Новая модульная основная профессиональная образовательная программа исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»: опыт разработки и апробации

1078

Аннотация

В статье рассматривается специфическое устройство магистратуры МГППУ «Культурно-историче¬ская психология и деятельностный подход в образовании». Специфика построения магистратуры — в разработке модулей, позволяющих в интенсивном обучении представить ключевые вопросы, современ¬ное состояние и основные практики культурно-исторической психологии и деятельностного подхода.

Общая информация

Ключевые слова: учебная деятельность, образовательная среда, культурно-историческая психология, теория деятельности, деятельностный подход, исследовательская деятельность, профессиональный стандарт

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110301

Для цитаты: Рубцов В.В., Эльконин Б.Д. Новая модульная основная профессиональная образовательная программа исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»: опыт разработки и апробации // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 4–8. DOI: 10.17759/chp.2015110301

Полный текст

 

В настоящее время все более остро ощущается нехватка специалистов, способных работать в рамках требований новых профстандартов. Не является исключением апробируемый в настоящее время в Российской Федерации профстандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [7]. В соответствии с требованиями этого профстандарта эффективная организация учебной деятельности невозможна без психолого-педагогических исследований процессов обучения, воспитания и развития, происходящих в совместной работе учителя и учащихся. Без опоры на результаты исследований, «встраиваемых» в обучение, и наличия необходимых исследовательских компетенций современный педагог не сможет правильно оценить трудности, возникающие в условиях учебно-воспитательного процесса, не сможет перестраивать условия организации учебной работы и, следовательно, не сможет правильно строить эффективную учебную деятельность, формирующую высокий уровень образовательных результатов у обучающихся. Последнее, в свою очередь, является объективным препятствием для реализации ФГОС общего образования.

В настоящее время в системе высшего профессионального образования разработана и проходит апробацию программа исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании», направленная на подготовку педагога-исследователя, эксперта в области психолого-педагогических исследований проблем детства (раннего, дошкольного и школьного возраста), обладающего глубокой теоретической и практической базой, ориентирующегося в традиционных и современных исследованиях и разработках, выполненных в рамках культурно-исторической психологии и деятельностного подхода[III].

Программа представляет собой новый образовательный продукт, построенный по модульному принципу и нацеленный на подготовку специалистов, не просто знакомых с основными принципами и практиками организации научных исследований в области образования, но и способных оказывать качественную психолого-педагогическую поддержку образовательной среды современного образовательного учреждения. Программа включает компоненты, необходимые для решения этой задачи:

1)     знание концептуальных основ построения психолого-педагогических исследований в образовании;

2)   углубленную методологическую подготовку в области культурно-исторической психологии и деятельностного подхода как основы для построения практикоориентированного научного исследования;

3)    усиление научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней.

Принципиальным требованием магистерской программы является отказ от большого числа теоретических курсов и направленность на построение программ индивидуальных практик магистрантов на основе системы клинических баз практики, включающих образовательные учреждения дошкольного и общего образования, психолого-медико-социальные центры и др.

Общие направления проектирования модулей основной профессиональной образовательной программы магистратуры определены в проекте модернизации педагогического образования, основанном на ком- петентностно-деятельностном подходе к содержанию и методам подготовки будущих педагогов [1; 3; 8]. В проекте учтены также зарубежные достижения в подготовке учителей [11]. В русле этих направлений была разработана концепция проектирования новых (интегративных) модулей ОПОП исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании», предусматривающих увеличение НИР и практики студентов в сетевом взаимодействии образовательных учреждений различной направленности. В основе этой концепции лежат следующие положения.

Первое положение. Профессиональная подготовка на основе ОПОП исследовательской магистратуры психолого-педагогического направления осуществляется в форме особо организованной исследовательской деятельности студентов, включающей решение ими профессиональных исследовательских задач и выполнение профессиональных исследовательских действий, направленных на выявление и анализ проблем учебной деятельности. При этом:

•  предметом целенаправленной работы слушателя магистратуры является образовательная среда, которая понимается в широком смысле как вид социальной практики;

•   подготовка исследователя рассматривается как деятельность (исследовательская) над деятельностью (в данном случае над учебной деятельностью);

•  исследовательская деятельность выступает: а) как теоретический принцип (учебное содержание модуля) и б) как предмет изучения (образовательная практика).

Второе положение. Исследование учебной деятельности предусматривает наличие системы дополнительных компетенций в области научно-исследовательской деятельности.

Третье положение. Системе дополнительных компетенций соответствует обобщенный способ исследования учебной деятельности

Четвертое положение. Практика и научно-исследовательская работа (НИР) студентов содержательно связаны между собой: исследовательские проблемы возникают в практике учебной деятельности, а содержание и методы исследования направлены на решение конкретных проблем, с которыми сталкиваются магистранты в условиях практики.

Пятое положение. Наличие исследовательских компетенций и соответствующего уровня сформиро- ванности обобщенного способа исследования учебной деятельности является показателем развития профессиональной компетентности исследователя в области учебной деятельности.

Выбор методологии и методов культурно-исторической психологии и деятельностного подхода в качестве содержательной основы подготовки будущих педагогов-исследователей в системе общего образования определен следующими обстоятельствами. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ориентирует педагогические коллективы школ на организацию учебной деятельности, которая носит принципиально развивающий характер [13]. Это определено, в частности, в требованиях к метапредметным и личностным образовательным результатам. В работе образовательных учреждений возникают реальные проблемы, требующие психолого-педагогической поддержки именно в реализации принципов психического развития в обучении, что представлено в традиции культурно-исторической психологии и деятельностного подхода в образовании, заложенной трудами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и их последователями. Культурно-историческая психология и деятельностный подход являются в настоящее время активно развивающимися направлениями психологической науки в России и зарубежом [2; 10]. Активно развиваются исследования проблем учебной деятельности, начатые В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным, прежде всего, исследования природы действий анализа и рефлексии, учебной коммуникации [4; 8; 9; 12; 14]. Осваивая методологию и методы этой научной школы, студенты будут находиться на острие решения современных проблем образования. Именно поэтому мышление студентов не может опираться на культурно-исторический и деятельностный подходы как на завершенные «доктрины». В освоении этих подходов необходимы постановка новых исследовательских вопросов и выработка новых средств исследовательской и педагогической работы. Лишь в этом случае могут возникнуть и развиться требуемые компетентности, а их развитие повлечет за собой и развитие самих культурно-исторической и деятельностной теорий.

 

Литература

  1. Болотов В.А. Программа модернизации педагогичес­кого образования 2014—2017 [Электронный ресурс] // Портал сопровождении проектов модернизации педагоги­ческого образования. URL: http://xn--80aaacgdafieaexjhz 1dhebdg0bs2m.xn--p1ai/documents/show/14 (дата обраще­ния 17.07.2014).
  2. Вересов Н.Н., Смолка А.Л., Парадиз Р. Развивая куль­турно историческую теорию: четвертое поколение прихо­дит? // Культурно-историческая психология. 2013. № 3. С. 46—55.
  3. Каспржак А.Г. Институциональные тупики россий­ской системы подготовки учителей // Вопросы образова­ния. 2013. № 4. С. 261—282.
  4. Максимов Л.К. Теория и практика деятельностного подхода к обучению // Историческое образование: особен­ности реализации системно-деятельностного подхода в со­временной школе: матер. Межд. науч.-практ. конф. (Волго­град, 20 ноября 2012 г.). М.: Планета, 2013. С. 34—40.
  5. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с про­фессиональным стандартом педагога: предложения к реа­лизации деятельностного подхода в подготовке педагоги­ческих кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. № 2. C. 1—18. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (дата об­ращения: 25.07.2014).
  6.  Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 16.04.2010 № 376 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного обра­зовательного стандарта высшего профессионального обра­зования по направлению подготовки 050400 Психолого­педагогическое образование (квалификация (степень) “магистр”)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.05.2010 N 17382).
  7.  Профессиональный стандарт «Педагог (педагогичес­кая деятельность в сфере дошкольного, начального обще­го, основного общего, среднего общего образования) (вос­питатель, учитель)» [Электронный ресурс]: приложение к Приказу Минтруда России № 544н от 18.10.2013 г. «Об ут­верждении профессионального стандарта “Педагог (педа­гогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» // Министерство труда и соци­альной защиты Российской Федерации. URL: http://www. rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения 17.07.2014).
  8. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. О дея­тельностном содержании психолого-педагогической под­готовки современного учителя для новой школы // Куль­турно-историческая психология. 2010. № 4. C. 62—68.
  9. Рубцов В.В. В.В. Давыдов — основатель научной шко­лы и директор Психологического института // В.В. Руб­цов. Социально-генетическая психология развивающего образования. М.: МГППУ, 2008. С. 367—386.
  10. Рубцов В.В. Культурно-исторический тип школы (проект разработки) / В.В. Рубцов, А.А. Марголис, В.А. Гу­ружапов // Психологическая наука и образование. 1996. № 4. С. 79—94.
  11. Сидоркин А.М. Профессиональная подготовка учи­телей в США: уроки для России // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 136—155.
  12.  Технология оценки образовательной среды школы: учеб.-метод. пособие для школьных психологов / Под ред. В.В. Рубцова, И.М. Улановской. М.; Обнинск: ИГ—СО­ЦИН, 2010. 56 с.
  13.  Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования [Электронный ресурс] // Министерство Образования и Науки РФ. 1 мар­та 2012 года. Последнее изменение: 26 июня 2015 года. URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обра­щения 125. 08. 2015).
  14. Эльконин Б.Д. Пространство учебной деятельности младшего школьника: цели и результаты. // Сб. материа­лов 5-ой научно-практической конференции «Педагогика развития: проблема образовательных эффектов». Красно­ярск, 1998.
  15. Юдин Э.Г. Деятельность как объяснительный прин­цип и как предмет научного изучения // Вопросы филосо­фии. 1976. № 5.

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Эльконин Борис Даниилович, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией «Психология младшего школьника», ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3118-5154, e-mail: belconin@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2834
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1078
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 10