-е гг., то в реальной картине просмотров должны доминировать зарубежные мультфильмы и мультсериалы.

Ниже мы представим некоторые результаты данного исследования, непосредственно относящиеся к теме статьи.

Особенности просмотра мультфильмов
младшими дошкольниками: результаты
массового опроса матерей

Анкетный опрос 1500 матерей показал, что дети начинают смотреть мультфильмы с самого раннего детства (табл. 1).

Таблица 1

Возраст ребенка, начиная с которого происходит
просмотр мультфильмов

Возраст ребенка

Процент от числа ответов

До шести месяцев

4%

От шести месяцев до года

19%

От года до двух лет

72%

От двух до трех лет

5%

От трех до четырех лет

0%

 

Подавляющее большинство респондентов (95%) ответили, что их дети начинают смотреть мультфильмы в возрасте до двух лет. 19% матерей отметили, что дети уже активно смотрят мультфильмы в возрасте от шести месяцев до года. 4% опрошенных ответили, что начало просмотра мультфильмов у их детей произошло до того, как ребенку исполнилось шесть месяцев. При этом не нашлось ни одного респондента, который бы ответил, что их ребенок начал смотреть мультфильмы в возрасте от трех лет и старше. Таким образом, к трем годам современные российские дети уже приобщены к просмотрам анимационной продукции.

В опросе также выяснялось, сколько времени в среднем за день дети в возрасте до трех лет включительно проводят за просмотром мультфильмов (табл. 2). Чаще всего встречается ответ: «Смотрит от 30 до 60 минут в день», т.е. от получаса до одного часа (46%). При этом 39% отметили даже большее время — от 60 до 90 минут, а 6% отметили, что их дети смотрят мультфильмы более 90 минут в день. Среднее время просмотра по всей выборке составило 52 минуты.

Таблица 2

Время просмотра мультфильмов

Время просмотров

Процент от числа ответов

Менее 30 минут в день

9%

30—60 минут в день

46%

60—90 минут в день

39%

Свыше 90 минут в день

6%

 

В исследовании была также предпринята попытка выявить причины раннего начала просмотров мультфильмов детьми. Предварительное изучение высказываний родителей младших дошкольников на форумах в интернете позволило сформулировать ряд распространенных позиций, объясняющих данную тенденцию. Среди них выделяются два ключевых каузальных направления, первый из которых можно обозначить как особенности медиаконсумпции (медиа­потребления) в семье, а второй — использование мультфильмов как способа переключения внимания ребенка. Каждое из этих каузальных направлений может быть детализировано. Так, особенности медиа­консумпции можно в первом приближении свести к следующим позициям: в семье практически непрерывно, фоном работает телевизор; технику для просмотра мультфильмов, помимо родителей, могут включать другие члены семьи, среди которых выделяются более старшие дети, которые сами любят смотреть мультфильмы. Использование мультфильмов как способа переключения внимания происходит обычно, когда родители хотят успокоить возбужденного ребенка, особенно когда тот плачет, а также когда хотят высвободить себе время для других занятий. Количественное распределение ответов родителей по предложенным позициям представлено в табл. 3.

Самой распространенной причиной, согласно ответам респондентов, оказалось стремление родителей высвободить себе время для других занятий (43%). Вторая по величине позиция — успокоить, отвлечь плачущего, возбужденного ребенка (24%). Третья позиция — непрерывно работающий фоном телевизор

Таблица 3

Основные причины раннего просмотра мультфильмов

Выбор одного, самого важного ответа

Процент от числа ответов

Просмотр детьми мультфильмов дает родителям возможность высвободить время для других занятий

43%

Позволяет успокоить, отвлечь плачущего, возбужденного ребенка

24%

Телевизор в семье работает непрерывно, фоном

18%

Телевизор включают старшие дети

9%

Телевизор включают другие члены семьи, гости (друзья)

6%

 

(18%), на который родители просто не обращают внимания, поскольку привыкли к такому стилю теле­потребления[13]. Нередко причиной становятся старшие дети, включающие самостоятельно телевизор (9%) и не думающие о том, что это вредно для младших, а также другие члены семьи или гости (6%).

В опросе также выяснялись типы анимационной продукции, которые преимущественно смотрят младшие дошкольники. Для анализа использовалась типология, в основе которой лежат три основания: во-первых, основание «отечественная / зарубежная» продукция, во-вторых, основание «современная анимационная продукция / классика анимации», в-третьих, основание «сериальная / полнометражная» анимационная продукция. На трех перечисленных основаниях матерям были предложены шесть вариантов ответа (см. табл. 4), из которых надо было выбрать один, самый типичный.

Таблица 4

Типы мультфильмов, которые смотрят дети

Выбор одного, самого типичного ответа

Процент от числа ответов

Российские сериальные мультфильмы

24%

Российские полнометражные мультфильмы

3%

Отечественная классика мультипликации

18%

Зарубежные сериальные мультфильмы

16%

Зарубежные полнометражные мультфильмы

19%

Зарубежная классика мультипликации

20%

 

Оказалось, что шесть предложенных позиций, полученных на пересечении выделенных оснований, распределились более или менее равномерно, на каждую пришлось около 20% ответов матерей, за исключением одного — российских полнометражных мультфильмов. Лишь 3% респондентов отметили, что дети смотрят такие мультфильмы. При этом максимальное значение приходится на российские сери­альные мультфильмы (24%). Если сложить позиции, связанные, с одной стороны, с отечественными, а с другой, — с зарубежными мультфильмами, то получается следующее соотношение: 55% ответов приходится на зарубежную мультипликационную продукцию и 45% — на отечественную. Таким образом, мы фиксируем преобладание в структуре просмотров младшими дошкольниками мультфильмов зарубежной анимационной продукции.

«Довольны ли Вы тем, что смотрят Ваши дети?» — такой вопрос также был в анкете. 63% респондентов ответили «нет, не довольны» против 12%, ответивших «да, довольны», и 25%, затруднившихся ответить (табл. 5).

Таблица 5 

Родительская удовлетворенность содержанием анимационной продукции, которую смотрят дети до трех лет включительно

Ответы родителей

Процент от числа ответов

Мне не нравится, какие мультфильмы смотрит мой ребенок

63%

Я удовлетворена тем, какие мультфильмы смотрит мой ребенок

12%

Затрудняюсь ответить

25%

 

Каковы ведущие способы родительского контроля младших дошкольников за содержанием просмотров? Этот вопрос также был задан родителям (см. табл. 6). Чаще всего родители отвечали, что включают специализированные детские каналы (27%) и создают подборку записей на DVD (25%). При этом почти четверть опрошенных (23%) ответили, что вообще никак не контролируют просмотры своих детей. И лишь 7% респондентов выбрали ответ, который считается наиболее подходящим с точки зрения традиций отечественной психологии, — совместный просмотр анимационной продукции родителей с детьми.

Таблица 6

Способы родительского контроля
за просмотром мультфильмов

Выбор одного, самого типичного ответа

Процент от числа ответов

Включение специализированных детских каналов

27%

Использование специальных подборок записей на DVD

25%

Не контролируют 23%

 

Специальный отбор контента

13%

Совместный просмотр с детьми

7%

Отключение интернета

5%

 

Родителей просили также ответить на вопрос: «На чем основывается Ваш выбор мультфильма для ребенка?» (табл. 7). Оказалось, что подавляющее большинство родителей (52%) полностью доверяют подбор анимационной продукции для своих детей передаче «Спокойной ночи, малыши!». Важно подчеркнуть, что все, относящееся к этой передаче, воспринимается родителями как априори хорошее, надежное, проверенное временем. Родители указывают, что из современной отечественной анимации дети в основном предпочитают смотреть мультсериалы, которые когда-либо показывали в передаче «Спокойной ночи, малыши!». Это: «Барбоски- ны», «Маша и Медведь», «Приключения Лунтика и его друзей», «Смешарики», «Фиксики».

Таблица 7

На чем основан выбор мультфильмов

Выбор одного, самого типичного ответа)

Процент от числа ответов

Мультфильмы, показываемые в передаче «Спокойной ночи, малыши!»

52%

Собственные предпочтения

27%

Предпочтения ребенка

11%

Советы знакомых + советы на форумах в интернете

10%

 

Обсуждение с родителями на форумах в интернете проблемы просмотров младшими дошкольниками мультфильмов позволило выявить еще несколько важных моментов, затрагивающих использование новейших информационно-коммуникационных технологий. Оказалось, что многие младшие дошкольники пользуются интернетом, причем иногда совершенно бесконтрольно. Немаловажную роль в этом играют компьютерные элементы сенсорного управления. Если, например, с «мышкой» и «тачпадом» дети плохо справляются до определенного возраста, то с новыми устройствами, такими, как айфон, айпад и т.п., малыши справляются легче. Как указала одна из участниц исследования, ее дочка в возрасте 1 год и 3 месяца «в айпаде разбирается уже лучше, чем я. Знает, где ее папка, где мультики включить можно».

Дети постарше уже умеют набрать в строке поиска название мультфильма и загрузить страницу нужного сайта, где можно посмотреть мультфильм. А дальше ребенку разные онлайновые ресурсы предлагают еще и дополнительную мультпродукцию, например, сайт «Youtube.ru», который предлагает посмотреть подобные ролики. Что предложат ребенку, остается только гадать (мультфильмы в пошловатой интерпретации некого Гоблина со сниженной лексикой — не самое худшее).

* * *

Подведем итоги. Итак, возникнув в начале XX в., мультфильм развивался и продолжает развиваться как вид киноискусства, особенно привлекательный для детей, благодаря специфическим средствам художественной выразительности, что послужило предпосылкой для его использования в воспитательных целях, трансляции социальных норм и ценностей подрастающему поколению в доступной для восприятия форме. В дальнейшем развитие медиатехнологий, разработка и широкое распространение тех или иных технических средств коммуникации постоянно расширяли возможности обращения к анимации в ежедневном режиме, что предопределило рост ее потенциала для социализации детей.

Специальное эмпирическое исследование, проведенное нами в 2012—2013 гг. среди 1500 матерей младших дошкольников (до трех лет включительно), позволило обнаружить следующие факты и тенденции.

•    Благодаря современным техническим средствам дети опрошенных родителей в своем подавляющем большинстве (95%) начинают смотреть мультфильмы в возрасте до двух лет, а почти четверть детей (23%) — до одного года. Таким образом, гипотеза о раннем начале обращения детей к анимации подтвердилась.

•    Столь раннее начало просмотров мультфильмов детьми объясняется прежде всего желанием родителей переключить внимание детей, во-первых, для того, чтобы освободить себе время для каких-то других занятий, во-вторых, чтобы успокоить возбужденного ребенка. В ряде семей фактором, подталкивающим к раннему началу просмотров мультфильмов, является специфика поведенческих стилей обращения к электронному экрану, среди которых особое распространение имеет привычка к непрерывному фоновому телесмотрению.

•    Мы фиксируем подтверждение и второй гипотезы. По основанию «отечественная/зарубежная анимационная продукция» в структуре просмотров детей доминирует зарубежная продукция (55%). Каковы последствия такого воздействия, пока неясно.

Таким образом, можно заключить, что в современной российской социокультурной ситуации мультфильм занимает заметное место в жизни младших дошкольников и как фактор социализации играет значимую роль с самого раннего детства. Со всей очевидностью видна необходимость тщательнейшего изучения влияния анимации на развитие детей в младшем дошкольном возрасте.

 

 



[1] Наряду с термином «мультфильм» в обобщенном смысле для обозначения социокультурного феномена в качестве синонимов часто используют термины «мультипликационный фильм», «мультипликация», «анимационный фильм», «анимация», «анимационное кино». Мы также в контексте статьи будем использовать эти слова и словосочетания как синонимы. — А.Ш. и Ю.А.

[2] Спокойной ночи, малыши! [Электронный ресурс] // Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org /%D1%EF%EE%EA%EE%E9%ED% EE%E9_%ED%EE%F7%E8,_%EC%E0%EB%FB%F8%E8! (дата обращения: 19.10.2014).

[3] Об этом, в частности, упоминается в публикациях, посвященных кинопроекционной аппаратуре. См., напр.мер: Кинопленка [Электронный ресурс] // Популярное материаловедение. URL: http://museion.rU/material/data1/1.2/kinoplenka.html (дата обращения: 19.10.2014) и др.

[4] В качестве примера сошлемся на исследование, проведенное в 2007 г. Центром социологии образования РАН под руководством В.С. Собкина, в котором были опрошены 1936 родителей детей дошкольного возраста и 320 воспитателей детских садов [11].

[5] «Симпсоны» — американский мультсериал, с 1989 г. транслируется в полном формате на телеканале «Fox». Сериал местами носит яркий сатирический характер, высмеивая нравы современного американского общества, и явно предназначен не для детей. Подробнее о сериале «Симпсоны» см., например: Серии мультсериала «Симпсоны» [Электронный ресурс] // Википедия. URL: http://ru.wiki- pedia.org/wiki/%D1%E5%F0%E8%E8_%EC%F3%EB%FC%F2%F1%E5%F0%E8%E0%EB%E0_%AB%D1%E8%EC%EF%F1%EE%ED%F B%BB (Дата обращения: 19.10.2014). В России в настоящий момент «Симпсоны», согласно Федеральному закону №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», имеют возрастную маркировку 16+..

[6] «Гриффины» — американский мультсериал, также транслировавшийся на телеканале «Fox» (см., например: Гриффины [Электронный ресурс] // Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%F0%E8%F4%F4%E8%ED%FB) (Дата обращения: 19.10.2014). Сериал использует приемы ситкома и «содержат шутки на различные щепетильные и спорные темы». В России в настоящий момент «Гриф­фины» имеют возрастную маркировку 16+.

[7] Основная коллизия состояла в том, что сын И.А. Смыкова смотрел продукцию, предназначенную для более взрослой аудитории 16+, что причиняло вред его здоровью и развитию, если использовать нынешнюю юридическую терминологию.

[8] Подробнее о «Деле Смыкова» см., например: Родители против «Симпсонов» и «Гриффинов» // Официальный сайт НП «Родительский комитет» [Электронный ресурс]. URL: http://www.r-komitet.ru/media/rights/rentv/ (дата обращения: 19.10.2014).

[9] Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронный ресурс] // Российская газета. Федеральный выпуск. 2010. № 5376, 31 декабря. URL: http:// www.rg.ru/2010/12/31/deti-inform-dok.html (дата обращения: 19.10.2014).

[10] Список аккредитованных экспертов представлен на сайте Роскомнадзора. См.: Деятельность по исполнению Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Роскомнадзора. URL: http://rkn.gov.ru/mass-communications/p679/ (дата обращения: 19.10.2014).

[11] Концепция информационной безопасности детей [Электронный ресурс] //Официальный сайт Роскомнадзора. URL: http://rkn.gov.ru/mass-communications/p700/p701/ (дата обращения: 19.10.2014).

[12] Данное исследование легло в основу одной из глав магистерской диссертации Ю.В. Айгистовой на тему: «Развитие отечественного рынка анимационной продукции для детей дошкольного возраста», выполненной под руководством А.В. Шарикова и успешно защищенной в 2013 г. — А.Ш. и Ю.А.

[13] Еще в начале 2000-х гг. было установлено, что почти половина россиян предпочитает смотреть телевизор в фоновом режиме [5].

 

* Шариков Александр Вячеславович, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. a.sharikov@mail.ru

 ** Айгистова Юлия Владиславовна, магистр журналистики, руководитель, клуб журнала «Благодарение», Москва, Россия. aigistovayv@mail.ru

[††††] Sharikov Aleksandr Vyacheslavovich, PhD, Professor of the National Research University 'Higher School of Economics', Russia. a.sharikov@mail.ru

[‡‡‡‡] Aigistova Yuliya Vladislavovna, Master of Journalism, Head of the Journal 'Blagoderienie' Club, Russia. aigistovayv@mail.ru

Литература

  1. Адамьянц Т.З. Дети в современной социокультурной среде // Россия реформирующаяся. 2009. № 08. С. 404—417.
  2. Ермизина Е.В. Социальная диагностика в регулирова­нии социально ответственной деятельности телевидения: на примере исследования телепродукции для детской аудито­рии. Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08. М., 2010. 144 с.
  3. Иванов-Вано И.П. Очерки истории развития мульти­пликации (до Второй мировой войны). М.: ВГИК, 1967. 54 с.
  4. Интервью с Е.О. Смирновой. Разговор о влиянии мультфильмов на детей // Благодарение [Электронный ресурс]. URL: http://www.blagoda.com/intervyu/6053.html (Дата обращения: 19.10.2014).
  5. Ковалёв П.А. Российская телевизионная аудитория. М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2007. 205 с.
  6. Когатько А.Г. Телевидение для детей: теория, исто­рия, перспективная модель функционирования: Дис. … канд. филол. Наук: 10.01.10. М., 2007. 246 с.
  7. Медведева Е.А. Особенности телетрансляции муль­типликационных фильмов, ориентированных на детей до­школьного возраста // Социология дошкольного воспита­ния: Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XIX / Под ред. В. С. Собкина. — М.: Центр социологии образова­ния РАО, 2006. С. 65—71.
  8. Смирнова Е.О., Собкин В.С. Спокойной ночи, малы­ши! // Дошкольное воспитание. 1986. № 7. С. 75—76.
  9. Собкин В.С. Мультфильм как средство социально­психологического анализа морально-нравственного разви­тия ребенка (по материалам исследования 1985 и 2006 гг.) // Социология дошкольного воспитания: Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XIX / Под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2006. С. 73—101.
  10. Собкин В.С., Казначеева К.Н., Иванова А.И. До­школьник у телеэкрана: мнение родителей // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXIV / Под ред. В.С. Собкина. М.: Институт социо­логии образования РАО, 2010. С. 83—97.
  11. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Веря­сова Е.С. Социология дошкольного детства. Труды по со­циологии образования. Т. XVII. Вып. XXIX. М.: Институт социологии образования РАО, 2013. — 165 с.
  12. Соколова М.В. Персонажи современных мультфиль­мов в играх и игрушках детей // Психологическая наука и образование. 2011 № 2. С. 68—74.
  13. Фомина В.А. Драматургические модели современ­ной анимации: на материале российского кукольного кино: 17.00.03. Дис. … канд. искусствоведения. М., 2012. 227 с.
  14. Ханжонков А.А. Первый мультипликатор // Из ис­тории кино. Вып. 7. М.: Искусство, 1968. С. 69—102.

Информация об авторах

Шариков Александр Вячеславович, кандидат педагогических наук, Профессор Департамента медиа Факультета коммуникаций, медиа и дизайна Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", e-mail: a.sharikov@mail.ru

Айгистова Юлия Владиславовна, e-mail: aigistovayv@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2502
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1522
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1