Культурно-историческая научная школа: проблемы, которые поставил Л.С. Выготский*

6559

Аннотация

Рассматриваются основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Обсуждается система основных понятий этой научной школы. Анализируется подход Л.С. Выготского, согласно которому основой психического развития человека выступает качественное изменение социальной ситуации или, говоря терминами А.Н. Леонтьева, изменение деятельности человека. Показано, что в изменении деятельности человека важное значение имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве. Обосновывается роль социальных взаимодействий в обучении и развитии детей применительно к проблеме новой школы.

Общая информация

* Рубцов В.В. Доклад на Международном симпозиуме, посвященном 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского: «Научная школа Л.С. Выготского: традиции и инновации: материалы международного симпозиума (27—28 июня 2016)» (М.: БУКИВЕДИ, 2016. С. 18—24).

Ключевые слова: культурно-историческая психология, изменение социальной ситуации, изменение деятельности человека, зона ближайшего развития, социальные взаимодействия и обучение, коллективная деятельность

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120301

Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ

Для цитаты: Рубцов В.В. Культурно-историческая научная школа: проблемы, которые поставил Л.С. Выготский // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 4–14. DOI: 10.17759/chp.2016120301

Фрагмент статьи

Я буду обсуждать эти положения, во многом при- влекая точку зрения моего учителя В.В. Давыдова. По его мнению, основы культурно-исторической концепции были заложены самим Л.С. Выготским где-то около 1927—1928 годов. Затем он очень многое внес в формирование ее основных положений [3].

Литература

  1. Выготский Л.С., Сахаров Л.С. Исследование образования понятий: методика двойной стимуляции // Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект позна- ния / Отв. ред. В.В. Петухов; ред.-сост. Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин. М.: Российское психологическое обще- ство, 1998
  2. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико- психологические проблемы построения учебных предме- тов. М.: Педагогическое общество России, 2000. 480 с.
  3. Давыдов В.В. Доклад на Международной конфе- ренции «Культурно-исторический подход: развитие гума- нитарных наук и образование» (сокращенная стенограмма выступления) // Последние выступления. М.: ПЦ «Экспе- римент», 1998. С. 30—35.
  4. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. М.: МГУ име- ни М.В. Ломоносова, 1986. С. 117.
  5. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М.: МГППУ, 2008. 416 с.
  6. Рубцов В.В., Гуружапов В.А., Макаровская З.В., Максимов Л.К. Новая модульная основная профессио- нальная образовательная программа исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и де- ятельностный подход в образовании»: опыт разработки и апробации // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 3. С. 7—15.
  7. Griffin P., Cole M. A  dialogue  with future  through today’s activity cognition and communication. M.: Science, 1988. Р. 189—207.
  8. Leontyev A.N. The Problem of Activity in Psychology. The Concept of Activity in Soviet Psychology. New York, 1981. Р. 140—162.
  9. Luria A.R. The Nature of Human Conflicts. New York: Liveright, 1932.
  10. Rubtsov V.V. Learning in children: organization and de- velopment of cooperative actions». NY: Nova Science Publishers, Ins, 1991.
  11. Vygotsky L. Mind in society: The development of high- er psychological processes. Cambridge, MA: Harvard Univer- sity Press. 1978. 159 p.
  12. Wertsch J.V. Culture, Communication and Vygotskian Perspectives. (ed.) Cambridge, 1985.

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5288
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 6559
В прошлом месяце: 97
В текущем месяце: 25